РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Проектирование объектов энергетики"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

Профильная направленность

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Эстрин Игорь Арнольдович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Проектирование объектов энергетики" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Булыгин Юрий Игоревич, профессор, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Проектирование о э_М_15.04.04_во_4_ТЖТ_и65289.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Проектирование объектов энергетики".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "Проектирование объектов энергетики" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен организовывать работу по совершенствованию, модернизации и унификации выпускаемых изделий и их элементов

Знает: основные источники патентной информации

Умеет: использовать информационно-коммуникационные сети в профессиональной деятельности

Имеет навыки: методикой нахождения инновационных решений и зарубежных патентных решений в профессиональной области

Индикатор:
ОПК-3.1 - Знает основные положения патентного права, источники патентной информации

Знает: методы и способы решения инженерных задач по совершенствованию и модернизации технологических процессов и оборудования в профессиональной деятельности

Умеет: организовывать работу по совершенствованию модернизации и унификации процессов и оборудования в области профессиональной деятельности

Имеет навыки: подготовки задачей на модернизацию и автоматизацию действующих производственных технологических процессов и производств, технических средств и систем автоматизации

Индикатор:
ОПК-3.2 - Демонстрирует умение решения инженерных задач по совершенствованию и модернизации технологических процессов и оборудования в соответствии с уровнем развития техники

Место дисциплины 1Б.О "Проектирование объектов энергетики" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Инноватика, стандарты и нормативные документы в профессиональной деятельности", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 12
Лекции (Лек) 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 8 8 8
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 168   168
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 168   168
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 216 12 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общие принципы организации проектирования ОПК-3
2 Основы системы проектной документации для теплотехнических установок и систем ОПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4   84
2 2 4   84
Итого 4 8   168
В т.ч. по интерактивным формам 4 8    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Основы законодательства для расчетно-проектной и проектно-конструкторской деятельности в теплоэнергетике, теплотехнике: Нормативные документы. Законодательства - нормативная база проектирования. 2
2 Основные требования, состав и правила оформления отчетной документации : Основные требования, состав и правила оформления отчетной документации . Основы единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Комплектация проектно-конструкторской документации для энергетических установок. Государственная экспертиза проектов и авторский надзор. Состав и порядок разработки согласования проектов и утвреждения проектной документации. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Нормативные документы. Выбор стратегии проектирования. 2
Оформление технической документации. Комплектация документов. 2
2 Этапы проектирования в соответствии с нормативными документами 2
Разработка технического задания на проектирование теплоэнергетического оборудования 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Основы законодательства для расчетно-проектной и проектно-конструкторской деятельности в теплоэнергетике, теплотехнике. 10
Нормативные документы. 10
Законодательства - нормативная база проектирования. 10
Основные требования, состав и правила оформления отчетной документации . 10
Основы единой системы конструкторской документации (ЕСКД). 10
Комплектация проектно-конструкторской документации для энергетических установок. 10
Государственная экспертиза проектов и авторский надзор. 10
Состав и порядок разработки согласования проектов и утвреждения проектной документации. 14
2 Роль и место технических и оптимизационных расчетов при выполнении проектов. 10
Применение специального прикладного программного обеспечения для технических и оптимизационных расчетов. 10
Расчетный период реализации проектов. 10
Разработка тепловых схем тепловых пунктов. Расчет и подбор оборудования теплового пункта. 10
Использование программного обеспечения для подбора теплообменного и насосного оборудования. Составление спецификации. 10
Компьютеризация инженерной деятельности: 1) Понятие САПР. 2)Место САПР в инженерной деятельности. История развития САПР. 3) Классификация САПР. Цели и задачи в области САПР. 10
Этапы проектирования. Структура САПР: 1) Основные этапы и цикл комплексного проектирования. 2) Функциональная и организационная структуры САПР. 10
Общие сведения о САПР. Классификация пакетов программ. 14

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Расчетные режимы работы теплогенерирующих установок.
2) Принципиальные тепловые схемы паровых котельных.
3) Принципиальные тепловые схемы водогрейных котельных.
4) Нормативные документы, определяющие уровень проектных решений.
5) Требования к техническому заданию для проектирования теплоэнергетических установок.
6) Методику расчета оборудования ИТП.
7) Методику расчета тепловой схемы водогрейной котельной.
8) Тягодутьевое оборудование котельных.
9) Методику расчетов теплообменного оборудования.
10) Проектные решения при выборе компоновки оборудования теплоэнергетических объектов котельных.
11) Принципиальные тепловые схемы ИТП.
12) Расчетные режимы работы котельных.
13) Расчетные режимы тепловых сетей.
14) Классификацию систем теплоснабжения.
15) Схемы водоподготовительных установок.
16) Классификация САПР.
17) Расчет элементов теплотехнического оборудования.
18) Проектные решения при выборе компоновки оборудования ИТП.
19) Тепловые схемы ИТП для зависимых схем теплоснабжения.
20) Тепловые схемы ИТП для независимых схем теплоснабжения.
21) Комплектация проектно-конструкторской документации для энергетических установок.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Принимать рациональные решения при разработке тепловых схем котельных.
2) Принимать рациональные компоновочные решения при проектировании водогрейных котельных.
3) Использовать методы проектирования установок и станций энергоносителей.
4) Рассчитывать дымовые трубы.
5) Выбирать насосы (сетевые, подпиточные, питательные, конденсатные).
6) Анализировать и оптимизировать тепловые схемы ИТП.
7) Оптимизировать выбор схемы теплоснабжения.
8) Разрабатывать энергосберегающие мероприятия.
9) Анализировать и оптимизировать тепловые схемы водогрейных котельных.
10) Строить температурный график регулирования отпуска теплоты по совместной нагрузке.
11) Выбирать оборудование ИТП.
12) Выполнять гидравлический расчет трубопроводов.
13) Составлять спецификации к тепловым схемам ИТП.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчета тепловых схем воогрейных котельных.

2) Выбора основного оборудования воогрейных котельных.

2) Расчета трубопроводных систем.

3) Технологического выполнения и оформления технического задания на проектирование.

4) Выбора вспомогательного оборудования паровых котельных.

5) Выбора вспомогательного оборудования водогрейной котельной.

6) Расчета пароводяных теплообменников.

7) Выбора основного оборудования ТЭЦ.

8) Расчета водоводяных теплообменников.

9) Расчета экономической эффективности энергосберегающих мероприятий.

10) Расчета пластинчатых теплообменников.

11) Выполнения и оформления технической документации для проектов в соответствии с ГОСТ и ЕСКД.

12) Применения программного обеспечения для технических и оптимизационных расчетов энергетических установок.

13) Работы с системой САПР.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 4 1, 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Инженерная 3D-компьютерная графика в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для вузов / А. Л. Хейфец, А. Н. Логиновский, И. В. Буторина, В. Н. Васильева ; под редакцией А. Л. Хейфеца. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02959-8. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Курдюмов, В. И.  Безопасность жизнедеятельности: проектирование и расчет средств обеспечения безопасности : учебное пособие для вузов / В. И. Курдюмов, Б. И. Зотов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 249 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07668-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Эстрин И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Проектирование объектов энергетики". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Большаков, В. П. Инженерная и компьютерная графика. Изделия с резьбовыми соединениями : учебное пособие для вузов / В. П. Большаков, А. В. Чагина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12090-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Эстрин, И.А. Проектные решения компоновки оборудования теплоэнергетических систем и установок. Принципы компоновки тепловых электростанций: учеб.-метод. пособие / И. А. Эстрин; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 28 с.: ил. - Библиогр: 3 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65289.