РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Безопасность жизнедеятельности"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

направленность (профиль) программы бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Финоченко Татьяна Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Безопасность жизнедеятельности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультата, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Безопасность ж_Б_38.03.03_во_5_БЖД _п58873_и65748.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 25.06.2021 № 13.

Целью дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-8 - Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Знает: методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий

Умеет: выбирать методы организации безопасности персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Имеет навыки: защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий

Индикатор:
УК-8.1 - Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Знает: основные методы организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения

Умеет: выполнять инженерные расчеты, планировать и осуществлять мероприятия по защите персонала объекта от пожаров, техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических актов

Имеет навыки: защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Индикатор:
УК-8.2 - Понимает, как создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Знает: приемы оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ожогах и поражении электрическим током. Методы защиты при ЧС мирного и военного времени

Умеет: использовать приемы оказания первой помощи, а также методы защиты в условиях ЧС мирного и военного времени

Имеет навыки: проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца

Индикатор:
УК-8.3 - Демонстрирует приемы оказания первой помощи пострадавшему

Знает: действующую систему нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности; приемы первой помощи и методы защиты в чрезвычайных ситуациях; теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек - среда обитания

Умеет: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности

Имеет навыки: разработки и осуществления мероприятий по соблюдению правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда

Индикатор:
УК-8.4 - Поддерживает безопасные условия жизнедеятельности; выявляет признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций; оценивает вероятность возникновения потенциальной опасности и принимает меры по ее предупреждению

Знает: классификацию угроз для жизни и здоровья человека, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Умеет: выявлять и классифицировать угрозы для жизни и здоровья человека, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Имеет навыки: предупреждения и ликвидации последствий при возникновении угроз для жизни и здоровья человека, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Индикатор:
УК-8.5 - Пользуется методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций; навыками по применению основных методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Место дисциплины 1Б.О "Безопасность жизнедеятельности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Правовые основы защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   60
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 60   60
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 12
Лекции (Лек) 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб) 4 4 4
Практические, семинары (Пр) 4 4 4
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 96   96
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 12 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Безопасность жизнедеятельности в условиях производства УК-8
2 Человек и среда обитания УК-8
3 Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека и средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем УК-8
4 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях УК-8

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 6 16
2 4 2 4 15
3 4 6 6 15
4 4 4   14
Итого 16 16 16 60

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 4 96
2    
3    
4 2 2
Итого 4 4 4 96

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Теоретические основы БЖД:: 1) Основные понятия и определения, аксиома о потен-циальной опасности деятельности. 2) Теория рисков. 3) Принципы, методы и средства обеспечения БЖД. 2
Управление безопасностью жизнедеятельности в условиях производства:: 1) Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. 2) Органы управления охраной труда. 3) Производственный травматизм. 4) Надзор и контроль за состоянием охраны труда. 5) Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 6) Обучение и инструктаж по охране труда. 2
2 Повседневная жизнь и профессиональная деятельность в безопасных условиях жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества: 1) Физический и умственный труд. 2) Психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, настроение, мотивации. 3) Факторы, влияющие на надежность действия оператов. 4) Эргономические основы безопасности. 5) Система "человек-машина-среда". 6) Сохранение природной среды и устойчивое развитие общества. 2
Характерные состояния системы "человек – среда обитания":: 1) Эволюция системы "человек- среда обитания". 2) Переход к техносфере. 3) Критерии и параметры безопасности техносферы. 2
3 Вредные факторы:: 1) Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. 2) Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. 3) Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и ис-кусственное освещение, виды, нормирование. 4) Вредное действие шума на организм человека. 2
Опасные факторы:: 1) Действие электрического тока на организм че-ловека. Критерии электробезопасности. 2) Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. 3) Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. Нормы защиты. 4) Пожарная безопасность. 2
4 Основные источники ЧС и их классификация:: 1) Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; 2) Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; 3) ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС. 2
Основы защиты населения и производства от ЧС в РФ: 1) Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. 2) Обеззараживание объектов и территорий. 4) Борьба с терроризмом. 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Теоретические основы БЖД:: 1) Основные понятия и определения, аксиома о потен-циальной опасности деятельности. 2) Теория рисков. 3) Принципы, методы и средства обеспечения БЖД. 2
4 Основные источники ЧС и их классификация:: 1) Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; 2) Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; 3) ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Оказание первой помощи при несчастных случаях 2
Исследование эффективности защитного заземления 2
Исследование эффективности защитного зануления 2
2 Оценка микроклимата производственных помещений 2
Оценка освещения производственных помещений 2
3 Исследование электромагнитных излучений от ПЭВМ 2
Исследование производственного шума 2
Оценка эффективности звукоизоляции 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Оказание первой помощи при несчастных случаях 4
Исследование эффективности защитного заземления
Исследование эффективности защитного зануления
2 Оценка микроклимата производственных помещений
Оценка освещения производственных помещений
3 Исследование электромагнитных излучений от ПЭВМ
Исследование производственного шума
Оценка эффективности звукоизоляции

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Расследование несчастного случая на производстве 2
Расчет искусственного освещения помещений 2
2 Расчет естественного освещения 2
3 Расчет защитного заземления 2
Расчет эффективности звукопоглощения 2
Расчет эффективности звукопоглощения (продолжение) 2
4 Прогнозирование состояния объекта экономики при аварии со взрывом 2
Прогнозирование последствий химической аварии на химически опасном объекте и транспорте 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Расчет искусственного освещения помещений 2
4 Прогнозирование состояния объекта экономики при аварии со взрывом 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 4.1. Теоретические основы БЖД:: 1) Основные понятия и определения, аксиома о потен-циальной опасности деятельности. 2) Теория рисков. 3) Принципы, методы и средства обеспечения БЖД. 4.2. Управление безопасностью жизнедеятельности в условиях производства:: 1) Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. 2) Органы управления охраной труда. 3) Производственный травматизм. 4) Надзор и контроль за состоянием охраны труда. 5) Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 6) Обучение и инструктаж по охране труда. 16
2 1.1) Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере: 1) Физический и умственный труд. 2) Психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, настроение, мотивации. 3) Факторы, влияющие на надежность действия оператов. 4) Эргономические основы безопасности. 5) Система "человек-машина-среда". 1.2) Характерные состояния системы "человек – среда обитания":: 1) Эволюция системы "человек- среда обитания". 2) Переход к техносфере. 3) Критерии и параметры безопасности техносферы. 15
3 3.1. Вредные факторы:: 1) Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. 2) Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. 3) Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и ис-кусственное освещение, виды, нормирование. 4) Вредное действие шума на организм человека. 3.2. Опасные факторы:: 1) Действие электрического тока на организм че-ловека. Критерии электробезопасности. 2) Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. 3) Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. Нормы защиты. 4) Пожарная безопасность. 15
4 2.1. Основные источники ЧС и их классификация: 1) Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; 2) Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; 3) ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС. 2.2. Основы защиты населения и производства от ЧС в РФ: 1) Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. 2) Обеззараживание объектов и территорий. 4) Борьба с терроризмом. 2.3. Устойчивость работы объектов техносферы в ЧС мирного и военного времени, ликвидаций последствий ЧС: 1) Основы устойчивости работы объекта в ЧС, принципы и способы повышения устойчивости их функционирования. 2) Организация и прове-дение АСИДНР, их содержание, этапы прове-дения, привлекаемые силы и средства. 14

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 4.1. Теоретические основы БЖД:: 1) Основные понятия и определения, аксиома о потен-циальной опасности деятельности. 2) Теория рисков. 3) Принципы, методы и средства обеспечения БЖД. 4.2. Управление безопасностью жизнедеятельности в условиях производства:: 1) Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. 2) Органы управления охраной труда. 3) Производственный травматизм. 4) Надзор и контроль за состоянием охраны труда. 5) Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 6) Обучение и инструктаж по охране труда. 96
Управление безопасностью жизнедеятельности в условиях производства:: 1) Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. 2) Органы управления охраной труда. 3) Производственный травматизм. 4) Надзор и контроль за состоянием охраны труда. 5) Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 6) Обучение и инструктаж по охране труда.
Расследование несчастного случая на производстве
2 1.1) Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере: 1) Физический и умственный труд. 2) Психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, настроение, мотивации. 3) Факторы, влияющие на надежность действия оператов. 4) Эргономические основы безопасности. 5) Система "человек-машина-среда". 1.2) Характерные состояния системы "человек – среда обитания":: 1) Эволюция системы "человек- среда обитания". 2) Переход к техносфере. 3) Критерии и параметры безопасности техносферы.
Повседневная жизнь и профессиональная деятельность в безопасных условиях жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества: 1) Физический и умственный труд. 2) Психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, настроение, мотивации. 3) Факторы, влияющие на надежность действия оператов. 4) Эргономические основы безопасности. 5) Система "человек-машина-среда". 6) Сохранение природной среды и устойчивое развитие общества.
Характерные состояния системы "человек – среда обитания":: 1) Эволюция системы "человек- среда обитания". 2) Переход к техносфере. 3) Критерии и параметры безопасности техносферы.
Расчет естественного освещения
3 3.1. Вредные факторы:: 1) Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. 2) Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. 3) Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и ис-кусственное освещение, виды, нормирование. 4) Вредное действие шума на организм человека. 3.2. Опасные факторы:: 1) Действие электрического тока на организм че-ловека. Критерии электробезопасности. 2) Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. 3) Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. Нормы защиты. 4) Пожарная безопасность.
Вредные факторы:: 1) Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. 2) Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. 3) Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и ис-кусственное освещение, виды, нормирование. 4) Вредное действие шума на организм человека.
Опасные факторы:: 1) Действие электрического тока на организм че-ловека. Критерии электробезопасности. 2) Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. 3) Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. Нормы защиты. 4) Пожарная безопасность.
Расчет защитного заземления
Расчет эффективности звукопоглощения
Расчет эффективности звукопоглощения (продолжение)
4 2.1. Основные источники ЧС и их классификация: 1) Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; 2) Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; 3) ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС. 2.2. Основы защиты населения и производства от ЧС в РФ: 1) Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. 2) Обеззараживание объектов и территорий. 4) Борьба с терроризмом. 2.3. Устойчивость работы объектов техносферы в ЧС мирного и военного времени, ликвидаций последствий ЧС: 1) Основы устойчивости работы объекта в ЧС, принципы и способы повышения устойчивости их функционирования. 2) Организация и прове-дение АСИДНР, их содержание, этапы прове-дения, привлекаемые силы и средства.
Основы защиты населения и производства от ЧС в РФ: 1) Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. 2) Обеззараживание объектов и территорий. 4) Борьба с терроризмом.
Прогнозирование последствий химической аварии на химически опасном объекте и транспорте

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
УК-8 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-8 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1) Производственное освещение; 2) Учет и расследование несчастных случаев на производстве; 3) Негативное воздействие производственного шума и вибрации на человека; 4) Классификация чрезвычайных ситуаций; 5) Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты; 6)Методы и средства тушения пожаров; 7)Оказывать первую помощь при переломах; 8) Оказывать первую помощь при кровотечениях; 9) Оказывать первую помощь при ожогах; 10)Действие электрического тока на человека; 11)Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты; 12) Эвакуация персонала при пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях; 13) Вредное действие электромагнитных полей; 14)Производственная вентиляция.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.
2) Нормативно-правовые акты по охране труда и ЧС.
3) Особенности физического и умственного труда.
4) Методы и средства снижения травмоопасности оборудования.
5) Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты.
6) Вредное действие неудовлетворпительных метеоусловий на организм. Методы и средства защиты.
7) Вредное действие инфракрасных излучений на организм. Методы и средства защиты.
8) Вредное действие шума и вибрации на организм. Методы и средства защиты.
9) Вредное действие электромагнитных полей.
10) Характеристика искусственного и естественного производственного освещения.
11) Классификация вентиляции по принципу действия,назначению, способам организации воздухообмена.
12) Действие электрического тока на организм. Критерии электробезопасности.
13) Область применения и принцип действия защитного заземления, защитного зануления, защитного отключения.
14) Способы молниезащиты зданий и сооружений.
15) Категории помещений по взрыво- пожарной опасности.
16) Критерии огнестойкости зданий и сооружений. Способы повышения огнестойкости.
17) Методы и средства предупреждения и тушения пожаров.
18) Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работ.
19) Виды и опасность стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
20) Методы и способы защиты персонала в условиях ЧС мирного и военного времени.
21) Меры безопасного поведения в зоне проведения террактов.
22) Организация и проведение АСиДНР, их содержание, этапы проведения, привлекаемые силы и средства.
23) Приемы оказания первой помощи при переломах.
24) Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
25) Приемы оказания первой помощи при ожогах.
26) Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда.
27) Характеристика состояния системы "человек – среда обитания"
28) Виды вредного воздействия электрического тока на человека.
29) Характеристика умственного и физического труда
30) Классификация производственного освещения.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
2) Виды инструктажей по охране труда работников.
3) Виды контроля за выполнением требований охраны труда и профилактики ЧС.
4) Виды планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда и профилактике тенхногенных ЧС.
5) Принципы снижения шума при применении звукопоглощающих облицовок и глушителей шума.
6) Методы снижения вибрации машин, агрегатов и рабочих мест.
7) Виды производственного освещения.
8) Порядок эвакуации при ЧС.
9) Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование.
10) Производственный травматизм, причины, методы анализа, мероприятия по профилактике.
11) Порядок проведения эвакуации населения при ЧС мирного и военного времени.
12) Методы и средства тушения пожаров.
13) Прогнозировать аварии, катастрофы.
14) Организовать эвакуацию персонала при пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях.
15) Организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР) при ЧС.
16) Обеспечивать устойчивость работы предприятия в ЧС мирного и военного времени.
17) Оказывать первую помощь при переломах.
18) Оказывать первую помощь при кровотечениях.
19) Оказывать первую помощь при ожогах.
20) Методы защиты населения в ЧС.
21) Виды и порядок эвакуации населения в ЧС мирного и военного времени.
22) Факторы, определяющие тяжесть поражения электрическим током
23) Методы снижения уровня шума.
24) Гарантии и компенсации за работу во вредных и тяжёлых условиях труда
25) Классификация ЧС.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Эргономический основы безопасности.

2) Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование.

3) Измерения уровней шумового дискомфорта с использованием современной измерительной техники.

4) Выполнения оценки радиационной обстановки.

5) Методы и средства тушения пожаров.

6) Способы защиты населения в ЧС мирного и военного времени.

7) Способы защиты от опасности поражения электрическим током при прямом и косвенном прикосновении.

8) Защитные сооружения гражданской обороны.

9) Способы обеззараживания объектов и территорий при ликвидации ЧС мирного и военного времени.

10) Способы защиты и порядок поведения при стихийных бедствиях.

11) Оказания первой помощи при переломах.

12) Оказания первой помощи при кровотечениях.

13) Оказания первой помощи при ожогах.

14) Характеристика стихийных бедствиях и защита населения при них.

15) Расчет риска возникновения нежелательной ситуации.

16) Составление акта о несчастном случае на производстве.

17) Расследование несчастного случая на производстве.

18) Оказание первой помощи при несчастном случае.

19) Обучение и инструктажи по охране труда.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-8 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / И. Г. Переверзев, Т. А. Финоченко, И. А. Яицков [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 306 с.: ил. - Библиогр. : 30 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Т. А. Финоченко, А. В. Коновалов, В. Н. Наконечный [и др.] ; ред. И. Г. Переверзев; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 308 с.: ил., табл. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Безопасность жизнедеятельности в условиях производства. Расчеты: учеб. пособие / Т. А. Финоченко, В. А. Фирсов, И. Г. Переверзев [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 209 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие для лаб. работ / Е. П. Чубарь, Т. А. Финоченко, И. Г. Переверзев [и др.] ; ред. Е. П. Чубарь; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 64 с.: ил., табл., прил. - Библиогр. : 5 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Защита в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / А. В. Коновалов, М. К. Лобанова, В. Н. Наконечный [и др.]; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2014. - 226 с.: ил. - Библиогр. : 32 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Л.р. № 1 - Комплекс приборов для измерения параметров микроклимата(анемометр цифровой DT-82, психрометр, барометр), МЭС-200.

Л.р. № 2 - Люксметр-яркомер «Аргус-12», Люксметр-пульсметр «Аргус-07».

Л.р. № 3- Анализатор шума SVAN 945 и источники шума, звукопоглощающая камера, частотный модулятор.

Л.р. № 4 - Измеритель параметров электрического и магнитного полей ВЕ-МЕТР-АТ-002.

Л.р. № 5 - Стенд для исследования эффективности защитного заземления.

Л.р. № 6 - Робот-тренажер «Гоша».

Л.р. № 7 - Стенд для исследования эффективности зануления.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65748.