РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.В "Компьютерные технологии в профессиональной деятельности"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

Профильная направленность

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Эстрин Игорь Арнольдович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины ФТД.В "Компьютерные технологии в профессиональной деятельности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Булыгин Юрий Игоревич, профессор, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
ФТДВ_Компьютерные т в п д_М_15.04.04_во_3_ТЖТ_и65321.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Компьютерные технологии в профессиональной деятельности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Моделирование устройств и систем энергетики";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-1 - Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Знает: принципы применения современных информационных технологий в науке и предметной деятельности

Умеет: использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения; использовать математический аппарат и информационные технологии при изучении естественнонаучных дисциплин; применять информационные технологии для решения практических задач;

Имеет навыки: основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами; способами построения графических изображений, создания чертежей и эскизов,конструкторской документации с применением компьютерных пакетов программ

Индикатор:
УК-1.1 - Способен применять методы системного и критического анализа, методики разработки стратегии действий для выявления и решения проблемной ситуации

Знает: программные средства реализации информационных технологий; состав информационных и управляющих функций

Умеет: применять информационные технологии для решения практических задач; работать на компьютере (знание операционной системы, использование основных математических программ, программ отображения результатов, публикации, поиска информации через Интернет, пользование электронной почтой)

Имеет навыки: основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами; способами построения графических изображений, создания чертежей и эскизов,конструкторской документации с применением компьютерных пакетов программ

Индикатор:
УК-1.2 - Способен применять методы системного подхода и критического анализа проблемных ситуаций; разрабатывать стратегию действий, принимать конкретные решения для ее реализации

Знает: принципы применения современных информационных технологий в науке и предметной деятельности

Умеет: работать на компьютере (знание операционной системы, использование основных математических программ, программ отображения результатов, публикации, поиска информации через Интернет, пользование электронной почтой)

Имеет навыки: навыками критического восприятия информации

Индикатор:
УК-1.3 - Способен использовать методологию системного и критического анализа проблемных ситуаций; методики постановки цели, определения способов ее достижения, разработки стратегий действий

Место дисциплины ФТД.В "Компьютерные технологии в профессиональной деятельности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к факультативным дисциплинам.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Автоматизированные системы управления технологическими процессами и оборудованием", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 16 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 16
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 47   47
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 47   47
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 72 16 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 2   2

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основы теории автоматизированных информационных систем; понятие и математическое описание автоматизированной информационной системы УК-1
2 Ввод информации в автоматизированную информационную систему энергетического предприятия УК-1
3 Системы хранения информации в автоматизированных информационных системах энергетического предприятия УК-1
4 Функциональные части; размещение основных частей информационного фонда в запоминающих устройствах ЭВМ информационного фонда УК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1     4 15
2     6 10
3     4 10
4     2 12
Итого     16 47
В т.ч. по интерактивным формам     16  

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Исследование структуры автоматизированной информационной системы 2
Исследование деятельности человека-оператора в автоматизированной информационной системе 2
2 Исследование процессов записи и предварительной обработки информации 2
Изучение устройств ввода текстовой информации 2
Изучение устройств ввода графической информации 2
3 Исследование характеристик элементов и устройств отображения знаковой информации 2
Исследование методов кодирования графической информации 2
4 Изучение методов управления потоками информации в сетях передачи данных 2

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Основы теории автоматизированных информационных систем; понятие и математическое описание автоматизированной информационной системы; классификация информационных систем, особенности информационного поиска и обновления информации; машинная реализация автоматизированных информационных систем, комплексы прикладных программ для автоматизированных информационных систем 15
2 Ввод информации в автоматизированную информационную систему энергетического предприятия; ручная подготовка вводимой информации; автоматическая обработка вводимой информации 10
3 Системы хранения информации в автоматизированных информационных системах энергетического предприятия; 10
4 размещение основных частей информационного фонда в запоминающих устройствах ЭВМ информационного фонда 12

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
УК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-1 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)основы информационных процессов (извлечения, передачи, обработки, хранения, предоставления информации);
2)основные особенности систем поддержки принятия решений;
3)тенденции развития информационных телекоммуникационных технологий;
4)основы информационных технологий организационно-экономического управления;
5)новых информационных технологий обеспечения информационной безопасности;
6)принципы функционирования корпоративных информационных систем;
7)основы функционирования информационно-поисковых систем;
8) методы обеспечения информационной безопасности.
9)Программное обеспечение ПК.
10)Основные методы передачи и накопления информации
11)носители информации (гибкие диски, жесткие диски, диски CD-RОM/R/RW, DVD и др.)
12)Общие сведения о компьютерных сетях.
13) Программные и аппаратные компоненты сети.
14)Формирование отчетов в базах данных
15)Классификация компьютерных сетей.
16)Технология поиска информации в Интернет. Правила логических операций.
17)Принципы пакетной передачи данных.
18)Компьютерные коммуникации
19)Типы информации, классификация. Источники информации. Форматы представления данных.
20)Сущность процесса моделирования. Виды моделирования в профессиональной сфере.
21)Технологические задачи информационной системы
22) Назначение и структура комплекса компьютерных технических средств.
23) Автоматизированные рабочие места. Понятие АРМ, виды АРМ. Техническое обеспечение АРМ.
24)Базы данных как основа информационного обеспечения. Виды БД.
25) Назначение, функционирование электронная почты и адресной книги.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)использовать современные ЭВМ;
2)использовать основные программы для технических расчетов;
3)использовать основные программы визуализации результатов;
4)осуществлять поиск информации в компьютерных сетях;
5)пользоваться коммуникационными программами.
6) устанавливать защиту файлов
7) создание ящика электронной почты в сети Интернет
8)проводить мониторинговые исследования с помощью компьютера.
9)классифицировать информационной системы.
10) пользоваться системой обработки данных
11) работать с автоматизированными системами управления
12) пользоваться методическим обеспечением информационной системы
13) работать с информационно-поисковыми системами
14) проводить анализ информационных потоков

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)работы с современными операционными системами.

2)обработки текстовой информации с применением современных пакетов программ.

3)обработки графической информации с применением современных пакетов программ.

4)технических расчетов с применением современных информационных технологий.

5)представления результатов расчетов с применением современных пакетов программ.

6)работы с информационно-поисковыми системами.

7) работы с системами информационной поддержки.

8) анализа информационных потоков.

9) работы с СПС «Консультант плюс».

10) обеспечения информационной безопасности.

11) работы с Табличными базами данных.

12)Создания презентаций профессиональной направленности.

13)работы с базами данных как основы информационного обеспечения.

14)работы с программным обеспечением современных информационных систем.

15)программной обработки текстовой информации.

16)программной обработки числовой информации.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-1 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Трофименко, В.Н. Вычислительная техника и информационные технологии: учеб. пособие / В. Н. Трофименко; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 150 с.: ил. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Черткова, Е. А.  Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Эстрин И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Компьютерные технологии в профессиональной деятельности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Цуриков, А.Н. Компьютерные системы и сети: учеб. пособие / А. Н. Цуриков; ФГБОУ ВО РГУПС. - 2-е изд.. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 63 с.: ил. - Библиогр. : 15 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65321.