РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Макроэкономика (продвинутый уровень)"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

38.04.01 Экономика

направленность (профиль) программы магистратуры

Экономика, финансы и управление инновациями на транспорте

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель д.э.н., проф. Шагинян Сергей Георгиевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Макроэкономика (продвинутый уровень)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, заведующий кафедрой " Коммерция и логистика" , ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университета (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Макроэкономика ( у_М_38.04.01_во_1_ЭиМ_п64822_и65915.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Макроэкономика (продвинутый уровень)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.10.2020 № 2.

Целью дисциплины "Макроэкономика (продвинутый уровень)" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Экономика, финансы и управление инновациями на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплин "Актуальные научные проблемы экономики, финансов и управления", "Экономика и финансы хозяйствующих субъектов на транспорте";

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен применять знания (на продвинутом уровне) фундаментальной экономической науки при решении практических и (или) исследовательских задач

Знает: закономерности фундаментальной эконономической науки (продвинутый уровень), критерии, показатели анализа и оценки детерминант макроэкономического равновесия.

Умеет: анализировать и оценивать детерминанты макроэкономического равновесия на основе знаний закономерностей фундаментальной экономической науки (продвинутый уровень)

Имеет навыки: анализа и оценки детерминант макроэкономического равновесия на основе знаний закономиерностей фундаментальной экономической науки(продвинутый уровень) при решении исследовательских и практических задач

Индикатор:
ОПК-1.1 - Применяет знания (на продвинутом уровне) фундаментальной микро- и макроэкономики при решении практических и (или) исследовательских задач

Место дисциплины 1Б.О "Макроэкономика (продвинутый уровень)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Микроэкономика (продвинутый уровень)".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   60
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 60   60
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 125   32 93
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 113   32 81
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 10 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Макроэкономическое равновесие. Применение методов абстракции, анализа и синтеза ОПК-1
2 Макроэкономическая политика. Применение методов абстракции, анализа и синтеза ОПК-1
3 Макроэкономическая нестабильность. Применение методов абстракции, анализа и синтеза ОПК-1
4 Экономический рост. Применение методов абстракции, анализа и синтеза ОПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 6   12
2 8 4   16
3 8 4   20
4 8 2   12
Итого 32 16   60

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     113
2 2  
3 2  
4 2 2
Итого 8 2   113

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Теоретические подходы к макроэкономическому равновесию. 2
Инвестиции. 2
Кривая IS. Кривая LM.Влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. Эффект сокращения налогов. Эффект увеличения предложения денег. Инвестиционная ловушка и ловушка ликвидности. 2
Теория модели "IS-LM" без кривой LM. Модель "IS-MP". Модель "IA-AD". 2
2 Модель Манделла- Флеминга. 2
Внешнеэкономическое равновесие в условиях несовершенной мобильности капитала. 2
Головоломка "сбережения-инвестиции" Фельдштейна и Хориоки.Головоломка внутреннего отклонения портфеля. 2
Головоломка междунородной корреляции потребления. Головоломка паритета покупательной способности. Головоломка отключения обменного курса. 2
3 Демографические и социально-экономические факторы безработицы. Сравнение классической, неоклассической и кейнсианской теории безработицы. 2
Инфляция: фискальные и денежные аспекты. Инфляция в краткосрочном и долгосрочном периодах. Концепция рациональных ожиданий. Ожидания и макроэкономическая политика. Модель Фридмана. Модель Лукаса. Игровая модель рациональных ожиданий. 2
Общая характеристика экономических циклов. Проциклические, контрциклические и ациклические показатели. 2
Импульсно-распространительный подход к объяснению бизнес-циклов. Инвестиционные импульсы и кейнсианская теория бизнес-циклов.Неоклассические теории бизнес-циклов. Теория реальных деловых циклов.Неокейнсианские модели деловых циклов. 2
4 Предпосылки и характерные черты современного экономического роста. Источники экономического роста. 2
Модель Солоу. Технологические изменения в модели Солоу. Золотое правило накопления по Фелпсу. Остаток Солоу. Динамические модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. 2
Модели экономического роста с микроэкономическими основаниями. Теории эндогенного роста.Модель MRW. Модель Эрроу.Модель Юзавы-Лукаса. 2
Модель аккумулированного капитала. Модель экономического роста с микроэкономическими основаниями. 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
1 Теоретические подходы к макроэкономическому равновесию. 2
2 Модель Манделла- Флеминга. 2
Заезд № 2
3 Инфляция: фискальные и денежные аспекты. Инфляция в краткосрочном и долгосрочном периодах. Концепция рациональных ожиданий. Ожидания и макроэкономическая политика. Модель Фридмана. Модель Лукаса. Игровая модель рациональных ожиданий. 2
4 Модель Солоу. Технологические изменения в модели Солоу. Золотое правило накопления по Фелпсу. Остаток Солоу. Динамические модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Классическая теория макроэкономического равновесия: экономика в долгосрочном периоде. Равновесие в модели "АD-AS". Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию. Равновесие в краткосрочном периоде 2
Потребление и сбережения. Динамическое (многопериодное) бюджетное ограничение. Бюджетное ограничение в двухпериодной модели. Теория потребления с постоянным доходом. Эмпирические обоснования модели с перманентным доходом. 2
Модель жизненного цикла потребления и сбережений. Совокупное потребление и уровень национальных сбережений. Потребление, сбережения и ставка процента. 2
2 Инвестиции и их особенности. Инвестиции, долгосрочный экономический рост и прогресс человечества. Простая теория инвестиций. Базовая теория инвестиций и ее развитие. Накопление инвестиций. Имперический анализ инвестиционных расходов. Модель акселератора инвестиционных процессов. Подход на основе изждержек регулирования. Q-теория. 2
Кривая IS. Кривая LM. Влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. Эффект сокращения налогов. Эффект увеличения предложения денег. Инвестиционная ловушка и ловушка ликвидности. Теория модели "IS-LM" без кривой LM. Модель "IS-MP". Модель "IA-AD". 2
3 Макроэкономические показатели в открытой экономике и их измерение. Платежный баланс. Валютный курс и валютная политика. Модели внутреннего и внешнего равновесия. Краткосрочная модель малой открытой экономики. Кейнсианская малой открытой экономики. 2
Несовершенная мобильность капитала. Построение модели "IS-LM-BP". Вводная теорема. Воздействие фискальной и монетарной политики при режиме фиксированного валютного курса. Воздействие фискальной и монетарной политики при режиме плавающего валютного курса. Сравнительный анализ моделей "IS-LM-BP" и Манделла-Флеминга. Теория "невозможной тройственности". 2
4 Предпосылки и характерные черты современного экономического роста. Источники экономического роста. Модель Солоу. Технологические изменения в модели Солоу. Золотое правило накопления по Фелпсу. Остаток Солоу. Динамические модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. Модели экономического роста с микроэкономическими основаниями. Теории эндогенного роста.Модель MRW. Модель Эрроу.Модель Юзавы-Лукаса. Модель аккумулированного капитала. Модель экономического роста с микроэкономическими основаниями. 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
4 Предпосылки и характерные черты современного экономического роста. Источники экономического роста. Модель Солоу. Технологические изменения в модели Солоу. Золотое правило накопления по Фелпсу. Остаток Солоу. Динамические модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. Модели экономического роста с микроэкономическими основаниями. Теории эндогенного роста.Модель MRW. Модель Эрроу.Модель Юзавы-Лукаса. Модель аккумулированного капитала. Модель экономического роста с микроэкономическими основаниями. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 1) Потребление и сбережения. Динамическое (многопериодное) бюджетное ограничение. Бюджетное ограничение в двухпериодной модели. 2) Теория потребления с постоянным доходом. Эмпирические обоснования модели с перманентным доходом.3) Модель жизненного цикла потребления и сбережений. Совокупное потребление и уровень национальных сбережений. 4) Потребление, сбережения и ставка процента. Инвестиции. Равновесие в модели: 1) Инвестиции и их особенности. Инвестиции, долгосрочный экономический рост и прогресс человечества. 2) Простая теория инвестиций. Базовая теория инвестиций и ее развитие. 3) Накопление инвестиций. Имперический анализ инвестиционных расходов. Модель акселератора инвестиционных процессов. Подход на основе изждержек регулирования. Q-теория.4) Кривая IS. Кривая LM. Влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. 5) Эффект сокращения налогов. Эффект увеличения предложения денег. Инвестиционная ловушка и ловушка ликвидности. 6) Теория модели "IS-LM" без кривой LM. Модель "IS-MP". Модель "IA-AD". Теоретические подходы к макроэкономическому равновесию. Инвестиции Кривая IS. Кривая LM.Влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. Эффект сокращения налогов. Эффект увеличения предложения денег. Инвестиционная ловушка и ловушка ликвидности. 12
2 1) Макроэкономические показатели в открытой экономике и их измерение. Платежный баланс. Валютный курс и валютная политика. 2) Модели внутреннего и внешнего равновесия. Краткосрочная модель малой открытой экономики. Кейнсианская малой открытой экономики. Макроэкономическая политика в открытой экономике. Модель Манделла- Флеминга: 1) Макроэкономические показатели в открытой экономике и их измерение. Платежный баланс. Валютный курс и валютная политика. 2) Модели внутреннего и внешнего равновесия. Краткосрочная модель малой открытой экономики. Кейнсианская малой открытой экономики. Внешнеэкономическое равновесие в условиях несовершенной мобильности капитала.Головоломки современной макроэкономики: 1) Несовершенная мобильность капитала. Построение модели "IS-LM-BP". Вводная теорема. 2) Воздействие фискальной и монетарной политики при режиме фиксированного валютного курса. 3) Воздействие фискальной и монетарной политики при режиме плавающего валютного курса. 4) Сравнительный анализ моделей "IS-LM-BP" и Манделла-Флеминга. Теория "невозможной тройственности". 5) Отклонение в пользу отечественных товаров 6) Головоломка "сбережения-инвестиции" Фельдштейна и Хориоки. 7) Головоломка внутреннего отклонения портфеля. 8) Головоломка международной корреляции потребления. 9) Головоломка паритета покупательной способности. 10) Головоломка отключения обменного курса. Модель Манделла- Флеминга. Внешнеэкономическое равновесие в условиях несовершенной мобильности капитала. Головоломка "сбережения-инвестиции" Фельдштейна и Хориоки.Головоломка внутреннего отклонения портфеля. Головоломка междунородной корреляции потребления. Головоломка паритета покупательной способности. Головоломка отключения обменного курса 16
3 1) Демографические и социально-экономические факторы безработицы. Определение типов безработицы по методу кривых Бевериджа. 2) Сравнение классической, неоклассической и кейнсианской теории безработицы. 3) Общие характеристики экономических циклов. Проциклические, контрциклические и ациклические показатели. Инфляция и безработица: 1) Демографические и социально-экономические факторы безработицы. Определение типов безработицы по методу кривых Бевериджа. 2) Сравнение классической, неоклассической и кейнсианской теории безработицы. 3) Инфляция: фискальные и денежные аспекты. Инфляция в краткосрочном и долгосрочном периодах. Концепция рациональных ожиданий. 4) Динамические модели инфляции. 5) Ожидания и макроэкономическая политика. Модель Фридмена. Модель Лукаса. Игровая модель рациональных ожиданий. Деловые циклы и макроэкономическая политика: 1) Общие характеристики экономических циклов. Проциклические, контрциклические и ациклические показатели. 2) Импульсно-распространительный подход к объяснению бизнес-циклов. Инвестиционные импульсы и кейнсианская теория бизнес-циклов. 3) Неоклассические теории бизнес-циклов. 4) Теория реальных деловых циклов. 5) Неокейнсианские модели деловых циклов. 6) Международные аспекты бизнес-циклов. Демографические и социально-экономические факторы безработицы. Сравнение классической, неоклассической и кейнсианской теории безработицы Инфляция: фискальные и денежные аспекты. Инфляция в краткосрочном и долгосрочном периодах. Концепция рациональных ожиданий. Ожидания и макроэкономическая политика. Модель Фридмана. Модель Лукаса. Игровая модель рациональных ожиданий Общая характеристика экономических циклов. Проциклические, контрциклические и ациклические показатели. Импульсно-распространительный подход к объяснению бизнес-циклов. Инвестиционные импульсы и кейнсианская теория бизнес-циклов.Неоклассические теории бизнес-циклов. Теория реальных деловых циклов.Неокейнсианские модели деловых циклов. 20
4 1) Предпосылки и характерные черты современного экономического роста. 2) Источники экономического роста. 3) Модель MRW. 4) Модель Эрроу. 5) Модель Юзавы-Лукаса. Сущность экономического роста: 1) Предпосылки и характерные черты современного экономического роста. 2) Источники экономического роста. 3) Модель Солоу. Технологические изменения в модели Солоу. Золотое правило накопления по Фелпсу. Остаток Солоу. 4) Динамические модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. Модели экономического роста с микроэкономическими основаниями. Теории эндогенного роста: 1) Модель MRW. 2) Модель Эрроу. 3) Модель Юзавы-Лукаса. 4) Модель аккумулированного капитала. 5) Модель экономического роста с микроэкономимческими основаниями. Модель Солоу. Технологические изменения в модели Солоу. Золотое правило накопления по Фелпсу. Остаток Солоу. Динамические модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. Модели экономического роста с микроэкономическими основаниями. Теории эндогенного роста.Модель MRW. Модель Эрроу.Модель Юзавы-Лукаса. Модель аккумулированного капитала. Модель экономического роста с микроэкономическими основаниями. 12

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 1) Потребление и сбережения. Динамическое (многопериодное) бюджетное ограничение. Бюджетное ограничение в двухпериодной модели. 2) Теория потребления с постоянным доходом. Эмпирические обоснования модели с перманентным доходом.3) Модель жизненного цикла потребления и сбережений. Совокупное потребление и уровень национальных сбережений. 4) Потребление, сбережения и ставка процента. Инвестиции. Равновесие в модели: 1) Инвестиции и их особенности. Инвестиции, долгосрочный экономический рост и прогресс человечества. 2) Простая теория инвестиций. Базовая теория инвестиций и ее развитие. 3) Накопление инвестиций. Имперический анализ инвестиционных расходов. Модель акселератора инвестиционных процессов. Подход на основе изждержек регулирования. Q-теория.4) Кривая IS. Кривая LM. Влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. 5) Эффект сокращения налогов. Эффект увеличения предложения денег. Инвестиционная ловушка и ловушка ликвидности. 6) Теория модели "IS-LM" без кривой LM. Модель "IS-MP". Модель "IA-AD". Теоретические подходы к макроэкономическому равновесию. Инвестиции Кривая IS. Кривая LM.Влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. Эффект сокращения налогов. Эффект увеличения предложения денег. Инвестиционная ловушка и ловушка ликвидности. 113
Инвестиции
Кривая IS. Кривая LM.Влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. Эффект сокращения налогов. Эффект увеличения предложения денег. Инвестиционная ловушка и ловушка ликвидности
Теория модели "IS-LM" без кривой LM. Модель "IS-MP". Модель "IA-AD"
Классическая теория макроэкономического равновесия: экономика в долгосрочном периоде. Равновесие в модели "АD-AS". Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию. Равновесие в краткосрочном периоде
Потребление и сбережения. Динамическое (многопериодное) бюджетное ограничение. Бюджетное ограничение в двухпериодной модели. Теория потребления с постоянным доходом. Эмпирические обоснования модели с перманентным доходом.
Модель жизненного цикла потребления и сбережений. Совокупное потребление и уровень национальных сбережений. Потребление, сбережения и ставка процента.
2 1) Макроэкономические показатели в открытой экономике и их измерение. Платежный баланс. Валютный курс и валютная политика. 2) Модели внутреннего и внешнего равновесия. Краткосрочная модель малой открытой экономики. Кейнсианская малой открытой экономики. Макроэкономическая политика в открытой экономике. Модель Манделла- Флеминга: 1) Макроэкономические показатели в открытой экономике и их измерение. Платежный баланс. Валютный курс и валютная политика. 2) Модели внутреннего и внешнего равновесия. Краткосрочная модель малой открытой экономики. Кейнсианская малой открытой экономики. Внешнеэкономическое равновесие в условиях несовершенной мобильности капитала.Головоломки современной макроэкономики: 1) Несовершенная мобильность капитала. Построение модели "IS-LM-BP". Вводная теорема. 2) Воздействие фискальной и монетарной политики при режиме фиксированного валютного курса. 3) Воздействие фискальной и монетарной политики при режиме плавающего валютного курса. 4) Сравнительный анализ моделей "IS-LM-BP" и Манделла-Флеминга. Теория "невозможной тройственности". 5) Отклонение в пользу отечественных товаров 6) Головоломка "сбережения-инвестиции" Фельдштейна и Хориоки. 7) Головоломка внутреннего отклонения портфеля. 8) Головоломка международной корреляции потребления. 9) Головоломка паритета покупательной способности. 10) Головоломка отключения обменного курса. Модель Манделла- Флеминга. Внешнеэкономическое равновесие в условиях несовершенной мобильности капитала. Головоломка "сбережения-инвестиции" Фельдштейна и Хориоки.Головоломка внутреннего отклонения портфеля. Головоломка междунородной корреляции потребления. Головоломка паритета покупательной способности. Головоломка отключения обменного курса
Внешнеэкономическое равновесие в условиях несовершенной мобильности капитала
Головоломка "сбережения-инвестиции" Фельдштейна и Хориоки.Головоломка внутреннего отклонения портфеля
Головоломка междунородной корреляции потребления. Головоломка паритета покупательной способности. Головоломка отключения обменного курса
Инвестиции и их особенности. Инвестиции, долгосрочный экономический рост и прогресс человечества. Простая теория инвестиций. Базовая теория инвестиций и ее развитие. Накопление инвестиций. Имперический анализ инвестиционных расходов. Модель акселератора инвестиционных процессов. Подход на основе изждержек регулирования. Q-теория.
Кривая IS. Кривая LM. Влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. Эффект сокращения налогов. Эффект увеличения предложения денег. Инвестиционная ловушка и ловушка ликвидности. Теория модели "IS-LM" без кривой LM. Модель "IS-MP". Модель "IA-AD".
3 1) Демографические и социально-экономические факторы безработицы. Определение типов безработицы по методу кривых Бевериджа. 2) Сравнение классической, неоклассической и кейнсианской теории безработицы. 3) Общие характеристики экономических циклов. Проциклические, контрциклические и ациклические показатели. Инфляция и безработица: 1) Демографические и социально-экономические факторы безработицы. Определение типов безработицы по методу кривых Бевериджа. 2) Сравнение классической, неоклассической и кейнсианской теории безработицы. 3) Инфляция: фискальные и денежные аспекты. Инфляция в краткосрочном и долгосрочном периодах. Концепция рациональных ожиданий. 4) Динамические модели инфляции. 5) Ожидания и макроэкономическая политика. Модель Фридмена. Модель Лукаса. Игровая модель рациональных ожиданий. Деловые циклы и макроэкономическая политика: 1) Общие характеристики экономических циклов. Проциклические, контрциклические и ациклические показатели. 2) Импульсно-распространительный подход к объяснению бизнес-циклов. Инвестиционные импульсы и кейнсианская теория бизнес-циклов. 3) Неоклассические теории бизнес-циклов. 4) Теория реальных деловых циклов. 5) Неокейнсианские модели деловых циклов. 6) Международные аспекты бизнес-циклов. Демографические и социально-экономические факторы безработицы. Сравнение классической, неоклассической и кейнсианской теории безработицы Инфляция: фискальные и денежные аспекты. Инфляция в краткосрочном и долгосрочном периодах. Концепция рациональных ожиданий. Ожидания и макроэкономическая политика. Модель Фридмана. Модель Лукаса. Игровая модель рациональных ожиданий Общая характеристика экономических циклов. Проциклические, контрциклические и ациклические показатели. Импульсно-распространительный подход к объяснению бизнес-циклов. Инвестиционные импульсы и кейнсианская теория бизнес-циклов.Неоклассические теории бизнес-циклов. Теория реальных деловых циклов.Неокейнсианские модели деловых циклов.
Демографические и социально-экономические факторы безработицы. Сравнение классической, неоклассической и кейнсианской теории безработицы
Общая характеристика экономических циклов. Проциклические, контрциклические и ациклические показатели
Импульсно-распространительный подход к объяснению бизнес-циклов. Инвестиционные импульсы и кейнсианская теория бизнес-циклов.Неоклассические теории бизнес-циклов. Теория реальных деловых циклов.Неокейнсианские модели деловых циклов
Макроэкономические показатели в открытой экономике и их измерение. Платежный баланс. Валютный курс и валютная политика. Модели внутреннего и внешнего равновесия. Краткосрочная модель малой открытой экономики. Кейнсианская малой открытой экономики.
Несовершенная мобильность капитала. Построение модели "IS-LM-BP". Вводная теорема. Воздействие фискальной и монетарной политики при режиме фиксированного валютного курса. Воздействие фискальной и монетарной политики при режиме плавающего валютного курса. Сравнительный анализ моделей "IS-LM-BP" и Манделла-Флеминга. Теория "невозможной тройственности".
4 1) Предпосылки и характерные черты современного экономического роста. 2) Источники экономического роста. 3) Модель MRW. 4) Модель Эрроу. 5) Модель Юзавы-Лукаса. Сущность экономического роста: 1) Предпосылки и характерные черты современного экономического роста. 2) Источники экономического роста. 3) Модель Солоу. Технологические изменения в модели Солоу. Золотое правило накопления по Фелпсу. Остаток Солоу. 4) Динамические модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. Модели экономического роста с микроэкономическими основаниями. Теории эндогенного роста: 1) Модель MRW. 2) Модель Эрроу. 3) Модель Юзавы-Лукаса. 4) Модель аккумулированного капитала. 5) Модель экономического роста с микроэкономимческими основаниями. Модель Солоу. Технологические изменения в модели Солоу. Золотое правило накопления по Фелпсу. Остаток Солоу. Динамические модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. Модели экономического роста с микроэкономическими основаниями. Теории эндогенного роста.Модель MRW. Модель Эрроу.Модель Юзавы-Лукаса. Модель аккумулированного капитала. Модель экономического роста с микроэкономическими основаниями.
Предпосылки и характерные черты современного экономического роста. Источники экономического роста
Модели экономического роста с микроэкономическими основаниями. Теории эндогенного роста.Модель MRW. Модель Эрроу.Модель Юзавы-Лукаса
Модель аккумулированного капитала. Модель экономического роста с микроэкономическими основаниями

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1) Классическая теория макроэкономического равновесия: экономика в долгосрочном периоде. Равновесие в модели "АD-AS". 2) Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию. Равновесие в краткосрочном периоде.3) Инвестиции и их особенности. Инвестиции, долгосрочный экономический рост и прогресс человечества. 4) Простая теория инвестиций. Базовая теория инвестиций и ее развитие. 5) Накопление инвестиций. Имперический анализ инвестиционных расходов. Модель акселератора инвестиционных процессов. Подход на основе изждержек регулирования. Q-теория. 6) Кривая IS. Кривая LM. Влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. 7) Эффект сокращения налогов. Эффект увеличения предложения денег. Инвестиционная ловушка и ловушка ликвидности. 8) Теория модели "IS-LM" без кривой LM. 9)Модель "IS-MP". 10)Модель "IA-AD". 11) Модель общего экономического равновесия. 12) Макроэкономическая политика в открытой экономике при фиксированном и плавающем валютных курсах. 13) Воздействие торговой политики. Международные взаимозависимости и достижение равновесия. 14) Несовершенная мобильность капитала. Построение модели "IS-LM-BP". Вводная теорема. 15) Воздействие фискальной и монетарной политики при режиме фиксированного валютного курса. 16) Воздействие фискальной и монетарной политики при режиме плавающего валютного курса. 17) Сравнительный анализ моделей "IS-LM-BP" и Манделла-Флеминга. Теория "невозможной тройственности". 18) Модель MRW. 19) Модель Эрроу. 20) Модель Юзавы-Лукаса. 21) Модель аккумулированного капитала. 22) Модель экономического роста с микроэкономимческими основаниями.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Сущность национальной экономики как экономической категории. Соотношение ее с категорией «экономическая система». Закономерности функционирования современной экономики на макроуровне
2) Структуру национальной экономики; теорию трех секторов; виды структур: воспроизводственную, социальную, территориальную, инфраструктуру.
3) Систему макроэкономических пропорций: общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые, территориальные, межгосударственные; проблемы сбалансированности экономики.
4) Понятие и принципы системы национальных счетов (СНС); операции, резидентные и нерезидентные институциональные единицы.
5) Долговой кризис. Проблему приспособления и перспективы стран-должников. План Бейкера. План Бреди. Парижский и Лондонский клубы.
6) Проблемы макроэкономического равновесия в международной торговле. Специализация и теория сравнительных преимуществ.
7) Национальное богатство и чистое экономическое благосостояние.
8) Рынок товаров и услуг в системе национальных рынков.
9) Эволюции теории экономического равновесия: Ф.Кенэ, К.Маркс, О.Курно, Л.Вальрас, В.Парето.
10) Межотраслевой баланс («затраты-выпуск» В.Леонтьева). Модель расширяющейся экономики (Дж. Нейман).
11) Виды и модели равновесия.
12) Совокупный спрос и факторы его определяющие. Эффект Пигу, эффект Р. Манделла – Д. Флеминга, эффект Дж. Кейнса.
13) Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели.
14) Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели АD-AS. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.
15) Общее макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская теории.
16) Компоненты совокупного спроса. Потребление и сбережения. Инвестиции.
17) Фактические и планируемые расходы. Равновесие в кресте Кейнса. Колебания равновесного уровня выпуска и мультипликатор автономных расходов.
18) Рецессионный и инфляционный разрывы. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели AD-ASи Кейнсианского креста.
19) Теория рыночного фиаско и государство. Внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция.
20) Экономические функции государства в рыночной экономике. Субъекты и объекты государственного регулирования. Государственное регулирование экономики.
21) Классическая дихотомия, принципы нейтральности и супернейтральности
22) Денежный рынок. Спрос на деньги. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги. Сеньораж.
23) Современные денежные теории спроса на деньги: портфельные теории, модель управления денежной наличностью Баумоля – Тобина, теория трансакционного спроса.
24) Равновесие денежного рынка. Регулирование денежного равновесия Центральным банком.
25) Доходы и проблема их измерения. Проблема дифференциации доходов.
26) Функциональное и вертикальное распределение доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини
27) Макроэкономическую нестабильность. Цикличность экономического развития. Теории экономического цикла.
28) Технологические уклады и «длинные волны».
29) Инфляцию в рамках модели AD-AS. Адаптивные и рациональные ожидания.
30) Теорию ускорения инфляции.
31) Международную кооперацию труда. Виды международной специализации и кооперирования производства. Формы производственно-технологических связей

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Представлять проблемы сбалансированности экономики.
2) Сравнивать теории Ф.Кенэ, К.Маркса, О.Курно, Л.Вальраса, В.Парето.
3) Раскрывать классическую и кейнсианскую теории спроса на деньги.
4) Раскрывать теорию длинных волн Н. Кондратьева.
5) Раскрывать проблемы конвертируемости валют.
6) Оценивать безработицу с позиции экономического роста.
7) Графический анализ в теории мультипликатора.
8) Представлять теорию мультипликатора-акселератора.
9) Раскрывать особенности действия мультипликатора-акселератора в России.
10) Раскрывать связь инвестиций и национального дохода.
11) Представлять содержание национальных счетов.
12) Представлять процесс стабилизации рынка труда.
13) Сравнивать классическую интерпретацию макроэкономического равновесия в модели AD-AS с кейнсианской моделью.
14) Представлять графическое изображение денежного рынка в классической интерпретации.
15) Представлять графическое изображение денежного рынка в кейнсианской интерпретации.
16) Использовать современную теорию налогов. Определять влияние налогов на равновесие макроэкономической системы
17) Теорию международной миграции.
18) Теорию международной торговли М. Портера.
19) Теорию факторов Хекшера – Олина.
20) Рассчитывать мультипликатор налогов и государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методикой расчета макроэкономических показателей: ВНП, ВВП, ЧНП,НД.

2) Вариантами антиинфляционной политики.

3) Методикой эффекта мультипликатора.

4) Классификацией различных активов с точки зрения их ликвидности.

5) Способами измерения денежной массы.

6) Методикой расчета уровня инфляции.

7) Методикой расчета уровня безработицы.

8) Методикой оценки дифференциации доходов населения.

9) Методикой оценки показателей результативности социальной политики.

10) Методикой анализа показателей оценки качества жизни.

11) Методами анализа инструментов кредитно-денежной политики.

12) Методами сравнительного анализа инструментов макроэкономической политики госдураства.

13) Методами оценки инфляции и антиинфляционной политики государства.

14) Методикой оценки фискальной политики государства.

15) Методикой оценки социальной политики государства.

16) Методами анализа дифференциации доходов.

17) Методикой оценки эфективности системы государственного экономического регулирования.

18) Методами расчета валового продукта: по расходам и по доходам.

19) Методами расчета основных макроэкономических показателей: ВНП, ВВП, ЧНП, НД.

20) Владеть методикой расчета нормы резервирования, кредитного и банковского мультипликаторов.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Корнейчук, Б. В.  Макроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум для вузов / Б. В. Корнейчук. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 385 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02582-8. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 283 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01996-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 382 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01998-8. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шагинян, С.Г. Макроэкономика (продвинутый уровень): учебно-методическое пособие к контрольной работе / С. Г. Шагинян, М. В. Колесников; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 6 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Шагинян, С.Г. Макроэкономика (продвинутый уровень): учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельного изучения учебного материала направление подготовки "Экономика" / С.Г. Шагинян, М. В. Колесников; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 18 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Шагинян, С.Г. Макроэкономика (продвинутый уровень): учебно-методическое пособие к контрольной работе / С. Г. Шагинян, М. В. Колесников; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 6 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
4 Шагинян, С.Г. Макроэкономика (продвинутый уровень): учеб.-метод. пособие к практ. занятиям и самостоят. работе / С. Г. Шагинян, М. В. Колесников; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов-на-Дону: [б. и.], 2020. - 14 с.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65915.