РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Современные проблемы энергетики"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

Профильная направленность

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Риполь-Сарагоси Татьяна Леонидовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Современные проблемы энергетики" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н. Булыгин Юрий Игоревич, профессор кафедры "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды" , ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Современные п э_М_15.04.04_во_1_ТЖТ_и65290.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Современные проблемы энергетики".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "Современные проблемы энергетики" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Автоматизированные системы управления технологическими процессами и оборудованием";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-1 - Способен участвовать в сборе и анализе исходных данных для проектирования энергообъектов и их элементов в соответствии с нормативными документами

Знает: Источники и базы исходных данных для проектирования энергетических объектов

Умеет: Анализировать исходные данные для проектирования с позиции энергоресурсосбережения

Имеет навыки: Методами и навыками сбора и анализа исходных данных для проектирования энергоэффективности объектов

Индикатор:
ПК-1.1 - Демонстрирует навыки сбора и анализа исходных данных для проектирования энергообъектов

Знает: Методы работы с каталогами, справочниками, электронными базами данных в сфере профессиональной деятельности

Умеет: Оформлять проектную документацию в соответствии с отраслевыми нормами и стандартами

Имеет навыки: Методами экспертизы и оценки качества проектов в сфере профессиональной деятельности

Индикатор:
ПК-1.2 - Способен в полном объеме работать с каталогами, справочниками, электронными базами данных, оформлять проектную документацию в соответствие с нормативной документацией

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Современные проблемы энергетики" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Автоматизированные системы управления технологическими процессами и оборудованием".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 96   96
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 48 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основные проблемы теплоэнергетики, теплотехники и теплотехнологий. ПК-1
2 Автономные источники теплоснабжения, теплоизоляции и тепловая защита. ПК-1
3 Проблемы систем теплоснаюжения и способы их решения ПК-1
4 Экологические проблемы теплоэнергетики ПК-1
5 Альтернативные источники теплоснабжения ПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 12   24
2 4 8   24
3 2 4   24
4 2 6   24
5 4 2    
Итого 16 32   96
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    
В т.ч. практическая подготовка   8    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Классификация систем теплоснабжения по видам теплоносителей, используемому топливу, видам источников тепла, способам доставки теплопотребителю. Задачи современной теплотехники и теплотехнологий . 2
Основные элементы систем теплоснабжения и основные источники тепла. 2
2 Централизованные и автономные источники теплоснабжения. Преимущества и недостатки. Особенности автономных источников тепла. Анализ работы систем теплоснабжени, индивидуальных тепловых пунктов, присоединение потребителей. 2
Пути экономии топливных ресурсов. 2
3 Проблемы и перспективы развития и совершенствования основного оборудования, технологических схем теплоснабжения, способов и методов сжигания топлива, эффективное использование энергии. Модернизация устаревших источников тепловой энергии. 2
4 Зависимость воздействия производителей тепла и электроэнергии от вида сжигаемого топлива. Виды топлива. Их преимущества и недостатки. 2
5 Состояние мировой энергетики в сфере топливного обеспечения. Использование ВЭР и ТБО в качестве сырья для получения топлива. 2
Перспективы использования ВИЭ для централизованных и автономных потребителей. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Состояние мирового энергетического хозяйства ТЭК России и направления его развития. Проблемы в развитии энергетики 2
Современные технологии производства электрической и тепловой энергии 2
Проблемы экологии в теплоэнергетике 2
Направления повышения экологичности оборудования при производстве тепловой и электрической энергии 2
Организационно-экономические проблемы развития энергетики 2
Технологические проблемы развития энергетики 2
2 Энергоэффективные технологии производства тепловой и электрической энергии. Повышение энергоэффективности существующих зданий 2
Расчет удельного расхода тепловой энергии на отопление жилых и общественных зданий 2
Функции индивидуальных тепловых пунктов. Виды тепловых пунктов приборы контроля 2
Принцип работы индивидуального теплового пункта 2
3 Разрушение и повреждение узлов и деталей теплоэнергетического оборудования 2
Разрушение и повреждение роторов и статоров Проблемы коррозийного разрушения тепломеханического оборудования Проблемы оценки ресурса стареющего оборудования. Расчеты ресурса и срока службы. Мероприятия по увеличению срока службы теплотехнологического оборудования 2
4 Топливный цикл и его воздействие на среду обитания 2
Преобразование вредных выбросов ГЭС в атмосферный воздух. Показатель вредности продуктов сгорания 2
Зарубежные и отечественные программы в области чистых угольных технологий 2
5 Определение энергоэффективности технологических схем переработки ТБО Технологические схемы проработки ТБО в синтез газ 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Современное состояние мировой энергетики, проблемы и тенденции развития. 24
2 Структура и состояние ТЭК России. Перспективы и тенденции развития. 24
3 Проблема износа основных фондов, реконструкции и модернизации теплоэнергетических объектов. 24
4 Реформирование РАО ЭС: перспективы и последствия 24

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Современное состояние энергетики в России.
2) Основные тенденции развития потребления тепловой энергии в России и за Основные направления развития теплоэнергетики в России и за рубежом.
3) Направление повышения экономичности оборудования при производстве тепловой и электроэнергии
4) Структуру и особенности функционирования ТЭК России.
5) Возрастной состав оборудования теплоэнергетических объектов Российской Федерации Амортизация оборудования.
6)Методы реновации и продления ресурса оборудования .
7)Технологические проблемы развития энергетики
8)Показатели надежности теплоэнергетического оборудования.
9)Энергоэффективные технологии производства тепловой и эл. энергии
10)Принципы работы ИТП
11)Влияние тепловой энергетики на окружающую среду в современной России.
12) Виды и функции ИТП

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Прогнозировать надежность теплопроводов.
2) Определять влияние тепловой энергии на окружающую среду.
3)Применять методику технико-экономического сравнения вариантов прокладки теплопроводов.
4)Использовать природоохранное регулирование с целью повышения экологической безопасности объектов теплоэнергетики.
5) Оценить и рассчитать ресурс и срок службы оборудования
6)ОбоСНОВАТЬ целесообразность, перспективы и технические аспекты использования альтернативной энергии(по видам)
7)Рассчитывать показатели утилизации вторичных энергетических ре6сурсов.
8)Использовать вторичные энергетические ресурсы и отходы производства в качестве энергетического топлива.
9) На основании знаний топливного цикла, определить его воздействие на среду обитания.
10) Определить проблемы при коррозийном разрушении тепломеханического оборудования

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Определения величины износа основных фондов теплоэнергетического объекта.

2)Повышения надежности энергетического оборудования.

3)Обеспечения контроля качества тепловой и электрической энергии.

4)Определения приоритетных направлений осуществления инвестиций в теплоэнергетике.

5)Использования энергогенерирующих объектов малой и средней мощности.

6)Проектирования схемных решений теплоснабжения объекта на базе малой энергетики.

7) Определения преобразования вредных выбросов ТЭЦ в атмосферном воздухе.

8) Определение показателей вредности продуктов сгорания.

9) Составление технологических схем переработки ГБО (по выбору).

10) Определение энергоэффективности технологических схем переработки ГБО.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 1 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быстрицкий, Г. Ф.  Теплотехника и энергосиловое оборудование промышленных предприятий : учебник для вузов / Г. Ф. Быстрицкий. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03889-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Посашков, М. В. Энергосбережение в системах теплоснабжения : учебное пособие / М. В. Посашков, В. И. Немченко, Г. И. Титов. — 2-е изд. — Самара : Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. — 152 c. — ISBN 978-5-9585-0581-4. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Риполь-Сарагоси Т.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Современные проблемы энергетики". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Жигулин, И.Н. Оптимизация режимов эксплуатации теплотехнологических систем: учеб.-метод. пособие к практическим занятиям / И. Н. Жигулин; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2018. - 45 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Риполь-Сарагоси, Т.Л. Возобновляемые и нетрадиционные источники энергии: учеб.-метод. пособие / Т. Л. Риполь-Сарагоси, А. Б. Кууск; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 119 с.: ил. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65290.