РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Проектное управление кредитоспособностью организаций"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

Программа прикладного бакалавриата

Финансы в транспортно-промышленном комплексе

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Авторы-составители д.э.н., проф. Андреева Лариса Юрьевна, Вышаренко Ульяна Владимировна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Проектное управление кредитоспособностью организаций" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провели:

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ);

Холина Марина Григорьевна, генеральный директор, ООО АОК "Аудит-Эксперт";

Завалий Елена Николаевна, Заместитель начальника , Северо-Кавказская дирекция управления движением структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Проектное у к о_Б_38.03.01_во_5_ЭиФ_п55509_58924.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Проектное управление кредитоспособностью организаций".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Проектное управление кредитоспособностью организаций" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Оценка стоимости финансово-кредитных ресурсов", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Финансы в транспортно-промышленном комплексе".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Лабораторный практикум "Управление финансовой политикой организации транспортно-промышленного комплекса"", "Междисциплинарный курс экономических дисциплин", "Финансовая аналитика и финансовый инжиниринг";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: базовые инструменты, необходимые для проведения критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений в области анализа, оценки и управления кредитоспособностью корпоративных структур транспортно-промышленного комплекса, разработки их обоснования и формирования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Умеет: применять базисный инструментарно-методический аппарат, необходимый для проведения критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений в области анализа, оценки и управления кредитоспособностью корпоративных структур транспортно-промышленного комплекса, разработки их обоснования и формирования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Имеет навыки: применения базисного инструментария, необходимого для проведения критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений в области анализа, оценки и управления кредитоспособностью корпоративных структур транспортно-промышленного комплекса, разработки их обоснования и формирования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

ПК-11 - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Проектное управление кредитоспособностью организаций" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Оценка стоимости финансово-кредитных ресурсов", "Финансовый менеджмент".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 33 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 39   39
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 39   39
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 33 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6   6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 85   34 51
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 79   34 45
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 14 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Сущность понятия кредитоспособность ПК-11
2 Система оценка кредитоспособности корпоративных структур транспортно-промышленного комплекса ПК-11
3 Особенности различных методов оценки кредитоспособности предприятия транспортно-промышленного комплекса ПК-11
4 Оценка кредитоспособности заемщика как этап управления кредитным риском в банковском риск-менеджменте ПК-11
5 Мониторинг риска кредита на стадии его использования ПК-11
6 Влияние результатов анализа финансового состояния на кредитный потенциал предприятия ПК-11
7 Специфика проектного управления кредитоспособностью корпоративных структур различных отраслей и сфер деятельности ПК-11

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   2 5
2 2   2 5
3 2   4 5
4 2   2 5
5 2   2 5
6 2   2 5
7 2   2 9
Итого 16   16 39
В т.ч. практическая подготовка     4  

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   4 79
2    
3    
4    
5    
6 2  
7    
Итого 4   4 79
В т.ч. практическая подготовка     4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Понятие и сущность кредитоспособности предприятия. 2
Подходы к определению понятия кредитоспособность предприятия. Цель и задачи анализа кредитоспособности. 2
2 Оценка кредитоспособности корпоративного заемщика транспортно-промышленного комплекса. 2
3 Современные методы оценки кредитоспособности предприятия. 2
4 Организация управления кредитным риском в деятельности коммерческих банков как вектор стабилизации их деятельности. 2
5 Ковенанты: сущность и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. 2
6 Инновации для повышения кредитоспособности предприятия транспортно-промышленного комплекса. 2
7 Особенности оценки кредитных рисков предприятий транспортно-промышленного комплекса. 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
1 Понятие и сущность кредитоспособности предприятия. 2
Заезд № 8
6 Инновации для повышения кредитоспособности предприятия транспортно-промышленного комплекса. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Сущность и дискуссионные вопросы дефиниции «кредитоспособность» 1) Сущность дефиниции «кредитоспособность» 2) Дифференциальный анализ дефиниций «кредитоспособность», «платежеспособность», «финансовая устойчивость» 3) Классификация видов кредитоспособности 4) Цель и задачи анализа и оценки кредитоспособности: дискуссионные вопросы 2
2 Информационная база для проведения оценки кредитоспособности 1) Взаимосвязь критериев оценки кредитоспособности и избираемых источников информации 2) Информационное обеспечение при оценке кредитоспособности экономических субъектов 3) Специфика использования финансовой отчетности с привлечением критерия достоверности получаемых оценок 2
3 Методология и методы оценки кредитоспособности заемщиков 1) Особенности различных методов оценки кредитоспособности предприятия 2) Современные методы оценки кредитоспособности корпоративных структур 2
Методология и методы оценки кредитоспособности заемщиков 1) Совершенствование подходов к оценке кредитоспособности заемщиков при долгосрочном кредитовании 2) Проблемы и особенности 2
4 Управление кредитным риском в банковских структурах 1) Оценка кредитоспособности заемщика как этап управления кредитным риском в банковском риск-менеджменте 2) Организация управления кредитным риском в деятельности коммерческих банков как вектор стабилизации их деятельности 3) Скоринговые оценки розничного кредитного риска российский и зарубежный опыт 4) Организация управления кредитным портфелем на основе анализа кредитного риска 2
5 Проектное управление кредитным риском и кредитоспособностью: инструменты, методы, организация 1) Мониторинг риска кредита на стадии его использования 2) Ковенанты сущность и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности 3) Управление рисками в банковских технологиях кредитования корпораций 4) Залог как способ снижения кредитного риска 2
6 Проектное управление кредитоспособностью корпоративных заемщиков 1) Влияние результатов анализа финансового состояния на кредитный потенциал корпоративной структуры 2) Современные методы оптимизации затрат для повышения кредитоспособности предприятия 3) Управление кредитоспособностью группы взаимосвязанных организаций 4) Моделирование исходов проектного управления кредитоспособностью корпоративных заемщиков 2
7 Специфика проектного управления кредитоспособностью корпоративных структур различных отраслей и сфер деятельности 1) Особенности оценки кредитных рисков предприятий малого бизнеса 2) Методика сбербанка РФ для оценки кредитоспособности предприятия 3) Экспресс-моделирование кредитоспособности сельскохозяйственных организаций 4) Н Особенности оценки кредитных рисков строительных организаций 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Сущность и дискуссионные вопросы дефиниции «кредитоспособность» 1) Сущность дефиниции «кредитоспособность» 2) Дифференциальный анализ дефиниций «кредитоспособность», «платежеспособность», «финансовая устойчивость» 3) Классификация видов кредитоспособности 4) Цель и задачи анализа и оценки кредитоспособности: дискуссионные вопросы 4
2 Информационная база для проведения оценки кредитоспособности 1) Взаимосвязь критериев оценки кредитоспособности и избираемых источников информации 2) Информационное обеспечение при оценке кредитоспособности экономических субъектов 3) Специфика использования финансовой отчетности с привлечением критерия достоверности получаемых оценок
3 Методология и методы оценки кредитоспособности заемщиков 1) Особенности различных методов оценки кредитоспособности предприятия 2) Современные методы оценки кредитоспособности корпоративных структур
Методология и методы оценки кредитоспособности заемщиков 1) Совершенствование подходов к оценке кредитоспособности заемщиков при долгосрочном кредитовании 2) Проблемы и особенности
4 Управление кредитным риском в банковских структурах 1) Оценка кредитоспособности заемщика как этап управления кредитным риском в банковском риск-менеджменте 2) Организация управления кредитным риском в деятельности коммерческих банков как вектор стабилизации их деятельности 3) Скоринговые оценки розничного кредитного риска российский и зарубежный опыт 4) Организация управления кредитным портфелем на основе анализа кредитного риска
5 Проектное управление кредитным риском и кредитоспособностью: инструменты, методы, организация 1) Мониторинг риска кредита на стадии его использования 2) Ковенанты сущность и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности 3) Управление рисками в банковских технологиях кредитования корпораций 4) Залог как способ снижения кредитного риска
6 Проектное управление кредитоспособностью корпоративных заемщиков 1) Влияние результатов анализа финансового состояния на кредитный потенциал корпоративной структуры 2) Современные методы оптимизации затрат для повышения кредитоспособности предприятия 3) Управление кредитоспособностью группы взаимосвязанных организаций 4) Моделирование исходов проектного управления кредитоспособностью корпоративных заемщиков
7 Специфика проектного управления кредитоспособностью корпоративных структур различных отраслей и сфер деятельности 1) Особенности оценки кредитных рисков предприятий малого бизнеса 2) Методика сбербанка РФ для оценки кредитоспособности предприятия 3) Экспресс-моделирование кредитоспособности сельскохозяйственных организаций 4) Н Особенности оценки кредитных рисков строительных организаций

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Оценка кредитоспособности субъекта МСБ 1) Аналитическая обработка финансовой отчетности субъекта МСБ 2) Оценка кредитоспособности субъекта МСБ 5
2 Методика оценки кредитоспособности заемщика ПАО «Росбанк» 1) Описание методики ПАО «Росбанк» 2) Оценка кредитоспособности заемщика по методике ПАО «Росбанк» 5
3 Методика оценки кредитоспособности корпоративного заемщика ПАО «Сбербанк России» 1) Описание методики ПАО «Сбербанк России» 2) Оценка кредитоспособности заемщика по методике ПАО «Сбербанк России» 5
4 Методика оценки кредитоспособности заемщика ПАО «Сбербанк России» при инвестиционном кредитовании 1) Описание методики оценки кредитоспособности ПАО «Сбербанк России» при инвестиционном кредитовании 2) Оценка кредитоспособности заемщика при инвестиционном кредитовании по методике ПАО «Сбербанк России» 5
5 Методики оценки кредитоспособности заемщиков – физических лиц 1) Описание методики оценки кредитоспособности физического лица 2) Оценка кредитоспособности заемщика - физического лица 5
6 Скоринговые методы оценки кредитоспособности физических лиц 1)Скоринговая система как метод оценки кредитоспособности заемщика-физического лиц 2) Проведение скоринговой оценки кредитоспособности физического лица 5
7 Модернизация скоринговой модели оценки кредитоспособности ПАО «Сбербанк России» с учетом региональных особенностей 1) Обоснование направлений совершенствования 2) Апробация предлагаемой методики оценки кредитоспособности ПАО «Сбербанк России» с учетом региональных особенностей 9

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Оценка кредитоспособности субъекта МСБ 1) Аналитическая обработка финансовой отчетности субъекта МСБ 2) Оценка кредитоспособности субъекта МСБ 79
Подходы к определению понятия кредитоспособность предприятия. Цель и задачи анализа кредитоспособности
2 Методика оценки кредитоспособности заемщика ПАО «Росбанк» 1) Описание методики ПАО «Росбанк» 2) Оценка кредитоспособности заемщика по методике ПАО «Росбанк»
Оценка кредитоспособности корпоративного заемщика транспортно-промышленного комплекса
3 Методика оценки кредитоспособности корпоративного заемщика ПАО «Сбербанк России» 1) Описание методики ПАО «Сбербанк России» 2) Оценка кредитоспособности заемщика по методике ПАО «Сбербанк России»
Современные методы оценки кредитоспособности предприятия
4 Методика оценки кредитоспособности заемщика ПАО «Сбербанк России» при инвестиционном кредитовании 1) Описание методики оценки кредитоспособности ПАО «Сбербанк России» при инвестиционном кредитовании 2) Оценка кредитоспособности заемщика при инвестиционном кредитовании по методике ПАО «Сбербанк России»
Организация управления кредитным риском в деятельности коммерческих банков как вектор стабилизации их деятельности
5 Методики оценки кредитоспособности заемщиков – физических лиц 1) Описание методики оценки кредитоспособности физического лица 2) Оценка кредитоспособности заемщика - физического лица
Ковенанты: сущность и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
6 Скоринговые методы оценки кредитоспособности физических лиц 1)Скоринговая система как метод оценки кредитоспособности заемщика-физического лиц 2) Проведение скоринговой оценки кредитоспособности физического лица
7 Модернизация скоринговой модели оценки кредитоспособности ПАО «Сбербанк России» с учетом региональных особенностей 1) Обоснование направлений совершенствования 2) Апробация предлагаемой методики оценки кредитоспособности ПАО «Сбербанк России» с учетом региональных особенностей
Особенности оценки кредитных рисков предприятий транспортно-промышленного комплекса

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, О.В. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Проектное управление кредитоспособностью организаций": учеб.-метод. пособие / О. В. Андреева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 36 с.: ил., табл. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-11 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

страхование как финансовый инструмент управления кредитными рисками;

анализ финансовой отчетности публичных компаний;

управление финансовой устойчивостью компании транспортно-промышленного комплекса;

тестирование финансовой отчетности на наличие ошибок;

система стандарт-костинга в управлении финансовой устойчивостью;

управление дебиторской задолженностью как значимый элемент кредитной политики компании;

диагностика надежности кредитных институтов в финансовой стратегии компании;

диверсификационная стратегия как способ снижения риска: российская действительность (на конкретном примере);

специфика проектного управления кредитоспособностью корпоративных структур различных отраслей и сфер деятельности;

анализ ликвидности и платежеспособности предприятий транспортно-промышленного комплекса;

анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятий транспортно-промышленного комплекса;

анализ чистых активов предприятия;

анализ уровня и динамики финансовых результатов предприятий транспортно-промышленного комплекса;

оценка финансовой несостоятельности и прогнозирование банкротства: правовое регулирование и процедуры;

отечественные и зарубежные методики диагностики банкротства;

анализ финансовых результатов и рентабельности предприятий транспортно-промышленного комплекса.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Раскрыть сущность понятия кредитоспособность.
2) Раскрыть отличительные черты понятий «кредитоспособность» и «платежеспособность».
3) Провести классификацию видов кредитоспособности.
5) Охарактеризовать основные подходы к определению понятия кредитоспособность предприятия.
6) Определить цель и задачи анализа кредитоспособности предприятия.
7) Определить цель и задачи оценки кредитоспособности ссудозаемщика.
8) Охарактеризовать связь и различие между платежеспособностью и кредитоспособностью.
9) Раскрыть сущность оценки кредитоспособности корпоративного заемщика.
10) Охарактеризовать этапы оценки кредитоспособности корпоративного заемщика.
11) Охарактеризовать особенности информационного обеспечения при оценке кредитоспособности экономических субъектов.
12) Раскрыть специфику финансовой отчетности как объекта анализа и оценки кредитоспособности организации.
13) Охарактеризовать современные методы оценки кредитоспособности предприятия.
14) Охарактеризовать особенности различных методов оценки кредитоспособности предприятия.
15) Раскрыть сущность метода финансовых коэффициентов.
16) Раскрыть сущность метода анализа денежных потоков.
17) Раскрыть сущность метода анализа делового риска.
18) Охарактеризовать направления совершенствования подходов к оценке кредитоспособности заемщиков при долгосрочном кредитовании.
19) Охарактеризовать проблемы и особенности определения инвестиционной кредитоспособности в коммерческом банке.
20) Раскрыть сущность оценки кредитоспособности заемщика как этап управления кредитным риском в банковском риск-менеджменте.
21) Охарактеризовать методы управления кредитным риском в деятельности коммерческих банков как вектор стабилизации их деятельности.
22) Охарактеризовать инструменты, используемые при управлении кредитным риском.
23) Охарактеризовать особенности оценки кредитоспособности заемщика при инвестиционном кредитовании на примере методики ПАО «Сбербанк России».
24) Охарактеризовать скоринговые оценки розничного кредитного риска.
25) Раскрыть процесс организации управления кредитным портфелем.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Раскрывать схему организации управления кредитным портфелем.
2) Описывать методики анализа и оценки кредитного портфеля.
3) Осуществлять мониторинг риска кредита на стадии его использования.
4) Охарактеризовать ковенанты: сущность и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
5) Выявлять случаи и цели включения ковенантов в условия договора.
6) Идентифицировать классификацию ковенантов с позиций бухгалтерского и учета и отчетности.
7) Применять современные технологии управления рисками в банковских технологиях кредитования корпораций.
8) Раскрывать сущность залога как способ снижения кредитного риска.
9) Оценивать влияние результатов анализа финансового состояния на кредитный потенциал предприятия.
10) Раскрывать схему определения кредитоспособности заемщика.
11) Описывать характерные черты количественного анализа при определении кредитоспособности заемщика.
12) Описывать характерные черты качественного анализа при определении кредитоспособности заемщика.
13) Оценивать роль инноваций для повышения кредитоспособности предприятий.
14) Идентифицировать инновационные методы повышения кредитоспособности.
15) Проводить сравнительный анализ инновационных методов повышения кредитоспособности.
16) Раскрывать сущность управления кредитоспособностью группы взаимосвязанных организаций.
17) Анализировать эконометрический подход к идентификации негативных эффектов в динамике показателей кредитоспособности предприятий-заемщиков.
18) Определять особенности оценки кредитных рисков предприятий малого бизнеса.
19) Применять методы оценки кредитных рисков малого бизнеса.
20) Оценивать экспресс-моделирование кредитоспособности транспортно-промышленных организаций.
21) Оценивать последствия недостаточной или снижающейся ликвидности компании.
22) Проводить классификацию активов и пассивов компании по степени их ликвидности и срочности погашения обязательств.
23) Рассчитывать эффект операционного рычага.
24) Выделять специфические и отраслевые факторы, оказывающие влияние на возможность возникновения дефолта.
25) Осуществлять выбор показателей для оценки степени риска утраты платежеспособности.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Описать и/или результативно применить алгоритм оценки риска утраты ликвидности компании.

2) Описать и/или результативно применить алгоритм расчета базовых показателей, характеризующих ликвидность компании.

3) Описать и/или результативно применить алгоритм оценки финансовых рисков.

4) Описать и/или результативно применить алгоритм оценки риска утраты финансовой устойчивости компании.

5) Описать и/или результативно применить алгоритм определения эффекта финансового рычага как индикатора поддержания оптимальной структуры капитала компании.

6) Описать и/или результативно применить алгоритм проведения детализированного анализа структуры собственного и заемного капитала.

7) Описать и/или результативно применить алгоритм применения методики оценки операционных рисков компании.

8) Описать и/или результативно применить алгоритм реализации факторного анализа доходности вложений компании.

9) Описать и/или результативно применить алгоритм обращения с инструментами оптимизации уровня денежных средств.

10) Описать и/или результативно применить алгоритм обоснованного выбора стратегии управления оборотным капиталом компании.

11) Описать и/или результативно применить алгоритм обоснованного выбора прогнозной модели с использованием количественных и качественных показателей.

12) Описать и/или результативно применить алгоритм применения различных моделей ранней диагностики банкротства.

13) Описать и/или результативно применить алгоритм формирования стратегической карты с учетом особенностей бизнеса.

14) Описать и/или результативно применить алгоритм расчета производственного, операционного и финансового цикла.

16) Описать и/или результативно применить алгоритм экспресс-тестирования вероятности банкротства по российской методике.

17) Описать и/или результативно применить алгоритм проведения комплексного исследования факторов, оказывающих влияние на денежные потоки предприятия.

18) Описать и/или результативно применить алгоритм выявления проблем в области обеспечения устойчивого экономического роста.

19) Описать и/или результативно применить алгоритм управления рисками в процессе реального и финансового инвестирования.

20) Описать и/или результативно применить алгоритм оценки и прогнозирования финансовых результатов деятельности предприятия в условиях риска и неопределенности.

21) Описать и/или результативно применить алгоритм определения кредитоспособности заемщика.

22) Описать и/или результативно применить алгоритм анализа и оценки кредитного портфеля.

23) Описать и/или результативно применить алгоритм систематизации и обобщения информации о финансовом состоянии предприятия.

24) Описать и/или результативно применить алгоритм выделения специфических и отраслевых факторов, оказывающих влияние на возможность возникновения дефолта.

25) Описать и/или результативно применить алгоритм управления кредитоспособностью группы взаимосвязанных организаций.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 5 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, О.В. Проектное управление кредитоспособностью организаций: учеб. пособие / О. В. Андреева, Н. А. Курьянов, О. Т. Джемаев; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 236 с.: ил., табл. - Библиогр. .- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, О.В. Организационно-финансовый механизм обеспечения устойчивого развития транспортных корпораций: монография / О. В. Андреева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2016. - 165 с.: ил., табл. - Библиогр.: 161 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Современные инструменты и методы финансового управления на предприятиях железнодорожного транспорта (на примере ОАО "Российские железные дороги"): коллектив. монография / ФГБОУ ВО РГУПС; ред. О. В. Андреева. - Ростов н/Д: [б. и.], 2016. - 255 с.: ил. - Библиогр.: 182 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, О.В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Проектное управление кредитоспособностью организаций": учеб.-метод. пособие / О. В. Андреева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 21 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Мультимедийный проектор Nec UM330W.

Интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB).

Компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 58924.