РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "История и философия науки"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

направленность (профиль) программы магистратуры

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель д.ф.н., проф. Тахтамышев Владимир Григорьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "История и философия науки" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф.н., проф. Бакулов Виктор Дмитриевич, зав. кафедрой "Философия и методология науки", ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_История и ф н_М_15.04.04_во_2_ФИО_п65342_65939.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "История и философия науки".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "История и философия науки" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Профессиональное самоопределение и управление коллективом";

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-5 - Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Знает: особенности и закономерности социально-исторического становления и функционирования когнитивных парадигм традиционного и техногенного общества, западного и восточного цивилизационного способа организации научного познания; особенности взаимодействия субъектов и групп, ориентированных на культуру обыденного и теоретического, научного и вненаучного познания

Умеет: применять в процессе межкультурного взаимодействия знание особенностей и закономерностей социально-исторического становления и функционирования когнитивных парадигм традиционного и техногенного общества, западного и восточного цивилизационного способа организации научного познания; особенностей взаимодействия субъектов и групп, ориентированных на культуру обыденного и теоретического, научного и вненаучного познания

Имеет навыки: взаимодействия с коллегами по профессиональной деятельности, придерживающихся когнитивных парадигм традиционного и техногенного общества, западного и восточного цивилизационного способа организации научного познания, ориентированных на культуру обыденного и теоретического, научного и вненаучного познания

Индикатор:
УК-5.1 - Способен демонстрировать знания особенностей и закономерностей социально-исторического становления и функционирования когнитивных парадигм традиционного и техногенного общества, западного и восточного цивилизационного способа организации научного познания; особенностей взаимодействия субъектов и групп, ориентированных на культуру обыденного и теоретического, научного и вненаучного познания

Знает: особенности толерантного восприятия межкультурного разнообразия, характеризующего представителей научных школ и сообществ традиционной и техногенной культур, светской и религиозной мировоззренческих ориентаций

Умеет: толерантно воспринимать межкультурное разнообразие, характеризующее представителей научных школ и сообществ традиционной и техногенной культур, светской и религиозной мировоззренческих ориентаций

Имеет навыки: толерантного общения с профессиональными коллегами, представляющими научные школы и сообщества традиционной и техногенной культур, светской и религиозной мировоззренческих ориентаций

Индикатор:
УК-5.2 - Способен толерантно воспринимать межкультурное разнообразие, характеризующее представителей научных школ и сообществ традиционной и техногенной культур, светской и религиозной мировоззренческих ориентаций

Знает: особенности межкультурного взаимодействия, обеспечивающие эффективное решение исследовательских задач посредством предотвращения возможных конфликтных ситуаций, обусловленных различием мировоззренческих ориентаций членов исследовательского коллектива

Умеет: использовать знание особенностей межкультурного взаимодействия, обеспечивающих эффективное решение исследовательских задач посредством предотвращения возможных конфликтных ситуаций, обусловленных различием мировоззренческих ориентаций членов исследовательского коллектива

Имеет навыки: предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе межкультурного взаимодействия, обусловленных различием мировоззренческих ориентаций членов исследовательского коллектива

Индикатор:
УК-5.3 - Использует навыки межкультурного взаимодействия, обеспечивающие эффективное решение исследовательских задач посредством предотвращения возможных конфликтных ситуаций, обусловленных различием мировоззренческих ориентаций членов исследовательского коллектива

Место дисциплины 1Б.Ф "История и философия науки" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Русский язык и основы редактирования".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   60
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 60   60
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Понятие науки и этапы ее развития. УК-5
2 Структура научного знания УК-5
3 Динамика науки и структура научного поиска УК-5
4 Особенности современного этапа развития науки УК-5

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 6   15
2 8 4   15
3 10 2   15
4 6 4   15
Итого 32 16   60

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Понятие науки и ее философское осмысление. 2
Наука как социальный институт, ее основные функции в обществе. 2
Основные концепции философии науки. 2
Возникновение науки и основные этапы ее истории. 2
2 Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различения. 2
Структура теоретического знания. 2
Структура эмпирического знания. 2
Основания науки. 2
3 Историческая изменчивость механизмов порождения нового знания. 2
Формирование первичных теоретических моделей и законов. 2
Структура научного поиска. 2
Становление развитой научной теории. 2
Проблемные ситуации в науке. 2
4 Научные традиции и научные революции. 2
Глобальные революции и типы научной рациональности. 2
Основные характеристики постнеклассической науки. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Наука в культуре современной цивилизации 2
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции 2
Предмет и основные концепции современной философии науки. 2
2 Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Методы эмпирического и теоретического познания в науке. Научная теория и этапы ее становления. 2
Основания науки 2
3 Механизмы порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и эмпирических данных на начальном этапе становления научной дисциплины. Проблемные ситуации в науке. Становление развитой научной теории. 2
4 Научные традиции и научные революции. Понятие типов научной рациональности Особенности неклассического этапа развития науки. 2
Постнеклассическая наука: сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Сциентизм и антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Понятие науки и этапы ее развития. 15
2 Структура научного знания. 15
3 Динамика науки и структура научного поиска. 15
4 Особенности современного этапа развития науки 15

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
УК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-5 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Предмет философии науки, ее основные сферы и задачи;

2. Основные направления современной философии науки;

3. Преднаука Древнего Востока;

4. Античная наука: социально-исторические условия возникновения и ее особенности;

5. Античное понимание природы общественных отношений, сфер общества и их взаимосвязи;

6. Античная наука о природе техники и ее отношении к теоретическому знанию;

7. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки;

8. Ремесленная техника и развитие науки, переосмысление представлений о природе, научном знании и практическом действии в средние века;

9. Новое понимание роли технической деятельности у инженеров, художников и ученых эпохи Возрождения;

10. Социально-исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки;

11. Формирование научной техники в трудах ученых Нового времени;

12. Западная и восточная средневековая наука;

13. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре;

14. Возникновение дисциплинарно организованной науки в Новое время;

15. Формирование технических наук;

17. Концепции философии науки К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани;

18. Структура эмпирического знания;

19. Структура теоретического знания;

20. Методы эмпирического исследования;

21. Эксперимент, его виды и функции в научном познании;

22. Подтверждение и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы;

23. Научное доказательство и его виды. Формализация как метод теоретического познания;

24. Системный метод познания в науке;

25. Идеалы и нормы научного познания;

26. Эмпирическое обоснование научного знания;

27. Теоретическое обоснование научного знания;

28. Методы теоретического познания;

29. Основания науки;

30. Научная картина мира и ее исторические формы;

31. Наука как процесс порождения нового научного знания;

32. Научные традиции и научные революции. Проблема типологии научных революций;

33. Типы научной рациональности;

34. Особенности современного этапа развития науки;

35. Перспективы современного научно-технического прогресса;

36. Взаимодействие традиций и новаторства в развитии науки;

37. Гуманитарная и экологическая экспертиза научных проектов: состояние и перспективы;

38. Дифференциация и интеграция наук как закономерность их развития;

39. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия;

40. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (И. Кант, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, К. Поппер);

41. Теоретико-методологические основы философии хозяйства.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры.
2) Предмет философии науки и ее функции.
3) Философия науки первого позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.С.Милль).
4) Философия науки второго позитивизма (эмпириокритицизма).
5) Философия науки неопозитивизма (Б. Рассел, М. Шлик, Г. Фреге, Р. Карнап).
6) Концепция развития научного знания К. Поппера и И. Локатоса.
7) Интерналистская концепция развития науки Т. Куна.
8) Анархистская эпистемология П. Фейерабенда.
9) Эвристический потенциал теории личностного знания М. Полани.
10) Развитие философии науки во второй половине ХХ века.
11) Научная картина мира и ее исторические формы. Общие закономерности развития науки.
12) Особенности научного познания. Наука и философия, наука и искусство.
13) Функции науки в жизни общества. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
14) Наука в культуре техногенной цивилизации.
15) Возникновение науки. Наука и преднаука. Наука античного мира.
16) Развитие науки в эпоху западноевропейского средневековья.
17) Наука Нового времени: становление механической картины мира.
18) Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
19) Современная квантово-полевая картина мира.
20) Наука и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития.
21) Научная картина мира и ее исторические формы.
22) Структура и методы эмпирического исследования.
23) Структура и методы теоретического исследования.
24) Основания науки.
25) Динамика научного исследования. Логика построения научной теории.
26) Феномен научных революций. Научные революции и смена типов рациональности.
27) Универсальный эволюционизм и современная научная картина мира.
28) Наука как социальный институт.
29) Концепция философии хозяйства С.Н. Булгакова и современность.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Провести различие методологических установок познания, на которые опирались ученые античного мира и западноевропейского средневековья.
2) Выявить особенности метода научного познания Г. Галелея, которые отличают его исследования от исследований в области механики в эпоху средних веков.
3) Показать значение идеалов математизированного и опытного естествознания, формирующихся в эпоху Возрождения, для изменения характера и результатов научного поиска.
4) Показать различие теоретико-методологических оснований анализа научного познания неопозитивизма и постпозитивизма.
5) Показать достоинство и ограниченность методологии критического рационализма К.Поппера на примере его социально-философских взглядов.
6) Привести доказательства, подтверждающие правоту концепции научных революций Т.Куна.
7) Обосновать значение неявного знания в научном исследовании, анализируя становление социально-гуманитарных наук.
8) Дать анализ концепции П. Фейерабенда, утверждающей познавательный и мировоззренческий релятивизм.
9) Дать анализ аргументов сторонников интерналистского и экстарналистского развития науки и обосновать свою точку зрения на причины развития науки.
10) Аргументировано обосновать границы возможности использования экспериментального метода в социальных науках.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Категориальным аппаратом философии науки для обоснования различия научного знания и знания, полученного в обыденном опыте, на примере прогнозирования изменения погоды.

2) Продемонстрировать владение приемами экспериментальной деятельности: с этой целью обосновать план проведения мысленного эксперимента для изучения физических характеристик металлов.

3) Владеть навыками различения типов научной рациональности: с этой целью определить типы научной рациональности, в границах которых формируются аргументы для обоснования позиций сциентизма и антисциентизма.

4) Владеть навыками различения типов научной рациональности: обосновать принадлежность синергетической парадигмы познания к постнеклассическому типу рациональности.

5) Владеть методологией социально-гуманитарного познания: обосновать эвристическую роль понятия хронотопа в социально-гуманитарном познании.

6) Владеть категориальным аппаратом философии науки: провести сравнение логики социальных наук К.Поппера и методологии познания социальных явлений К.Маркса.

7) Владеть методологией социально-гуманитарного познания: проанализировать социальные причины исследования коммуникативности социально-гуманитарными науками ХХ столетия.

8) Владеть навыками различения методологии естественных и социально-гуманитарных наук, с этой целью провести обоснование возможностей и границ исследования ценностей социально-гуманитарными науками.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-5 2 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Степин, В. С. Философия и методология науки / В. С. Степин. — Москва : Академический Проект, Альма Матер, 2015. — 719 c. — ISBN 978-5-8291-1715-3. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 История и философия науки : учебное пособие для аспирантов технических и экономических специальностей / З. Т. Фокина, О. М. Ледяева, Е. Г. Кривых, С. Д. Мезенцев ; под редакцией С. Д. Мезенцев. — Москва : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 138 c. — ISBN 978-5-7264-1485-0. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Баскаков, Ю.В. История и философия науки: учеб.-метод. пособие / Ю. В. Баскаков, В. Г. Тахтамышев; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2016. - 52 с. - Библиогр. : 14 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65939.