РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Микроэкономика (продвинутый уровень)"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

38.04.01 Экономика

направленность (профиль) программы магистратуры

Экономика, финансы и управление инновациями на транспорте

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель д.э.н., проф. Шагинян Сергей Георгиевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Микроэкономика (продвинутый уровень)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры "Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Микроэкономика ( у_М_38.04.01_во_1_ЭиМ_п64832_и66160.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Микроэкономика (продвинутый уровень)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.10.2020 № 2.

Целью дисциплины "Микроэкономика (продвинутый уровень)" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Экономика, финансы и управление инновациями на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплин "Актуальные научные проблемы экономики, финансов и управления", "Экономика и финансы хозяйствующих субъектов на транспорте";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен применять знания (на продвинутом уровне) фундаментальной экономической науки при решении практических и (или) исследовательских задач

Знает: закономерности фундаментальной экономической науки (продвинутый уровень), критерии и показатели анализа и прогнозирования поведенческих отношений субъектов микроэкономики

Умеет: анализировать и прогнозировать поведенческие отношения субъектов микроэкономики на основе знаний закономерностей фундаментальной экономической науки (продвинутый уровень)

Имеет навыки: анализа и прогнозирования поведенческих отношений субъектов микроэкономики на основе знаний закономерностей фундаментальной экономической науки (продвинутый уровень) при решении исследовательских и практических задач

Индикатор:
ОПК-1.1 - Применяет знания (на продвинутом уровне) фундаментальной микро- и макроэкономики при решении практических и (или) исследовательских задач

Место дисциплины 1Б.О "Микроэкономика (продвинутый уровень)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Макроэкономика (продвинутый уровень)".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   60
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 60   60
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 125   32 93
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 113   32 81
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 10 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Теория цены: спрос, предложение и рыночное равновесие ОПК-1
2 Теория потребительского выбора ОПК-1
3 Теория производства ОПК-1
4 Фирмы и рынки: общность принципов и многообразие форм ОПК-1
5 Рынки производственных ресурсов ОПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 4   10
2 6 4    
3 6 4   20
4 6 2   20
5 8 2   10
Итого 32 16   60

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     113
2 2  
3 2  
4   2
5    
Итого 8 2   113

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Рыночный спрос и закон спроса. Рыночное предложение и закон предложения. 2
Эластичночть спроса и предложения.Механизм установления рыночного равновесия. Статическая модель рыночного равновесия. 2
Излишек потребителя и производителя. Регулирование рынка. 2
2 Количественный анализ полезности. Порядковый анализ полезности. Графическое описание предпочтений: 1) Формирование индивидуального спроса. 2) Эффект замены и эффект дохода. 3) Индивидуальный и рыночный спрос.4) Количественный анализ полезности. Порядковый анализ полезности. 5) Графическое описание предпочтений. 6) Бюджетное поле и его граница. 2
Бюджетное поле и его граница. Формирование индивидуального спроса. 2
Эффект замены и эффект дохода. Индивидуальный и рыночный спрос. 2
3 Краткосрочная функция производства. Закон убывающей отдачи. Кривые продукта от переменного фактора. 2
Природа и структура издержек производства.. Стоимостная функция производства. Издержки производства в краткосрочном периоде. 2
Издержки производства в долгосрочном периоде. Факторы, ограничивающие возможности оптимизации производства. 2
4 Фирма: ее типы и цель. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Отраслевой рынок и структура рынка. Рыночная власть. Типы рыночных структур. Особенность условий деятельности фирмы на рынке совершенной конкуренции. Равновесие фирмы и отрасли. Предложение совершенно конкурентной отрасли. 2
Экономическая природа монополии. Типы монополий. Выручка и прибыль в условиях монополии. Предложение монополиста в краткосрочном/долгосрочном периоде. Экономические последствия монополии. Регулирование деятельности монополий. Ценовая дискриминация. 2
Характеристика рынка монополистической конкуренции. Равновесие рынка в краткосрочном/долгосрочной периоде. Неэффективность монополистической конкуренции. Характеристика олигополистического рынка. Модель картеля. Модель ценового лидерства. Дуополия Курно. Модель сознательного соперничества. 2
5 Рынки ресурсов и факторные доходы. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. 2
Рыночная неопределенность, риск и асимметрия информации. Теория внешних эффектов. 2
Предоставление общественных благ государством. Общественный выбор. Причины неэффективности участия государства. 2
Предоставление общественных благ посредством рынка. 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
1 Рыночный спрос и закон спроса. Рыночное предложение и закон предложения. 2
Эластичночть спроса и предложения.Механизм установления рыночного равновесия. Статическая модель рыночного равновесия. 2
Заезд № 2
2 Бюджетное поле и его граница. Формирование индивидуального спроса. 2
3 Природа и структура издержек производства.. Стоимостная функция производства. Издержки производства в краткосрочном периоде. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Механизм установления рыночного равновесия. Статическая модель рыночного равновесия. 2
Излишек потребителя и производителя. Регулирование рынка 2
2 Формирование индивидульного спроса. Эффект замены и эффект дохода 2
Индивидуальный и рыночный спрос 2
3 Природа и структура издержек производства. Стоимостная функция производства. 2
Издержки производства в краткосрочном периоде. Издержки производства в долгосрочном периоде. Факторы, ограничивающие возможности оптимизации производства. 2
4 Особенность условий деятельности фирмы на рынке совершенной конкуренции. Равновесие фирмы и отрасли.Предложение совершенно конкурентной отрасли.Абсолютная монополия: рынок единственного продавца.Монополистическая конкуренция. Олигополия 2
5 Рынки ресурсов и факторные доходы. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. Частичное и общее равновесие. Общее равновесие и эффективность. Экономика благосостояния. Общественное благосостояние и справедливость. Рыночная неопределенность, риск и асимметрия информации. Теория внешних эффектов 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
4 Особенность условий деятельности фирмы на рынке совершенной конкуренции. Равновесие фирмы и отрасли.Предложение совершенно конкурентной отрасли.Абсолютная монополия: рынок единственного продавца.Монополистическая конкуренция. Олигополия 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 1)Рыночный спрос и закон спроса. 2) Рыночное предложение и закон предложения. 3) Эластичность спроса и предложения. 4.)Механизм установления рыночного равновесия. 5) Регулирование рынка. 10
3 1) Краткосрочная функция производства. Долгосрочная функция производства. Замещение факторов производства. 2) Природа и структура издержек производства. Стоимостная функция производства. Издержки производства в краткосрочном/долгосрочном периоде. 3) Факторы, ограничивающие возможности оптимизации производства. 20
4 1) Фирма: ее типы и цель. Выручка и прибыль. Типы рыночных структур. Особенность условий деятельности фирмы на рынке совершенной конкуренции. Равновесие фирмы и отрасли. 2.) Экономическая природа монополии. Типы монополий. Выручка и прибыль в условиях монополии. Экономические последствия монополии. Регулирование деятельности монополий. 3) Характеристика рынка монополистической конкуренции. Равновесие рынка в краткосрочном/долгосрочной периоде. Неэффективность монополистической конкуренции. 4) Характеристика олигополистического рынка. Модель картеля. Модель ценового лидерства. Дуополия Курно. Модель сознательного соперничества. 20
5 1) Рынки ресурсов и факторные доходы. Особенности спроса на факторы производства и ресурсное решение фирмы. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. Экономическая рента. Ценообразование на рынке труда. Ценообразование на рынке капитала. 2.) Частичное и общее равновесие. Общее равновесие и эффективность. Экономика благосостояния. Общественное благосостояние и справедливость. Рыночная неопределенность и риск. Асимметрия информации и рынок. Негативный отбор. 3)Природа внешних эффектов. Формы проявления внешних эффектов. Причина возникновения внешних эффектов. Внешние эффекты и эффективность. Задачи и способы регулирования. Регулирование отрицательных/положительных внешних эффектов. 3.) Классификация экономических благ. Особенности спроса на общественный блага. Предложение общественных благ. Предоставление общественных благ посредством рынка. Предоставление общественных благ государством. 10

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 1)Рыночный спрос и закон спроса. 2) Рыночное предложение и закон предложения. 3) Эластичность спроса и предложения. 4.)Механизм установления рыночного равновесия. 5) Регулирование рынка. 113
Излишек потребителя и производителя. Регулирование рынка
Механизм установления рыночного равновесия. Статическая модель рыночного равновесия.
Излишек потребителя и производителя. Регулирование рынка
2 Количественный анализ полезности. Порядковый анализ полезности. Графическое описание предпочтений: 1) Формирование индивидуального спроса. 2) Эффект замены и эффект дохода. 3) Индивидуальный и рыночный спрос.4) Количественный анализ полезности. Порядковый анализ полезности. 5) Графическое описание предпочтений. 6) Бюджетное поле и его граница.
Эффект замены и эффект дохода. Индивидуальный и рыночный спрос
Формирование индивидульного спроса. Эффект замены и эффект дохода
Индивидуальный и рыночный спрос
3 1) Краткосрочная функция производства. Долгосрочная функция производства. Замещение факторов производства. 2) Природа и структура издержек производства. Стоимостная функция производства. Издержки производства в краткосрочном/долгосрочном периоде. 3) Факторы, ограничивающие возможности оптимизации производства.
Краткосрочная функция производства. Закон убывающей отдачи. Кривые продукта от переменного фактора
Издержки производства в долгосрочном периоде. Факторы, ограничивающие возможности оптимизации производства
Природа и структура издержек производства. Стоимостная функция производства.
Издержки производства в краткосрочном периоде. Издержки производства в долгосрочном периоде. Факторы, ограничивающие возможности оптимизации производства.
4 1) Фирма: ее типы и цель. Выручка и прибыль. Типы рыночных структур. Особенность условий деятельности фирмы на рынке совершенной конкуренции. Равновесие фирмы и отрасли. 2.) Экономическая природа монополии. Типы монополий. Выручка и прибыль в условиях монополии. Экономические последствия монополии. Регулирование деятельности монополий. 3) Характеристика рынка монополистической конкуренции. Равновесие рынка в краткосрочном/долгосрочной периоде. Неэффективность монополистической конкуренции. 4) Характеристика олигополистического рынка. Модель картеля. Модель ценового лидерства. Дуополия Курно. Модель сознательного соперничества.
Фирма: ее типы и цель. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Отраслевой рынок и структура рынка. Рыночная власть. Типы рыночных структур. Особенность условий деятельности фирмы на рынке совершенной конкуренции. Равновесие фирмы и отрасли. Предложение совершенно конкурентной отрасли
Экономическая природа монополии. Типы монополий. Выручка и прибыль в условиях монополии. Предложение монополиста в краткосрочном/долгосрочном периоде. Экономические последствия монополии. Регулирование деятельности монополий. Ценовая дискриминация
Характеристика рынка монополистической конкуренции. Равновесие рынка в краткосрочном/долгосрочной периоде. Неэффективность монополистической конкуренции. Характеристика олигополистического рынка. Модель картеля. Модель ценового лидерства. Дуополия Курно. Модель сознательного соперничества
5 1) Рынки ресурсов и факторные доходы. Особенности спроса на факторы производства и ресурсное решение фирмы. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. Экономическая рента. Ценообразование на рынке труда. Ценообразование на рынке капитала. 2.) Частичное и общее равновесие. Общее равновесие и эффективность. Экономика благосостояния. Общественное благосостояние и справедливость. Рыночная неопределенность и риск. Асимметрия информации и рынок. Негативный отбор. 3)Природа внешних эффектов. Формы проявления внешних эффектов. Причина возникновения внешних эффектов. Внешние эффекты и эффективность. Задачи и способы регулирования. Регулирование отрицательных/положительных внешних эффектов. 3.) Классификация экономических благ. Особенности спроса на общественный блага. Предложение общественных благ. Предоставление общественных благ посредством рынка. Предоставление общественных благ государством.
Рынки ресурсов и факторные доходы. Рыночное равновесие на рынке ресурсов
Рыночная неопределенность, риск и асимметрия информации. Теория внешних эффектов
Предоставление общественных благ государством. Общественный выбор. Причины неэффективности участия государства
Предоставление общественных благ посредством рынка
Рынки ресурсов и факторные доходы. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. Частичное и общее равновесие. Общее равновесие и эффективность. Экономика благосостояния. Общественное благосостояние и справедливость. Рыночная неопределенность, риск и асимметрия информации. Теория внешних эффектов

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1.) Спрос и предложение в рыночном хозяйстве. Механизм установления рыночного равновесия. Регулирование рынка. 2.)Фирма: ее типы и цель. Выручка и прибыль. Типы рыночных структур. Особенность условий деятельности фирмы на рынке совершенной конкуренции. Равновесие фирмы и отрасли. 3.)Монополия. Типы монополий. Выручка и прибыль в условиях монополии. Экономические последствия монополии. Регулирование деятельности монополий. 4.) Олигополия. Характеристика олигополистического рынка. Модель картеля. Модель ценового лидерства. Дуополия Курно. Модель сознательного соперничества. 5.)Спрос и предложение труда. Определение среднего уровня заработной платы. Роль профсоюзов на рынке Особенности рынка труда. Дифференциация ставок заработной платы. 6.) Распределение доходов . Рынок капитала. Ссудный процент 7.) Рынок земли. Экономическая рента. 8.)Правовые предпосылки рыночного хозяйства. 9.) Экономика благосостояния. Общественное благосостояние и справедливость. Рыночная неопределенность и риск. Асимметрия информации и рынок. Негативный отбор. 10.) Природа внешних эффектов. Причина возникновения внешних эффектов. Регулирование отрицательных/положительных внешних эффектов. 11.) Особенности спроса на общественный блага. Предложение общественных благ. Предоставление общественных благ посредством рынка. Предоставление общественных благ государством.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Рыночный спрос и закон спроса.
2)Рыночное предложение и закон предложения.
3)Модель сравнительной статики в анализе рыночного равновесия.
4) Свойства рыночного равновесия.
5) Излишек потребителя и производителя.
6)Основы теории потребительского рынка
7) Индивидуальный и рыночный спрос.
8) Эффект замены и эффект дохода.
9) Производство и производственную функцию.
10) Краткосрочную функцию производства.
11) Характеристику изоквант.
12) Ценовую дискриминацию.
13) Влияние технического прогресса на масштаб производства.
14) Природу и структуру издержек производства.
15) Факторы, ограничивающие возможности оптимизации производства.
16) Фирмы и рынки: общность принципов.
17) Отраслевой рынок и структуру рынка.
18) Неэффективность монополистической конкуренции.
19) Рынки ресурсов и факторные доходы.
20) Особенности спроса на факторы производства и ресурсное решение фирмы.
21) Теорию общего равновесия и экономика благосостояния.
22) Общественный выбор. Причины неэффективности участия государства.
23) Общественное благосостояние и справедливость.
24) Рыночная неопределенность и риск.
25) Асимметрия информации и рынок.
26) Природу и формы проявления внешних эффектов. Регулирование отрицательных внешних эффектов.
27) Внешние эффекты и эффективность. Регулирование положительных внешних эффектов.
28) Принципы производства и представления общественных благ государством.
29) Принципы производства и представления общественных благ посредством рынка.
30) Предложение общественных благ. Особенности спроса на общественные блага.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Анализировать изменение величины спроса и изменение спроса.
2) Анализировать изменение величины предложения и изменение предложения.
3) Использовать правило наименьших издержек и максимизации прибыли. Выбирать производственные технологии.
4) Осуществлять общественный выбор и решать проблему «безбилетника».
5) Анализировать способы и последствия государственного регулирования рынка.
6) Оптимизировать выбор и равновесие потребителя.
7) Интерпретировать закон убывающей отдачи.
8) Анализировать долгосрочную функцию производства.
9) Анализировать общее равновесие и эффективность.
10) Анализировать издержки производства краткосрочного периода.
11) Анализировать издержки производства в долгосрочном периоде.
12) Анализировать эффективность совершенно конкурентного рынка.
13) Анализировать выручку и прибыль в условиях монополии.
14) Анализировать особенности предложения совершенно конкурентной отрасли.
15) Использовать особенности предложения монополиста в краткосрочном периоде.
16) Раскрыть особенности предложения монополиста в долгосрочном периоде.
17) Регулировать деятельность монополий
18) Регулировать естественные монополии.
19) Охарактеризовать виды монополий.
20) Анализировать ценообразование на рынке труда.
21) Анализировать ценообразование на рынке капитала.
22) Анализировать ценообразование на природные ресурсы.
23) Регулировать внешние эффекты.
24) Анализировать рынок земли, ренту, цену земли, экономическую ренту и удерживающий доход.
25) Анализировать монополистическую конкуренцию, равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
26) Анализировать долгосрочное равновесие рынка монополистической конкуренции.
27) Анализировать рыночное равновесие на рынке ресурсов.
28) Анализировать факторы возникновения внешних эффектов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчет коэффициента эластичности спроса.

2) Расчет коэффициента эластиности предложения.

3) Графической интерпретации закона и предложения, формирования рыночного равновесия.

4) Графической интерпретации предложения фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

5) Графической интерпретации предложения фирмы на рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.

6) Графической описания предпочтений потребителя.

7) Графической иллюстрацией порядкового анализа полезности.

8) Графической иллюстрации бюджетного поля и его границы в анализе потребительских возможностей.

9) Графической иллюстрации кривых продукта от переменного фактора.

10) Графической интерпретации замещения факторов производства.

11) Графической интерпретации равновесия фирмы и отрасли.

12) Расчета в количественном анализе полезности.

13) Расчета величины издержек предприятия.

14) Графической интерпретации модели олигополиста. Модель картеля.

15) Графической интерпретации модели олигополиста. Модель ценового лидерства.

16) Графической интерпретации модели олигополиста. Модель сознательного соперничества.

17 ) Расчета показателей прибыли и издержек в условиях монополистической конкуренции.

18) Расчета потребительского излишка.

19) Расчета предельного дохода предприятия.

20) Расчета степени монопольной власти.

21) Расчета показателей прибыли и издержек в условиях монополии.

22) Расчета показателей прибыли и издержек в условиях совершенной конкуренции.

23) Графической интерпретации эффекта масштаба.

24) Графической интерпретации эффекта замены и эффекта дохода.

25) Расчета равновесной цены на товарном рынке.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 1 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум / Г. А. Маховикова, С. В. Переверзева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 322 с. — (Магистр). — ISBN 978-5-9916-3590-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Деньгов, В. В. Микроэкономика в 2 т. Т. 2. Рынки факторов производства. Равновесие. Экономика риска : учебник для вузов / В. В. Деньгов. — 4-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04213-9. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Деньгов, В. В. Микроэкономика в 2 т. Т. 1. Теория потребительского поведения. Теория фирмы. Теория рынков : учебник для вузов / В. В. Деньгов. — 4-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04211-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шагинян, С.Г. Микроэкономика (продвинутый уровень): учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельного изучения учебного материала направление подготовки "Экономика" / С.Г. Шагинян; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 13 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Шагинян, С.Г. Микроэкономика (продвинутый уровень): учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельного изучения учебного материала направление подготовки "Экономика" / С.Г. Шагинян; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 13 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Шагинян, С.Г. Микроэкономика (продвинутый уровень): учеб.-метод. пособие к практ. занятиям и самостоят. работе / С. Г. Шагинян, М. В. Колесников; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов-на-Дону: [б. и.], 2020. - 10 с.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 66160.