РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Междисциплинарный курс экономических дисциплин"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

Программа прикладного бакалавриата

Финансы в транспортно-промышленном комплексе

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Авторы-составители д.э.н., проф. Андреева Лариса Юрьевна, Вышаренко Ульяна Владимировна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Междисциплинарный курс экономических дисциплин" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провели:

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ);

Завалий Елена Николаевна, Заместитель начальника , Северо-Кавказская дирекция управления движением структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»;

Холина Марина Григорьевна, генеральный директор, ООО АОК "Аудит-Эксперт".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Междисциплинарный к э д_Б_38.03.01_во_8_ЭиФ_п55433_58902.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Междисциплинарный курс экономических дисциплин".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Междисциплинарный курс экономических дисциплин" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Финансы в транспортно-промышленном комплексе".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Финансовая аналитика и финансовый инжиниринг";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: способы организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта в области микро- и макро-экономики, финансов, статистики, эконометрики и бухгалтерского учета, а также с учетом специфики функционирования транспортно-промышленного комплекса

Умеет: применять способы организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта в области микро- и макро-экономики, финансов, статистики, эконометрики и бухгалтерского учета, а также с учетом специфики функционирования транспортно-промышленного комплекса

Имеет навыки: организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта в области микро- и макро-экономики, финансов, статистики, эконометрики и бухгалтерского учета, а также с учетом специфики функционирования транспортно-промышленного комплекса

ПК-9 - способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта

Знает: перечень современных технических средств и информационных технологий, применяемых в экономике вообще и в транспортно-промышленном комплексе в частности для решения коммуникативных задач в области микро- и макро-экономики, финансов, статистики, эконометрики и бухгалтерского учета

Умеет: применять для решения коммуникативных задач в области микро- и макро-экономики, финансов, статистики, эконометрики и бухгалтерского учета современные технические средства и информационные технологии, применяемые в экономике вообще и в транспортно-промышленном комплексе в частности

Имеет навыки: использования для решения коммуникативных задач в области микро- и макро-экономики, финансов, статистики, эконометрики и бухгалтерского учета современных технические средства и информационные технологии, применяемые в экономике вообще и в транспортно-промышленном комплексе в частности

ПК-10 - способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии

Знает: знает инструменты макро и микро-экономики, финансов, статистики, эконометрики и бухгалтерского учета для проведения критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений в экономике и транспортно-промышленном комплексе, разработки их обоснования и формирования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Умеет: применять инструменты макро и микро-экономики, финансов, статистики, эконометрики и бухгалтерского учета для проведения критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений в экономике и транспортно-промышленном комплексе, разработки их обоснования и формирования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Имеет навыки: применения инструментов макро и микро-экономики, финансов, статистики, эконометрики и бухгалтерского учета для проведения критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений в экономике и транспортно-промышленном комплексе, разработки их обоснования и формирования предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

ПК-11 - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Междисциплинарный курс экономических дисциплин" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Финансовые рынки и финансово-кредитные институты", "Финансовый менеджмент", "Финансы".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 75 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 72 72 72
Лекции (Лек) 36 36 36
Лабораторные работы (Лаб) 36 36 36
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   60
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 60   60
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 75 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 22 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 12
Лекции (Лек) 6 6 6
Лабораторные работы (Лаб) 6 6 6
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
10 10 10
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 118   118
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 118   118
Контроль, всего и в т.ч. 4   4
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 4   4
Общая трудоемкость, часы 144 22 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4    

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Микроэкономика ПК-9, ПК-10
2 Макроэкономика ПК-9, ПК-10, ПК-11
3 Финансы ПК-9, ПК-10, ПК-11
4 Статистика ПК-10, ПК-11
5 Эконометрика ПК-10, ПК-11
6 Бухгалтерский (финансовый) учет ПК-10, ПК-11

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8   6 10
2 6   6 10
3 4   6 10
4 6   6 10
5 6   6 10
6 6   6 10
Итого 36   36 60
В т.ч. практическая подготовка     6  

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   6 118
2    
3    
4 2  
5 2  
6    
Итого 6   6 118
В т.ч. практическая подготовка     6  

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Микроэкономика как часть современной экономической теории. 2
Предложение и спрос. 2
Цена отраслевого равновесия. 2
Общее экономическое равновесие. 2
2 Макроэкономика как раздел экономической науки. 2
Особенности макроэкономического анализа. 2
Равновесие на отдельных рынках. 2
3 Теоретические аспекты финансов. 2
Государственные финансы. 2
4 Статистика как наука и практика. 2
Статистическое наблюдение. 2
Сводка и группировка статистических данных. 2
5 Возникновение и развитие эконометрики. Парная регрессия. 2
Множественная регрессия. 2
Фиктивные переменные. 2
6 Сущность бухгалтерского учета. 2
Учет финансовых вложений. 2
Учет «рабочего капитала». 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 14
1 Микроэкономика как часть современной экономической теории. 2
4 Статистика как наука и практика. 2
5 Возникновение и развитие эконометрики. Парная регрессия. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Особенности предпринимательства как экономического ресурса. 2
Формы бизнеса и их соотношение в РФ 2
Микроэкономика как часть современной экономической теории 2
2 Кредитно-денежная политика государства и ее специфика в российской экономике 2
Особенности макроэкономического анализа. 2
Равновесие и экономический рост. 2
3 Основные сценарии пространственного распределения финансового хозяйства 2
Теоретические аспекты финансов. 2
Корпоративные финансы. 2
4 Системы простых и аналитических индексов. 2
Индексный анализ взвешенной средней величины 2
Анализ вариации 2
5 Выявление структуры временного ряда. 2
Автокорреляционная функция. 2
Моделирование тенденции временного ряда 2
6 Анализ отраслевых особенностей бухгалтерского (финансового) учета 2
Бухгалтерский (финансовый) учет 2
Учет материально-производственных запасов 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 5
1 Особенности предпринимательства как экономического ресурса. 6
Формы бизнеса и их соотношение в РФ
Микроэкономика как часть современной экономической теории
2 Кредитно-денежная политика государства и ее специфика в российской экономике
Особенности макроэкономического анализа.
Равновесие и экономический рост.
3 Основные сценарии пространственного распределения финансового хозяйства
Теоретические аспекты финансов.
Корпоративные финансы.
4 Системы простых и аналитических индексов.
Индексный анализ взвешенной средней величины
Анализ вариации
5 Выявление структуры временного ряда.
Автокорреляционная функция.
Моделирование тенденции временного ряда
6 Анализ отраслевых особенностей бухгалтерского (финансового) учета
Бухгалтерский (финансовый) учет
Учет материально-производственных запасов

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Теория производства и предложения благ. Теория потребительского спроса. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. Ценообразование на монополизированном рынке. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции. Ценообразование на рынках факторов производства. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Отказы рынка и аллокативная роль государства. Микроэкономика внешней торговли 10
2 Рынок благ. Рынок денег. Рынок финансов. Совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала (модель IS - LM ). Рынок труда. Рынок труда. Модели экономического роста. Общее экономическое равновесие 10
3 Генезис финансов России. Управление государственными финансами. Бюджет как центральное звено финансовой системы. Бюджетный процесс. Государственные внебюджетные фонды. Налоговая система. Таможенные платежи. Государственный кредит. Государственный финансовый контроль. Аспекты организации корпоративных финансов. Управление корпоративными финансами. Инвестиционная деятельность корпораций. Банки и их роль в финансовой системе. Финансовый рынок и рынок ценных бумаг. Страхование. Аспекты организации международных финансов 10
4 Организация государственной статистики в Российской Федерации. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Статистическая группировка. Статистические таблицы и графики. Абсолютные, относительные и средние величины. Вариационные ряды и их характеристики. Показатели вариации и способы их расчета. Сравнительный анализ структур. Изучение концентрации и централизации. Определение ошибки и численности выборки. Типическая, серийная и другие выборки. Малая выборка. Статистические гипотезы и статистические критерии. Теоретические распределения. Дисперсионный анализ. Корреляционный и регрессионный анализ 10
5 Парная регрессия. Свойства остатков. Множественная регрессия. Спецификация моделей регрессии с фиктивными независимыми переменными. Модели регрессии с фиктивными переменными сдвигаи наклона. Виды систем эконометрических уравнений и методы их оценивания. Автокорреляция уровней динамического ряда и характеристика его структуры. Обобщенный метод наименьших квадратов при построении модели регрессии по временным рядам. Авторегрессионные процессы и их моделирование. Модели ARMA, ARIMA, ARCH, GARCH. Двунаправленная модель панельных данных с фиксированными эффектами 10
6 Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета. Процедуры эмиссии, обращения и погашения других видов ценных бумаг. Организация их учета. Задачи и принципы учета денежных средств. Инвентаризация текущих обязательств и отражение ее результатов в учете. Классификация и оценка запасов, задачи их учета. Материально-производственные запасы как объект информации в бухгалтерской отчетности. Основные средства как объект учета. Их классификация и оценка. Нематериальные активы как объект информации в бухгалтерской отчетности. Формы и системы оплаты труда. Учет заработной платы при нормальных условиях труда. Документальное оформление и расчет доплат за отклонения от нормальных условий труда. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Издержки хозяйственной деятельности как объект информации в бухгалтерской отчетности. Состав и учет движения готовой продукции, ее оценка. Собственный капитал организации как объект информации в бухгалтерской отчетности. Финансовые результаты как объект информации в бухгалтерской отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности и адаптация к ним российского бухгалтерского учета 10

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 5
1 Теория производства и предложения благ. Теория потребительского спроса. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. Ценообразование на монополизированном рынке. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции. Ценообразование на рынках факторов производства. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Отказы рынка и аллокативная роль государства. Микроэкономика внешней торговли 118
Предложение и спрос
Цена отраслевого равновесия
Общее экономическое равновесие
2 Рынок благ. Рынок денег. Рынок финансов. Совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала (модель IS - LM ). Рынок труда. Рынок труда. Модели экономического роста. Общее экономическое равновесие
Макроэкономика как раздел экономической науки
Особенности макроэкономического анализа
Равновесие на отдельных рынках
3 Генезис финансов России. Управление государственными финансами. Бюджет как центральное звено финансовой системы. Бюджетный процесс. Государственные внебюджетные фонды. Налоговая система. Таможенные платежи. Государственный кредит. Государственный финансовый контроль. Аспекты организации корпоративных финансов. Управление корпоративными финансами. Инвестиционная деятельность корпораций. Банки и их роль в финансовой системе. Финансовый рынок и рынок ценных бумаг. Страхование. Аспекты организации международных финансов
Теоретические аспекты финансов
Государственные финансы
4 Организация государственной статистики в Российской Федерации. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Статистическая группировка. Статистические таблицы и графики. Абсолютные, относительные и средние величины. Вариационные ряды и их характеристики. Показатели вариации и способы их расчета. Сравнительный анализ структур. Изучение концентрации и централизации. Определение ошибки и численности выборки. Типическая, серийная и другие выборки. Малая выборка. Статистические гипотезы и статистические критерии. Теоретические распределения. Дисперсионный анализ. Корреляционный и регрессионный анализ
Статистическое наблюдение
Сводка и группировка статистических данных
5 Парная регрессия. Свойства остатков. Множественная регрессия. Спецификация моделей регрессии с фиктивными независимыми переменными. Модели регрессии с фиктивными переменными сдвигаи наклона. Виды систем эконометрических уравнений и методы их оценивания. Автокорреляция уровней динамического ряда и характеристика его структуры. Обобщенный метод наименьших квадратов при построении модели регрессии по временным рядам. Авторегрессионные процессы и их моделирование. Модели ARMA, ARIMA, ARCH, GARCH. Двунаправленная модель панельных данных с фиксированными эффектами
Множественная регрессия
Фиктивные переменные
6 Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета. Процедуры эмиссии, обращения и погашения других видов ценных бумаг. Организация их учета. Задачи и принципы учета денежных средств. Инвентаризация текущих обязательств и отражение ее результатов в учете. Классификация и оценка запасов, задачи их учета. Материально-производственные запасы как объект информации в бухгалтерской отчетности. Основные средства как объект учета. Их классификация и оценка. Нематериальные активы как объект информации в бухгалтерской отчетности. Формы и системы оплаты труда. Учет заработной платы при нормальных условиях труда. Документальное оформление и расчет доплат за отклонения от нормальных условий труда. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Издержки хозяйственной деятельности как объект информации в бухгалтерской отчетности. Состав и учет движения готовой продукции, ее оценка. Собственный капитал организации как объект информации в бухгалтерской отчетности. Финансовые результаты как объект информации в бухгалтерской отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности и адаптация к ним российского бухгалтерского учета
Сущность бухгалтерского учета
Учет финансовых вложений
Учет «рабочего капитала»

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, Л.Ю. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Междисциплинарный курс экономических дисциплин": учеб.-метод. пособие / Л. Ю. Андреева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 36 с.: ил., табл. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ПК-9 +
ПК-10 +
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-9 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-10 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-11 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Охарактеризовать различие между изменением спроса (предложения) и изменением объема спроса (объема предложения).
2) Охарактеризовать влияние цены товара на величину спроса и предложения.
3) Раскрыть понятие изокванты, совокупного, среднего и предельного продукта и их взаимосвязь.
4) Охарактеризовать закон убывания предельной производительности.
5) Раскрыть зависимость производственных затрат от объема выпуска продукции.
6) Охарактеризовать основные параметры функционирования национальной экономики и методику их исчисления.
7) Раскрыть сущность, закономерности, типы, факторы экономического роста и экономического развития.
8) Раскрыть понятие мультипликатора и акселератора.
9) Раскрыть сущность, причины, формы и виды безработицы и инфляции.
10) Охарактеризовать влияние величины дефицита государственного бюджета и динамики государственного долга на темпы экономического роста.
11) Раскрыть понятие финансов как экономической категории.
12) Раскрыть понятие современной финансовой системы.
13) Охарактеризовать источники финансовых ресурсов государства.
14) Раскрыть содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования.
15) Провести классификацию возможных ошибок статистического наблюдения.
16) Охарактеризовать принципы построения статистической сводки и группировки.
17) Охарактеризовать основные виды обобщающих статистических показателей.
18) Охарактеризовать моменты распределения, показатели вариации и их взаимосвязь.
19) Охарактеризовать способы расчета показателей вариации.
20) Охарактеризовать основные преимущества и слабые стороны выборочного наблюдения.
21) Раскрыть понятие парной регрессии.
22) Раскрыть экономическую сущность параметров уравнения парной линейной регрессии.
23) Охарактеризовать связь между показателями уравнения регрессии.
24) Охарактеризовать цель расчета скорректированного коэффициента детерминации.
25) Охарактеризовать алгоритм применения критерия Стьюдента.
26) Охарактеризовать базовые принципы бухгалтерского учета.
27) Охарактеризовать необходимость выделения из бухгалтерского учета финансового, управленческого и налогового учета.
28) Охарактеризовать особенности учетной политики организации.
29) Охарактеризовать составляющие учетной политики организации.
30) Охарактеризовать основных пользователей бухгалтерской информации.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выводить алгебраически и представлять графически функции спроса и предложения.
2) Прослеживать влияние изменения спроса и предложения на рыночное равновесие.
3) Анализировать последствия влияния такого рода политики, как субсидии, налогообложение, установление фиксированных цен.
4) Строить кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
5) Различать явные и неявные, постоянные и переменные издержки.
6) Использовать основные методы макроэкономического анализа и определять необходимые для этого макроэкономические инструменты.
7) Оценивать проблемы макроэкономического неравновесия и неоптимального макроравновесия.
8) Определять экономические потери от безработицы.
9) Анализировать макроэкономическую политику государства.
10) Анализировать провалы рынка и экстернальные издержки.
11) Выявлять причины и следствия дисбалансов в экономике современной России.
12) Определять ключевые функции финансов. Охарактеризовать их.
13) Определить роль финансового механизма в реализации финансовой политики.
14) Охарактеризовать формы и методы государственного финансового регулирования.
15) Находить различие между предварительным, текущим и последующим финансовыми контролями.
16) Интерпретировать абсолютные, относительные и средние показатели.
17) Оценивать основные числовые характеристики вариационных рядов.
18) Различать понятия «параметр» и «оценка» и связующее их понятие «доверительная вероятность».
19) Обосновывать необходимость проведения индексного факторного анализа.
20) Различать статистическую сводку, группировку, классификацию.
21) Определить способ измерения ошибки аппроксимации.
22) Объяснить, как связана значимость уравнения регрессии со значимостью коэффициента детерминации.
23) Дать определение фиктивной переменной.
24) Определить основные виды систем эконометрических уравнений.
25) Описывать алгоритм построения аддитивной модели временного ряда.
26) Определить виды ценных бумаг и методов их оценки.
27) Раскрыть основополагающие принципы учета денежных средств.
28) Раскрыть сущность дебиторской и кредиторской задолженности.
29) Определить различие понятий «истребованная» и «неистребованная» дебиторская задолженность.
30) Определить по каким признакам осуществляется классификация основных и оборотных средств, и с какой целью.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владеть методикой построения кривой производственных возможностей.

2) Владеть методикой построения графиков спроса и предложения.

3) Владеть методикой анализа потребительского поведения (кривые безразличия и линия бюджетного ограничения).

4) Владеть методикой построения кривых совокупного, предельного, среднего продукта и кривых совокупных, предельных и средних издержек.

5) Владеть методикой анализа рынка факторов (ресурсов): показателями предельных издержек ресурсов, предельной доходности факторов, предельной нормы технологического замещения.

6) Владеть методикой анализа причин и последствий циклических колебаний и их влияния на динамику ВВП (ВНД).

7) Владеть методикой исследования характерных черт равновесных и неравновесных состояний экономики.

8) Владеть методикой анализа воздействия экзогенных и эндогенных шоков на экономику.

9) Владеть методикой исследования механизма функционирования рынка труда и политики поддержки занятости.

10) Владеть методикой анализа причин и последствий экономической динамики, кризисов и бумов в экономической конъюнктуре.

11) Указания перспектив развития финансовой системы в Российской Федерации.

12) Владеть методикой выявления отличия финансовых отношений от денежных отношений.

13) Владеть методикой определения характеристик, свойств и содержания понятия «финансовый контроль», а также «государственный финансовый контроль».

14) Владеть методикой определения функций государственных финансов.

15) Владеть методикой определения ограничений на объем дефицита и государственного долга.

16) Владеть методикой статистического анализа вариационных рядов.

17) Владеть методикой прогнозирования на основе динамических рядов.

18) Владеть методикой однофакторного дисперсионного анализа.

19) Владеть методикой двухфакторного дисперсионного анализа.

20) Результативно применить алгоритм использования эконометрических пакетов.

21) Результативно применить алгоритм раскрытия классической нормальной линейной модели.

22) Результативно применить алгоритм выявления особенностей расчета показателей тесноты связи в нелинейных функциях регрессии.

23) Результативно применить алгоритм раскрытия сущности автокорреляции в остатках.

24) Результативно применить алгоритм раскрытия сезонной декомпозиции и корректировки временных рядов.

25) Результативно применить алгоритм раскрытия особенностей ложной корреляции.

26) Результативно применить алгоритм проведения классификации производственных затрат.

27) Результативно применить алгоритм раскрытия общих принципов формирования издержек предприятия.

28) Результативно применить алгоритм раскрытия сущности собственного капитала, добавочного и резервного.

29) Результативно применить алгоритм раскрытия сущности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

30) Результативно применить алгоритм раскрытия сущности амортизации основных средств и способов ее отражения в учете.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 8 1, 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-10 8 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 8 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5, 6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Нешитой, А. С. Финансы : учебник для бакалавров / А. С. Нешитой. — 11-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 352 c. — ISBN 978-5-394-02443-6. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07343-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Ключников, И. К.  Макроэкономика. Кредитные и биржевые циклы : учебник для вузов / И. К. Ключников, О. И. Ключников. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03290-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Галочкин, В. Т.  Эконометрика : учебник и практикум для вузов / В. Т. Галочкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10751-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Бухгалтерский финансовый учет : учебник и практикум для вузов / О. Л. Островская, Л. Л. Покровская, М. А. Осипов ; под редакцией Т. П. Карповой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 438 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12214-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://urait.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
5 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
6 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
8 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, Л.Ю. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Междисциплинарный курс экономических дисциплин": учеб.-метод. пособие / Л. Ю. Андреева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 23 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Мультимедийный проектор Nec UM330W.

Интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB).

Компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 58902.