РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Экономика и социология труда"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

направленность (профиль) программы бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н. Киященко Татьяна Андреевна, Абдульманова Кира Игоревна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Экономика и социология труда" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Экономика и с т_Б_38.03.03_во_4_ТОУП_п60287_и67298.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономика и социология труда".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 25.06.2021 № 13.

Целью дисциплины "Экономика и социология труда" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Организация, регламентация и нормирование труда";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической, организационной, управленческой, социологической и психологической теорий, российского законодательства в части работы с персоналом при решении профессиональных задач;

Знает: социально-экономические процессы в организации; экономическbt, организационнst, управленческbt, социологическbt и психологическbt теорий, российского законодательства в части работы с персоналом при решении профессиональных задач;понятие и виды управленческих решений, алгоритм реализации.

Умеет: применять знания экономической, организационной, управленческой, социологической и психологической теорий в сфере трудовой деятельности; анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации

Имеет навыки: анализа и применения знаний в сфере трудовой деятельности; составления алгоритма принятия управленческого решения.

Индикатор:
ОПК-1.1 - Применяет основные положения экономической теории при работе с персоналом

Знает: социологию труда организации и ее влиние на эффективность работы с персоналом; трудовая организация как социальная система.

Умеет: проводить анализ социальных показателей деятельности предприятия и показателей по труду; уметь разрабатывать социальные программы и экономически обосновывать мероприятия по улучшению показателей.

Имеет навыки: проведения анализа основных социологических показателей деятельности предприятия и показателей по труду; иметь навыки разработки и экономического обоснования мероприятий по улучшению показателей и умением применять их на практике.

Индикатор:
ОПК-1.3 - Применяет основные положения социологической теории при работе с персоналом

Место дисциплины 1Б.О "Экономика и социология труда" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 71   71
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 35   35
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 36   36
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 64 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 16 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 16
Лекции (Лек) 8 8 8
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 8 8 8
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 119   119
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 35   35
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 84   84
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 16 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Труд и социально-трудовые отношения ОПК-1
2 Экономика трудовой деятельности, нормативно-правовое регулирование в профессиональной деятельности ОПК-1
3 Социология трудовой деятельности, социально-экономические проблемы и процессы ОПК-1
4 Экономические показатели деятельности организации и труда ОПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   10
2 8 8   10
3 8 8   10
4 8 8   6
Итого 32 32   36

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   84
2 2 2
3 2 2
4 2 2
Итого 8 8   84

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Характеристика экономического содержания труда: Труд и трудовая деятельность/ Характер и содержание труда. 2
Условия труда и порядок их формирования. 2
Психофизиологические основы трудовой деятельности. 2
Условия, режимы труда и отдыха, дисциплина труда. 2
2 Анализ функций, выполняемых персоналом, и затрат на их осуществление: Разработка проекта совершенствования организации труда и трудовых процессов. 2
Анализ и оценка трудового потенциала организации. 2
Разрешение коллективных трудовых споров. 2
Система регулирования социально-трудовых отношений. 2
3 Понятие профессии и ее элементы: Процесс профессионализации труда. 2
Проведение социологического исследования трудовой деятельности: Анализ данных социологического исследования трудовой деятельности. 2
Ограничения на профессию и дискриминация на рынке труда. 2
Анализ данных социологического исследования трудовой деятельности. 2
4 Планирование затрат на рабочую силу: Расчет результативности работы организации, отдельного подразделения. 2
Экономические и социальные показатели и применение их на предприятиях различных форм. 2
Информационное обеспечение аудита: Оценка эффективности аудиторской проверки. 2
Расчет результативности труда отдельного работника. 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Характеристика экономического содержания труда: Труд и трудовая деятельность/ Характер и содержание труда. 2
2 Анализ функций, выполняемых персоналом, и затрат на их осуществление: Разработка проекта совершенствования организации труда и трудовых процессов. 2
3 Понятие профессии и ее элементы: Процесс профессионализации труда. 2
4 Планирование затрат на рабочую силу: Расчет результативности работы организации, отдельного подразделения. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Труд как социально-экономическая категория. 2
Труд и трудовая деятельность. Что является ключевыми принципами, лежащими в основе трудовой мотивации (задача ФИЭБ) 2
Характер и содержание труда. Что называют трудовыми ресурсами (задача ФИЭБ). Установите последовательность этапов разработки программы социологического исследования (задача ФИЭБ). 2
Условия труда и порядок их формирования. 2
2 Организация, нормирование и регламентация труда и трудовых процессов 2
Анализ функций, выполняемых персоналом, и затрат на их осуществление 2
Разработка проекта совершенствования организации труда и трудовых процессов. 2
Анализ образования и использования средств фонда заработной платы и выплат социального характера. 2
3 Разрешение коллективных трудовых споров. 2
Система регулирования социально-трудовых отношений. Задача ФИЭБ:Для обеспечения эффективного управления персоналом необходимо учитывать социальную структуру организации. Профессионально-квалификационный состав работников постоянно изменяется под влиянием различных факторов, что в свою очередь вызывает изменения социальной структуры, которая определяется сочетанием и составом в организации различных социальных групп. Функционирование и изменение состояний социальных групп, коллективов, называется ……… (Введите ответ в форме соответствующего падежа) Установите соответствие между выплатами и их целевым назначением при резервировании части средств для оказания экстренной социальной помощи. Задача ФИЭБ: Установите соответствие между выплатами и их целевым назначением при резервировании части средств для оказания экстренной социальной помощи 2
Понятие профессии и ее элементы. Что является сущностными целями планирования социального развития являются (задача ФИЭБ) 2
Ограничения на профессию и дискриминация на рынке труда. 2
4 Расчет результативности работы организации, отдельного подразделения. 2
Расчет результативности труда отдельного работника. Решение задачи ФИЭБ: Намечен комплекс мероприятий по повышению производительности труда. Технические мероприятия обеспечат условное высвобождение 20 человек, совершенствование обслуживания рабочих мест – условное высвобождение 15 человек, рационализация трудовых процессов – условное высвобождение 5 человек. Среднесписочная численность работников организации – 440 человек. Возможный общий прирост производительности труда составит … % 2
Окупаемость затрат на рабочую силу.Установите последовательность мер по регулированию затрат на персонал (задача ФИЭБ). 2
Планирование затрат на рабочую силу.Установление соответствия между методами планирования численности и случаями их использования (задача ФИЭБ). 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Труд и трудовая деятельность. Что является ключевыми принципами, лежащими в основе трудовой мотивации (задача ФИЭБ) 2
2 Анализ функций, выполняемых персоналом, и затрат на их осуществление 2
3 Система регулирования социально-трудовых отношений. Задача ФИЭБ:Для обеспечения эффективного управления персоналом необходимо учитывать социальную структуру организации. Профессионально-квалификационный состав работников постоянно изменяется под влиянием различных факторов, что в свою очередь вызывает изменения социальной структуры, которая определяется сочетанием и составом в организации различных социальных групп. Функционирование и изменение состояний социальных групп, коллективов, называется ……… (Введите ответ в форме соответствующего падежа) Установите соответствие между выплатами и их целевым назначением при резервировании части средств для оказания экстренной социальной помощи. Задача ФИЭБ: Установите соответствие между выплатами и их целевым назначением при резервировании части средств для оказания экстренной социальной помощи 2
4 Расчет результативности работы организации, отдельного подразделения. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Характеристика экономического содержания труда. Труд и трудовая деятельность. Характер и содержание труда. Условия труда и порядок их формирования. 10
2 Анализ и оценка трудового потенциала организации. Анализ использования рабочего времени. Анализ производительности и качества труда. 10
3 Анализ уровня организации труда и трудовых процессов. Разработка типовых проектов организации труда и трудовых процессов. 10
4 Планирование затрат на рабочую силу. Расчет результативности работы организации, отдельного подразделения. 6

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Характеристика экономического содержания труда. Труд и трудовая деятельность. Характер и содержание труда. Условия труда и порядок их формирования. 84
Условия труда и порядок их формирования
Психофизиологические основы трудовой деятельности
Условия, режимы труда и отдыха, дисциплина труда
Труд как социально-экономическая категория.
Характер и содержание труда. Что называют трудовыми ресурсами (задача ФИЭБ). Установите последовательность этапов разработки программы социологического исследования (задача ФИЭБ).
Условия труда и порядок их формирования.
2 Анализ и оценка трудового потенциала организации. Анализ использования рабочего времени. Анализ производительности и качества труда.
Анализ и оценка трудового потенциала организации
Разрешение коллективных трудовых споров
Система регулирования социально-трудовых отношений
Организация, нормирование и регламентация труда и трудовых процессов
Разработка проекта совершенствования организации труда и трудовых процессов.
Анализ образования и использования средств фонда заработной платы и выплат социального характера.
3 Анализ уровня организации труда и трудовых процессов. Разработка типовых проектов организации труда и трудовых процессов.
Проведение социологического исследования трудовой деятельности: Анализ данных социологического исследования трудовой деятельности.
Ограничения на профессию и дискриминация на рынке труда
Анализ данных социологического исследования трудовой деятельности
Разрешение коллективных трудовых споров.
Понятие профессии и ее элементы. Что является сущностными целями планирования социального развития являются (задача ФИЭБ)
Ограничения на профессию и дискриминация на рынке труда.
4 Планирование затрат на рабочую силу. Расчет результативности работы организации, отдельного подразделения.
Экономические и социальные показатели и применение их на предприятиях различных форм
Информационное обеспечение аудита: Оценка эффективности аудиторской проверки.
Расчет результативности труда отдельного работника
Расчет результативности труда отдельного работника. Решение задачи ФИЭБ: Намечен комплекс мероприятий по повышению производительности труда. Технические мероприятия обеспечат условное высвобождение 20 человек, совершенствование обслуживания рабочих мест – условное высвобождение 15 человек, рационализация трудовых процессов – условное высвобождение 5 человек. Среднесписочная численность работников организации – 440 человек. Возможный общий прирост производительности труда составит … %
Окупаемость затрат на рабочую силу.Установите последовательность мер по регулированию затрат на персонал (задача ФИЭБ).
Планирование затрат на рабочую силу.Установление соответствия между методами планирования численности и случаями их использования (задача ФИЭБ).

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

1. Развитие теоретических взглядов на экономику труда 2. Развитие теоретических взглядов на социологию труда 3. Анализ взаимосвязи стратегии управления организацией и стратегии управления персоналом 4. Анализ трудовых функций в процессе труда 5. Особенности организации рынка труда 6. Сущность и основные характеристики рабочей силы 7. Анализ элементов рынка труда как системы 8. Анализ национальных моделей рынка труда 9. Сущность организации труда и трудовых ресурсов 10. Организация безопасности и охраны труда персонала 11. Нормирование, регламентация труда и трудовых процессов 12. Планирование и прогнозирование потребности в персонале 13. Анализ методов построения системы управления персоналом 14. Анализ стратегии управления персоналом организации 15. Психофизиологические основы трудовой деятельности 16. Сущность кадровой политики организации 17. Анализ источников организации найма персонала 18. Анализ системы найма, отбора и приема персонала организации 19. Демографические изменения в России по сравнению с другими странами: причины изменений 20. Разрешение коллективных трудовых споров 21. Сбор, изучение и систематизация информации для анализа организации труда и трудовых процессов 22. Анализ функций, выполняемых персоналом, и затрат на их осуществление 23. Разработка проекта совершенствования организации труда и трудовых процессов 24. Анализ уровня организации труда и трудовых процессов 25. Анализ и оценка трудового потенциала организации.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Труд как социально-экономическая категория.
2) Труд и другие виды деятельности.
3) Экономические элементы трудовой деятельности.
4) Трудовая функция – главный элемент процесса труда.
5) Трудовую деятельность как объект и предмет социологической науки и практики.
6) Виды социологического знания о труде.
7) Сущность понятий «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал» общества, организации, человека.
8) Сущность, структура, функции, классификация и теории рынков труда.
9) Сущность, виды и формы занятости.
10) Сущность, формы и виды безработицы.
11) Сущность, типы и субъекты социально-трудовых отношений.
12) Социальное партнерство.
13) Экономическая сущность организации труда.
14) Научную организацию труда.
15) Разделение и кооперацию труда.
16) Сущность нормирования труда.
17) Сущность и виды регламентации труда.
18) Сущность и принципы функционально-стоимостного метода проектирования организации труда и трудовых процессов.
19) Структуру личных доходов населения и работающих.
20) Сущность, элементы и функции заработной платы.
21) Формы и системы заработной платы.
22) Состав фонда оплаты труда.
23) Трудовые показатели и факторы, их определяющие.
24) Трудовую организацию как социальную систему.
25) Виды, цели, функции и структура трудовых коллективов.
26) Формирование и развитие трудового коллектива.
27) Морально-психологический климат трудовой организации.
28) Понятие, содержание и формы трудовой мобильности.
29) Потребности, интересы и ценности личности.
30) Гуманизацию труда.
31) Понятие профессии и ее элементы.
32) Профессиональные группы.
33) Сущность мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
34) Виды мотивов и стимулов, их взаимосвязь и взаимодействие.
35) Классификацию затрат на рабочую силу.
36) Классификацию факторов, влияющих на результаты труда
работника.
37) Сущность и цели аудита в социально-трудовой сфере.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать психофизиологические основы трудовой деятельности.
2) Описать и раскрыть принципы обогащения труда.
3) Описать принципы формирования и использования трудовых ресурсов.
4) Описать показатели и классификацию персонала.
5) Перечислить принципы развития социально-трудовых отношений.
6) Продемонстрировать методы разрешения коллективных трудовых споров.
7) Организовать и рационализовать трудовые процессы.
8) Продемонстрировать умение организации, обслуживания и аттестации рабочего места.
9) Описать классификацию норм и нормативов труда.
10) Описать классификацию затрат рабочего времени на предприятии.
11) Собрать, изучить и систематизировать информацию для анализа организации труда и трудовых процессов.
12) Анализировать функций, выполняемые персоналом, и затрат на их осуществление.
13) Разработать проект совершенствования организации труда и трудовых процессов.
14) Анализировать уровень организации труда и трудовых процессов.
15) Показать умение планировать фонд оплаты труда.
16) Анализировать и оценить трудового потенциала организации.
17) Анализировать использование рабочего времени.
18) Анализировать производительность и качество труда.
19) Анализировать образование и использование средств фонда заработной платы и выплат социального характера.
20) Продемонстрировать планирование трудовых показателей.
21) Описать механизмы стабилизации трудового коллектива.
22) Анализировать данные социологических исследований трудовой деятельности.
23) Описать расчет затрат на рабочую силу и дать их характеристику.
24) Учесть затраты на рабочую силу.
25) Окупать затраты на рабочую силу.
26) Планировать и регулировать затраты на рабочую силу.
27) Организовать аудит в социально-трудовой сфере.
28) Оценивать эффективность аудиторской проверки.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Описать характеристику экономического содержания труда.

2) Охарактеризовать социальные функции труда и их роль в развитии организации.

3) Описать основные категории социологии труда.

4) Охарактеризовать механизмы функционирования рынка труда.

5) Описать что является формированием социально-трудовых отношений.

6) Продемонстрировать систему регулирования социально-трудовых отношений.

7) Охарактеризовать что является безопасностью организации и охраны труда персонала.

8) Охарактеризовать что является условиями, режимами труда и отдыха, дисциплинами труда.

9) Рассчитать затраты рабочего времени на примере организации.

10) Продемонстрировать навыки владения методами нормирования труда.

11) Продемонстрировать навыки разработки типовых проектов организации труда и трудовых процессов.

12) Определить что является принципами формирования доходов в рыночной экономике.

13) Определить критерии качества трудовой жизни.

14) Охарактеризовать феномен лидерства в трудовой организации.

15) Охарактеризовать условия развития личности в организации.

16) Определить процесс профессионализации труда.

17) Описать ограничения на профессию и дискриминация на рынке труда.

18) Описать систему формирования и функционирования мотивов труда.

19) Продемонстрировать владение навыками системы стимулирования работников на предприятии.

20) Охарактеризовать сущность, цели, задачи, виды и программы социологических исследований трудовой деятельности.

21) Продемонстрировать владение методами и методиками проведения социологических исследований трудовой деятельности.

22) Продемонстрировать владение показателями результативности работы организации, отдельного подразделения.

23) Продемонстрировать владение показателями результативности труда отдельного работника.

24) Продемонстрировать владение информационным обеспечением аудита.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Зомбарт, В. Социология. Хрестоматия : учебное пособие для вузов / В. Зомбарт ; переводчик И. Д. Маркусон. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-9916-7122-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Алиев, И. М. Экономика труда : учебник и практикум для вузов / И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 486 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11318-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Киященко, Т.А. Экономика и социология труда: учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. / Т. А. Киященко; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 44 с.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Киященко, Т.А. Экономика и социология труда: методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине / А. В. Воронина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 25 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 67298.