РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Финансово-экономический анализ"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа прикладного бакалавриата

Финансы в транспортно-промышленном комплексе

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н., доц. Риполь-Сарагоси Людмила Геннадьевна, к.э.н. Зиновьева Юлия Сергеевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Финансово-экономический анализ" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Ткачева О. А., зав. кафедрой "Экономика и управление", ШАИ (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Финансово-экономический а_Б_38.03.01_во_67_ЭУА_п60569_67876.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Финансово-экономический анализ".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Финансово-экономический анализ" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Финансы в транспортно-промышленном комплексе".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс экономических дисциплин", "Финансовая аналитика и финансовый инжиниринг";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: подходы и методики сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач

Умеет: использовать подходы и методики сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач

Имеет навыки: использования подходов и методик сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач

ОПК-2 - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает: инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, подходы анализа результатов расчетов и обоснования полученных выводов

Умеет: использовать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, подходы анализа результатов расчетов и обоснования полученных выводов

Имеет навыки: использования инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, подходов анализа результатов расчетов и обоснования полученных выводов

ОПК-3 - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Знает: методы экономического анализа, используемые для принятия управленческих решений и разработки и обоснования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Умеет: применять методы экономического анализа для принятия управленческих решений и разработки и обоснования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Имеет навыки: проведения финансово-экономичесого анализа для принятия управленческих решений и разработки и обоснования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

ПК-11 - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Финансово-экономический анализ" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Бухгалтерская (финансовая) отчетность", "Основы бухгалтерского учета".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 6, 7 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 100 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6 7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 48 48 24 24
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 48 48 24 24
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 3 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 139   89 50
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 139   89 50
Контроль, всего и в т.ч. 13   4 9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За) 4   4  
Общая трудоемкость, часы 252 100 144 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   4 3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 36 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9 10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 18 18 6 4 2 6
Лекции (Лек) 10 10 6   2 2
Лабораторные работы (Лаб)            
Практические, семинары (Пр) 8 8   4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
18 18 2 8   8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 203   64 56 34 49
Контрольная работа (К) 12     6   6
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 191   64 50 34 43
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 252 36 72 72 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Экономический анализ в системе управления организацией. ОПК-3
2 Теоретические основы экономического анализа ОПК-2
3 Методы экономического анализа ОПК-2, ОПК-3
4 Управленческий анализ ОПК-3, ПК-11
5 Информационные источники и методы финансового анализа ОПК-2, ОПК-3
6 Финансовый анализ ОПК-3
7 Диагностика состояния и развития бизнеса ОПК-3, ПК-11
8 Инвестиционный анализ ОПК-3, ПК-11

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6     20
2 4     20
3 4     24
4 10 24   25
5 4 4   15
6 8 16   15
7 6 2   14
8 6 2   6
Итого 48 48   139
В т.ч. практическая подготовка   8    

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     191
2 4  
3    
4   4
5 2  
6   4
7 2  
8    
Итого 10 8   191
В т.ч. практическая подготовка   8    

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Понятие и содержание экономического анализа. 2
Информационное обеспечение экономического анализа:: 1) понятие информации данных; 2) классификация информации; 3) свойства информации; 4) информационное обеспечение системы управления; 5) основные требования к качеству информации. 2
Роль и задачи экономического анализа в управлении организацией, выбор методик расчета экономических показателей. 2
2 Научные основы экономического анализа. 2
Основные концепции анализа. 2
3 Формализованные методы. 2
Неформализованные методы. 2
4 Анализ объема и реализации продукции. 2
Анализ использования ресурсов предприятия. 2
Принятие упрвленческих решений на основе маржинального анализа (часть 1). 2
Принятие упрвленческих решений на основе маржинального анализа (часть 2). 2
Принятие упрвленческих решений на основе маржинального анализа (часть 3). 2
Семестр № 7
5 Информационная база и организация проведения финансового анализа. 2
Методы финансового анализа. 2
6 Анализ финансового состояния организации как основа для принятия финансовых решений: 1) суть финансового анализа и его роль в принятии решения; 2) формы финансовой отчетности как основа для принятия финансовых решений; 3) учетная политика организации; 4) методы и виды финансового анализа. 2
Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности организации:: 1) коэффициенты финансового рычага задолженности; 2) коэффициенты платежеспособности; 3) коэффициенты ликвидности. 2
Анализ финансовых результатов деятельности организации:: 1) финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа; 2) анализ динамики, состава и структуры прибыли предприятия; 3) факторный анализ прибыли от продаж; 4) анализ показателей рентабельности предприятия. 2
Анализ деловой активности организации:: 1) основные критерии деловой активности предприятия; 2) оценка эффективности использования ресурсов; 3) анализ устойчивости экономического роста. 2
7 Экспресс-анализ в финансовой оценке бизнеса. 2
Анализ экономического потенциала и финансовой устойчивости развития бизнеса. 2
Неформальные методы уточнения результатов финансовой диагностики состояния бизнеса. 2
8 Инвестиции: сущность и виды. 2
Оценка эффективности инвестиций. 2
Институциональный финансовый анализ. 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 8
1 Понятие и содержание экономического анализа. 2
2 Научные основы экономического анализа. 2
Основные концепции анализа. 2
Заезд № 10
5 Информационная база и организация проведения финансового анализа. 2
Заезд № 11
7 Экспресс-анализ в финансовой оценке бизнеса. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
4 Анализ технико-организационного уровня производства (часть 1) 2
Анализ технико-организационного уровня производства (часть 2) 2
Анализ основных средств и материальных ресурсов (часть 1) 2
Анализ основных средств и материальных ресурсов (часть 2) 2
Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа (часть 1) 2
Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа (часть 2) 2
Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа (часть 3) 2
Анализ использования трудовых ресурсов (часть 1) 2
Анализ использования трудовых ресурсов (часть 2) 2
Анализ затрат на производство и продажу продукции(часть 1) 2
Анализ затрат на производство и продажу продукции(часть 2) 2
Актуальные проблемы управленческого анализа 2
Семестр № 7
5 Роль финансового анализа в деятельности предприятий в современных экономических условиях 2
Обзор методов финансового анализа предприятия 2
6 Использование методов качественного анализа (часть 1) 2
Использование методов качественного анализа (часть 2) 2
Анализ использования капитала организации (часть 1) 2
Анализ использования капитала организации (часть 2) 2
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (часть 1) 2
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (часть 2) 2
Анализ финансового состояния предприятия (часть 1) 2
Анализ финансового состояния предприятия (часть 2) 2
7 Диагностический анализ состояния и развития бизнеса 2
8 Методы осуществления инвестиционного анализа 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
4 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа (часть 1) 2
Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа (часть 2) 2
Курс № 4
6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (часть 1) 2
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (часть 2) 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Экономический анализ в системе управления организацией. 20
2 Теоретические основы экономического анализа 20
3 Методы экономического анализа 24
4 Управленческий анализ 25
Семестр № 7
5 Информационные источники и методы финансового анализа 15
6 Финансовый анализ 15
7 Диагностика состояния и развития бизнеса 14
8 Инвестиционный анализ 6

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Экономический анализ в системе управления организацией. 114
Информационное обеспечение экономического анализа:: 1) понятие информации данных; 2) классификация информации; 3) свойства информации; 4) информационное обеспечение системы управления; 5) основные требования к качеству информации.
Роль и задачи экономического анализа в управлении организацией, выбор методик расчета экономических показателей
2 Теоретические основы экономического анализа
3 Методы экономического анализа
Формализованные методы
Неформализованные методы
4 Управленческий анализ
Анализ объема и реализации продукции
Анализ использования ресурсов предприятия
Принятие упрвленческих решений на основе маржинального анализа (часть 1)
Принятие упрвленческих решений на основе маржинального анализа (часть 2)
Принятие упрвленческих решений на основе маржинального анализа (часть 3)
Анализ технико-организационного уровня производства (часть 1)
Анализ технико-организационного уровня производства (часть 2)
Анализ основных средств и материальных ресурсов (часть 1)
Анализ основных средств и материальных ресурсов (часть 2)
Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа (часть 3)
Анализ использования трудовых ресурсов (часть 1)
Анализ использования трудовых ресурсов (часть 2)
Анализ затрат на производство и продажу продукции(часть 1)
Анализ затрат на производство и продажу продукции(часть 2)
Актуальные проблемы управленческого анализа
Курс № 4
5 Информационные источники и методы финансового анализа 77
Методы финансового анализа
Роль финансового анализа в деятельности предприятий в современных экономических условиях
Обзор методов финансового анализа предприятия
6 Финансовый анализ
Анализ финансового состояния организации как основа для принятия финансовых решений: 1) суть финансового анализа и его роль в принятии решения; 2) формы финансовой отчетности как основа для принятия финансовых решений; 3) учетная политика организации; 4) методы и виды финансового анализа.
Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности организации:: 1) коэффициенты финансового рычага задолженности; 2) коэффициенты платежеспособности; 3) коэффициенты ликвидности.
Анализ финансовых результатов деятельности организации:: 1) финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа; 2) анализ динамики, состава и структуры прибыли предприятия; 3) факторный анализ прибыли от продаж; 4) анализ показателей рентабельности предприятия.
Анализ деловой активности организации:: 1) основные критерии деловой активности предприятия; 2) оценка эффективности использования ресурсов; 3) анализ устойчивости экономического роста.
Использование методов качественного анализа (часть 1)
Использование методов качественного анализа (часть 2)
Анализ использования капитала организации (часть 1)
Анализ использования капитала организации (часть 2)
Анализ финансового состояния предприятия (часть 1)
Анализ финансового состояния предприятия (часть 2)
7 Диагностика состояния и развития бизнеса
Анализ экономического потенциала и финансовой устойчивости развития бизнеса
Неформальные методы уточнения результатов финансовой диагностики состояния бизнеса
Диагностический анализ состояния и развития бизнеса
8 Инвестиционный анализ
Инвестиции: сущность и виды
Оценка эффективности инвестиций
Институциональный финансовый анализ
Методы осуществления инвестиционного анализа

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Финансово-экономический анализ: учеб.-метод. пособие к практ. занятиям и самостоят. работе / А. В. Жигунова, М. М. Скорев, Д. В. Залозная [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2020. - 103 с.: табл. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6 7
ОПК-2 + +
ОПК-3 + +
ПК-11 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-11 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контроль по разделам рабочей программы.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, подходы анализа результатов расчетов и обоснования полученных выводов.
2)Предмет и объект экономического анализа.
3)Принципы экономического анализа.
4)Классификация видов экономического анализа.
5)Содержание и характерные особенности метода экономического анализа.
6)Показатели и факторы, используемые в экономическом анализе.
7)Система показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
8)Методические приемы экономического анализа.
9)Информационное обеспечение экономического анализа на предприятии.
10)Информационное обеспечение системы управления.
11)Содержание и методика проведения комплексного экономического анализа.
12)Значение и задачи анализа производства и реализации продукции, работ, услуг.
13)Состав информационной базы анализа производства и реализации продукции.
14)Систему показателей выпуска и реализации продукции.
15)Сущность анализа качества продукции.
16)Задачи и источники информации анализа использования трудовых ресурсов предприятия.
17)Система трудовых показателей предприятия.
18)Сущность анализа трудоемкости продукции.
19)Значение и задачи анализа фонда оплаты труда.
20)Значение, задачи и информационная база анализа основных производственных фондов
21)Элементы анализа эффективности использования ОПФ.
22)Элементы анализа использования материальных ресурсов.
23)Задачи и значение анализа обеспеченности материальными ресурсами.
24)Значение и содержание анализа эффективности использования материальных ресурсов.
25)Значение экономического анализа в разработке и принятии управленческих решений.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Осуществить анализ объема производства.
2)Провести анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств.
3)Организовать и осуществить анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами:
4)Провести анализ трудоемкости продукции.
5)Осуществить анализ эффективности использования ОПФ.
6)Провести анализ структуры, ассортимента и качества продукции.
7)Организовать анализ использования рабочего времени.
8)Осуществить анализ эффективности использования материальных ресурсов.
9)Провести анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства.
10)Организовать и осуществить анализ интенсивности и эффективности использования основных средств.
11)Провести анализ численности персонала, динамики его состава и структуры.
12)Осуществить анализ экстенсивного и интенсивного использования трудовых ресурсов.
13)Осуществить анализ затрат на 1 рубль объема продукции (работ, услуг).
14)Провести анализ себестоимости продукции по статьям и элементам затрат
15)Провести анализ использования материальных ресурсов.
16)Обосновать задачи и значение анализа обеспеченности материальными ресурсами.
17)Обосновать значение и содержание анализа эффективности использования материальных ресурсов.
18)Обосновать систему показателей себестоимости продукции.
19)Обосновать задачи и значение определения резервов снижения себестоимости продукции.
20)Обосновать значение и задачи анализ объема производства.
21)Провести анализ структуры и динамики себестоимости продукции.
22)Обосновать значение, задачи и информационное обеспечение анализа себестоимости продукции.
23)Обосновать информационное обеспечение экономического анализа на предприятии.
24)Обосновать информационное обеспечение системы управления.
25)Обосновать роль экономического анализа в разработке и принятии управленческих решений.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Проведения комплексного экономического анализа.
2)Подбора, оценки достоверности и ранжирования информационных данных при проведении экономического анализа.
3)Анализа качества продукции.
4)Обоснования управленческих решений в бизнесе на основе анализа реализации продукции и выполнения договорных обязательств.
5)Расчета влияния факторов, связанных с использованием материальных ресурсов, на объем и себестоимость продукции.
6)Выявления резервов увеличения выпуска продукции.
7)Анализа влияния факторов, связанных с трудом, на объем продукции.
8)Анализа обеспеченности материальными ресурсами.
9)Анализа производительности труда.
10)Обоснования использования вида экономического анализа;
11)Обоснования содержание и характерные особенности метода экономического анализа;
12)Обоснования показателей и факторов, используемых в экономическом анализе;
13)Обоснования системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
14)Обоснования методических приемов экономического анализа;
15) Обоснования информационного обеспечения экономического анализа на предприятии;
16) Обоснования информационного обеспечение системы управления;
17) Обоснования содержания и методики проведения комплексного экономического анализа;
18) Обоснования значения и задач анализа производства и реализации продукции, работ, услуг;
19) Обоснования информационной базы анализа производства и реализации продукции;
20) Обоснования системы показателей выпуска и реализации продукции;
21) Обоснования задач и источников информации анализа использования трудовых ресурсов предприятия;
22) Обоснования системы трудовых показателей предприятия;
23) Обоснования значения и задач анализа фонда оплаты труда;
24) Обоснования значения, задач и информационной базы анализа основных производственных фондов
25) Определения роли экономического анализа в разработке и принятии управленческих решений.

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Суть финансового анализа и его роль в принятии решения.
2) Формы финансовой отчетности как основа для принятия финансовых решений.
3) Учетную политика организации.
4) Методы и виды финансового анализа.
5) Сущность анализа финансовой устойчивости организации.
6) Сущность анализа платежеспособности организации.
7) Значение и содержание анализа финансовых результатов деятельности организации.
8) Значение и задачи факторного анализа прибыли от продаж.
9) Сущность и задачи анализа динамики, состава и структуры прибыли предприятия.
11)Показатели рентабельности предприятия.
12) Основные критерии деловой активности предприятия.
13) Значение анализа устойчивости экономического роста.
14) Понятие и сущность маржинального дохода.
15) Понятие и сущность точки безубыточности, порога рентабельности.
16) Основные виды инвестиционного анализа
17) Основные подходы к проведению инвестиционного анализа
18) Основные виды интегрального финансового анализа
19) Основные виды альтернативного финансового анализа
20) Основные элементы МDA-модели
21) Основные элементы Logit-модели
22) Основные элементы регрессионного анализа
23) Основные элементы метода "Рейтинг-1 типа"
24) Основные элементы метода "Рейтинг-2 типа"
25) Основные элементы кластерного анализа

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Провести анализ финансового состояния организации
2) Провести анализ финансовой устойчивости организации
3) Осуществить анализ платежеспособности организации
4) Рассчитать коэффициенты финансового рычага задолженности
5) Рассчитать коэффициенты платежеспособности
6) Рассчитать коэффициенты ликвидности
7) Организовать и провести анализ финансовых результатов деятельности организации
8) Осуществить анализ динамики, состава и структуры прибыли предприятия
9) Провести факторный анализ прибыли от продаж
10) Проанализировать показатели рентабельности предприятия
11) Осуществить оценку эффективности использования ресурсов
12) Произвести расчет и оценку маржинального дохода предприятия
13) Произвести расчет и оценку точки безубыточности предприятия
14) Произвести расчет и оценку порога рентабельности предприятия
15) Произвести расчет и оценку запаса финансовой прочности предприятия
16) Осуществить оценку инвестиционного проекта простым методом
17) Использовать нейросетевой анализ при проведении финансового анализа
18) Использовать генетические алгоритмы в финансовом анализе
19) Использовать методы нечеткой логики в финансовом анализе
20) Использовать дерево решений в финансовом анализе
21) Использовать профессиональные экспертные решения в финансовом анализе
22) Использовать графический метод при проведении финансового анализа
23) Использовать SWOT-анализ при проведении финансового анализа
24) Использовать модель DUPont при проведении финансового анализа
25) Выявлять преимущества и недостатки различных методов финансового анализа

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчета коэффициента текущей ликвидности при проведении финансового анализа предприятия.

2) Расчета коэффициента абсолютной ликвидности при проведении финансового анализа предприятия.

3) Расчета коэффициента быстрой ликвидности при проведении финансового анализа предприятия.

4) Расчета коэффициента автономии при проведении финансового анализа предприятия.

5) Расчета коэффициента капитализации при проведении финансового анализа предприятия.

6) Расчета коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами при проведении финансового анализа предприятия.

7) Расчета коэффициента рентабельности активов при проведении финансового анализа предприятия.

8) Расчета коэффициента рентабельности собственного капитала при проведении финансового анализа предприятия.

9) Расчета коэффициента рентабельности продаж при проведении финансового анализа предприятия.

10) Расчета коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности при проведении финансового анализа.

предприятия.

11) Расчета коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности при проведении финансового анализа предприятия.

12) Расчета коэффициента оборачиваемости запасов при проведении финансового анализа предприятия.

13) Использовать методику проведения анализа денежных потоков.

14) Использовать методику проведения анализа ликвидности баланса.

15) Использовать методику проведения вертикального анализа.

16) Использовать методику проведения горизонтального анализа.

17) Использовать корреляционный анализ коэффициентов при проведении финансового анализа.

18) Использовать дисперсионный анализ коэффициентов при проведении финансового анализа.

19) Использовать рыночные показатели при проведении финансового анализа.

20) Использовать официальные методики при проведении финансового анализа.

21) Проведения сравнительного анализа основных финансовых показателей.

22) Использовать альтернативные методы проведения финансового анализа.

23) Использовать статистические показатели для проведения финансового анализа.

24) Использовать подходы и методики сбора, анализа и обработки данных, необходимых для проведения финансового анализа.

25) Проводить финансовый анализ для принятия управленческих решений и разработки и обоснования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)
2 Финансово-экономический анализ: учеб.-метод. пособие к практ. занятиям и самостоят. работе / А. В. Жигунова, М. М. Скорев, Д. В. Залозная [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2020. - 103 с.: табл. - Библиогр.- Текст : электронный

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 6 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 6 1, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 6 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Казакова, Н. А.  Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 209 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08793-2. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Казакова, Н. А.  Финансовый анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08792-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Шадрина, Г. В.  Экономический анализ : учебник для вузов / Г. В. Шадрина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 461 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14381-2. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Евстафьева [и др.] ; под общей редакцией И. Ю. Евстафьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 337 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00627-8. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Шадрина, Г. В. Теория экономического анализа : учебник и практикум для вузов / Г. В. Шадрина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 208 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01203-3. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Мельник, М. В.  Теория экономического анализа : учебник для вузов / М. В. Мельник, В. Л. Поздеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09983-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Финансово-экономический анализ: учеб.-метод. пособие к практ. занятиям и самостоят. работе / А. В. Жигунова, М. М. Скорев, Д. В. Залозная [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2020. - 103 с.: табл. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 1С: Предприятие. Программный продукт предназначен для автоматизации бухгалтерского и управленческого учётов (включая начисление зарплаты и управление кадрами), экономической и организационной деятельности предприятия. О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 67876.