РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Энергетические балансы и методы их анализа"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

направленность (профиль) программы магистратуры

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Муравьёв Анатолий Викторович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Энергетические балансы и методы их анализа" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Булыгин Юрий Игоревич, профессор кафедры "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды" , ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Энергетические б и м и а_М_15.04.04_во_1_ТЖТ_п65292_и68789.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Энергетические балансы и методы их анализа".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "Энергетические балансы и методы их анализа" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-3 - Способен участвовать в разработке проектов модернизации действующих производств, создании новых

Знает: Методикой расчета технико-экономической эффективности исследования и внедрения энергоэффективных технологий и оборудования

Умеет: Оценивать технико-экономические эффективности энергосберегающих технологий и оборудования

Имеет навыки: Навыками эксплуатации современных образцов энергоэффективного оборудования

Индикатор:
ПК-3.1 - Демонстрирует знания в области владения передовой техникой и технологиями, модернизации технологического оборудования, замены устаревшего, промышленного оборудования на более производительное.

Знает: Методы экспертизы проектирования решений

Умеет: Обосновывать выбор проектного решения по технико-экономическим показателям в области профессиональной деятельности

Имеет навыки: Составлением технической документации и экспертизы по выбранному техническому решению

Индикатор:
ПК-3.2 - Способен проводить обоснование проектных решений

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Энергетические балансы и методы их анализа" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Инноватика, стандарты и нормативные документы в профессиональной деятельности".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   123
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 123   123
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз) 9   9
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 48 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Энергетические балансы промышленных предприятий и методы их анализа ПК-3
2 Методы устранения дисбалансов в теплоэнергетических системах промышленных предприятий ПК-3
3 Содержание и структура энергетического баланса ПК-3
4 Принципы и способы составления энергетических балансов. ПК-3
5 Разработка алгоритмов реализации энергобалансов. ПК-3
6 Принципы построения энергобалансов конструктивных элементов теплоэнергетического оборудования ПК-3
7 Применение энергетических балансов для расчета процессов и схем теплоэнергетических установок. ПК-3
8 Применение энергетических балансов для расчета процессов и схем ПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4   20
2 2 4   20
3 2 4   20
4 2 4   20
5 2 6   10
6 2 6   10
7 2 2   12
8 2 2   11
Итого 16 32   123
В т.ч. практическая подготовка   8    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Основные понятия и определения энергетического баланса. Построение энергетических балансов промышленного предприятия. Материальные балансы. Энергетические балансы. Эксергетические балансы. Энергетические балансы промышленного предприятия. Методы анализа энергетического баланса и критерии эффективности энергопотребления на промышленных предприятиях. Анализ эффективности энергоиспользования в элементах. 2
2 Причины возникновения дисбалансов прихода и расхода энергоносителей на промышленных предприятиях. Тепловое аккумулирование энергоносителей. Резервирование мощности теплогенераторов. Использование пиковых источников энергоресурсов. 2
3 Системы теплоснабжения. Классификация потребителей тепла. Понятие энергетического баланса. Энергетические балансы промышленных предприятий. Классификация и назначение энергетических балансов. Иерархическая структура энергетического баланса. Увязка уровней в энергобалансе систем. Классификация систем теплоснабжения. 2
4 Особенности методов составления энергобалансов. Общие и отличительные принципы построения подсистем. Статические математические модели составления энергетических балансов. Оценка погрешности при составлении энергобалансов. 2
5 Алгоритмы расчета энергетических балансов. Этапы составления энергобалансов. 2
6 Применение энергетических балансов для оптимизации конструкций элементов теплоэнергетических систем. Иерархическая структура энергетического баланса сложных объектов. Динамические математические модели составления энергетических балансов. 2
7 Применение энергетических балансов для расчета распределения. 2
8 Применение энергетических балансов для распределения нагрузки между агрегатами теплоэнергетических объектов. Обоснование и выбор критериальной функции и методов решения оптимизационной задачи составления энергобаланса. Увязка уровней иерархии в энергетических балансах сложных объектов. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Системы теплоснабжения. Понятие энергетического баланса системы теплоэнергоснабжения. Энергетические характеристики теплоэнергетических систем 2
Расчет энергетических балансов на предприятиях энергетического комплекса 2
2 Дисбаланс и способы его решения. Применение энергетических балансов для распределения нагрузки между агрегатами теплоэнергетических объектов 2
Классификация потребителей тепла. Применение энергетических балансов для расчета процессов и схем теплоэнергетических установок. 2
3 Составные части и основные показатели при составлении энергетического баланса 2
Классификация и назначение энергетических балансов. 2
4 Способы и решения энергетических балансов 2
Увязка уровней в энергобалансе систем теплоэнергоснабжения. Иерархическая структура энергетического баланса 2
5 Особенности методов решения для многоуровневых иерархических энергетических балансов. 2
Виды алгоритмов 2
Численный метод тепловых балансов 2
6 Особенности при тепловых расчетах конструктивных элементов теплоэнергетического оборудования 2
Основные математические коэффициенты, их предназначение при тепловых расчетах. Сводный энергетический баланс. Состав первичной информации для составления энергетических балансов. 2
Общие и отличительные принципы построения подсистем. Методы анализа и синтеза теплотехнических систем. Особенности методов составления энергобалансов. 2
7 Математические модели составления энергетических балансов. Оценка погрешности при составлении энергобалансов. Алгоритмы расчета энергетических балансов. Основные этапы разработки и анализа энергетических балансов промышленных предприятий. Принципы построения энергобалансов конструктивных элементов теплоэнергетического оборудования 2
8 Динамические математические модели составления энергетических балансов. Обоснование и выбор критериальной функции и методов решения оптимизационной задачи составления энергобаланса. Увязка уровней иерархии в энергетических балансах сложных объектов. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Основные понятия и определения энергетического баланса. Построение энергетических балансов промышленного предприятия. Материальные балансы. Энергетические балансы. Эксергетические балансы. Энергетические балансы промышленного предприятия. Методы анализа энергетического баланса и критерии эффективности энергопотребления на промышленных предприятиях. Анализ эффективности энергоиспользования в элементах оборудования и системах промышленного предприятия. 20
2 Причины возникновения дисбалансов прихода и расхода энергоносителей на промышленных предприятиях. Тепловое аккумулирование энергоносителей. Резервирование мощности теплогенераторов. Использование пиковых источников энергоресурсов. 20
3 Системы теплоснабжения. Классификация потребителей тепла. Понятие энергетического баланса. Энергетические балансы промышленных предприятий. Классификация И назначение энергетических балансов. Иерархическая структура энергетического баланса. Увязка уровней в энергобалансе систем. Классификация систем теплоснабжения. 20
4 Особенности методов составления энергобалансов. Общие и отличительные принципы построения подсистем. Статические математические модели составления энергетических балансов. Оценка погрешности при составлении энергобалансов. 20
5 Алгоритмы расчета энергетических балансов. Этапы составления энергобалансов. 10
6 Применение энергетических балансов для оптимизации конструкций элементов теплоэнергетических систем. Иерархическая структура энергетического баланса сложных объектов. Динамические математические модели составления энергетических балансов 10
7 Применение энергетических балансов для расчета распределения энергии в теплоэнергетических установках. 12
8 Применение энергетических балансов для распределения нагрузки между агрегатами теплоэнергетических 11

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-3 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Основные принципы, особенности и задачи функционирования теплоэнергетических систем;
2)Принципы рациональной организация теплоэнергетических систем промышленных предприятий;
3)Основные этапы составления энергетических балансов систем теплоэнергоснабжения;
4)Правовые, технические, экономические, экологические основы энергосбережения и инженерные энергосберегающие технологии;
5)Современные методы подхода к оценке энергоэффективности зданий и сооружений;
6) Нормативно-правовое обеспечение в области снижения тепловых потерь в энергетической отрасли;
7) Показатели эффективности снижения тепловых потерь;
8)Энергетическое обследование и энергетический менеджмент;
9)Учет топливно-энергетических ресурсов и энергоносителей;
10)Мероприятия по внедрению энергетического паспорта

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Описывать энерготехнологические комбинированные теплотехнологии для одновременной выработки технологической и энергетической продукции, а также методы оценки их эффективности;
2)Рассчитывать здания с учетом энергосбережения, использовать теоретические сведения об энергосберегающих технологиях при решении практических инженерных задач;
3)Применять новые методы исследований и оценки потенциала энергоэффективности;
4)Осуществить проектный и поверочный расчеты тепловых и материальных балансов
предприятий;
5)Анализировать информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, технические данные, показатели и результаты работы, обобщать и систематизировать их, используя современные технические средства и информационные технологии;
6)Ориентироваться в справочных и нормативных литературных источниках;
7)Знать методики расчета элементов оборудование энергетики разрабатывать их конструкции;
8)Оценивать энергетическую эффективность оборудования, технологических установок, производств;
9)Составлять и анализировать энергетические балансы аппаратов, установок, зданий и сооружений, предприятий;
10)Оценивать потенциал энергосбережения на объекте деятельности; планировать мероприятия по энергосбережению и оценивать их экологическую и экономическую эффективность.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Навыками составления энергетических балансов теплоэнергетических систем и осуществления с их помощью расчетов технических характеристик рассматриваемых систем.

2)Навыками расчета зданий с применением энергосберегающих технологий.

3)Нормативной базой документов по энергосбережению и энергоэффективности, экологии, градостроительству.

4)Навыками расчетов высокотемпературных теплотехнологических установок с определением расходов теплоты, пара, потерь теплоты в окружающую среду и определением габаритов установок.

5)Вопросами интенсификации тепломассообмена в высокотемпературных теплотехнологических установках.

6)Методами расчета параметров оборудование энергетики и выбором оптимальной конструкции.

7)Методами оценки потенциала энергосбережения и экологических преимуществ на предприятиях энергетики, промышленности ЖКХ, а также методами оценки эффективности типовых энергосберегающих мероприятий и технологий.

8)Навыками составления и анализа энергетических балансов аппаратов, технологических установок, зданий и сооружений, промышленных предприятий и коммунальных потребителей.

9)Методами оценки экологических преимуществ и эффективности внедрения типовых мероприятий и энергосберегающих технологий.

10)Навыками применения физико-математического аппарата, навыками применения основных законов естествознания, методов теоретического и экспериментального исследования для решения проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 1 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быстрицкий, Г. Ф.  Теплотехника и энергосиловое оборудование промышленных предприятий : учебник для вузов / Г. Ф. Быстрицкий. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03889-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Быстрицкий, Г. Ф.  Общая энергетика: энергетическое оборудование. В 2 ч. Часть 1 : справочник для вузов / Г. Ф. Быстрицкий, Э. А. Киреева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03275-8. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быстрицкий, Г. Ф.  Общая энергетика. Основное оборудование : учебник для вузов / Г. Ф. Быстрицкий, Г. Г. Гасангаджиев, В. С. Кожиченков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 416 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08545-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Петрушин, А.Д. Спецкурс № 1 "Энергосберегающие технологии на железнодорожном транспорте": учеб.-метод. пособие по лаб. и практ. работам / А. Д. Петрушин, А. В. Кашуба; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 20 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Щербак, Н.А. Физическое моделирование тепловых процессов: учеб.-метод. пособие к практическим занятиям / Н. А. Щербак; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 56 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 68789.