РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Технико-экономическое обоснование энергосберегающих мероприятий"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

направленность (профиль) программы магистратуры

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Риполь-Сарагоси Татьяна Леонидовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Технико-экономическое обоснование энергосберегающих мероприятий" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Булыгин Юрий Игоревич, профессор, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Технико-экономическое о э м_М_15.04.04_во_1_ТЖТ_и65285.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Технико-экономическое обоснование энергосберегающих мероприятий".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "Технико-экономическое обоснование энергосберегающих мероприятий" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Энергетический аудит";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-3 - Способен участвовать в разработке проектов модернизации действующих производств, создании новых

Знает: Методикой расчета технико-экономической эффективности исследования и внедрения энергоэффективных технологий и оборудования

Умеет: Оценивать технико-экономические эффективности энергосберегающих технологий и оборудования

Имеет навыки: Навыками эксплуатации современных образцов энергоэффективного оборудования

Индикатор:
ПК-3.1 - Демонстрирует знания в области владения передовой техникой и технологиями, модернизации технологического оборудования, замены устаревшего, промышленного оборудования на более производительное.

Знает: Методы экспертизы проектирования решений

Умеет: Обосновывать выбор проектного решения по технико-экономическим показателям в области профессиональной деятельности

Имеет навыки: Составлением технической документации и экспертизы по выбранному техническому решению

Индикатор:
ПК-3.2 - Способен проводить обоснование проектных решений

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Технико-экономическое обоснование энергосберегающих мероприятий" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Инноватика, стандарты и нормативные документы в профессиональной деятельности".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   123
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 123   123
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз) 9   9
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 48 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Краткая характеристика технологических схем и потребителей энергии ПК-3
2 Энергетические балансы установок, цехов и предприятий ПК-3
3 Нормирование расходов энергетических ресурсов ПК-3
4 Основные направления снижения расходов энергоресурсов в энергопотребляющих установках ПК-3
5 Способы и оборудование для утилизации сбросной теплоты ПК-3
6 Стоимостные характеристики энергоносителей и технико-экономическое обоснование мероприятий по энергосбережению. ПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   22
2 4     22
3 4 14   22
4 2 8   26
5 2 2   22
6 2 6   9
Итого 16 32   123
В т.ч. практическая подготовка   8    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Характеристика систем энергоснабжения промышленных предприятий. 2
2 Назначение и виды энергетических балансов. Методы составления расходной части энергобалансов. 2
Цеховые и общезаводские тепловые балансы. 2
3 Цели и задачи нормирования. Методы разработки норм расхода ТЭР. Расчетно-аналитические методы разработки норм. Автономные определения норм расхода ТЭР. 2
Построение нормативных характеристик энергопотребляющих установок и агрегатов. Расчет технологических норм расхода. 2
4 Показатели использования энергетических ресурсов в энергопотребляющих установках. Повышение эффективности работы теплоиспользующего оборудования: Осветительные установки. Электротермические установки. 2
5 Потенциальные возможности утилизации сбросной теплоты: Рекуператоры и регенераторы. Котлы утилизаторы и тепловые трубы. Тепловые насосы. 2
6 Тарифы на энергоносители. Технико-экономическое обоснование выбора вида энергоносителей для промышленных предприятий: Оценка эффективности инвестиционных проектов. Методика оценки экономической эффективности мероприятий по энергосбережению. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Показатели оценки эффективности от реализации мероприятий по энеросбережению. Наименование показателей. Методы расчета эффекта от отдельного мероприятия 2
3 Классификация норм расхода ТЭР по степени агрегации и по составу расхода. Методика оценки срока окупаемости мероприятия 2
Расчет технико-экономических показателей мероприятия " Установка частотно-регулируемого привода" 2
Расчет технико-экономических показателей мероприятия " Утепление внутренних перегородок" 2
Расчет технико-экономических показателей мероприятия " Утепление наружных дверей и ворот" 2
Расчет технико-экономических показателей мероприятия " Использование датчиков движения" 2
Расчет технико-экономических показателей мероприятия " Теплоизоляция внутренних трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения в неотапливаемых подвалах и чердаках" 2
Расчет технико-экономических показателей мероприятия " Установка штор ПВХ, пленки в межрамное пространство окон". 2
4 Методика расчета экономической эффективности мероприятий по снижению расходов энергоресурсов в энергопотребляющих установках. 2
Расчет технико-экономических показателей мероприятия "Установка эмульгатора мазута" 2
Методика расчет мероприятия "Замена горелочных устройств, автоматизация горелки 2
Расчет технико-экономического эффекта от внедрения мероприятия "Автоматизация горения" 2
5 Расчет экономической эффективности от внедрения новой техники 2
6 Порядок расчета экономического эффекта от мероприятия в натуральном и денежном выражении в сопоставимых условиях 2
Определение перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности конкретного объекта 2
Методика расчета индикаторов и коэффициентов в сопоставимых условиях 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 1.1 Характеристика систем энергоснабжения промышленных предприятий 22
2 2.1 Назначение и виды энергетических балансов. Методы составления расходной части энергобалансов 2.2 Цеховые и общезаводские тепловые балансы 22
3 3.1 Цели и задачи нормирования. Методы разработки номр расхода ТЭР. Расчетно-аналитические методы разработки норм. Автономные определения номр расхода ТЭР. 3.2 Построение нормативных характеристик энергопотребляющих установок и агрегатов. Расчет технологических норм расхода. 22
4 4.1 Показатели использования энергетических ресурсов в энергопотребляющих установках. Повышение эффективности работы теплоиспользующего оборудования. 26
5 5.1 Потенциальыне возможности утилизации сбросной теплоты 22
6 6.1 Тарифы на энергоносители. Технико-экономическое обоснование выбора вида энергоносителей для промышленных предприятий 9

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-3 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Цели и задачи нормирования расходов ТЭР
2)Виды энергетических балансов
3)Назначение энергетических балансов
4)Методы составления расходной части балансов
5)Методы разработки норм расхода ТЭР
6) Направления снижения расходов энерго ресурсов
7)Направления повышения эффективности работы теплоиспользующего оборудования
8) Направления снижения расходов энерго ресурсов в энергопотребляющих установках
9) Потенциальные возможности утилизации тепла
10) Принцип работы тепловой трубы и теплового насоса

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Составлять энергетические балансы установки, цеха, предприятия
2) Рассчитать нормы расхода ТЭР
3) Определить норму расхода ТЭР автономным методом
4) Рассчитать нормы расхода энергии на объекте (в соответствие с заданием)
5) Рассчитать эффективность мероприятия по снижению расхода ТЭР (по заданию)
6) Рассчитать энергосберегающий эффект мероприятия (в соответствие с заданием)
7) Определить показатели использования энергетических ресурсов в энергосберегающих установках
8) Уметь находить потенциальные возможности утилизации сбросной теплоты
9) Представлять технико-экономическое обоснование выбора энергоносителя для объекта (в соответствие с заданием)
10)Оценить эффективность энергосберегающих мероприятий

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой оценки экономической эффективности мероприятий по энергосбережению.

2) Методикой оценки эффективности инвестиционных проектов в энергосбережении.

3) Методикой определения индикаторов и коэффициента в сопоставимых условиях.

4) Принципами классификации индикаторов и коэффициентов в сопоставимых условиях.

5) Методикой расчета экономической эффективности от внедрения новой техники.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 1 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быстрицкий, Г. Ф.  Теплотехника и энергосиловое оборудование промышленных предприятий : учебник для вузов / Г. Ф. Быстрицкий. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03889-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Парамонов, А. М. Технологические энергоносители предприятий : учебное пособие / А. М. Парамонов. — Омск : Омский государственный технический университет, 2017. — 127 c. — ISBN 978-5-8149-2430-8. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экономическая эффективность новой техники: учеб.-метод. пособие для расчет.-граф. работы / И. Р. Кирищиева, А. В. Жигунова, Н. О. Шевкунов [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 20 с.: табл., прил. - Библиогр. : 4 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65285.