РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Разработка и продвижение инновационных технологий в энергетике"

по Учебному плану

магистратуры по направлению подготовки

15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств

Профильная направленность

Энергообеспечение предприятий

Квалификация выпускника "Магистр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Эстрин Игорь Арнольдович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Разработка и продвижение инновационных технологий в энергетике" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н. Булыгин Юрий Игоревич, профессор кафедры "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды" , ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Разработка и п и т в э_М_15.04.04_во_3_ТЖТ_и65287.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Разработка и продвижение инновационных технологий в энергетике".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 27.04.2021 № 9.

Целью дисциплины "Разработка и продвижение инновационных технологий в энергетике" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Энергообеспечение предприятий".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Компьютерные технологии в профессиональной деятельности";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-7 - Способен проводить маркетинговые исследования и осуществлять подготовку бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий в области машиностроения

Знает: Назначение, структуру и содержание конкретных производственных отчетов организации.

Умеет: Ставить цели и формировать задачи по исследованию внутренней и внешней среды предприятия

Имеет навыки: Методами разработки плана исследования рынка энергетических услуг для обоснования проектирования цены на продукцию и оборудование в профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-7.1 - Способен грамотно применять подходы к проектированию цены на объекты и технологии профессиональной деятельности

Знает: Потребности рынка в продукции теплотехнологического назначения

Умеет: Использовать информацию, полученную в ходе анализа внутренней и внешней среды предприятия

Имеет навыки: Методами продвижения технологии и услуг на рынке в сфере профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-7.2 - Умеет выявлять, анализировать и продвигать технологии и продукцию в сфере профессиональной деятельности

Место дисциплины 1Б.О "Разработка и продвижение инновационных технологий в энергетике" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Инноватика, стандарты и нормативные документы в профессиональной деятельности", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 87   87
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 87   87
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Содержание и сущность инновационного маркетинга ОПК-7
2 Инновационный рынок ОПК-7
3 Маркетинговые стратегии на инновационном рынке ОПК-7
4 Коммерциализация и некоммерческий трансфер технологий ОПК-7
5 Маркетинговый аудит и оценка эффективности инновационной деятельности ОПК-7

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   13
2 6 14   24
3 2 4   24
4 2 2   16
5 2 4   10
Итого 16 32   87
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Основные понятия. Сущность, цели и задачи инновационного маркетинга. 2
Инновационный продукт. Классификация инноваций. Инновации как продукт обмена на рынке. 2
2 Формирование и распространение инноваций. Предпосылки создания. 2
Поставщики и продавцы на инновационном рынке. Характеристика инновационного спроса. 2
Специфика покупательского поведения на инновационных рынках. Модели покупательского поведения. 2
3 Стратегическое планирование инновационной деятельности . Маркетинговое управление инновационными проектами. 2
4 Основные подходы к трансферу технологий . Формы и методы трансфера технологий. 2
5 Маркетинговый аудит инновационной деятельности.Оценка рисков инновационной деятельности. Оценка эффективности инновационных проектов. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Инновации как продукт обмена на рынке 2
Формирование и распространение инноваций. 2
Способы распространения инноваций 2
Характерные признаки инновационного продукта 2
2 Покупатели на инновационном рынке 2
Характеристика инновационного спроса 2
Специфика покупательского поведения на инновационных рынках 2
Поставщики и продавцы на инновационном рынке 2
Взаимодействие субъектов на инновационном рынке 2
Характеристики инновационного рынка 2
Классификация инноваций 2
3 Стратегическое планирование инновационной деятельности 2
Планирование процесса создания и реализации инноваций 2
4 Трансфер технологий 2
5 Оценка эффективности инновационных проектов 2
Оценка рисков инновационной деятельности 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Сущность, цели и задачи инновационного маркетинга. 13
2 Предпосылки создания инновационного рынка. Специфика функционирования инновационного рынка. 24
3 Факторы развития инновационного рынка. Инновационный климат. 24
4 Бенчмаркинг как метод маркетинговых исследований и формирования системы знаний инновационного предприятия 16
5 Планирование затрат и формирование цены в процессе трансфера технологий 10

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-7 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определение маркетинга и его эволюция.
2) Основные цели, задачи и принципы маркетинговой деятельности.
3) Развитие управленческих концепций маркетинга.
4) Структура функций маркетинговой деятельности.
5) Основные виды маркетинга.
6) Понятие маркетинговой среды.
7) Внутренняя и внешняя среда фирмы. Внешняя микро- и макросреда.
8) Влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
9) Разработка системы контролируемых факторов.
10) Конкуренция. Маркетинговая политика фирмы при разных типах конкуренции.
11) Анализ рыночных возможностей.
12) Разработка комплекса маркетинга.
13) Планирование организации маркетинговой деятельности.
14) Стратегическое планирование. Стратег. уровни в орг-ии: корпоративный и хоз-ых подр.
15) Процесс стратегического маркетинга и его стадии.
16) Понятие рынка и его основные элементы. Определение и удовлетворение потребностей покупателя.
17) Состояние спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.
18) Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей.
19) Признаки классификации групп потребителей. Типы поведения покупателей на рынке.
20) Процесс принятия решения о покупке и его этапы.
21) Этика и социальная ответственность в маркетинге.
22) Система маркетинговой информации, методы её сбора.
23) Источники первичной и вторичной информации. Основные объекты маркетинговых исследований и источники сведений о них.
24) Изучение поведения и мотиваций потребителей.
25) Основные объекты исследования внутренней среды фирмы: оценка возможностей, анализ финанс.-экон. положения, товарного ассортимента, произв-ых мощностей, стратегии фирмы на рынке.
26) Оценка конкурентных позиций фирмы.
27) Выбор целевого рынка. Критерии и методы сегментирования рынка.
28) Методы маркетинговых исследований.
29) Роль маркетинговых исследований состояния рынка и его конъюнктуры. Процесс маркетинговых исследований и его этапы.
30) Информация для маркетинговых решений и её структура.
31) Классификация товаров. Понятие нового товара и причины их неудач.
32) Процесс создания нового товара.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Принимать управленческие решения в зависимости от динамики внешней и внутренней среды маркетинга.
2) Разработать систему контролируемых факторов маркетинга.
3) Выбрать управленческую концепцию маркетинга в зависимости от состояния фирмы и рынка.
4) Разработать основные функции управления маркетинговой деятельностью.
5) Выявить влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
6) Оценить влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
7) Разработать систему контролируемых факторов.
8) Осуществить анализ рыночных возможностей.
9) Разработать комплекс маркетинга.
10) Определить потребности целевых сегментов покупателя.
11) Определить величину и динамику спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.
12) Проанализировать процесс принятия решения о покупке и его этапы.
13) Применять методы сбора маркетинговой информации.
14) Оценить возможности, проанализировать финансово-экономическое положение, товарный ассортимент.
15) Оценить конкурентные позиции фирмы.
16) Собрать информацию для маркетинговых решений.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Разработки контролируемых факторов.

2) Анализа рыночных возможностей.

3) Разработки комплекса маркетинга.

4) владения приемами стратегического планирования.

5) Осуществления процесса стратегического маркетинга и его стадий.

6) Владения приемами определения и удовлетворения потребностей покупателей.

7) Определения состояния спроса.

8) Определения факторов, оказывающих влияние на поведение потребителей.

9) Выявления признаков классификации групп потребителей.

10) Структурировать систему маркетинговой информации, осуществлять её сбор.

11) Изучения поведения и мотивации потребителей.

12) Оценки конкурентных позиций фирмы.

13) Определять критерии и методы сегментирования рынка.

14) Использования методов маркетинговых исследований.

15) Осуществлять процесс создания нового товара.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 3 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Григорьев, М. Н.  Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 559 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05818-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для вузов / И. В. Липсиц [и др.] ; под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 379 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01165-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Эстрин И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Разработка и продвижение инновационных технологий в энергетике". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Реброва, Н. П. Стратегический маркетинг : учебник и практикум для вузов / Н. П. Реброва. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9092-8. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Каплунова, И.М. Маркетинг: учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / И. М. Каплунова; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2015. - 32 с.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 65287.