РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Русский язык и основы редактирования"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

38.04.01 Экономика

направленность (профиль) программы магистратуры

Экономика, финансы и управление инновациями на транспорте

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Авторы-составители к.фил.н. Покотыло Михаил Валерьевич, к.п.н., доц. Горюнова Елена Рудольфовна, к.фил.н. Полякова Ольга Александровна, Гаргацова Светлана Магомедовна, Исаева Вера Николаевна, к.фил.н. Хорошевская Юлия Павловна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Русский язык и основы редактирования" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.и.н. Шишова Наталья Васильевна, Зав. кафедрой "Культурология и реклама", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Русский я и о р_М_38.04.01_во_23_МКПЛ_п60481_66820.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Русский язык и основы редактирования".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.10.2020 № 2.

Целью дисциплины "Русский язык и основы редактирования" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Экономика, финансы и управление инновациями на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Деловые коммуникации на иностранном языке";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-4 - Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

Знает: виды правки текстов, способствующих успешной коммуникации в пиcьменной форме на русском языке для решения задач профессиональной деятельности; виды редакторской правки текство, дающие возможность разрабатывать методические нормативные документы, техническую документацию; Нормативную базу современного русского литературного языка, способствующую коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессиональной деятельности; принципы редактирования чужих и написания собственных текстов в зависимости от целей и коммуникативных условий

Умеет: вести коммуникацию в устной и письменной форме на русском языке; логически верно и аргументировано строить тексты на русском языке, используя приемы анализа и синтеза

Имеет навыки: оформления документов, создания и редактирования текстов личной и профессиональной направленности для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

Индикатор:
УК-4.1 - Способен демонстрировать знания правил и закономерностей личной и деловой устной и письменной коммуникации; современных коммуникативных технологий на русском и иностранном языках; существующих профессиональных сообществ для профессионального взаимодействия

Знает: основные нормы современного русского литературного языка, термины и приемы литературного редактирования и литературной правки, позволяющие успешно осуществлять коммуникацию в устной и письменной форме для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

Умеет: составлять и оформлять планы, тезисы, конспекты, аннотации, рецензии, рефераты, отчеты, квалификационные работы; вести коммуникацию в устной и письменной форме на русском языке; вести композиционную правку редактируемых текстов

Имеет навыки: оформления документов, создания и редактирования текстов личной и профессиональной направленности для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; анализа и оценки редактируемого текста, способствующие самоорганизации своей работы в рамках проведения научных исследований; библиографического оформления научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований

Индикатор:
УК-4.2 - Способен применять на практике коммуникативные технологии, методы и способы делового общения для академического и профессионального взаимодействия

Знает: виды правки текстов, способствующих успешной коммуникации в пиcьменной форме на русском языке для решения задач профессиональной деятельности; жанровые особенности научного отчета, научной статьи и научного доклада

Умеет: анализировать, обобщать и систематизировать тексты научного и официально-делового стиля; испавлять логические, лексические, морфолого-стилистические ошибки в текстах для решения задач в области профессиональной коммуникации в устной и письменной форме на русском языке

Имеет навыки: библиографического офрмления научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований; выполнения различных видов правки официально-делового и научного текста в рамках коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессиональной деятельности

Индикатор:
УК-4.3 - Способен использовать методику межличностного делового общения на русском и иностранном языках с применением профессиональных языковых форм, средств и современных коммуникативных технологий

Комментарии кафедры:

УК-4 в редакции: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач в профессиональной сфере.


Место дисциплины 1Б.Ф "Русский язык и основы редактирования" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Деловые коммуникации на иностранном языке", "Иностранный язык (академическое и профессиональное взаимодействие)".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2.4 года заочное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2, 3 заездах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 130   32 98
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 118   32 86
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 10 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Предмет и задачи редактирования; виды и техника правки текста. УК-4
2 Особенности редактирования официально-деловых текстов. УК-4
3 Особенности редактирования научных текстов. УК-4

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     16
2 2     16
3 2 4   86
Итого 6 4   118

Лекционные занятия

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 2
1 Редактирование, его предмет и задачи: 1) Предмет и задачи редактирования. 2) Логические основы редактирования. 3) Психологические основы редактирования. 2
2 Система функциональных стилей русского литературного языка: 1) Функциональные стили русского языка, их языковые особенности. 2) Межстилевое взаимодействие. 3) Понятие стилистической нормы. 2
Заезд № 3
3 Научный стиль в системе функциональных стилей, его языковые особенности: 1) Языковые признаки научного стиля речи. 2) Особенности работы редактора научных текстов. 3) Работа редактора с фактическим материалом. 4) Работа редактора с таблицами и другими формами подачи аналитической информации. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
3 3.1.Языковые признаки научного стиля речи. Особенности работы редактора научных текстов. 2
3.2. Особенности редактирования научных текстов. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Психологические основы редактирования. Работа редактора над заголовком. Особенности работы с письменными текстами. Особенности работы с устными текстами. Правка-доделка. Графическая правка. Правка-обработка. Правка-переделка. Корректорские знаки и техника их применения. 16
2 Функциональные стили русского языка, их языковые особенности. Межстилевое взаимодействие. Понятие стилистической нормы. Основные типы документов, их особенности, способы составления и прнинципы оформления официально-деловых текстов различных жанров. 16
3 Жанры научных текстов. Методы исследования и их связь с композицией научных текстов. Изучение и анализ научных текстов по специальности, совершенствование навыков создания и оформления научных текстов различных жанров. Работа с табличным и иллюстративным материалом (изучение различных типов диаграмм, таблиц, схем, рисунков). 86

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (заезд)
2 3
УК-4 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (заезд)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-4 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

выполнение варианта контрольной работы по заданию преподавателя из учебного пособия Поляковой, О.А. Русский язык и основы редактирования. Учебно-методическое пособие по освоению дисциплины/ О.А. Полякова. - Ростов-на-Дону: РГУПС,2017.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Заезд № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет и задачи редактирования. Текст как предмет работы редактора.
2) Определения «документ» и «служебный документ», виды служебных документов, специфика редактирования служебных документов.
3) Языковые признаки официально-делового стиля речи и его место в системе функциональных стилей современного русского литературного языка.
4) Виды и техника правки текста.
5) Основные корректурные знаки.
6) Историческая и социальная обусловленность языковой нормы.
7) Особенности работы редактора официально-деловых документов.
8) Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Стандартизация и унификация официально-деловых документов
9) Основы лексических норм (речевая избыточность и речевая недостаточность; нарушение лексической сочетаемости, подбор синонимов, употребление слов в несвойственном им значении; смешение паронимов; канцеляризмы и речевые штампы).
10) Основы морфологических норм (определение рода имен существительных, аббревиатур; склонение имен и фамилий; формы множественного числа имен существительных; образование форм имени прилагательного и глагольных форм и т.д.).
11) Основы синтаксических норм. Основные правила координации сказуемого с подлежащим. Параллельные синтаксические конструкции.
12) Особенности порядка слов в простом предложении.
13) Система функциональных стилей русского языка. Межстилевое взаимодействие.
14) Работа редактора над композицией текста и его заголовком.
15) Логические и психологические основы редактирования. Основные законы логического мышления.
16) Языковые признаки научного стиля речи.
17) Особенности работы редактора научных текстов.
18) Работа редактора с таблицами: основные элементы таблиц, техника составления, особенности правки.
19) Работа редактора над фактическим материалом.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Редактировать текст в соответствии с лексической нормой.
2) Редактировать текст в соответствии с морфологическими нормами.
3) Редактировать текст в соответствии с синтаксическими нормами.
4) Редактировать текст в соответствии с вариантами форм, связанных с управлением.
5) Редактировать сложное предложение; использовать параллельные синтаксические конструкции.
6) Применять приемы унификации языка служебных документов.
7) Использовать элементы речевого этикета в документе.
8) Уместно использовать языковые и стилистические средства в оформлении справочно-аналитических документов.
9) Уместно использовать языковые и стилистические средства в оформлении инструктивно-методических документов.
10) Оформлять заявления и приказы.
11) Оформлять объяснительные, служебные и докладные записки.
12) Оформлять расписки и доверенности.
13) Оформлять протоколы заседаний.
14) Оформлять характеристики и автобиографии.
15) Оформлять резюме.
16) Составлять планы.
17) Составлять конспекты.
18) Составлять аннотации и рецензии.
19) Использовать лексику разного происхождения, стилистической окраски в различных коммуникативных ситуациях.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Техникой правки текста.

2) Основными лексическими нормами.

3) Основными орфографическими нормами.

4) Основными пунктуационными нормами.

5) Основными грамматическими нормами.

6) Основными орфоэпическими нормами.

7) Основными стилистическими нормами.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(заезд)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-4 2 1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита контрольной работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Покотыло, М.В. Русский язык и основы редактирования: учеб. пособие / М. В. Покотыло ; ред. А. В. Кузнецова; ФГБОУ ВО РГУПС. - 2-е изд., стер.. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 108 с.: табл., прил. - Библиогр.: 18 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Культура речи. Научная речь : учебное пособие для вузов / В. В. Химик [и др.] ; под редакцией В. В. Химика, Л. Б. Волковой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 270 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06603-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Короткина, И. Б.  Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учебное пособие для вузов / И. Б. Короткина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 295 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00415-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Борисова, Е. Г.  Стилистика и литературное редактирование : учебник и практикум для вузов / Е. Г. Борисова, Е. Ю. Геймбух. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 275 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01410-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Полякова, О.А. Русский язык и основы редактирования: учеб.-метод. пособие к практическим занятиям / О. А. Полякова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 16 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Полякова, О.А. Русский язык и основы редактирования: учеб.-метод. пособие для освоения дисциплины обучающимися по направлениям подготовки магистратуры / О. А. Полякова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 51 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 66820.