РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Корпоративное бюджетирование"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

38.04.01 Экономика

направленность (профиль) программы магистратуры

Экономика, финансы и управление инновациями на транспорте

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Лобас Юлия Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Корпоративное бюджетирование" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры "коммерция и логистика, ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Корпоративное б_М_38.04.01_во_3_ЭиМ_п63702_и65757.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Корпоративное бюджетирование".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.10.2020 № 2.

Целью дисциплины "Корпоративное бюджетирование" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Экономика, финансы и управление инновациями на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Экономика и финансы хозяйствующих субъектов на транспорте";

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-1 - Способен осуществлять стратегическое управление процессами планирования и организации производства на уровне промышленной организации

Знает: основы стратегического управления длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программно-ориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ

Умеет: разрабатывать методы и модели создания системы управления процессами планирования производственных ресурсов транспортной организации

Имеет навыки: разработки методов и моделей создания системы управления процессами планирования производственных ресурсов транспортной организации

Индикатор:
ПК-1.1 - Организует и управляет длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе научно-обоснованных нормативов затрат, экономической эффективности, рационального использования ресурсов, планирования, бюджетирования и мониторинга

Знает: основы организации работы по формированию иерархии прогнозов производственных процессов на стратегическом и тактическом горизонтах принятия управленческих решений с целью определения потребностей организации в производственных ресурсах

Умеет: использовать законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности и применять математический аппарат, методы оптимизации, теории вероятностей, математической статистики, системного анализа для принятия решений в области стратегического и тактического планирования

Имеет навыки: использования законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности и применения математического аппарата, метоов оптимизации, математической статистики, системного анализа для принятия решений в области стратегического и тактического планирования

Индикатор:
ПК-1.2 - Организует и управляет работами по формированию иерархии прогнозов производственных процессов на стратегическом и тактическом горизонтах принятия управленческих решений с целью определения потребностей рынка и организации в производственных ресурсах

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Корпоративное бюджетирование" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Актуальные научные проблемы экономики, финансов и управления".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   32 64
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   32 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Теоретические основы процесса бюджетирования на транспорте ПК-1
2 Организация бюджетного процесса на предприятии ПК-1
3 Формирование бюджета транспортного предприятия ПК-1
4 Эффективная постановка бюджетирования ПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   32
2 8 4    
3 2 6   35
4 2 4    
Итого 16 16   67
В т.ч. практическая подготовка   2    

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     84
2 2  
3 2  
4   2
Итого 6 2   84
В т.ч. практическая подготовка   2    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Бюджетирование как управленчекская технология. 2
Понятие центров ответственности, их классификация. 2
2 Структура общего бюджета предприятия. 2
Производственный бюджет и бюджет продаж. 2
Бюджет коммерчесских и управленческих расходов. 2
Инвестиционный бюджет. 2
3 Исходные данные для формирования бюджета транспортного предприятия. 2
4 Создание технологической схемы разработки бюджетов. 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 4
1 Бюджетирование как управленчекская технология. 2
2 Структура общего бюджета предприятия. 2
Заезд № 5
3 Исходные данные для формирования бюджета транспортного предприятия. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Система целей бюджетирования 2
2 Операционный бюджеты 2
План-факт анализ 2
3 Составление прогнозного отчета о доходах и расходах 2
Технология составления бюджета движения денежных средств 2
Особенности технологии составления расчетного баланса 2
4 Анализ бюджетного цикла. Распределение целей и задач структурных подразделений в бюджетном процессе 2
Отработка бюджетног регламента 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
4 Анализ бюджетного цикла. Распределение целей и задач структурных подразделений в бюджетном процессе 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Контроль за выполнением бюджета. Бюджет продаж. Бюджет производства. Бюджет коммерческих и управленческих расходов 32
3 Бюджет движения денежных средств. Составление прогнозного баланса на коец бюджетного периода. 35

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Контроль за выполнением бюджета. Бюджет продаж. Бюджет производства. Бюджет коммерческих и управленческих расходов 84
Понятие центров ответственности, их классификация
Система целей бюджетирования
2 Производственный бюджет и бюджет продаж
Бюджет коммерчесских и управленческих расходов
Инвестиционный бюджет
Операционный бюджеты
План-факт анализ
3 Бюджет движения денежных средств. Составление прогнозного баланса на коец бюджетного периода.
Составление прогнозного отчета о доходах и расходах
Технология составления бюджета движения денежных средств
Особенности технологии составления расчетного баланса
4 Создание технологической схемы разработки бюджетов
Отработка бюджетног регламента

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Сущность, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования в системе управления финансами. Виды финансовых планов организации и их классификация.
2)Виды финансовых планов организации, их классификация и характеристика.
3)Виды финансовых планов организации. Основные показатели финансовых планов различных типов.
4)Долгосрочный финансовый план организации: характеристика исходной информации для финансового планирования, основные плановые показатели.
5)Оперативный кассовый план организации: основные показатели. Область применения кассового плана.
6)Бюджетирование как основной вид текущего финансового планирования в организации.
7)Дифференциация бюджетирования от долгосрочного и оперативного финансового планирования, основные цели и задачи бюджетирования.
8)Виды бюджетов организации, их классификация и характеристика (с примерами).
9)Фиксированные и гибкие бюджеты организации. Порядок составления, сферы применения, достоинства и недостатки.
10)Преемственные бюджеты/бюджеты/периодические бюджеты: понятие, характеристика, принципы построения.
11)Методы построения бюджетов: «снизу вверх», «сверху-вниз». Характеристика, область эффективного применения, достоинства и недостатки.
12)Методы построения бюджетов: «комплексный метод». Характеристика, область эффективного применения, достоинства и недостатки.
13)Основные операционные бюджеты организации: общая характеристика, краткое содержание, интеграция с финансовыми бюджетами (на примере).
14)Цикл бюджетного планирования и его характеристика. Длительность и краткое содержание каждого этапа.
15)Цикл планирования и его характеристика. Последовательность составления системы плановых бюджетов (схема обязательна)
16)Виды операционных бюджетов сферы сбыта и их классификация.Составляющие каждого бюджета (показатели).
17)Бюджет продаж: источники информации и последовательность составления.
18)Структура бюджета продаж. Основные показатели. Формат бюджета.
19)Виды центров ответственности и центров финансовой ответственности и их подробная характеристика.
20)Основы составления бюджета коммерческих расходов: основные показатели, принципы и порядок их формирования.
21)Основы составления бюджета готовой продукции. Назначение бюджета. Основные показатели. Порядок расчета.
22)Правила составления бюджета готовой продукции. Структура. Оценка себестоимости готовой продукции (разными методами).
23)Виды производственных бюджетов и их характеристика. Взаимосвязь с финансовыми бюджетами. Примеры взаимосвязи.
24)Основы составления бюджета материальных затрат: состав, структура, методика построения.
25)Основы составления бюджета затрат на оплату труда, основные показатели, взаимосвязь с политикой мотивации персонала.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Классифицировать операционные бюджеты сферы сбыта: составляющие каждого бюджета (показатели).
2)Составлять бюджет продаж: источники информации и последовательность.
3)Раскрывать структуру бюджета продаж. Основные показатели. Формат бюджета.
4)Преобразовывать бюджет продаж в график оплат. Налоговые аспекты. Формат бюджетов.
5)Составлять бюджет коммерческих расходов: основные показатели, принципы и порядок их формирования. Формат бюджета.
6)Составлять бюджет готовой продукции. Назначение бюджета. Основные показатели. Порядок расчета.
7)Составлять бюджет готовой продукции. Структура. Оценка себестоимости готовой продукции (разными методами).
8)Раскрывать виды производственных бюджетов и их давать их подробную характеристику. Взаимосвязь с финансовыми бюджетами. Примеры взаимосвязи.
9)Составлять бюджет материальных затрат: состав, структура, методика построения.
10)Составлять бюджет затрат на оплату труда, основные показатели и порядок их расчета, взаимосвязь с политикой мотивации персонала.
11) Составлять бюджет себестоимости. Вариации бюджета. Методы составления. Назначение
бюджетов, составленных разными методами.
12) Составлять бюджет себестоимости по методу директ-костинг. Пример.
13)Составлять бюджет себестоимости по методу абсоршн-костинг. Пример.
14)Составлять бюджет закупок организации. Основные показатели. Порядок их расчета.
15)Составлять бюджеты накладных и управленческих расходов: состав структура, порядок составления.
16)Составлять бюджеты накладных и управленческих расходов: особенности включения в бюджет себестоимости.
17)Составлять бюджет движения денежных средств: общая характеристика, источники информации для составления, решения, принимаемые на его основе.
18)Составлять бюджет движения денежных средств, порядок составления. Пример.
19)Составлять БДДС: рассчитывать основные показатели и управленческие решения, которые принимаются на их основе.
20)Принимать решения по управлению дефицитом и профицитом денежных средств на основе БДДС.
21)Составлять бюджет движения денежных средств прямым методом.
22)Составлять бюджет движения денежных средств косвенным методом.
23)Составлять бюджет доходов и расходов организации: общая характеристика и управленческие решения, принимаемые на его основе.
24)Составлять бюджет доходов и расходов. Назначение бюджета и его вариации. Основные показатели. Примеры.
25)Применять на практике бюджетный регламент (Положение о бюджетировании), его основные элементы и принципы составления.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Практического применения формата бюджета доходов и расходов, составленного на основе метода директ-костинг.

2)Практического применения формата бюджета доходов и расходов, составленного на основе метода абсоршн костинг.

3)Расчета и применения в практике транспортных предприятий показателей управления эффективностью на основе БДР.

4)Практического применения бюджета балансового листа. Основные показатели и их значение для управления организацией.

5)Установления взаимосвязи финансовых бюджетов организации.

6)Распределения функций и сфер ответственности между уровнями управления и службами организации в процессе бюджетирования.

7)Распределения финансовой ответственности. Финансовая структура организации.

8)Дифференциации организационной и финансовой структуры организации.

9)Пактического применения в сфере бюджетного управления МВЗ, ЦФО, ЦфУ. Их характеристика.

10)Преобразования бюджета продаж в график оплат. Налоговые аспекты. Формат бюджетов.

11)Расчета основных плановых показателей долгосрочного финансового плана организации.

12)Расчета показателей оперативного кассового плана организации.

13)Составления фиксированного и гибкого бюджетов транспортной организации.

14)Практического применения методов построения бюджетов: «снизу вверх», «сверху-вниз», «комплексный метод».

15)Составления операционных бюджетов сферы сбыта, расчет основных показателей.

16)Составления бюджет продаж транспортной организации, расчет основных показателей.

17)Составления бюджета коммерческих расходов транспортной организации, расчет основных показателей.

18)Составления бюджета готовой продукции транспортной организации, расчет основных показателей.

19)Составления бюджета материальных затрат транспортной организации, расчет основных показателей.

20)Составления бюджета затрат на оплату труда транспортной организации, расчет основных показателей.

21)Калькулирования себестоимости транспортной организации.

20)Практического применения попроцессного метода учета затрат транспортной организации.

21)Практического применения функционального метода учета затрат транспортной организации.

22)Практического применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости транспортной организации.

23)Практического применения нормативного метода учета затрат и калькулирования транспортной организации.

24)Составления прогнозного баланса на конец бюджетного периода.

25) Составления прогнозного отчета о доходах и расходах транспортной организации.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)
2 Радченко, Е.В. Управление издержками транспортного предприятия: учебно-методическое пособие к самостоятельной работе и практическим занятиям / Е.В. Радченко, О. В. Тимченко; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 13 с. - Библиогр.- Текст : электронный

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Хруцкий, В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Семь практических шагов : практическое пособие / В. Е. Хруцкий, Р. В. Хруцкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 205 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08533-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Хруцкий, В. Е.  Внутрифирменное бюджетирование. Теория и практика : практическое пособие / В. Е. Хруцкий, В. В. Гамаюнов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 457 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08072-8. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Радченко, Е.В. Управление издержками: учебно-методическое пособие к самостоятельной работе и практическим занятиям / Е.В. Радченко, О. В. Тимченко; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 13 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65757.