РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Статистика"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

направленность (профиль) программы бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Калашников Игорь Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Статистика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры "коммерция и логистика, ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Статистика_Б_38.03.03_во_4_ЭиМ_п62130_и65600.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Статистика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 25.06.2021 № 13.

Целью дисциплины "Статистика" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Организационно-управленческие и экономические решения";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-2 - Способен осуществлять сбор, обработку и анализ данных для решения задач в сфере управления персоналом;

Знает: Методологию решения задач в сфере управления персоналом

Умеет: Решать задачи в сфере управления персоналом на базе анализа статистических данных

Имеет навыки: Сбора, обработки и анализа данных

Индикатор:
ОПК-2.2 - Осуществляет сбор, обработку и анализ данных для решения задач в сфере управления персоналом

Место дисциплины 1Б.О "Статистика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   60
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 60   60
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 12
Лекции (Лек) 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 8 8 8
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 96   96
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 12 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Методы измерения массовых социально-экономических явлений: современные методы обработки информации. ОПК-2
2 Методы анализа динамики социально-экономических явлений. ОПК-2
3 Индексный метод анализа взаимосвязи общественных явлений. ОПК-2
4 Теоретические и организационные основы статистики: влияние различных методов и способов учета на результаты деятельности организации. ОПК-2

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   16
2 4 8   16
3 4 8   14
4 4 8   14
Итого 16 32   60

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   2   96
2 2 2
3 2 2
4   2
Итого 4 8   96

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Предмет и метод статистики. Единая система учета и статистики. Организация статистики в России. 2
Статистическое наблюдение. 2
2 Использование статистических величин в анализе динамики социально-экономических явлений. 2
Степенные и структурные средние величины. 2
3 Понятие и виды экономических индексов. 2
Агрегатные и средние индексы. 2
4 Статистическое изучение взаимосвязи социально–экономических явлений. 2
Виды и формы взаимосвязей. Понятие корреляционного и регрессионного анализа. 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Использование статистических величин в анализе динамики социально-экономических явлений. 2
3 Понятие и виды экономических индексов. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Расчет относительны величин и изучение их взаимосвязи. 2
Расчет средних величин различных видов. 2
Расчет структурных средних - моды и медианы. 2
Расчет абсолютных и относительных показателей вариации 2
2 Построение рядов динамики различных признаков. 2
Расчет показателей динамики и статистических показателей ряда 2
Решение задач по расчету дисперсии 2
Решение задач по сложению дисперсии 2
3 Расчет общих индексов в среднеарифметической форме 2
Расчет общих индексов в среднегармонической форме. 2
Расчет индексов постоянного и переменного состава 2
Расчет агрегатных и индивидуальных индексов 2
4 Сводка и группировка данных статистического наблюдения. 2
Построение типологических, структурных и аналитических группировок. 2
Построение статистических таблиц. 2
Диаграммы как вид статистического графика, построение диаграмм 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Расчет средних величин различных видов. 2
2 Расчет показателей динамики и статистических показателей ряда 2
3 Расчет общих индексов в среднеарифметической форме 2
4 Построение статистических таблиц. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Области применения средних величин при измерении социально-экономических явлений 16
2 Особенности применения индексного метода исследования факторного анализа социально-экономических процессов 16
3 Расчет индексов агрегатной формы. 14
4 Статистическое наблюдение - формы и виды. Особенности применения выборочного наблюдения. Графический метод отражения результатов статистического исследования 14

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Области применения средних величин при измерении социально-экономических явлений 96
Предмет и метод статистики. Единая система учета и статистики. Организация статистики в России
Статистическое наблюдение
Расчет относительны величин и изучение их взаимосвязи.
Расчет структурных средних - моды и медианы.
Расчет абсолютных и относительных показателей вариации
2 Особенности применения индексного метода исследования факторного анализа социально-экономических процессов
Степенные и структурные средние величины
Построение рядов динамики различных признаков.
Решение задач по расчету дисперсии
Решение задач по сложению дисперсии
3 Расчет индексов агрегатной формы.
Агрегатные и средние индексы
Расчет общих индексов в среднегармонической форме.
Расчет индексов постоянного и переменного состава
Расчет агрегатных и индивидуальных индексов
4 Статистическое наблюдение - формы и виды. Особенности применения выборочного наблюдения. Графический метод отражения результатов статистического исследования
Статистическое изучение взаимосвязи социально–экономических явлений
Виды и формы взаимосвязей. Понятие корреляционного и регрессионного анализа
Сводка и группировка данных статистического наблюдения.
Построение типологических, структурных и аналитических группировок.
Диаграммы как вид статистического графика, построение диаграмм

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет статистики. Основные категории статистики.
2) История возникновения и развития статистики.
3) Понятие и задачи статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности
4) Понятие и задачи статистики как вида практической деятельности
5) Основные этапы статистического исследования, их характеристика.
6) Организацию государственной статистики в Российской Федерации.
7) Статистическое наблюдение как первый этап статистического исследования.
8) Формы статистического наблюдения.
9) Виды статистического наблюдения
10) Выборочное наблюдение: сущность и виды
11) Классификацию выборочного наблюдения
12) Понятие сводки, группировки, классификации
13) Ряды распределения: виды и основные характеристики
14) Степенные и структурные средние величины.
15) Дисперсию альтернативного признака
16) Правило сложения дисперсий
17) Понятие и виды экономических индексов
18) Агрегатные и средние индексы
19) Средневзвешенные или средние из индивидуальных индексов
20) Индексные методы анализа
21) Виды и формы взаимосвязей социально–экономических явлений
22) Понятие корреляционного анализа
23) Понятие регрессионного анализа
24) Понятие парной регрессии
25) Понятие множественной (многофакторной регрессии

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Группировать статистические данные
2) Анализировать ряды распределения
3) Строить статистические таблицы
4) Классифицировать абсолютные величины
5) Рассчитывать относительные величины и их взаимосвязи
6) Понимать средние величины: определения, виды, выбор формул
7) Рассчитывать структурные средние величины для моментного ряда
8) Рассчитывать абсолютные показатели вариации
9) Понимать особенности расчета и свойства дисперсии
10) Пользоваться правилами построения рядов динамики
11) Рассчитывать базисные показатели динамики уровней ряда
12) Понимать статистические характеристики рядов динамики
13) Осуществлять проверку ряда на наличие тренда
14) Анализировать сезонные колебания
15) Строить статистические графики
16) Рассчитывать степенные средние величины
17) Рассчитывать относительные показатели вариации
18) Рассчитывать цепные показатели динамики уровней ряда
19) Рассчитывать средние показатели динамики уровней ряда
20) Рассчитывать структурные средние величины для интервального ряда
21) Работать с законом РК «О Государственной статистике»
22) Определять формы и виды статистического наблюдения
23) Строить ряды распределения
24) Строить статистические таблицы и графики
25) Рассчитывать абсолютные и относительные статистические величины

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владения понятиями корреляционного и регрессионного анализа.

2) Определения парной корреляция.

3) Рассчета множественной линейной регрессии.

4) Определения нелинейной корреляции.

5) Расчета множественной корреляции.

6) Расчета индивидуальных индексов и применением их в экономическом анаизе.

7) Расчета общих индексов в агрегатной форме и применением их в экономическом анализе.

8) Расчета и анализа общих индексов как средних из индивидуальных.

9) Анализа структурных изменений.

10) Расчета и анализа индексов постоянного состава.

11) Расчета и анализа индексов переменного состава.

12) Группировки явлений по признакам.

13) Построения рядов распределения и статистических таблиц.

14) Использования статистических величин в анализе динамики социально-экономических явлений.

15) Использования методов расчета дисперсии.

16) Использования правила сложения дисперсий.

17) Расчета агрегатных индексов.

18) Расчета средних индексов.

19) Расчета средних из индивидуальных индексов.

20) Использования индексных методов анализа.

21) Проверки временного ряда на наличие тренда.

22) Построения линии тренда временного ряда.

23) Определения функции тренда временного ряда.

24) Определения парной линейной регрессии.

25) Расчета индекса структурных сдвигов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Статистика : учебник для вузов / под редакцией И. И. Елисеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 361 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04082-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Долгова, В. Н. Статистика : учебник и практикум / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 626 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2946-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Яковлев, В. Б.  Статистика. Расчеты в Microsoft Excel : учебное пособие для вузов / В. Б. Яковлев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01672-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Васильева, Э. К. Статистика : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Э. К. Васильева, В. С. Лялин. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 398 c. — ISBN 978-5-238-01192-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Калашников, И.А. Статистика: учеб. - метод. пособие к практ. занятиям и самостоят. работе / И. А. Калашников, Е. В. Радченко; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2020. - 32 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65600.