РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Энергетический аудит"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

Профильная направленность

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Эстрин Игорь Арнольдович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Энергетический аудит" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Булыгин Юрий Игоревич, профессор, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Энергетический а_М_15.04.04_во_3_ТЖТ_и65288.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Энергетический аудит".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "Энергетический аудит" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Компьютерные технологии в профессиональной деятельности";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-2 - Способен осуществлять экспертизу технической документации в сфере своей профессиональной деятельности

Знает: Нормативные документы и стандарты, а также перечень технической документации, подлежащей экспертизе.

Умеет: Оформлять техническую документацию в соответствие с предлагаемыми стандартами профессиональной деятельности

Имеет навыки: Навыками оформления технической документации

Индикатор:
ОПК-2.1 - Владеет стандартами, руководящими и другими нормативными документами, регулирующими процесс создания и оформления технической документации

Знает: Методику проведения экспертизы технической документации

Умеет: Осуществлять экспертизу технической документации в соответствие с требованиями стандарта в сфере профессиональной деятельности

Имеет навыки: Навыками проведения экспертизы технической документации в сфере профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-2.2 - Владеет навыками экспертизы технической документации в сфере своей профессиональной деятельности

Место дисциплины 1Б.О "Энергетический аудит" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Автоматизированные системы управления технологическими процессами и оборудованием", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   123
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 123   123
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 180 48 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Актуальность энергосбережения в России и мире ОПК-2
2 Основы энергоаудита промышленных предприятий. ОПК-2
3 Энергосбережение в промышленных котельных ОПК-2
4 Энергосбережение в системах отопления, вентиляции, горячего водоснабжения ОПК-2

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 6   30
2 4 8   30
3 4 8   34
4 4 10   29
Итого 16 32   123
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Актуальность энергосбережения в России: 1) Потребление энергии в мире 2) Возможности снижения потребления в мире. 2
Актуальность энергосбережения в России: 1) Потребление энергии в России 2) Энергосбережение и экология. 2
2 Экспресс-аудит: 1) Энергетический паспорт. 2
Экспресс-аудит:2) Энергобалансы предприятия. 2
3 Рациональное энергоиспользование в системах производства и распределения энергоносителей. 2
Особенности энергосбережения в высокотемпературных теплотехнологиях. 2
4 Энергосбережение в системах отопления. 2
Энергосбережение в системах горячего водоснабжения. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Направления в энергосбережении 2
Энергосбережение при эксплуатации предприятий 2
Лицензия на проведение энерго аудита 2
2 Энергосбережение при эксплуатации общественных зданий 2
Лицензия и договор с промышленным предприятием на проведение энергоаудита 2
Сертификация организации выполняющей энергоаудит 2
Энергосбережение и экология 2
3 Основы энергосбережения и методы решения этих задач в промышленных котельных 2
Нормативы энергопотребления Разработка нормативов 2
Приборы и оборудования для проведения промышленного энерго аудита 2
Критерии оценки при проведении энергоаудита 2
4 Регенерация как метод энергосбережения 2
Энергосбережение в котельных и тепловых сетях 2
Тепловые потери трубопроводов 2
Энергосбережение в компрессорном хозяйстве 2
Снижение теплопотерь зданий и сооружений 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Актуальность энергосбережения в России и мире 1.1. Актуальность энергосбережения в России: 1) Потребление энергии в мире 2) Возможности снижения потребления в мире. 30
2 . Основы энергоаудита промышленных предприятий. 2.1. Экспресс-аудит: 1) Энергетический паспорт 2) Энергобалансы предприятия. 30
3 3. Энергосбережение в промышленных котельных. 3.1. Рациональное энергоиспользование в системах производства и распределения энергоносителей: 1) Особенности энергосбережения в высокотемпературных теплотехнологиях. 34
4 Энергосбережение в системах отопления, вентиляции, горячего водоснабжения. 4.1. Энергосбережение в системах отопления: 1) Энергосбережение в системах горячего водоснабжения. 29

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Задачи энергосбережения в промышленности.
2) Методы энергосбережения в промышленности.
3) Способы обеспечения эффективности энергосбережения.
4) Перспективы энергосбережения.
5) Задачи энергоаудита
6) Кому предоставляются права на проведение энергетических обследований потребителей ТЭР
7) Какими документами должен руководствоваться энергоаудитор в своих действиях
8) Каким требованиям должен отвечать энергоаудитор
9) Виды энергетических обследований
10) Цели и этапы проведения работ по энергоаудиту
11) Нормативно-правовую базу проведения энергетических обследований

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Обосновать необходимость энергосбережения.
2) Сравнивать различные методы энергоэффективности.
3) Составлять схемы энергосбережения в различных установках.
4) Использовать теплотехнологии в решении задач энергосбережения.
5) Составлять энергетический паспорт предприятия
6) внедрять на предприятии систему энергетического менеджмента
7) Использовать метрологическую базу для проведения энергоаудита
8) Оценивать энергоэффективность предлагаемых мероприятий по энергосбережению
9) Пользоваться инструментальным обеспечением энергетического обследования
10) Определять погрешности при инструментальном энергетическом обследовании
11) Выполнять аналитический обзор энергетической деятельности предприятия

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Оценки эффективности энергосбережения.

2) Энергосбережения в различных теплоэнергетических установках.

3) Использования теплотехнологий для экономии энергии.

4) Решения задач обеспечивающих энергоэффективность предприятия.

5) Решения задач энергоаудита.

6) Выполнения работ по проведению энергоаудита.

7) Организации на предприятии системы энергетического менеджмента.

8) Использования источников информации для проведенния энергетических обследований.

9) Оценки энергоэффективности мероприятий по энергосбережению.

10) Оформления отчетов о выполненном энергетическом обследовании предприятия.

11) Инструментального обследования потребителей энергоресурсов.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быстрицкий, Г. Ф.  Теплотехника и энергосиловое оборудование промышленных предприятий : учебник для вузов / Г. Ф. Быстрицкий. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03889-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Парамонов, А. М. Технологические энергоносители предприятий : учебное пособие / А. М. Парамонов. — Омск : Омский государственный технический университет, 2017. — 127 c. — ISBN 978-5-8149-2430-8. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Эстрин И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Энергетический аудит". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Эстрин, И.А. Энерготехнологическое комбинирование в теплотехнологии оксидов металлов: монография / И. А. Эстрин; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 86 с.: ил., табл. - Библиогр.: 89 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65288.