РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Профессиональное самоопределение и управление коллективом"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

Профильная направленность

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н., доц. Воронина Александра Владимировна, к.э.н. Сорокина Оксана Геннадьевна, Хошафян Ованес Саркисович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Профессиональное самоопределение и управление коллективом" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Профессиональное с и у к_М_15.04.04_во_2_ТОУП_п60670_и65323.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Профессиональное самоопределение и управление коллективом".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "Профессиональное самоопределение и управление коллективом" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Теория и практика научных исследований";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-3 - Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

Знает: Методики формирования команд и методы руководства коллективом в сфере профессиональной деятельности; основные теории лидерства и стили руководства

Умеет: Анализировать полученную правовую, нормативную информацию и вырабатывать решения после обобщения материала; работать в многонациональных коллективах, создавать в коллективах отношения делового сотрудничества

Имеет навыки: Эффективного руководства коллективом в области профессиональной деятельности с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий членов коллектива

Индикатор:
УК-3.1 - Способен демонстрировать знания методики формирования команд; методов эффективного руководства коллективами; основных теорий лидерства и стилей руководства

Знает: Методику планирования групповых и организационных коммуникаций при подготовке и выполнении проекта; задачи команды для достижения поставленной цели

Умеет: Разрабатывать командную стратегию

Имеет навыки: Применения эффективных стилей руководства командой для достижения поставленной цели

Индикатор:
УК-3.2 - Способен разрабатывать план групповых и организационных коммуникаций при подготовке и выполнении проекта; сформулировать задачи членам команды для достижения поставленной цели; разрабатывать командную стратегию; применять эффективные стили руководства командой для достижения поставленной цели

Знает: Способы проектирования и организации межличностных, групповых и организационных коммуникаций в команде для достижения поставленной цели; методы организации и управления коллективом

Умеет: Анализировать, проектировать и организовывать межличностные, групповые и организационные коммуникации в команде для достижения поставленной цели; использовать методы организации и управления коллективом

Имеет навыки: Анализа межличностных отношений, построения проекта и организации групповых и организационных коммуникаций; организации и управления коллективом

Индикатор:
УК-3.3 - Способен анализировать, проектировать и организовывать межличностные, групповые и организационные коммуникации в команде для достижения поставленной цели; использовать методы организации и управления коллективом
УК-6 - Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки

Знает: Значения методик самооценки, самоконтроля и саморазвития с использованием подходов здоровьесбережения и способы ее совершенствования

Умеет: Проводить самооценку и самоконтроль, использовать методики и технологии саморазвития с использованием подходов здоровьесбережения

Имеет навыки: Саморазвития и самореализации в профессиональной и других сферах деятельности; использования методов организации работы в своей профессиональной деятельности

Индикатор:
УК-6.1 - Демонстрирует знания методик самооценки, самоконтроля и саморазвития с использованием подходов здоровьесбережения

Знает: Приоритеты развития собственной личности, собственного личностного и профессионального развития, приоритеты совершенствования собственной деятельности с учетом сбережения здоровья

Умеет: Анализировать свои возможности и адаптироваться в коллективе, оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы по результатам личностного и профессионального развития

Имеет навыки: Саморазвития и самореализации в профессиональной и других сферах деятельности; применения методик, позволяющих улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности

Индикатор:
УК-6.2 - Способен решать задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики, позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности

Знает: Технологии и навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик

Умеет: Реализовывать личностные способности, творческий потенциал в практической деятельности при получении новых знаний и умений

Имеет навыки: Навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик

Индикатор:
УК-6.3 - Использует технологии и навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик

Место дисциплины 1Б.Ф "Профессиональное самоопределение и управление коллективом" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Управление проектами".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 103   103
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 103   103
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 32 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Организация и руководство командой УК-3
2 Стратегия управления работой команды УК-3
3 Самоуправление: методики самооценки, самоконтроля и саморазвития УК-6
4 Образовательные процессы и технологии в управлении саморазвитием УК-6

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   26
2 4 4   26
3 4 4   25
4 4 4   26
Итого 16 16   103
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Методика формирования команды. 2
Теории лидерства и стили руководства. 2
2 Значение и сущность стратегии в управлении командой. Планирование и целеполагание. 2
Организация межличностных, групповых и организационных коммуникаций. 2
3 Самооценка, самоконтроль и саморазвитие с использованием подходов здоровьесбережения. 2
Личностное и профессиональное развитие. Карьерный рост. 2
4 Виды и методы профессионального образования. 2
Технлогии управления саморазвитием. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Оценка ситуаций. Принятие решений 2
Поиск компромиссных и альтернативных решений в работе команд 2
2 Анализ проблем в управлении персоналом 2
Разработка стратегии управления работой команды 2
3 Оценка уровня самооценки, самоконтроля и саморазвития 2
Построение личного плана саморазвития 2
4 Разработка программ производственного обучения и повышения квалификации 2
Оценка эффективности образовательных процессов 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Анализ проблем и лучших практик управления в отечественной и зарубежной практиках. Анализ особенностей несения социальной и этической ответственности за принятые решения. Исследование практик поиска и принятия компромиссных и альтернативных решений 26
2 Анализ проблем и лучших практик исследования актуальных проблем в организациях при разработке стратегий управления персоналом. 26
3 Анализ проблем и лучших методик самооценки, самоконтроля и саморазвития, анализ их результатов 25
4 Исследование образовательных технологий и оценка их эффективности использования в самообразовательном процессе 26

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
УК-3 +
УК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-3 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
УК-6 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

тематика курсовых работ соответствует утвержденной тематике научной работы магистрантов.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие и сущность организационного проектирования.
2) Методика формирования команды. Командообразование.
3) Основные теории лидерства.
4) Управление организационной культурой
5) Понятие и сущность самоменеджмента (самоуправления)
6) Методики проведения самооценки
7) Способы личностного и профессионального самоконтроля и саморазвития
8) Особенности формирования корпоративной приверженности
9) Стили руководства
10) Профессиональная подготовка и переподготовка кадров

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) На основании данных сформировать план саморазвития
2) На основании данных сформировать план профессионального роста.
3) На основании данных сформулировать и пояснить основные составляющие жизненного плана.
4) На основании данных определить способы самооценки.
5) На основании данных определить способы оценки достижений работников.
6) На основании данных сформировать план развития персонала

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Найти в сети Интернет источники и информацию о реализации трудовых действий, перечисленных в профессиональном стандарте Специалиста по управлению персоналом. Определить его образовательный уровень в зависимости от занимаемой должности.

2) Охарактеризовать факторы эффективной групповой работы.

3) Охарактеризовать принципы управления поведением индивидов внутри организации.

4) Описать способы подготовки и проведения совещаний (на примере).

5) Продемонстрировать развитие творческого потенциала в системе управления коллективом (на примере).


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-3 2 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-6 2 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Моисеева, Е. Г. Управление персоналом. Современные методы и технологии : учебное пособие / Е. Г. Моисеева. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 139 c. — ISBN 978-5-4487-0039-2. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Блинов, А. О. Управленческое консультирование : учебник для магистров / А. О. Блинов, В. А. Дресвянников. — Москва : Дашков и К, 2018. — 212 c. — ISBN 978-5-394-02052-0. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
3 Управление персоналом : учебное пособие / Г. И. Михайлина, Л. В. Матраева, Д. Л. Михайлин, А. В. Беляк ; под редакцией Г. И. Михайлиной. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 280 c. — ISBN 978-5-394-01749-0. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
4 Профессиональное самоопределение и управление коллективом в сфере производства: учеб. пособие / А. В. Воронина, О. Г. Сорокина, Я. М. Гибнер [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 119 с.: ил. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Воронина А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Профессиональное самоопределение и управление коллективом". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Воронина, А.В. Профессиональное самоопределение и управление коллективом: учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / А. В. Воронина, О. Г. Сорокина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2020. - 98 с.: табл. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Воронина, А.В. Профессиональное самоопределение и управление коллективом: учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы (направление подгот. "Технологические машины и оборудование") / А. В. Воронина, О. Г. Сорокина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 87 с.: табл. - Библиогр. : 50 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
4 Охотников, А.В. Профессиональное самоопределение и управление коллективом: учеб.-метод. пособие / А. В. Охотников, А. В. Воронина, Я. М. Гибнер; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 16 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65323.