РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Проектирование средств и систем автоматизированного управления и контроля объектов энергетики"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

направленность (профиль) программы магистратуры

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Кочин Александр Евгеньевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Проектирование средств и систем автоматизированного управления и контроля объектов энергетики" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Проектирование с и с а у и к о э_М_15.04.04_во_23_ЭМА_п68990_и68991.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Проектирование средств и систем автоматизированного управления и контроля объектов энергетики".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "Проектирование средств и систем автоматизированного управления и контроля объектов энергетики" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплин "Компьютерные технологии в профессиональной деятельности", "Моделирование устройств и систем энергетики", "Проектирование объектов энергетики";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-10 - Способен разрабатывать методы стандартных испытаний по определению технологических показателей автоматизированного производственного оборудования

Знает: Современные проблемы науки и производства в профессиональной области

Умеет: Формулировать тему, цели и задачи стандартных испытаний

Имеет навыки: Навыками определения технологических показателей при проведении испытаний автоматизированного оборудования

Индикатор:
ОПК-10.1 - Демонстрирует умение определять технологические показатели автоматизированного оборудования

Знает: Методики проведения теоретических и экспериментальных исследований

Умеет: Выбирать форму и методы проведения исследований автоматизированного оборудования в сфере профессиональной деятельности

Имеет навыки: Методикой выполнения технических измерений различных параметров и обработки полученных данных

Индикатор:
ОПК-10.2 - Умеет разрабатывать программы и методики испытаний по определению технологических показателей автоматизированного оборудования

Место дисциплины 1Б.О "Проектирование средств и систем автоматизированного управления и контроля объектов энергетики" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математическое моделирование", "Проблемы энерго- и ресурсосбережения", "Управление проектами", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2, 3 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 80 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 32 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 48 48 16 32
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 163   103 60
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 128   103 25
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 80 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Проектирование АСУТП теплотехническими предприятиями ОПК-10
2 Предпроектное обследование ОПК-10
3 Техническое проектирование ОПК-10
4 Средства измерений используемые в АСУТП ОПК-10
5 Технологические показатели АСУТП ОПК-10
6 Методы определения технологических параметров АСУТП ОПК-10
7 Разработка программы и методики испытаний по определению технологических показателей ОПК-10
8 Системы управления качеством продукции, окружающей среды и безопасностью ОПК-10

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   12
2 4 4   20
3 4 4   30
4 4 4   41
5 4 6    
6 4 8   25
7 4 10    
8 4 8    
Итого 32 48   128

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Этапы проектирования АСУТП предприятия. 2
Модели и основные стадии проектирования АСУТП теплотехнического предприятия. 2
2 Цели и задачи предпроектного проектирования. 2
Формирование требований к функциональности схем АСУТП. 2
3 Общесистемные проектные решения. 2
Основные проектные решения по техническому обеспечению. 2
4 Средства измерений электрических величин. 2
Средства измерений не электрических величин. 2
Семестр № 3
5 Структурные и функциональные показатели АСУТП. 2
Показатели надёжности, безопасности и унификации АСУТП. 2
6 Нормативная база опреления технологических параметров АСУТП. 2
Современные методы и методики опреления технологическихпараметров АСУТП. 2
7 Постановка технического задания на определение технологических показателей АСУТП. 2
Программы и методики испытаний по определению технологических показателей АСУТП. 2
8 Статистические методы для контроля, анализа и управления качеством. 2
Интегрированные автоматизированные системы управления безопасностью: структура, функциональные возможности и решаемые задачи. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Изучение ГОСТ 21.404 – 85 «Автоматизация технологических процессов» 2
Изучение структурных схем АСУ технологическими процессами 2
2 Изучение общих правил оформление проектной документации в сфере проектирования АСУ 2
Оформление проектной документации. Функциональные схемы автоматизации 2
3 Построение структурных схем систем управления на основе вычислительных комплексов 2
Особенности построения и структуры АСУТП теплотехнического предприятия 2
4 Средства измерений электрических величин в АСУТП 2
Средства измерений неэлектрических величин в АСУТП 2
Семестр № 3
5 Показатели надёжности и безотказности работы АСУТП 2
Информационные показатели АСУТП 2
Показатели быстродействия АСУТП 2
6 Контроль технического состояния 2
Методы определения устойчивости систем управления 2
Методы определения передаточных функций 2
Автоматизированные средства определения технологических показателей 2
7 Нормативные документы по проведению испытаний АСУТП 2
Построение технического задания на проведение испытаний для определения технологических показателей АСУТП 2
Определение метрологических требований к оборудованию для проведения испытанийна определение технологических параметров АСУТП 2
Разработка методики проведение испытаний для определения технологических показателей АСУТП 2
Методики анализа результатов проведения исследований технологических параметров АСУТП 2
8 Общие принципы построения автоматической защиты и сигнализации 2
Структурные схемы автоматических систем защиты и сигнализации 2
Использование АСУТП для обеспечения соответствия производства системам управления качеством 2
Использование АСУТП для обеспечения соответствия требованиям безопасности продукции и производства 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) теплоэнергетическими и теплотехнологическими процессами и установками 12
2 Классификация АСУ и разновидности АСУ ТП 20
3 Структура АСУ 30
4 Управляющий вычислительный комплекс 20
АСУ теплоэнергетическими и теплотехнологическими объектами 21
Семестр № 3
6 Автоматическая защита и сигнализация 25

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2 3
ОПК-10 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-10 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

спроектировать систему автоматического управления установкой приточной вентиляции помещения;

спроектировать систему автоматического управления стабилизации температуры воздуха в остеклённых блочных теплицах с водяной системой обогрева;

спроектировать схему автоматического управления подачей воздуха на станциях аэрации очистных сооружений;

спроектировать схему автоматического управления прямоточным парогенератором;

спроектировать схему автоматического управления промышленным холодильным комплексом.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

проектирование методики измерений технологических параметров АСУТП холодильного оборудования;

проектирование методики измерений технологических параметров АСУ насосного оборудования;

проектирование методики измерений технологических параметров АСУ котельного оборудования;

проектирование методики измерений технологических параметров АСУ вентиляционного оборудования.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Барабанный паровой котел как объект управления.
1)Основные цели и задачи автоматизации
2)Виды САУ
3)Структуру информационной модели АСУ
4)Назначение целей и функций АСУ ТП
5)Разновидности АСУ ТП
6)Подсистемы АСУ ТП и их характеристики
7)Функции и назначения УВК
8)Принципы управления с использованием УВК
9)Понятие алгоритмического обеспечения системы АСУ
10)Показатели уровня автоматизации производства
11)Основные разновидности теплоэнергетических и технологических объектов управления
12)Особенности управления теплоэнергетическими и теплотехнологическими объектами
13) Назначение и функции автоматической защиты и сигнализации
14)Микропроцессоры,контроллеры и их использование в системах автоматизированного управленияСхему автоматического отключения фильтров на промывку.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Представить структуру и функциональный состав технических средств АСУ ТП
2)Составить проектную документацию на разработку функциональной схемы АСУ.
3)Составить схему автоматического управления прямоточными парогенераторами
4)Составить схему автоматического управления барабанными парогенераторами
5)Составить схему автоматического управления вспомогательным оборудованием теплотехнологического процесса (по заданию)
6)Составить автоматическую схему защиты прямоточных парогенераторов
7)Составить автоматическую схему защиты барабанных парогенераторов
8)Составить автоматическую схему защиты вспомогательного оборудования теплотехнологического процесса
9)Определять динамические характеристики объектов управления
10)Проводить аналитические исследования поведения объектов управления с помощью разгонных , импульсных , частотных характеристик
Автоматизировать теплофикационные установки.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Построение АСУ теплоэнергетического объекта управления (по заданию)
2)Построение АСУ теплотехнологического объекта управления (по заданию)
3)Определения особенностей управления теплоэнегетическими объектами
4)Определения особенностей управления теплотехнологическими объектами
5)Проектирование систем автоматизации теплотехнологических производств
6)Составления заданий , формирования баз исходных данных и определения стадий проектирования теплоэнергетического объекта
7)Составления заданий , формирования баз исходных данных и определения стадий проектирования теплотехнологического объекта
8)Методами определения принципов непосредственного цифрового регулирования
9)Определения типа системы автоматики ( электрическая, гидравлическая,пневматическая)
10)Методами выбора автоматической защиты и сигнализации

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Барабанный паровой котел как объект управления.
2)Способы и схемы управления.
3)Принципиальную схему регулирования давления пара перед турбиной.
4)Статические и динамические характеристики парового котла.
5)Способы и схемы регулирования экономичности процесса горения.
6)Прямоточный паровой котел как объект управления.
7)Принципы автоматизированного управления вредными выбросами в переменных режимах ТЭС по топливу и нагрузке.
8)Принципиальные схемы автоматизации вспомогательных процессов и установок на ТЭС.
9)Принципиальную технологическую схему установки химической подготовки питательной воды.
10)Схему автоматического отключения фильтров на промывку.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Регулировать процессы горения и парообразования.
2)Регулировать перегрев пара и питание в барабанном котле.
3)Регулировать непрерывную продувку и расход корректирующих добавок котловой воды.
4)Регулировать перегрев пара в прямоточном котле.
5)Регулировать выбросы вредных веществ с дымовыми газами паровых котлов.
6)Автоматизировать процессы и установки химической очистки и подготовки котловой воды.
7)Регулировать дозировку реагентов в осветлитель в системе водоподготовки.
8)Регулировать приготовление регенерационных растворов для ионитных фильтров.
9)Управлять процессами прмывки и восстановления фильтров в системе водоподготовки.
10)Автоматизировать теплофикационные установки.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Регулирования энергоблока "котел-паровая турбина".

2)Регулирования подачи топлива по схеме "задание-теплота".

3)Регулирования экономичности процесса горения.

4)Регулирования подачи воздуха по соотношению топливо-воздух O2.

5)Регулирования подачи воздуха по соотношению пар-воздух O2.

6)Регулирования подачи воздуха по соотношению теплота-воздух O2.

7)Регулирования подачи воздуха по соотношению нагрузка-воздух с коррекцией по O2.

8)Регулирования тепловой нагрузки и температурного режима первичного тракта в котле.

9)Обоснования способов и систем регулирования степени рециркуляции продуктов горения.

10)Автоматизации вспомогательных процессов и установок на ТЭС.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 2 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Свистунов, В. М. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха объектов агропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства : учебник для вузов / В. М. Свистунов, Н. К. Пушняков. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Политехника, 2020. — 429 c. — ISBN 978-5-7325-1088-1. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Андык, В. С.  Автоматизированные системы управления технологическими процессами на ТЭС : учебник для среднего профессионального образования / В. С. Андык. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 407 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07317-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Аверченков, В. И. Основы математического моделирования технических систем : учебное пособие / В. И. Аверченков, В. П. Федоров, М. Л. Хейфец. — Брянск : Брянский государственный технический университет, 2012. — 271 c. — ISBN 5-89838-126-0. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И
4 ПК МВТУ. Предназначена для детального исследования и анализа нестационарных процессов в системах автоматического управления, в ядерных и тепловых энергоустановках, в следящих приводах и роботах, в любых технических системах, описание динамики которых может быть реализовано методами структурного моделировани. О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры;

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 68991.