РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Экономическая теория"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

направленность (профиль) программы бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н., доц. Ватолина Марина Владимировна, Оксенюк Елена Евгеньевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Экономическая теория" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Экономическая т_Б_38.03.03_во_2_ТОУП_п61765_и66557.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономическая теория".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 25.06.2021 № 13.

Целью дисциплины "Экономическая теория" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Экономика и социология труда", "Экономика организации и системы управления персоналом";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической, организационной, управленческой, социологической и психологической теорий, российского законодательства в части работы с персоналом при решении профессиональных задач;

Знает: основные понятия экономической теории; основные макроэкономические и микроэкономические показатели, принципы их расчета

Умеет: применять основы экономических знаний для проведения анализа отрасли (рынка)с использованием экономических моделей; оценивать экономическую эффективность деятельности организации

Имеет навыки: навыками целостного подхода к анализу проблем общества; решения типовых организационно-управленческих задач математическими, статистическими и количественными методами

Индикатор:
ОПК-1.1 - Применяет основные положения экономической теории при работе с персоналом

Место дисциплины 1Б.О "Экономическая теория" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Основы теории организации и управления персоналом".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 71   71
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 71   71
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 64 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 16 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 16
Лекции (Лек) 8 8 8
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 8 8 8
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 119   119
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 119   119
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 16 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Введение в экономическую теорию ОПК-1
2 Теоретические проблемы микроэкономики ОПК-1
3 Макроэкономика ОПК-1
4 Макроэкономическое регулирование ОПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   18
2 8 8   18
3 10 10   18
4 6 6   17
Итого 32 32   71

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   119
2 2 2
3 2 2
4 2 2
Итого 8 8   119

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Экономическая теория: предмет и метод исследования: Предмет и методы экономической теории. Структура экономической науки. Микро- и макроэкономика как части экономической теории. Позитивная и нормативная микроэкономика. История развития экономической мысли. Экономические агенты. Кругообороты благ и доходов. 2
Общие проблемы экономического развития: Экономические потребности. Экономические блага и их классификации. Экономические ресурсы. Граница производственных возможностей. Экономический выбор. Собственность и хозяйствование. Структура и передача прав собственности. 2
Экономические системы: Экономическая система. Типы экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Экономические цели. Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Информационное общество. 2
Внешние эффекты и производство общественных благ: Сущность экономических институтов. «Провалы» рынка: причины и последствия для общества. Необходимость государственного регулирования рынка. Внешние и внутренние эффекты (экстерналии). Общественные блага, их свойства. 2
2 Поведение потребителя и производителя: Основные предпосылки анализа поведения потребителя. Потребительский выбор. Потребительские предпочтения: закономерности развития. Универсальные основы производства. Факторы производства. Затраты и результаты: общие, средние и предельные величины. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Производственная функция и ее свойства. Закон убывающей отдачи переменного ресурса. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная). 2
Рыночная система хозяйствования: Рыночная система хозяйствования. Рынок: понятие, структура, функции. Кругооборот благ и доходов. Конкуренция: сущность, виды, характерные черты. Совершенная конкуренция. Чистая монополия. Естественная монополия. Административная монополия. Искусственная монополия. Монополистическая конкуренция и олигополия. 2
Спрос и предложение в механизме рынка: Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы изменения спроса и величины спроса. Эластичность: свойства и показатели. Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы изменения предложения и величины предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена, равновесное количество. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики. Излишки потребителя и производителя. Влияние налогов, дотаций и фиксированных цен на рыночное равновесие. 2
Фирма в рыночной экономике: Фирма. Виды фирм. Понятие предприятия. Классификация предприятий. Внутренняя и внешняя среда. Экономическое содержание издержек предприятия. Выручка и прибыль. Равновесие (оптимум) производителя (предприятия). Правило минимизации издержек. Правило максимизации прибыли. Оптимальный путь роста фирмы. 2
3 Макроэкономика: основные показатели, структура, макроэкономическое равновесие: Национальная экономика. Общественное воспроизводство. Национальное богатство. ВНП. ВВП. Номинальный ВНП. Реальный ВНП. Дефлятор. Макроэкономическое равновесие. 2
Циклический характер развития рыночной экономики: Цикл деловой активности. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Формы цикла. 2
Безработица как форма макроэкономической нестабильности: Безработица: понятие, виды, причины. Показатели безработицы. Государственная политика в области занятости. 2
Инфляция и антиинфляционная политика: Инфляция: сущность, причины, измерение. Виды инфляции и ее социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика. 2
Экономический рост: Понятие и содержание экономического роста. Модели экономического роста. Измерение экономического роста. Экстенсивный тип. Интенсивный тип. 2
4 Денежная и банковские системы: Деньги. Функции денег. Денежные агрегаты. Денежное обращение. Денежная система. Спрос на деньги. Предложение денег. Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты. 2
Финансовая и налоговая системы: Бюджетная система. Государственный бюджет. Государственный долг. Налоги: виды, формы, функции. Кривая Лаффера. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства. 2
Социальная политика: Социальная политика государства: Доходы населения. Распределение доходов. Уровень жизни и бедность. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Политика государства в социальной сфере. 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Экономическая теория: предмет и метод исследования: Предмет и методы экономической теории. Структура экономической науки. Микро- и макроэкономика как части экономической теории. Позитивная и нормативная микроэкономика. История развития экономической мысли. Экономические агенты. Кругообороты благ и доходов. 2
2 Спрос и предложение в механизме рынка: Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы изменения спроса и величины спроса. Эластичность: свойства и показатели. Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы изменения предложения и величины предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена, равновесное количество. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики. Излишки потребителя и производителя. Влияние налогов, дотаций и фиксированных цен на рыночное равновесие. 2
3 Макроэкономика: основные показатели, структура, макроэкономическое равновесие: Национальная экономика. Общественное воспроизводство. Национальное богатство. ВНП. ВВП. Номинальный ВНП. Реальный ВНП. Дефлятор. Макроэкономическое равновесие. 2
4 Денежная и банковские системы: Деньги. Функции денег. Денежные агрегаты. Денежное обращение. Денежная система. Спрос на деньги. Предложение денег. Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Экономическая теория: предмет и методы исследования 2
Ресурсы и факторы производства. Экономическая организация производства и ограниченность ресурсов. Анализ кривой производстенных возможностей 2
Экономическая система и ее типы 2
Экономические институты. Внешние и внутренние эффекты. Обществвенные блага 2
2 Рыночная структура. Основные черты и классификация. Ценообразование на рынках совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии. 2
Спрос и предложение в механизме рынка. Законы спроса и предложения. Поведение потребителя и производителя. 2
Эластичность спроса и предложения 2
Фирма в рыночной экономике. Выручка и прибыль 2
3 Введение в макроэкономику. Предмет и методы макроэкономики. Национальная экономика. Макроэкономические показатели. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Теории макроэкономического равновесия. 2
Циклический характер развития рыночной экономики. 2
Безработица как форма макроэкономической нестабильности. 2
Инфляция и антиинфляционная политика 2
Экономический рост и экономическое развитие 2
4 Денежная система. Банковская система 2
Финансовая система. Налоговая система. 2
Социальная политика государства. Доходы населения. 2

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Ресурсы и факторы производства. Экономическая организация производства и ограниченность ресурсов. Анализ кривой производстенных возможностей 2
2 Фирма в рыночной экономике. Выручка и прибыль 2
3 Безработица как форма макроэкономической нестабильности. 2
4 Социальная политика государства. Доходы населения. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Методы исследования экономики. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора оптимального решения. Рациональное поведение. Экономическая стратегия. Экономическая политика. Экономическая безопасность. Экономические законы. Экономические категории. Прямая зависимость. Внешние эффекты (экстерналии). Экономическая модель. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. 18
2 Равновесие по А. Маршаллу, Вальрасу. Парадоксы закона спроса. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности. Показатели эластичности. Законы Госсена. Излишки потребителя. Излишки производителя. Кривые Энгеля. Эффект дохода, эффект замещения. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности. Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация фирм, их организационно-правовая форма. 18
3 Макроэкономические показатели. Резидентские институциональные единицы. Нерезидентские институциональные единицы. Конечное потребление. ВНП. ВВП. Номинальный ВВП. Реальный ВВП. Дефлятор. Методы расчета ВВП. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Располагаемый доход. Трансфертные платежи. Чистый экспорт. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Формы цикла. Безработица: понятие, виды, причины. Показатели безработицы. Государственная политика в области занятости. Инфляция: сущность, причины, измерение. Виды инфляции и ее социально-экономические последствия. 18
4 Денежная и банковские системы. Деньги. Денежные эквиваленты. Функции денег. Ликвидность. Денежные агрегаты. Денежное обращение. Денежная система. Спрос на деньги. Предложение денег. Уравнение обмена. Количественная теория денег. Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты. Финансовая и налоговая системы: Бюджетная система. Бюджет. Государственный бюджет. Доходы госбюджета. Расходы госбюджета. Внебюджетные фонды. Сеньораж. Государственный долг. Налоги: виды, формы, функции. Налоговые реформы. Кривая Лаффера. Встроенные стабилизаторы. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства. 17

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Методы исследования экономики. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора оптимального решения. Рациональное поведение. Экономическая стратегия. Экономическая политика. Экономическая безопасность. Экономические законы. Экономические категории. Прямая зависимость. Внешние эффекты (экстерналии). Экономическая модель. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. 119
Общие проблемы экономического развития: Экономические потребности. Экономические блага и их классификации. Экономические ресурсы. Граница производственных возможностей. Экономический выбор. Собственность и хозяйствование. Структура и передача прав собственности.
Экономические системы: Экономическая система. Типы экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Экономические цели. Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Информационное общество.
Внешние эффекты и производство общественных благ: Сущность экономических институтов. «Провалы» рынка: причины и последствия для общества. Необходимость государственного регулирования рынка. Внешние и внутренние эффекты (экстерналии). Общественные блага, их свойства.
Экономическая теория: предмет и методы исследования
Экономическая система и ее типы
Экономические институты. Внешние и внутренние эффекты. Обществвенные блага
2 Равновесие по А. Маршаллу, Вальрасу. Парадоксы закона спроса. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности. Показатели эластичности. Законы Госсена. Излишки потребителя. Излишки производителя. Кривые Энгеля. Эффект дохода, эффект замещения. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности. Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация фирм, их организационно-правовая форма.
Поведение потребителя и производителя: Основные предпосылки анализа поведения потребителя. Потребительский выбор. Потребительские предпочтения: закономерности развития. Универсальные основы производства. Факторы производства. Затраты и результаты: общие, средние и предельные величины. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Производственная функция и ее свойства. Закон убывающей отдачи переменного ресурса. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).
Рыночная система хозяйствования: Рыночная система хозяйствования. Рынок: понятие, структура, функции. Кругооборот благ и доходов. Конкуренция: сущность, виды, характерные черты. Совершенная конкуренция. Чистая монополия. Естественная монополия. Административная монополия. Искусственная монополия. Монополистическая конкуренция и олигополия.
Фирма в рыночной экономике: Фирма. Виды фирм. Понятие предприятия. Классификация предприятий. Внутренняя и внешняя среда. Экономическое содержание издержек предприятия. Выручка и прибыль. Равновесие (оптимум) производителя (предприятия). Правило минимизации издержек. Правило максимизации прибыли. Оптимальный путь роста фирмы.
Рыночная структура. Основные черты и классификация. Ценообразование на рынках совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.
Спрос и предложение в механизме рынка. Законы спроса и предложения. Поведение потребителя и производителя.
Эластичность спроса и предложения
3 Макроэкономические показатели. Резидентские институциональные единицы. Нерезидентские институциональные единицы. Конечное потребление. ВНП. ВВП. Номинальный ВВП. Реальный ВВП. Дефлятор. Методы расчета ВВП. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Располагаемый доход. Трансфертные платежи. Чистый экспорт. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Формы цикла. Безработица: понятие, виды, причины. Показатели безработицы. Государственная политика в области занятости. Инфляция: сущность, причины, измерение. Виды инфляции и ее социально-экономические последствия.
Циклический характер развития рыночной экономики: Цикл деловой активности. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Формы цикла.
Безработица как форма макроэкономической нестабильности: Безработица: понятие, виды, причины. Показатели безработицы. Государственная политика в области занятости
Инфляция и антиинфляционная политика: Инфляция: сущность, причины, измерение. Виды инфляции и ее социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.
Экономический рост: Понятие и содержание экономического роста. Модели экономического роста. Измерение экономического роста. Экстенсивный тип. Интенсивный тип.
Введение в макроэкономику. Предмет и методы макроэкономики. Национальная экономика. Макроэкономические показатели. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Теории макроэкономического равновесия.
Циклический характер развития рыночной экономики.
Инфляция и антиинфляционная политика
Экономический рост и экономическое развитие
4 Денежная и банковские системы. Деньги. Денежные эквиваленты. Функции денег. Ликвидность. Денежные агрегаты. Денежное обращение. Денежная система. Спрос на деньги. Предложение денег. Уравнение обмена. Количественная теория денег. Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты. Финансовая и налоговая системы: Бюджетная система. Бюджет. Государственный бюджет. Доходы госбюджета. Расходы госбюджета. Внебюджетные фонды. Сеньораж. Государственный долг. Налоги: виды, формы, функции. Налоговые реформы. Кривая Лаффера. Встроенные стабилизаторы. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства.
Финансовая и налоговая системы: Бюджетная система. Государственный бюджет. Государственный долг. Налоги: виды, формы, функции. Кривая Лаффера. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства.
Социальная политика: Социальная политика государства: Доходы населения. Распределение доходов. Уровень жизни и бедность. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Политика государства в социальной сфере.
Денежная система. Банковская система
Финансовая система. Налоговая система.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контрольная работа в формате компьютерного тестирования - Ресурс ЦМКО РГУПС.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет экономической теории, история его развития.
2) Методы экономической теории, ее структура и функции. Экономические категории и закономерности.
3) Потребности, блага: понятие и классификация. Закон возвышения потребностей.
4) Ресурсы и факторы производства. Сущность производства, производительных сил. Производственные отношения.
5) Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.
6) Собственность и хозяйствование. Экономические и юридическое содержание отношений собственности. Классификация экономических и юридических форм собственности.
7) Экономические системы: понятие, классификация подходов.
8) Рынок: понятие, функции и структура.
9) Спрос и величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса.
10) Предложение и величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения.
11) Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Нарушение равновесия. Воздействие государства на равновесие.
12) Эластичность: свойства, показатели, значение.
13) Предпосылки анализа поведения потребителя. Подходы к анализу полезности. Полезность: общая и предельная.
14) Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация фирм, их организационно-правовая форма.
15) Производство, факторы производства. Закон убывающей предельной производительности. Общий, средний и предельный продукты: понятие, взаимосвязь.
16) Особенности макроэкономического анализа. Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия.
17) Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт: понятие и способы измерения.
18) Совокупный спрос и его компоненты. Кривая совокупного спроса и эффекты, объясняющие ее отрицательный наклон.
19) Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.
20) Равновесие в модели “совокупный спрос – совокупный предложение”.
21) Понятие и виды макроэкономического равновесия.
22) Факторы и типы экономического роста. Преимущества и издержки экономического роста.
23) Экономический цикл и его фазы. Причины и показатели экономического цикла. Виды циклов.
24) Инфляция и ее измерение. Инфляция спроса и инфляция предложения. Ожидаемая и непредвиденная инфляция.
25) Деньги. Функции денег. Виды денег. Денежные агрегаты.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать издержки производства и прибыль. Экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек и прибыли.
2) Раскрыть структуру и динамику издержек в краткосрочном периоде деятельности фирмы.
3) Рассмотреть равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
4) Охарактеризовать основные типы рыночных структур рынка.
5) Проанализировать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства в условиях чистой конкуренции.
6)Охарактеризовать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства монополии. Показатели монопольной власти.
7) Охарактеризовать виды монополий. Регулирование естественных монополий. Антимонопольное законодательство. 8) Раскрыть сущность монополистической конкуренции, ценообразование, определение оптимальных объемов производства.
9) Раскрыть сущность олигополии. Стратегическое поведение фирм: основные модели. Тайный сговор. Ценообразование по принципу «издержки плюс».
10) Охарактеризовать особенности факторных рынков.
11) Раскрыть характеристики рынка труда (субъекты рынка труда, предложение рабочей силы, спрос на труд). Равновесие на рынке труда. Модели конкуренции и монополии на рынке труда.
12) Проанализировать рынок капитала: капитал и его виды. Ссудный процент. Факторы, влияющие на величину процента. Спрос и предложение капитала. Равновесие на рынке капитала.
13) Проанализировать рынок земли: особенности спроса и предложения. Рента: понятие и виды. Цена земли.
14) Проанализировать банковскую систему и ее структуру. Центральный банк и его функции.
15) Охарактеризовать кредитно-денежную политику: ее сущность, цели и инструменты.
16) Рассмотреть понятие государственного бюджета. Основные виды расходов и доходов бюджета. Охарактеризовать состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды.
17) Охарактеризовать концепции государственного бюджета. Проанализировать дефицит государственного бюджета и методы его финансирования.
18) Раскрыть сущность государственного долга и его виды.
19) Охарактеризовать понятие фискальной политики, ее цели и инструменты.
20) Рассмотреть виды фискальной политики.
21) Раскрыть понятие налога, налоговой системы, принципы налогообложения.
22) Охарактеризовать виды налогов. Системы налогообложения.
23) Рассмотреть воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.
24) Охарактеризовать средства государственного регулирования экономики.
25) Охарактеризовать направления социальной политики государства.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Построения кривой производственных возможностей.

2)Расчета величины спроса.

3)Расчета величины предложения.

4)Расчета избыточного предложения на товарном рынке.

5)Расчета эластичности спроса.

6)Расчета эластичности предложения.

7)Расчета экономических издержек фирмы.

8)Расчета основных показателей степени монопольной власти.

9)Расчета издержек и прибыли в условиях совершенной конкуренции.

10)Расчета издержек и прибыли в условиях монополистической конкуренции.

11)Начисления амортизации линейным методом.

12)Расчета добавленной стоимости.

13)Расчета потребительских расходов в СНС.

14)Расчета инвестиций в СНС.

15)Расчета сбережений в СНС.

16)Расчета ВВП по расходам.

17)Расчета ВВП по доходам.

18)Расчета ЧВП.

19)Расчета номинальных и реальных показателей дохода и продукта.

20)Расчета ценовых индексов.

21)Расчета величины экспорта в СНС.

22)Расчета уровня безработицы.

23)Расчета численности занятых.

24)Расчета темпов инфляции.

25)Расчета величины дохода коммерческих банков при определенных темпах инфляции.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)
2 Матвеева, О.А. Экономическая теория: учеб.-метод. пособие по подготовке к контролю результатов самостоят. работы обучающихся по направлению подготовки «Упр. персоналом» в форме компьютерного тестирования (заоч. форма обучения) / О.А. Матвеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 56 с. - Библиогр.: 7 назв..- Текст : электронный

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 2 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Маховикова, Г. А.  Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 443 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5583-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Иохин, В. Я.  Экономическая теория : учебник для вузов / В. Я. Иохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10758-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Поликарпова, Т. И.  Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Т. И. Поликарпова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 254 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07287-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Николаева, И. П. Экономическая теория : учебник для бакалавров / И. П. Николаева. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 330 c. — ISBN 978-5-394-03045-1. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ватолина, М.В. Экономическая теория: учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / М. В. Ватолина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2021. - 16 с. - Библиогр..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Матвеева, О.А. Экономическая теория: учеб.-метод. пособие для практ. и самостоят. работы / О. А. Матвеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 91 с.: ил. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Шагинян, С.Г. Экономическая теория: учеб.-метод. пособие / С. Г. Шагинян, О. А. Матвеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 91 с.: ил. - Библиогр.: 5 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 7-Zip. Программное обеспечение для архивации файлов и сжатия данных О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 66557.