РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Проблемы энерго- и ресурсосбережения"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

Профильная направленность

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Риполь-Сарагоси Татьяна Леонидовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Проблемы энерго- и ресурсосбережения" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н. Булыгин Юрий Игоревич, профессор кафедры "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды" , ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Проблемы э и р_М_15.04.04_во_1_ТЖТ_и65266.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Проблемы энерго- и ресурсосбережения".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "Проблемы энерго- и ресурсосбережения" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплин "Автоматизированные системы управления технологическими процессами и оборудованием", "Инноватика, стандарты и нормативные документы в профессиональной деятельности";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-1 - Способен участвовать в сборе и анализе исходных данных для проектирования энергообъектов и их элементов в соответствии с нормативными документами

Знает: Источники и базы исходных данных для проектирования энергетических объектов

Умеет: Анализировать исходные данные для проектирования с позиции энергоресурсосбережения

Имеет навыки: Методами и навыками сбора и анализа исходных данных для проектирования энергоэффективности объектов

Индикатор:
ПК-1.1 - Демонстрирует навыки сбора и анализа исходных данных для проектирования энергообъектов

Знает: Методы работы с каталогами, справочниками, электронными базами данных в сфере профессиональной деятельности

Умеет: Оформлять проектную документацию в соответствии с отраслевыми нормами и стандартами

Имеет навыки: Методами экспертизы и оценки качества проектов в сфере профессиональной деятельности

Индикатор:
ПК-1.2 - Способен в полном объеме работать с каталогами, справочниками, электронными базами данных, оформлять проектную документацию в соответствие с нормативной документацией

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Проблемы энерго- и ресурсосбережения" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Автоматизированные системы управления технологическими процессами и оборудованием".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 96   96
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 48 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Энергетическая стратегия России до 2030 года ПК-1
2 Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения ПК-1
3 Анализ эффективности энергосберегающих мероприятий в различных энергетических системах ПК-1
4 Вторичные энергоресурсы как резерв энергосбережения в различных сферах энергопользования ПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 10   9
2 2 12   40
3 6 8   35
4 6 2   12
Итого 16 32   96
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    
В т.ч. практическая подготовка   8    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Базовые документы. Цели и индикаторы энергетической и экологической безопасности, экономической эффективности. 2
2 Источники информации. Методика расчета и порядок утверждения целевых показателей в виде норм потребления и потерь топливно-энергетических ресурсов. 2
3 Мероприятия по повышению энергетической эффективности для систем электроснабжения и электрического освещения. 2
Мероприятия по повышению энергетической эффективности для систем теплоснабжения, отопления и вентиляции. 2
Энергосберегающие мероприятия по повышению энергетической эффективности для систем ГВС и холодного водоснабжения. 2
4 Место ВЭР в энергобалансах предприятий. . 2
Группы и виды ВЭР,параметры ВЭР. 2
Технологические и экономические аспекты их использования. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Меры государственной энергетической политики и механизмы ее реализации 2
Состояние и перспективы энерго и ресурсосбережения в мире и в России 2
Цели энергетической политики России на период до 2030 года 2
Мировой энергетический баланс. Необходимость энергосбережения и его реализация. Направление развития энерго и ресурсосберегающих технологий. Потенциал энергосбережения в России и мире. Структура потенциала энергосбережения 2
Роль энергосбережения в развитии экономики и обеспечении энергетической безопасности. Энергосбережение и экологическая безопасность. 2
2 Порядок утверждения нормативов энергопотребления и запасов топлива. Методы расчета нормативов потерь энергии при передачи по тепловым сетям 2
Методы расчета нормативов удельных расходов топлива на отпущенную тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных 2
Составление энергетического баланса ТЭЦ. Оценка потенциала энергосбережения 2
Определение фактического потребления тепловой энергии 2
Приборный учет потребления тепловой энергии. Особенности установки и использования. Методика сбора и анализа показаний 2
Информационные технологии в энергосбережении. Системы диспетчеризации и их роль в эффективном использовании энергетических ресурсов 2
3 Расчет утилизации теплоты методом замены реального процесса условно сухим 2
Типовые мероприятия по энергосбережению. Энергосберегающие мероприятия по повышению энергетической эффективности систем электроснабжения 2
Энергосберегающие мероприятия для систем электрического освещения; Двухтарифная система учета электроэнергии; Повышение эффективности регулирования систем отопления и вентиляции (ликвидация перетопов); Утилизация тепла вытяжного воздуха; Энергосберегающие мероприятия по повышению энергетической эффективности для систем кондиционирования воздуха; Энергосберегающие мероприятия по повышению энергетической эффективности для систем ГВС; Энергосберегающие мероприятия по повышению энергетической эффективности для систем ХВС 2
Глубокая утилизация теплоты. Расчет утилизации теплоты методом влаговыпадения; Расчет утилизации теплоты методом замены реального процесса условно сухим 2
4 Расчет выхода ВЭР и экономии топлива за счет их использования;Расчет экономической эффективности выхода ВЭР; Определение возможности и целесообразности утилизации ВЭР; Влияние изменения расчетных параметров наружного воздуха на потребление ТЭР ;Перспективы развития энергетики в условиях изменения климата 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Мировой энергетический баланс, Необходимость энергосбережения и его реализация. Направление развития энерго- и ресурсосберегающих технологий. Потенциал энергосбережения в России и мире. Структура потенциала энергосбережения. Роль энергосбережения в развитии экономики и обеспечения энергетической безопасности страны. Энергосбережение и экологическая безопасность. 9
2 Тенденции изменения климата в России и мире. Досрочные прогнозы климатических изменений. Влияние изменения расчетных параметров наружного воздуха на потребление ТЭР в России. Перспективы развития энергетики в условиях изменения климата. 10
Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Государственная информационноя система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Применение систем диспетчеризации и их роль в эффективном использовании энергетических ресурсов. 10
Теоретические основы применения конденсационных утилизаторов теплоты влажных газов. Влажные газы как вторичные энергоресурсо. Процессы обработки воздуха в конденсационных теплообменниках с охлаждением и осушкой воздуха. Метод коэффициента влаговыпадения. Метод замены реального процесса «условно сухим». Подбор и поверочный тепловой расчет конденсационных теплоутилизаторов в процессах конвективной сушки. Применение конденсационных теплоутилизаторов в системах вентиляции и кондиционирования воздуха. Применение конденсационных теплоутилизаторов на источниках тепловой и электрической энергии. Конденсационные котлы. 10
Теоретические основы применения теплонасосных установок. Термодинамический цикл парокомпрессионной холодильной машины и теплового насоса. Термодинамически цикл абсорбционной теплонасосной установки. Использование низкопотенциальной теплоты с помощью теплонасосных установок. Возможности и ограничения теплонасосных установок. Применение тепловых насосов для обеспечения микроклимата в помещениях с повышенной влажностью. Совместная работа тепловых насосов с теплоэнергетическими и теплотехнологическими установками. Влияние соотношения тарифов на энергетические ресурсы на технико-экономические характеристики теплонасосных установок. 10
3 Приборный учет потребления тепловой энергии. Классификация. Особенности установки и использования. Составление энергетических балансов. Методика сбора и анализа исходных данных по системам энергопотребления. Оценка потенциала энергосбережения, разработка мероприятий по энергосбережению. Тепловизионное обследование энергетических и тепхнологических объектов. 10
Ресурсосбережение при утилизации твердых бытовых отходов. Ресурсосбережение при утилизации производственных и бытовых отходов.Снижение расхода конструкционных материалов за счет применения теплообменных аппаратов с интенсифицированными теплопередающими поверхностями 10
Проблема эффективного использования водных ресурсов. Новые технологии очистки и подготовки воды. Применение мембранных технологий и получения пресной воды. Направления совершенствования аппаратов для систем оборотного водоснабжения. Применение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для получения пресной воды. Экономия воды на промышленных предприятиях. Способы обнаружения утечек. 15
4 Порядок утверждения нормативов энергопотребления и запасов топлива Минэнерго России. Методы расчета нормативов потерь тепловой энергии при передаче по тепловым сетям. Методы расчета нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных. Методы расчета нормативов потер электрической энергии при передаче по электрическим сетям. 12

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Мировой энергетический баланс. Необходимость энергосбережения и его реализация.
Направление развития энерго- и ресурсосберегающих технологий.
2) Потенциал энергосбережения в России и мире.
3) Структуру потенциала энергосбережения.
4) Роль энергосбережения в развитии экономики и обеспечения энергетической
безопасности страны.
5) Энергосбережение и экологическая безопасность.
6) Порядок утверждения нормативов энергопотребления и запасов топлива Минэнерго
России.
7) Методы расчета нормативов потерь тепловой энергии при передаче по тепловым
сетям.
8) Методы расчета нормативов удельных расходов топлива на отпущенную
электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных.
9) Расчет потребления топливно-энергетических ресурсов.
10) Приборный учет потребления тепловой энергии.
11) Теоретические основы применения конденсационных утилизаторов теплоты влажных
газов. Влажные газы как вторичные энергоресурсов.
12) Процессы обработки воздуха в конденсационных теплообменниках с охлаждением и
осушкой воздуха.
13) Теоретические основы применения теплонасосных установок.
14) Способы обнаружения утечек.
15) Перспективы развития энергетики в условиях изменения климата.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Применять методику расчета мощности гидроэлектростанции согласно энергетическому потенциалу реки.
2)Применять методику определения потерь при транспортировке тепловой энергии.
3)Выбирать экономичные источники света для освещения произведственных, бытовых и офисных помещений.
4)Использовать методы и способы энергосбережения электрической и тепловой энергии в быту.
5)Применять стандартные методики расчета солнечных коллекторов.
6)Применять методику расчета внутреннего освещения.
7)Применять методику расчета расхода тепла на отопление и горячее водоснабжение общественных зданий.
8)Использовать методологию учета тепловой энергии и теплоносителя, средствами учета тепловой энергии.
9)Составлять программу мероприятий по повышению энергетической эффективности систем тепло и электроснабжения.
10)Составлять программу мероприятий по повышению энергетической эффективности систем ГВС и ХВС.
11) Проводить анализ эффективности энергосберегающих мероприятий в различных энергетических системах.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Определения проблем энергообеспечения.

2)Владения подходами к решению проблемы энергосбережения.

3)Владения различными схемами производства энергии.

4)Поиска путей энергосбережения при передаче тепловой энергии.

5)Оценки энергоэффективности электробытовых нагревательных устройств.

6)Определения путей энергосбережения в системе ЖКХ.

7)Определять целесообразность использования ВЭР в конкретном технологическом процессе (по вариантам).

8)Определять энергосберегающие мероприятия по повышению эффективности систем кондиционирования.

9)Определение энергоэффективности схемы утилизации ТБО.

10)Определения перечня мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

11)Управления энергосбережением на предприятии с помощью методов оценки энергосберегающих разработок, методов стимулирования энергосбережения.

12)Определения индивидуальных и групповых технологических норм расхода топливно-энергетических ресурсов, критериев энергоэффективности производства.

13)Владения методами оценки эффективности энергосберегающих разработок.

14)Составление мероприятий по ликвидации "Перетопа".


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Риполь-Сарагоси, Т.Л. Возобновляемые и нетрадиционные источники энергии: учеб.-метод. пособие / Т. Л. Риполь-Сарагоси, А. Б. Кууск; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 119 с.: ил. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Посашков, М. В. Энергосбережение в системах теплоснабжения : учебное пособие / М. В. Посашков, В. И. Немченко, Г. И. Титов. — 2-е изд. — Самара : Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. — 152 c. — ISBN 978-5-9585-0581-4. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
3 Лебедев, В.М. Энергосбережение на предприятиях промышленности и железнодорожного транспорта : учеб. пособие / В.М. Лебедев, С.В. Приходько, С.В. Глухов ; под ред. В.М. Лебедева. – Москва : ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – 116 c. – ISBN 978-5-89035-950-6. — Текст : электронный УМЦ ЖДТ

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Риполь-Сарагоси Т.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Проблемы энерго- и ресурсосбережения". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Риполь-Сарагоси, Т.Л. Возобновляемые и нетрадиционные источники энергии: учеб.-метод. пособие для практ. занятий / Т. Л. Риполь-Сарагоси, А. Б. Кууск; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 31 с.: ил. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Экономика и управление природопользованием. Ресурсосбережение : учебник и практикум для вузов / А. Л. Новоселов, И. Ю. Новоселова, И. М. Потравный, Е. С. Мелехин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 390 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12355-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65266.