РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Статистика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

Программа прикладного бакалавриата

Финансы в транспортно-промышленном комплексе

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Калашников Игорь Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Статистика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, зав. кафедрой "Мировая экономика и международные отношения", ФГОУ ВО «Южный федеральный университет».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Статистика_Б_38.03.01_во_23_ЭиМ_п51057_61935.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Статистика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Статистика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Эконометрика";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: способы анализа и интерпретации данных статистики о социально-экономических процессах и явлениях

Умеет: применять способы анализа и интерпретации данных статистики о социально-экономических процессах и явлениях

Имеет навыки: применять инструменты анализа и интерпретации данных статистики о социально-экономических процессах и явлениях

ОПК-2 - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает: способы выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

Умеет: выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

Имеет навыки: выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

ОПК-3 - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Место дисциплины 1Б.Б "Статистика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Организация транспортно-промышленного комплекса".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2, 3 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 116 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 112 112 64 48
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 48 48 32 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   74 49
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 123   74 49
Контроль, всего и в т.ч. 13   4 9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За) 4   4  
Общая трудоемкость, часы 252 116 144 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   4 3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 28 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3 4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 4 8 2 6
Лекции (Лек) 12 12 2 4 2 4
Лабораторные работы (Лаб)            
Практические, семинары (Пр) 8 8 2 4   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 3 2   3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 211   65 58 34 54
Контрольная работа (К) 12     6   6
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 199   65 52 34 48
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 252 28 72 72 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Методы измерения массовых социально-экономических явлений: современные методы обработки информации. (Компетенции ОПК-2,3) ОПК-2
2 Методы анализа динамики социально-экономических явлений. (Компетенции ОПК-2,3) ОПК-2
3 Индексный метод анализа взаимосвязи общественных явлений. (Компетенции ОПК-2) ОПК-2
4 Теоретические и организационные основы статистики: влияние различных методов и способов учета на результаты деятельности организации. (Компетенции ОПК-2) ОПК-2
5 Социальная статистика. (Компетенции ОПК-2) ОПК-3
6 Микроэкономическая статистика. (Компетенции ОПК-3) ОПК-3
7 Макроэкономическая статистика. (Компетенции ОПК-3) ОПК-3
8 Системы показателей группировки и классификации статистической информации, применяемые при формировании микро- и макро-показателей. (Компетенции ОПК-3) ОПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   18
2 8 8   18
3 8 8   19
4 8 8   19
5 8 4   15
6 8 4   12
7 8 4   12
8 8 4   10
Итого 64 48   123
В т.ч. по интерактивным формам 64 48    

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   2   199
2 2  
3 4 4
4    
5 2  
6   2
7    
8 4  
Итого 12 8   199
В т.ч. по интерактивным формам 12 8    

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Предмет и метод статистики. Единая система учета и статистики. Организация статистики в России. 2
Статистическое наблюдение. 2
Понятие сводки, группировки, классификации. 2
Ряды распределения: виды и основные характеристики. 2
2 Использование статистических величин в анализе динамики социально-экономических явлений. 2
Степенные и структурные средние величины. 2
Показатели вариации, свойства и методы расчета дисперсии. 2
Дисперсия альтернативного признака и правило сложения дисперсий. 2
3 Понятие и виды экономических индексов. 2
Агрегатные и средние индексы. 2
Средневзвешенные или средние из индивидуальных индексов. 2
Индексные методы анализа. 2
4 Статистическое изучение взаимосвязи социально–экономических явлений. 2
Виды и формы взаимосвязей. Понятие корреляционного и регрессионного анализа. 2
Парная и множественная (многофакторная) регрессии. 2
Параметрические методы изучения связи и принятие решений на основе уравнения регрессии. 2
Семестр № 3
5 Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики. Росстат – Федеральная служба государственной статистики. 2
Система показателей, группировки и классификации, применяемые в социально-экономической статистике. 2
Статистика численности и состава населения. 2
Статистика труда и занятости. 2
6 Понятие основных фондов. Группировки и классификации, применяемые при изучении основных фондов. 2
Показатели динамики, движения, состояния и использования основных фондов. Баланс основных фондов. 2
Понятие оборотных фондов. Статистические методы анализа использования оборотных фондов. 2
Статистические методы анализа обеспеченности производства материальными запасами. 2
7 Понятие системы национальных счетов. Классификации, используемые в системе национальных счетов. 2
Схема построения, система показателей и основные направления анализа сводных счетов внутренней экономики. Взаимосвязь между основными показателями системы национальных счетов. 2
Три метода определения валового внутреннего продукта. Национальный продукт – понятие и порядок определение в системе национальных счетов. 2
Межотраслевой баланс – порядок построения и использования для анализа макроэкономических показателей. 2
8 Значение группировок и классификаций в микро и макро-экономической статистике. 2
Общероссийские классификаторы видов экономической деятельности, продукции, услуг. 2
Группировка и обработка статистической информации с использованием анализа временных рядов микро- и макро-показателей. 2
Использование программно-аппаратных комплексов для анализа временных рядов. 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 2
2 Использование статистических величин в анализе динамики социально-экономических явлений. 2
Заезд № 3
3 Понятие и виды экономических индексов. 2
Средневзвешенные или средние из индивидуальных индексов. 2
Заезд № 4
5 Статистика численности и состава населения. 2
Заезд № 5
8 Группировка и обработка статистической информации с использованием анализа временных рядов микро- и макро-показателей. 2
Использование программно-аппаратных комплексов для анализа временных рядов. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Расчет относительны величин и изучение их взаимосвязи. 2
Расчет средних величин различных видов. 2
Расчет структурных средних - моды и медианы. 2
Расчет абсолютных и относительных показателей вариации 2
2 Построение рядов динамики различных признаков. 2
Расчет показателей динамики и статистических показателей ряда 2
Решение задач по расчету дисперсии 2
Решение задач по сложению дисперсии 2
3 Расчет общих индексов в среднеарифметической форме 2
Расчет общих индексов в среднегармонической форме. 2
Расчет индексов постоянного и переменного состава 2
Расчет агрегатных и индивидуальных индексов 2
4 Сводка и группировка данных статистического наблюдения. 2
Построение типологических, структурных и аналитических группировок. 2
Построение статистических таблиц. 2
Диаграммы как вид статистического графика, построение диаграмм 2
Семестр № 3
5 Расчет показателей воспроизводства и движения населения 2
Расчет перспективной численности населения 2
6 Расчет показателей состояния, движения и эффективности использования основных средств. 2
Расчет и анализ статистических показателей использования оборотных фондов 2
7 Расчет макроэкономических показателей производства товаров и услуг 2
Расчет показателей сводных счетов внутренней экономики 2
8 Расчет показателей использования доходов и накоплений 2
Анализ временных рядов экономических показателей на макро и микро уровнях 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Расчет относительны величин и изучение их взаимосвязи. 2
3 Расчет индексов постоянного и переменного состава 2
Расчет агрегатных и индивидуальных индексов 2
Курс № 2
6 Расчет показателей состояния, движения и эффективности использования основных средств. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Области применения средних величин при измерении социально-экономических явлений 18
2 Особенности применения индексного метода исследования факторного анализа социально-экономических процессов 18
3 Расчет индексов агрегатной формы. 19
4 Статистическое наблюдение - формы и виды. Особенности применения выборочного наблюдения. Графический метод отражения результатов статистического исследования 19
Семестр № 3
5 Инструментальные методы анализа социально-экономических процессов 15
6 Статистика оплаты труда и затрат на рабочую силу 12
7 Особенности построения СНС. Межотраслевой баланс как элемент СНС. Статистика эффективности общественного производства 12
8 Международная станадартизация макроэкономических показателей 10

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Области применения средних величин при измерении социально-экономических явлений 117
Предмет и метод статистики. Единая система учета и статистики. Организация статистики в России
Статистическое наблюдение
Понятие сводки, группировки, классификации
Ряды распределения: виды и основные характеристики
Расчет средних величин различных видов.
Расчет структурных средних - моды и медианы.
Расчет абсолютных и относительных показателей вариации
2 Особенности применения индексного метода исследования факторного анализа социально-экономических процессов
Степенные и структурные средние величины
Показатели вариации, свойства и методы расчета дисперсии
Дисперсия альтернативного признака и правило сложения дисперсий
Построение рядов динамики различных признаков.
Расчет показателей динамики и статистических показателей ряда
Решение задач по расчету дисперсии
Решение задач по сложению дисперсии
3 Расчет индексов агрегатной формы.
Агрегатные и средние индексы
Индексные методы анализа
Расчет общих индексов в среднеарифметической форме
Расчет общих индексов в среднегармонической форме.
4 Статистическое наблюдение - формы и виды. Особенности применения выборочного наблюдения. Графический метод отражения результатов статистического исследования
Статистическое изучение взаимосвязи социально–экономических явлений
Виды и формы взаимосвязей. Понятие корреляционного и регрессионного анализа
Парная и множественная (многофакторная) регрессии
Параметрические методы изучения связи и принятие решений на основе уравнения регрессии
Сводка и группировка данных статистического наблюдения.
Построение типологических, структурных и аналитических группировок.
Построение статистических таблиц.
Диаграммы как вид статистического графика, построение диаграмм
Курс № 2
5 Инструментальные методы анализа социально-экономических процессов 82
Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики. Росстат – Федеральная служба государственной статистики
Система показателей, группировки и классификации, применяемые в социально-экономической статистике
Статистика труда и занятости
Расчет показателей воспроизводства и движения населения
Расчет перспективной численности населения
6 Статистика оплаты труда и затрат на рабочую силу
Понятие основных фондов. Группировки и классификации, применяемые при изучении основных фондов
Показатели динамики, движения, состояния и использования основных фондов. Баланс основных фондов
Понятие оборотных фондов. Статистические методы анализа использования оборотных фондов
Статистические методы анализа обеспеченности производства материальными запасами
Расчет и анализ статистических показателей использования оборотных фондов
7 Особенности построения СНС. Межотраслевой баланс как элемент СНС. Статистика эффективности общественного производства
Понятие системы национальных счетов. Классификации, используемые в системе национальных счетов
Схема построения, система показателей и основные направления анализа сводных счетов внутренней экономики. Взаимосвязь между основными показателями системы национальных счетов
Три метода определения валового внутреннего продукта. Национальный продукт – понятие и порядок определение в системе национальных счетов
Межотраслевой баланс – порядок построения и использования для анализа макроэкономических показателей
Расчет макроэкономических показателей производства товаров и услуг
Расчет показателей сводных счетов внутренней экономики
8 Международная станадартизация макроэкономических показателей
Значение группировок и классификаций в микро и макро-экономической статистике
Общероссийские классификаторы видов экономической деятельности, продукции, услуг
Расчет показателей использования доходов и накоплений
Анализ временных рядов экономических показателей на макро и микро уровнях

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Калашников, И.А. Статистика: учеб. - метод. пособие к практ. занятиям и самостоят. работе / И. А. Калашников, Е. В. Радченко; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2020. - 32 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2 3
ОПК-2 +  
ОПК-3   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет статистики. Основные категории статистики.
2) История возникновения и развития статистики.
3) Понятие и задачи статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности
4) Понятие и задачи статистики как вида практической деятельности
5) Основные этапы статистического исследования, их характеристика.
6) Организацию государственной статистики в Российской Федерации.
7) Статистическое наблюдение как первый этап статистического исследования.
8) Формы статистического наблюдения.
9) Виды статистического наблюдения
10) Выборочное наблюдение: сущность и виды
11) Классификацию выборочного наблюдения
12) Понятие сводки, группировки, классификации
13) Ряды распределения: виды и основные характеристики
14) Степенные и структурные средние величины.
15) Дисперсию альтернативного признака
16) Правило сложения дисперсий
17) Понятие и виды экономических индексов
18) Агрегатные и средние индексы
19) Средневзвешенные или средние из индивидуальных индексов
20) Индексные методы анализа
21) Виды и формы взаимосвязей социально–экономических явлений
22) Понятие корреляционного анализа
23) Понятие регрессионного анализа
24) Понятие парной регрессии
25) Понятие множественной (многофакторной регрессии

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Группировать статистические данные
2) Анализировать ряды распределения
3) Строить статистические таблицы
4) Классифицировать абсолютные величины
5) Рассчитывать относительные величины и их взаимосвязи
6) Понимать средние величины: определения, виды, выбор формул
7) Рассчитывать структурные средние величины для моментного ряда
8) Рассчитывать абсолютные показатели вариации
9) Понимать особенности расчета и свойства дисперсии
10) Пользоваться правилами построения рядов динамики
11) Рассчитывать базисные показатели динамики уровней ряда
12) Понимать статистические характеристики рядов динамики
13) Осуществлять проверку ряда на наличие тренда
14) Анализировать сезонные колебания
15) Строить статистические графики
16) Рассчитывать степенные средние величины
17) Рассчитывать относительные показатели вариации
18) Рассчитывать цепные показатели динамики уровней ряда
19) Рассчитывать средние показатели динамики уровней ряда
20) Рассчитывать структурные средние величины для интервального ряда
21) Работать с законом РК «О Государственной статистике»
22) Определять формы и виды статистического наблюдения
23) Строить ряды распределения
24) Строить статистические таблицы и графики
25) Рассчитывать абсолютные и относительные статистические величины

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владения понятиями корреляционного и регрессионного анализа
2) Определения парной корреляция
3) Рассчета множественной линейной регрессии.
4) Определения нелинейной корреляции
5) Расчета множественной корреляции.
6) Расчета индивидуальных индексов и применением их в экономическом анаизе.
7) Расчета общих индексов в агрегатной форме и применением их в экономическом анализе.
8) Расчета и анализа общих индексов как средних из индивидуальных
9) Анализа структурных изменений
10) Расчета и анализа индексов постоянного состава.
11) Расчета и анализа индексов переменного состава.
12) Группировки явлений по признакам.
13) Построения рядов распределения и статистических таблиц
14) Использования статистических величин в анализе динамики социально-экономических явлений
15) Использования методов расчета дисперсии
16) Использования правила сложения дисперсий
17) Расчета агрегатных индексов
18) Расчета средних индексов
19) Расчета средних из индивидуальных индексов
20) Использования индексных методов анализа
21) Проверки временного ряда на наличие тренда
22) Построения линии тренда временного ряда
23) Определения функции тренда временного ряда
24) Определения парной линейной регрессии.
25) Расчета индекса структурных сдвигов.

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Общероссийские классификаторы, их применение в экономической деятельности.
2) Основные учетные категории населения.
4) Способы расчета среднегодовой численности населения территории.
5) Понятие естественного и механического движения населения.
6) Систему показателей механического движения населения.
7) Систему показателей естественного движения населения.
8) Специальные и стандартизированные демографические коэффициенты.
9) Исчисление перспективной численности населения.
10) Понятие и методы расчета трудовых ресурсов.
11) Баланс трудовых ресурсов и его значение в современных условиях.
12) Понятие экономически активного и экономически неактивного населения.
13) Понятие занятости и безработицы населения. Типы безработицы.
14) Состав экономически активного населения
15) Категории персонала основной деятельности.
16) Показатели оценки занятости и безработицы.
17) Исчисление средних показателей численности работников.
18) Систему показателей движения рабочей силы.
19) Состав экономически неактивного населения.
20) Показатели оценки экономически активного и экономически неактивного населения.
21) Систему показателей, группировки и классификации, применяемые в социально-экономической статистике
22) Группировки и классификации, применяемые при изучении основных фондов
23) Показатели динамики и движения основных фондов
24) Показатели состояния основных фондов
25) Показатели использования основных фондов.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Классифицировать состав национального богатства.
2) Определять натуральную и стоимостную формы учета национального имущества и природных ресурсов.
3) Классифицировать состав основных средств.
4) Проводить виды оценки основных средств.
5) Пользоваться методами расчета амортизации.
6) Строить балансы основных средств.
7) Рассчитывать показатели состояния и движения основных средств.
8) Производить статистический анализ данных об основных средствах.
9) Классифицировать состав оборотных средств.
10) Рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств, и производить их анализ.
11) Классифицировать макроэкономические показатели производства продукта.
12) Классифицировать промышленную продукцию по степени готовности.
13) Вести учет и анализ производства продукции промышленности.
14) Классифицировать категории персонала и показатели численности работников.
15) Пользоваться методами расчета показателей средней численности работающих.
16) Рассчитывать показатели движения рабочей силы.
17) Рассчитывать показатели использования рабочего времени.
18) Понимать сущность производительности труда и значение ее статистического изучения.
19) Рассчитывать показатели уровня производительности труда.
20) Производить индексный анализ динамики производительности труда.
21) Классифицировать формы и системы оплаты труда.
22) Классифицировать состав фонда оплаты труда.
23) Пользоваться методами расчета оплаты труда и их взаимосвязью.
24) Рассчитывать показатели состояния и использования основных средств.
25) Строить баланс рабочего времени.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Работы с данными Федеральной службы государственной статистики.

2) Расчета показателей численности населения.

3) Расчета показателей состава населения.

4) Расчета показателей труда и занятости.

5) Группировки и классификации, применяемых при изучении основных фондов.

6) Использования статистических методов анализа использования оборотных фондов.

7) Использования статистических методов анализа обеспеченности производства материальными запасами.

8) Расчета показателей на базе системы национальных счетов.

9) Применения классификаций, используемых в системе национальных счетов.

10) Анализа сводных счетов внутренней экономики.

11) Определения основных показателей системы национальных счетов.

12) Определения валового внутреннего продукта.

13) Определения национального продукта.

14) Анализа макроэкономических показателей.

15) Анализа межотраслевого баланса.

16) Использования общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции, услуг.

17) Группировки и обработки статистической информации с использованием анализа временных рядов микроэкономических показателей.

18) Группировки и обработки статистической информации с использованием анализа временных рядов макроэкономических показателей.

19) анализа временных рядов.

20) Использования программно-аппаратных комплексов для анализа временных рядов.

21) Использования методологии сглаживания при анализе временного рядя.

22) Использования автокорреляции при анализе временного рядя.

23) Расчета показателей использования доходов и накоплений.

24) Расчета показателей воспроизводства и движения населения.

25) Использования показателей безработицы в статистическом анализе.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 2 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 3 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Статистика : учебник для вузов / под редакцией И. И. Елисеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 361 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04082-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Долгова, В. Н. Статистика : учебник и практикум / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 626 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2946-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Яковлев, В. Б.  Статистика. Расчеты в Microsoft Excel : учебное пособие для вузов / В. Б. Яковлев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01672-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Васильева, Э. К. Статистика : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Э. К. Васильева, В. С. Лялин. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 398 c. — ISBN 978-5-238-01192-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Калашников И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Статистика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Черткова, Е. А.  Статистика. Автоматизация обработки информации : учебное пособие для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01429-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 61935.