РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Организационно-управленческие и экономические решения"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

направленность (профиль) программы бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Воронина Александра Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Организационно-управленческие и экономические решения" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Организационно-управленческие и э р_Б_38.03.03_во_78_ТОУП_п59798_и65935.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Организационно-управленческие и экономические решения".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 25.06.2021 № 13.

Целью дисциплины "Организационно-управленческие и экономические решения" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Профессиональные информационные системы в управлении персоналом";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-2 - Способен осуществлять сбор, обработку и анализ данных для решения задач в сфере управления персоналом;

Знает: основы планирования и организации управленческих мероприятий; современный инструментарий и механизмы оценки факторов макроэкономической среды на функционирование хозяйствующего субъекта

Умеет: проектировать организационные структуры, собирать, аккумулировать и интерпретировать информацию для решения задач в сфере управления персоналом

Имеет навыки: экономического мышления, постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, организации и контроля проведения многофакторного анализа

Индикатор:
ОПК-2.2 - Осуществляет сбор, обработку и анализ данных для решения задач в сфере управления персоналом
ОПК-3 - Способен разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на реализацию стратегии управления персоналом, обеспечивать их документационное сопровождение и оценивать организационные и социальные последствия;

Знает: принципы разработки и принятия решений, современные подходы и технологии управленческих решений, способы выработки альтернатив, методы оптимизации управленческих решений

Умеет: организовывать процесс разработки управленческих решений, применять эффективные методы оптимизации решений, выбирать рациональные варианты действий в практических задачах принятия решений с использованием экономико-математических моделей

Имеет навыки: построения и анализа эффективных решений и соответствующими возможностями информационных технологий, принятия обоснованных управленческих решений, выявления факторов, влияющих на процессы выработки принятия и реализации управленческих решений в условиях динамично развивающейся среды

Индикатор:
ОПК-3.3 - Разрабатывает организационно-управленческие и экономические решения, оценивает их организационные и социальные последствия

Место дисциплины 1Б.О "Организационно-управленческие и экономические решения" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Оперативное управление и учет персонала", "Организационное проектирование".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 7, 8 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 10 зачетных единиц (360 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 128 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 128 128 64 64
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 64 64 32 32
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 187   71 116
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 187   71 116
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 360 128 144 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 10   4 6

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 10 зачетных единиц (360 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 28 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 28 28 12 16
Лекции (Лек) 12 12 4 8
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 16 16 8 8
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 287   123 164
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 287   123 164
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 360 28 144 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 10   4 6

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Управленческие решения в методологии и организации процесса управления ОПК-2
2 Экономическая, социальная, правовая и технологическая основы принятия управленческого решения ОПК-2
3 Модели и методология процесса разработки управленческих и экономических решений ОПК-3
4 Разработка организационной структуры, локальных нормативных документов по организации труда ОПК-2
5 Организация процесса разработки управленческих и экономических решений ОПК-2
6 Методы экспертных оценок и прогнозирование в процессе принятия организационных и экономических решений ОПК-3
7 Оценка эффективности и качества управленческого и экономического решения ОПК-3
8 Оценка результатов принятых решений. Контроль исполнения решений ОПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   17
2 8 8   17
3 8 8   17
4 8 8   20
5 8 8   29
6 8 8   29
7 8 8   29
8 8 8   29
Итого 64 64   187

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   2   287
2 2 2
3 2 2
4   2
5 2 2
6 2 2
7 2 2
8 2 2
Итого 12 16   287

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Методологическая и техническая основы принятия управленческого решения. 2
Практическая классификация управленческих решений и типология управленческих решений. 2
Методология организации процесса управления. 2
Методология организации процесса принятия управленческого решения. 2
2 Роль и значение лица, принимающего решения (ЛПР). 2
Социальная основа принятия управленческого решения. 2
Экономическая основа принятия управленческого решения. 2
Правовая основа принятия управленческого решения. 2
3 Моделирование процесса разработки управленческого решения. 2
Моделирование процесса разработки экономического решения. 2
Характеристика методов принятия управленческих решений: основные характеристики. 2
Характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования. 2
4 Целевая ориентация управленческих решений. 2
Информационное обеспечение процесса разработки локальных документов по организации труда. 2
Анализ альтернатив организационно-штатных структур. 2
Выбор и использование альтернатив организационно-штатных структур. 2
Семестр № 8
5 Методы, применяемые на этапе поиска и оценки альтернативных решений. 2
Методы, применяемые на этапе формулирования ограничений, критериев. 2
Приемы разработки и выбора управленческого решения в условиях неопределенности и риска. 2
Анализ внешней среды организации. Влияние внешней среды на реализацию альтернативных решений. 2
6 Метод ситуационного анализа. 2
Количественные и качественные методы принятия решений. 2
Причинно-следственная диаграмма. 2
Матрица (модель) Бостонской консультативной группы. 2
7 Содержание понятий "эффективность", результативность», "производительность", "эффективность управленческих решений". Виды эффективности. 2
Качественные и количественные показатели эффективности управленческих и экономических решений. 2
Анализ и оценка эффективности труда по результатам решений. 2
Этапы, показатели и критерии оценки эффективности деятельности персонала. 2
8 Понятие, функции и этапы исполнения и контроля исполнения решений. 2
Оценка эффективности использования фонда рабочего времени по результатам решений. 2
Оценка удовлетворенности трудом и эффективности использования персонала по результатам решений. 2
Оценка эффективности системы управления организацией по результатам принятых решений. 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Социальная основа принятия управленческого решения. 2
3 Моделирование процесса разработки управленческого решения. 2
Семестр № 8
5 Анализ внешней среды организации. Влияние внешней среды на реализацию альтернативных решений. 2
6 Количественные и качественные методы принятия решений. 2
7 Качественные и количественные показатели эффективности управленческих и экономических решений. 2
8 Оценка эффективности системы управления организацией по результатам принятых решений. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Сравнительная характеристика особенностей принятия решения в бизнес-среде и управленческой среде 2
Типы менеджмента по взаимодействию с объектом управления и алгоритмы принятия решения при различных типах менеджмента. Проработка тестов ФИЭБ: Установите соответствие между этапами формирования системы управления персоналом и действиями на соответствующем этапе: 2
Роль мотивации и организационной культуры при разработке и реализации управленческого решения 2
Практическая классификация управленческих решений и типология управленческих решений 2
2 Характеристика функций управленческого решения (направляющая, координирующая, мотивирующая и т.п.). 2
Характеристика основных типов управленческих решений: по используемым методам, по творческому вкладу, по степени формализации проблем. 2
Классификационные признаки управленческих решений: цель, условия принятия, время, информация, последствия, ответственность. 2
Роль и значение лица, принимающего решения (ЛПР). 2
3 Моделирование процесса разработки управленческого решения. 2
Моральные, психологические, этнические, религиозные ограничения, влияющие на эффективность и качество принимаемого решения 2
Методы принятия решений. Метод проб и ошибок. Аналитический, статистический и матричный методы, метод математического программирования. Проработка тестов ФИЭБ: Установите соответствие между методами планирования численности и случаями их использования 2
Обеспечение работ по выполнению управленческого решения, определение этапов, сроков и исполнителей 2
4 Информационное обеспечение решений по персоналу. Разработка требований к персоналу. 2
Разработка и корректировка должностных инструкций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов 2
Разработка организационно-штатной структуры организации в условии неопределенности 2
Решение ситуационных задач на рассмотрение и построение организационной структуры. Проработка тестов ФИЭБ: Намечен комплекс мероприятий по повышению производительности труда. Технические мероприятия обеспечат условное высвобождение 20 человек, совершенствование обслуживания рабочих мест – условное высвобождение 15 человек, рационализация трудовых процессов – условное высвобождение 5 человек. Среднесписочная численность работников организации – 440 человек. Возможный общий прирост производительности труда составит … % 2
Семестр № 8
5 Моделирование процесса разработки управленческого решения. Методы, применяемые на этапе поиска и оценки альтернативных решений. 2
Основные этапы процесса принятия управленческого решения. Методы, применяемые на этапе формулирования ограничений, критериев 2
Приемы разработки и выбора управленческого решения в условиях неопределенности и риска 2
SWOT-среды организации. Влияние внешней и внутренней среды на реализацию альтернативных решений 2
6 Метод «Мозговой штурм» и его модификации. Этапы и содержание метода экспертных оценок 2
Метод ситуационного анализа. Метод Дельфи 2
Количественные и качественные методы принятия решений Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА) 2
Методы цепных подстановок и причинно-следственного анализа. Модель БКГ 2
7 Особенности оценки эффективности управленческого решения, составляющие эффективности. Методологические подходы к оценке эффективности решений 2
Оценка эффективности управленческих решений. Экономическая и социальная эффективность. Проработка тестов ФИЭБ: Информационно-аналитическая деятельность. Условие. Установите соответствие между объектами задания и вариантами ответа. 2
Анализ и оценка эффективности труда по результатам решений 2
Оценка эффективности по непосредственным результатам деятельности подразделения. 2
8 Особенности процедуры организации выполнения управленческих решений. Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения. 2
Оценка эффективности использования фонда рабочего времени по результатам решений. Проработка тестов ФИЭБ: Намечен комплекс мероприятий по повышению производительности труда. Технические мероприятия обеспечат условное высвобождение 20 человек, совершенствование обслуживания рабочих мест – условное высвобождение 15 человек, рационализация трудовых процессов – условное высвобождение 5 человек. Среднесписочная численность работников организации – 440 человек. Возможный общий прирост производительности труда составит … % 2
Оценка удовлетворенности трудом и эффективности использования персонала по результатам решений 2
Оценка эффективности системы управления организацией по результатам принятых решений. Проработка тестов ФИЭБ: Проанализируйте статистические данные о ситуации на рынке труда РФ (данные Росстата) и информацию, содержащуюся в аналитическом обзоре компании Superjob. На основании этой информации, в качестве мер, необходимых для улучшения кадрового потенциала и снижение текучести кадров торговых агентов организации ООО «Торговля», можно рекомендовать …… 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Типы менеджмента по взаимодействию с объектом управления и алгоритмы принятия решения при различных типах менеджмента. Проработка тестов ФИЭБ: Установите соответствие между этапами формирования системы управления персоналом и действиями на соответствующем этапе: 2
2 Характеристика основных типов управленческих решений: по используемым методам, по творческому вкладу, по степени формализации проблем. 2
3 Методы принятия решений. Метод проб и ошибок. Аналитический, статистический и матричный методы, метод математического программирования. Проработка тестов ФИЭБ: Установите соответствие между методами планирования численности и случаями их использования 2
4 Разработка организационно-штатной структуры организации в условии неопределенности 2
Семестр № 8
5 SWOT-среды организации. Влияние внешней и внутренней среды на реализацию альтернативных решений 2
6 Методы цепных подстановок и причинно-следственного анализа. Модель БКГ 2
7 Оценка эффективности управленческих решений. Экономическая и социальная эффективность. Проработка тестов ФИЭБ: Информационно-аналитическая деятельность. Условие. Установите соответствие между объектами задания и вариантами ответа. 2
8 Оценка эффективности системы управления организацией по результатам принятых решений. Проработка тестов ФИЭБ: Проанализируйте статистические данные о ситуации на рынке труда РФ (данные Росстата) и информацию, содержащуюся в аналитическом обзоре компании Superjob. На основании этой информации, в качестве мер, необходимых для улучшения кадрового потенциала и снижение текучести кадров торговых агентов организации ООО «Торговля», можно рекомендовать …… 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Виды моделей теории принятия решений (нормативная, административная, политическая). Математические модели разработки и принятия управленческих решений (ТМО, теория запасов, линейное программирование) 17
2 Процесс обмена управленческой информацией между организацией и внешней средой. Понятие «информационная асимметрия». Состав стандартной информационной модели организации процесса подготовки и реализации управленческого решения. Проверка достоверности информации, характеризующей деловую ситуацию. 17
3 Экономико-математические методы, методы моделирования, методы выработки решений в диалоговом режиме, количественные и качественные экспертные методы, алгоритмический, статистический, эвристический методы, методы сценариев и метод «дерева решения», топологические методы. 17
4 Исследование локальных организационных документов крупных российских организаций, исследование переводных локальных нормативных документов иностранных фирм 20
Семестр № 8
5 Целевая ориентация управленческих решений. Постановка цели и формулировка ограничений для принятия решений. Взаимосвязь целей и решений. Осознание необходимости принятия управленческого решения. Идентификационные проблемы: предупреждающие сигналы и источники возникновения трудностей при идентификации проблемы. Условия неопределенности и риска. Проблемы принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска. 29
6 Сущность, содержание и порядок применения экспертных оценок и методов прогнозирования при принятии управленческих решений. Метод Дельфи. Метод Монте-Карло. Метод сценариев. Мозговая атака. Использование экспертных оценок в аналитической деятельности. Экспертные системы. Виды прогнозов. Неформальные методы прогнозирования. Количественные и качественные методы прогнозирования. 29
7 Особенности оценки эффективности управленческого решения, составляющие эффективности. Методологические подходы к оценке эффективности решений. Суть и содержание понятий «качество управленческой деятельности», «качество управленческого решения». Значение стандартизации процессов управления качеством процесса разработки и принятия управленческого решения. Понятие «супероптимальное решение» 29
8 Контроль реализации управленческих решений. Значение, функции и виды контроля. Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решения. Методы контроля и оценки исполнения решений. Управленческие решения и ответственность. Оценка эффективности использования фонда рабочего времени по результатам решений. Оценка удовлетворенности трудом и эффективности использования персонала по результатам решений 29

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Виды моделей теории принятия решений (нормативная, административная, политическая). Математические модели разработки и принятия управленческих решений (ТМО, теория запасов, линейное программирование) 123
Методологическая и техническая основы принятия управленческого решения
Практическая классификация управленческих решений и типология управленческих решений
Методология организации процесса управления
Методология организации процесса принятия управленческого решения
Сравнительная характеристика особенностей принятия решения в бизнес-среде и управленческой среде
Роль мотивации и организационной культуры при разработке и реализации управленческого решения
Практическая классификация управленческих решений и типология управленческих решений
2 Процесс обмена управленческой информацией между организацией и внешней средой. Понятие «информационная асимметрия». Состав стандартной информационной модели организации процесса подготовки и реализации управленческого решения. Проверка достоверности информации, характеризующей деловую ситуацию.
Роль и значение лица, принимающего решения (ЛПР)
Экономическая основа принятия управленческого решения
Правовая основа принятия управленческого решения
Характеристика функций управленческого решения (направляющая, координирующая, мотивирующая и т.п.).
Классификационные признаки управленческих решений: цель, условия принятия, время, информация, последствия, ответственность.
Роль и значение лица, принимающего решения (ЛПР).
3 Экономико-математические методы, методы моделирования, методы выработки решений в диалоговом режиме, количественные и качественные экспертные методы, алгоритмический, статистический, эвристический методы, методы сценариев и метод «дерева решения», топологические методы.
Моделирование процесса разработки экономического решения
Характеристика методов принятия управленческих решений: основные характеристики
Характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования
Моделирование процесса разработки управленческого решения.
Моральные, психологические, этнические, религиозные ограничения, влияющие на эффективность и качество принимаемого решения
Обеспечение работ по выполнению управленческого решения, определение этапов, сроков и исполнителей
4 Исследование локальных организационных документов крупных российских организаций, исследование переводных локальных нормативных документов иностранных фирм
Целевая ориентация управленческих решений
Информационное обеспечение процесса разработки локальных документов по организации труда
Анализ альтернатив организационно-штатных структур
Выбор и использование альтернатив организационно-штатных структур
Информационное обеспечение решений по персоналу. Разработка требований к персоналу.
Разработка и корректировка должностных инструкций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов
Решение ситуационных задач на рассмотрение и построение организационной структуры. Проработка тестов ФИЭБ: Намечен комплекс мероприятий по повышению производительности труда. Технические мероприятия обеспечат условное высвобождение 20 человек, совершенствование обслуживания рабочих мест – условное высвобождение 15 человек, рационализация трудовых процессов – условное высвобождение 5 человек. Среднесписочная численность работников организации – 440 человек. Возможный общий прирост производительности труда составит … %
Семестр № 8
5 Целевая ориентация управленческих решений. Постановка цели и формулировка ограничений для принятия решений. Взаимосвязь целей и решений. Осознание необходимости принятия управленческого решения. Идентификационные проблемы: предупреждающие сигналы и источники возникновения трудностей при идентификации проблемы. Условия неопределенности и риска. Проблемы принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска. 164
Методы, применяемые на этапе поиска и оценки альтернативных решений
Методы, применяемые на этапе формулирования ограничений, критериев
Приемы разработки и выбора управленческого решения в условиях неопределенности и риска
Моделирование процесса разработки управленческого решения. Методы, применяемые на этапе поиска и оценки альтернативных решений.
Основные этапы процесса принятия управленческого решения. Методы, применяемые на этапе формулирования ограничений, критериев
Приемы разработки и выбора управленческого решения в условиях неопределенности и риска
6 Сущность, содержание и порядок применения экспертных оценок и методов прогнозирования при принятии управленческих решений. Метод Дельфи. Метод Монте-Карло. Метод сценариев. Мозговая атака. Использование экспертных оценок в аналитической деятельности. Экспертные системы. Виды прогнозов. Неформальные методы прогнозирования. Количественные и качественные методы прогнозирования.
Метод ситуационного анализа
Причинно-следственная диаграмма
Матрица (модель) Бостонской консультативной группы
Метод «Мозговой штурм» и его модификации. Этапы и содержание метода экспертных оценок
Метод ситуационного анализа. Метод Дельфи
Количественные и качественные методы принятия решений Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА)
7 Особенности оценки эффективности управленческого решения, составляющие эффективности. Методологические подходы к оценке эффективности решений. Суть и содержание понятий «качество управленческой деятельности», «качество управленческого решения». Значение стандартизации процессов управления качеством процесса разработки и принятия управленческого решения. Понятие «супероптимальное решение»
Содержание понятий "эффективность", результативность», "производительность", "эффективность управленческих решений". Виды эффективности
Анализ и оценка эффективности труда по результатам решений
Этапы, показатели и критерии оценки эффективности деятельности персонала
Особенности оценки эффективности управленческого решения, составляющие эффективности. Методологические подходы к оценке эффективности решений
Анализ и оценка эффективности труда по результатам решений
Оценка эффективности по непосредственным результатам деятельности подразделения.
8 Контроль реализации управленческих решений. Значение, функции и виды контроля. Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решения. Методы контроля и оценки исполнения решений. Управленческие решения и ответственность. Оценка эффективности использования фонда рабочего времени по результатам решений. Оценка удовлетворенности трудом и эффективности использования персонала по результатам решений
Понятие, функции и этапы исполнения и контроля исполнения решений
Оценка эффективности использования фонда рабочего времени по результатам решений
Оценка удовлетворенности трудом и эффективности использования персонала по результатам решений
Особенности процедуры организации выполнения управленческих решений. Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения.
Оценка эффективности использования фонда рабочего времени по результатам решений. Проработка тестов ФИЭБ: Намечен комплекс мероприятий по повышению производительности труда. Технические мероприятия обеспечат условное высвобождение 20 человек, совершенствование обслуживания рабочих мест – условное высвобождение 15 человек, рационализация трудовых процессов – условное высвобождение 5 человек. Среднесписочная численность работников организации – 440 человек. Возможный общий прирост производительности труда составит … %
Оценка удовлетворенности трудом и эффективности использования персонала по результатам решений

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7 8
ОПК-2 + +
ОПК-3 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.
2) Основные параметры процесса анализа внешней среды для принятия и реализации управленческого решения
3) Индивидуальные и групповые управленческие решения.
4) Характеристика подходов к разработке и выбору управленческого решения в условиях риска неопределенности
5) Структура информационных связей в процессе разработки управленческих решений.
6) Выбор критерия оценки эффективности управленческого решения в условиях риска неопределенности.
7) Характеристика условий "определенность", "неопределенность" и "риск".
8) Характеристика методов принятия управленческого решения.
9) Общие сведения о теории принятий решений.
10) Характеристика моделей, используемых при принятии управленческого решения
11) Понятие "управленческая проблема", "управленческое решение".
12) Власть, влияние при разработке и принятии управленческих решений - источники их формирования
13) Основные сферы принятия управленческих решений.
14) Экономическая, социальная, правовая и технологическая основа принятия управленческого решения.
15) Современные концепции и принципы выработки решения.
16) Функции управленческого решения.
17) Основные типы управленческих решений.
18) Ситуационные концепции принятия управленческого решения
19) Классификационные признаки управленческих решений
20) Требования, предъявляемые к качеству и содержанию управленческого решения
21) Характеристики индивидуального и группового принятия управленческих решений
22) Правила принятия коллективного решения
23) Роль и ответственность руководителя при принятии решения
24) Характеристика основных этапов процесса принятия управленческого решения
25) Развитие, анализ и выбор альтернатив принятия управленческого решения

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Дать описание технологических схем разработки управленческих решений
2) Проанализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в персонале
3) Показать умение организовать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами
4) Разработать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала
5) Упорядочить предложенные этапы принятия управленческого решения

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Показать владение технологией принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
2) Показать владение методами планирования численности и профессионального состава персонала в соответствии со стратегическими планами организации.

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Управление конфликтными ситуациями в процессе принятия и реализации управленческого решения
2) Методы контроля и оценки исполнения решения
3) Организация исполнения принятого управленческого решения
4) Ответственность за выполнение решений: сущность и виды
5) Понятие "качество управленческой деятельности" и "качество управленческого решения"
6) Метод сценариев
7) Метод "дерева решений"
8) Метод фокальных объектов
9) SWOT-анализ внутренней и внешней среды организации
10) PEST-анализ микро и макро окружения организации
11) Метод БКГ
12) Причинно-следственная диаграмма
13) Деловая беседа, целевая анкета. Правила составления деловой анкеты.
14) Метод экспертных оценок
15) Метод мозговой атаки
16) Метод Дельфи
17) Составляющие эффективности организационно-управленческих решений
18) Составляющие эффективности экономических решений
19) Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решения
20) Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Дать описание экспертных методов при разработке управленческих решений
2) Оценить риски при принятии решений в управлении персоналом
3) Оценить социальную и экономическую эффективность принимаемых решений в управлении персоналом
4) Пояснить способы профессиональной оценки персонала.
5) Пояснить направления развития и использования трудового потенциала.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Показать владение методами контроля, применяемыми при выполнении управленческих решений.

2) Показать владение методами анализа экономической и социальной эффективности деятельности подразделений по управлению персоналом.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 7 1, 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 7 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Балдин, К. В. Управленческие решения : учебник для бакалавров / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин. — 8-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 495 c. — ISBN 978-5-394-02269-2. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Бусов, В. И.  Управленческие решения : учебник для вузов / В. И. Бусов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 254 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01436-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Теория и практика принятия управленческих решений : учебник и практикум для вузов / В. И. Бусов, Н. Н. Лябах, Т. С. Саткалиева, Г. А. Таспенова ; под общей редакцией В. И. Бусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03859-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Воронина, А.В. Организационно-управленческие и экономические решения: учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / А. В. Воронина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2020. - 40 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65935.