РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Теория и практика научных исследований"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

направленность (профиль) программы магистратуры

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Риполь-Сарагоси Татьяна Леонидовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Теория и практика научных исследований" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Булыгин Юрий Игоревич, профессор кафедры "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды" , ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Теория и п н и_М_15.04.04_во_3_ТЖТ_п65283_66578.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теория и практика научных исследований".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "Теория и практика научных исследований" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Проектирование средств и систем автоматизированного управления и контроля объектов энергетики";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен формулировать цели и задачи исследования, выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки результатов исследований

Знает: методики разработки планов и программ проведения исследований в профессиональной области

Умеет: осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации.

Имеет навыки: навыками определения и формулирования целей и задач исследования в профессиональной области

Индикатор:
ОПК-1.2 - Демонстрирует навыки выявления приоритетов решения поставленных задач

Знает: методы формулирования целей, задачи и направления исследования в профессиональной деятельности

Умеет: выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки исследуемых объектов

Имеет навыки: навыками выбора приоритетных решений определяя по результатам проведенных исследований объектов и процессов

Индикатор:
ОПК-1.3 - Способен выбирать и создавать критерии оценки
ОПК-6 - Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность, используя современные информационно-коммуникационные технологии, глобальные информационные ресурсы

Знает: теоретические и методологические основания избранной области научных исследований, актуальны проблемы и тенденции развития.

Умеет: использовать современные информационно-коммуникационные технологии в научно-исследовательской деятельности

Имеет навыки: Современными информационно-коммуникационными технологиями

Индикатор:
ОПК-6.1 - Способен демонстрировать знания и умения применять современные информационные технологии, в том числе глобальные информационные ресурсы при проведении научных-исследований в профессиональной деятельности
ОПК-9 - Способен представлять результаты исследования в области машиностроения в виде научно-технических отчетов и публикаций

Знает: Требования к оформлению результатов научных исследований. Критерии оценки научной работы для продвижения технологий продукции в сфере профессиональной деятельности.

Умеет: Отбирать и анализировать необходимую информацию по теме научных исследований

Имеет навыки: Навыками оформления и защиты результатов научных исследований

Индикатор:
ОПК-9.1 - Демонстрирует умение в представлении результатов исследований в виде аналитического отчета, статьи , презентации

Место дисциплины 1Б.О "Теория и практика научных исследований" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Инноватика, стандарты и нормативные документы в профессиональной деятельности", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   123
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 123   123
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 180 48 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Наука и ее роль в развитии общества ОПК-1
2 Методологические основы научного знания. Планирование научной работы ОПК-1
3 Научная информация. Поиск, накопление, обработка ОПК-6, ОПК-9
4 Техническое и интеллектуальное творчество. Его правовая охрана ОПК-6, ОПК-9
5 Внедрение научных исследований и их эффективность. ОПК-1, ОПК-6, ОПК-9
6 Общие требования к научно-исследовательской работе ОПК-1, ОПК-6, ОПК-9

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   20
2 6 2   20
3 4 12   20
4   8   20
5 2 4    
6   2   43
Итого 16 32   123

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Определение "наука" и "научное знание" отличительные признаки науки. Наука как система. 2
Процесс развития науки . Цель и задачи науки. Субъект и объект науки: Коммуникация науки. Характерные особенности современной науки. Научное исследование и его этапы. 2
2 Понятие методологии научного знания. Уровни методологии. Метод. Способ. Методика. 2
Классификация общенаучных методов познания: Регулирование темы научного исследования. Критерии , постановка, проблемы. Планирование, исследование. Рабочая программа, анализ , вывод. 2
Регулирование темы научного исследования. Критерии , постановка, проблемы. Планирование, исследование. Рабочая программа, анализ , вывод. 2
3 Понятия "информация" и "научная" информация. Свойства информации: Требования предъявленные к научной информации. 2
Источники информации. Классификация. Информационные потоки: Работа с источниками информации. Особенности работы с книгой. 2
5 Процесс внедрения НИР и его этапы. Основные виды эффектвиности. Экономический эффект от внедрения научных исследований. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Представление классификации наук . Составление характеристик этапов развития науки. 2
Общее и разница между научной проблемой и проблемной ситуацией. Теоретический уровень исследования и его элементы. Эмпирический уровень исследования. Его особенности . 2
2 Определение цепи и задач научного исследования. Требования к научному исследованию. Формы, методы, этапы научного исследования 2
3 Выбрать метод, способ и методику получения и представления информации . 2
Определение сущности и общих принципов научной и философской методологии 2
Сформулировать требования, предъявленные к научной информации для технических наук 2
Обще логические, теоретические и эмпирические методы исследования 2
Структура рабочей программы. 2
Источники формирования информационных потоков 2
4 Патентные исследования. Этапы работы, глубина поиска. Написание формулы изобретения. 2
Правовая защита интеллектуальной собственности 2
Описание этапов теоретического уровня исследования 2
Сущность и общие принципы общенаучной и философской методологии 2
5 Определение эффективности исследований , - научной, - экономической. 2
Практическая значимость научных исследований 2
6 Структура научной работы. Способы написания научного текста, стиль и язык. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1.Организация научно-исследовательской работы в России. 2.Организация научно-исследовательской работы за рубежом (взять отдельную страну) 3.Управление в сфере науки в России. 4.Управление в сфере науки за рубежом (на примере отдельной страны) 5.Учёные степени и учёные звания за рубежом. 20
2 6.Учёные степени и учёные звания в России. 7.Высшее образование за рубежом (отдельная страна). 8.Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России. 9.Роль и значение высшего образования в современной России. 10.Виды высших учёбных заведений в России и их научный потенциал. 11.Университеты Дальнего Востока, их научная направленность. 20
3 12.Роль государства в подготовке квалифицированных кадров. 13.Проблемы получения высшего образования в Р.Ф. 14.Конкуренция на рынке образовательных услуг. 15.Институциальная автономия и проблема управления в высшем образовании. 16.Физкультура и спорт в системе обеспечения здоровья студентов ВУЗа. 20
4 17.Понятие науки и классификация наук. 18.Научное исследование. Этапы научно-исследовательской работы. 19.Понятие метода и методологии научного исследования. 20.Этапы научно-исследовательской работы 20
6 21Сбор научной информации. 22.Написание и оформление научных работ студентов. 43

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-1 +
ОПК-6 +
ОПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-9 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Понятие научного знания
2)Наука как отрасль знания и ее связь с вопросами этики, эстетики, философии и религии
3)Лженаука и признаки «великого» открытия
4)Свойства знаний
5)Вопросы экономики знаний
6)Классификация научно-исследовательских работ
7)Выбор направлений научных исследований
8)Структура теоретических и экспериментальных работ
9)Оценка перспективности научно-исследовательских работ
10)Виды и объекты интеллектуальной собственности
11)Авторское право (личные неимущественные и имущественные права)
12)Элементы патентного права

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Информационный поиск, оформление и представление результатов научно-исследовательских работ
2)Работа со специальной литературой
3)Поиск, накопление и обработка научно-технической информации
4)Методы информационного поиска
5)Источники научно-технической информации
6)Поиск научно-технической литературы
7)Структура научно-исследовательской работы
8)Правила оформления научно-исследовательских работ
9)Законы и формы мышления (мышление, понятие, абстракция)
10)Законы и формы мышления (сравнение, индукция и дедукция, анализ и синтез)
11)Законы и формы мышления (обобщение, аналогия, гипотеза)
12)Методология исследований

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Задачи теоретических исследований.

2)Методология и классификация экспериментальных исследований.

3)Методы физических измерений.

4)Средства измерений и их классификация.

5)Метрологические характеристики средств измерений.

6)Анализ экспериментальных данных.

7)Элементы математической статистики.

8)Методы корреляционного и регрессионного анализа.

9)Математические методы оптимизации эксперимента.

10)Изобретательское творчество.

11)Методы изобретательского творчества.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 3 1, 2, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 3 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-9 3 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 История и философия науки : учебное пособие для аспирантов технических и экономических специальностей / З. Т. Фокина, О. М. Ледяева, Е. Г. Кривых, С. Д. Мезенцев ; под редакцией С. Д. Мезенцев. — Москва : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 138 c. — ISBN 978-5-7264-1485-0. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Тимошек, И.Н. Библиографический анализ научных публикаций с применением информационно-коммуникационных технологий. Обоснование Актуальности: учеб.-метод. пособие для проведения лаб. работ и самостоят. работы, а также расчет.-граф. работы / И. Н. Тимошек; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 30 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Блинов, В. И.  Методика преподавания в высшей школе : учебно-практическое пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 315 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02190-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Шагинян, С.Г. Актуальные научные проблемы экономики, финансов и управления: учеб. - метод. пособие к курсовой работе / С. Г. Шагинян, М. В. Колесников; ФГБОУ ВО РГУПС. - 2-е изд.. - Ростов н/Д: [б. и.], 2020. - 15 с.: прил. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Тимошек, И.Н. Библиографический анализ научных публикаций с применением информационно-коммуникационных технологий. Обоснование актуальности: учеб.-метод. пособие к выполнению лабораторных занятий и самостоятельной работы, а также расчетно-графической работы : направление подготовки «Гостиничное дело». Тема № 2. дисциплина " Моделирование процессов туристической и гостиничной деятельности" / И. Н. Тимошек; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 12 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 66578.