РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Информатика"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Профильная направленность

Магистральный транспорт

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Панасов Виктор Леонидович, к.т.н. Линденбаум Татьяна Михайловна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Информатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.ф-м.н., с.н.с. Ильичева Ольга Андреевна, доцент кафедры "Математика и информатика", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Информатика_С_23.05.04_во_2_Инф_п60264_60271.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Информатика" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Магистральный транспорт".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Цифровые технологии в профессиональной деятельности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-1 - Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Знает: Анализ спроса на транспортные услуги с применения информационных технологий

Умеет: Применять информационные технологии при проведении маркетинговых исследований

Имеет навыки: Разработки алгоритмов оценки мощностей железнодорожных станций

Индикатор:
УК-1.1 - Анализирует проблемную ситуацию (задачу) и выделяет ее базовые составляющие. Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации (задачи), разрабатывает алгоритмы их реализации

Знает: Методы оценивания спроса на транспортные услуги с применения информационных технологий

Умеет: Оценивать объемы работ по подготовке перевозочной документации с применения информационных технологий

Имеет навыки: Оценки грузообрабатывающих мощностей железнодорожных станций с применением информационных технологий

Индикатор:
УК-1.2 - Определяет и оценивает практические последствия возможных решений задачи

Место дисциплины 1Б.О "Информатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 32
Практические, семинары (Пр)      
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 80   80
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 80   80
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 64 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр)        
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 161   68 93
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 149   68 81
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 10 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основные понятия информатики УК-1
2 Технические и программные средства реализации информационных процессов УК-1
3 Алгоритмизация и программирование УК-1
4 Локальные и глобальные сети ЭВМ УК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     20
2 14     40
3 8   20  
4 6   12 20
Итого 32   32 80
В т.ч. по интерактивным формам 32   32  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   4 149
2 2  
3 2  
4    
Итого 6   4 149
В т.ч. по интерактивным формам 6   4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Понятие об информации: 1) Информация; 2) Измерение количества информации; 3) Информационные процессы. 2
Представление информации в компьютере: 1) Кодирование чисел. Системы счисления; 2) Представление чисел; 3) Представление символьных данных; 4) Представление графической информации; 5) Цветовые модели. 2
2 Устройство компьютера: Устройство компьютера: 1) Логическая структура ПК; 2) Логические основы построения компьютера; 3) Логические элементы компьютера. 2
Системное программное обеспечение. 2
Прикладное программное обеспечение. 2
Операционные системы. 2
Модели решения функциональных и вычислительных задач: 1) Классификация моделей; 2) Компьютерное моделирование. 2
Реляционные базы данных. 2
Цифровая экономика: Нейротехнологии и искусственный интеллект: 1) Системы стандартизации в области нейротехнологий и искусственного интеллекта; 2) Методология построения ролевый моделей в области нейротехнологий и искусственного интеллекта; 3) Анализ текущих процессов, выделение основных операций и участков, требующих автоматизации и оптимизации. 2
3 Алгоритмизация: 1) Типы данных; 2) Основные алгоритмические конструкции; 3) Структура программы. 2
Основные операторы алгоритмических конструкций. 2
Технологии программирования: 1) Модульное программирование; 2) Структурное программирование; 3) Объектно-ориентированное программирование. 2
Языки программирования высокого уровня: 1) Процедурные языки; 2) Декларативные языки; 3) Трансляция, компиляция и интерпретация. 2
4 Компьютерные сети: 1) Классификация компьютерных сетей; 2) Организация ЛВС; 3) Топологии сети; 4) Аппаратура передачи данных; 5) Модель взаимодействия открытых систем. 2
Глобальная сеть Интернет: 1) Протоколы Интернета; 2) Адресация в Интернете; 3) Система адресации URL; 4) Службы Интернета. 2
Защита информации: 1) Основные методы реализации угроз информационной безопасности; 2) Атаки на компьютерную систему; 3) Противодействие нарушению информационной безопасности; 4) Методы шифрования. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
1 Понятие об информации: 1) Информация; 2) Измерение количества информации; 3) Информационные процессы. 2
2 Устройство компьютера: Устройство компьютера: 1) Логическая структура ПК; 2) Логические основы построения компьютера; 3) Логические элементы компьютера. 2
Заезд № 2
3 Основные операторы алгоритмических конструкций. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
3 Форматирование документа в текстовом редакторе MS Word 2
Редактирование таблиц 2
Редактор формул 2
Рисунки 2
Форматирование ячеек в MS Excel 2
Формулы: относительный, абсолютный адрес 2
Вычисления с помощью мастера функций 2
Сортировка данных 2
Фильтрация данных 2
Промежуточные итоги 2
4 Линейный алгоритм 2
Разветвляющийся алгоритм 2
Цикл с параметром 2
Цикл с условием 2
Одномерные массивы 2
Строковые переменные 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
3 Форматирование документа в текстовом редакторе MS Word 4
Редактирование таблиц
Редактор формул
Рисунки
Форматирование ячеек в MS Excel
Формулы: относительный, абсолютный адрес
Вычисления с помощью мастера функций
Сортировка данных
Фильтрация данных
Промежуточные итоги
4 Линейный алгоритм
Разветвляющийся алгоритм
Цикл с параметром
Цикл с условием
Одномерные массивы
Строковые переменные

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Уровни проблем передачи информации. Меры информации синтаксического уровня, семантического уровня, прагматического уровня. Качество информации 5
Представление числовой информации в цифровых автоматах. Выполнение арифметических операций над целыми числами. Прямой, обратный, дополнительный коды. Представление вещественных чисел и выполнение арифметических операций над ними в ЭВМ; погрешности представления числовой информации в ЭВМ. Представление графической и звуковой информации. 5
Логический синтез переключательных и вычислительных схем. Логические основы построения цифровых автоматов. Основы элементной базы цифровых автоматов: логические элементы; схемотехника логических элементов; элементы интегральных схем. 10
2 Поколения электронных вычислительных машин. Архитектуры ЭВМ, составляющие вычислительной системы, принципы работы вычислительных систем. 5
Функциональная и структурная организация процессорных устройств обработки информации; исполнение команд программы процессором. Устройства ввода-вывода информации. Процессоры и процессорные элементы вычислительных систем: микропроцессоры с расширенной и сокращенной системой команд; основные характеристики микропроцессоров, используемых в ПЭВМ; основные типы микропроцессоров, используемых в высокопроизводительных вычислительных системах. 10
Классификация запоминающих устройств. Конфигурация запоминающих устройств с прямым доступом; запоминающие элементы полупроводниковых ЗУ; основные типы памяти современных ПК. Контроль правильности работы запоминающих устройств. Внешние запоминающие устройства: накопители на жестких магнитных дисках; структура данных на магнитном диске. Накопители на оптических дисках. 5
Характеристика программного продукта. Классы программных продуктов. Системное программное обеспечение. История развития графической системной среды. Классификация операционных систем. Инструментарий технологии программирования. Пакеты прикладных программ 10
Сервисное программное обеспечение. Программы-архиваторы; программы обслуживания дисков; антивирусные программные средства 10
4 Общая схема системы передачи информации. Каналы передачи данных и их характеристики: кабельные линии связи; беспроводные линии связи; аппаратура линий связи. Информационные сети. Эталонная модель взаимодействия открытых систем; протоколы обмена; методы доступа к среде передачи данных. 10
Угрозы безопасности информации в автоматизированных системах: непреднамеренные, преднамеренные угрозы. Обеспечение достоверности, сохранности, конфиденциальности информации. Защита информации от утечки по техническим каналам; криптографическая защита информации. 10

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Уровни проблем передачи информации. Меры информации синтаксического уровня, семантического уровня, прагматического уровня. Качество информации 149
Представление числовой информации в цифровых автоматах. Выполнение арифметических операций над целыми числами. Прямой, обратный, дополнительный коды. Представление вещественных чисел и выполнение арифметических операций над ними в ЭВМ; погрешности представления числовой информации в ЭВМ. Представление графической и звуковой информации.
Логический синтез переключательных и вычислительных схем. Логические основы построения цифровых автоматов. Основы элементной базы цифровых автоматов: логические элементы; схемотехника логических элементов; элементы интегральных схем.
Представление информации в компьютере: 1) Кодирование чисел. Системы счисления; 2) Представление чисел; 3) Представление символьных данных; 4) Представление графической информации; 5) Цветовые модели.
2 Поколения электронных вычислительных машин. Архитектуры ЭВМ, составляющие вычислительной системы, принципы работы вычислительных систем.
Функциональная и структурная организация процессорных устройств обработки информации; исполнение команд программы процессором. Устройства ввода-вывода информации. Процессоры и процессорные элементы вычислительных систем: микропроцессоры с расширенной и сокращенной системой команд; основные характеристики микропроцессоров, используемых в ПЭВМ; основные типы микропроцессоров, используемых в высокопроизводительных вычислительных системах.
Классификация запоминающих устройств. Конфигурация запоминающих устройств с прямым доступом; запоминающие элементы полупроводниковых ЗУ; основные типы памяти современных ПК. Контроль правильности работы запоминающих устройств. Внешние запоминающие устройства: накопители на жестких магнитных дисках; структура данных на магнитном диске. Накопители на оптических дисках.
Характеристика программного продукта. Классы программных продуктов. Системное программное обеспечение. История развития графической системной среды. Классификация операционных систем. Инструментарий технологии программирования. Пакеты прикладных программ
Сервисное программное обеспечение. Программы-архиваторы; программы обслуживания дисков; антивирусные программные средства
Системное программное обеспечение
Прикладное программное обеспечение
Операционные системы
Модели решения функциональных и вычислительных задач: 1) Классификация моделей; 2) Компьютерное моделирование.
Реляционные базы данных
Цифровая экономика: Нейротехнологии и искусственный интеллект: 1) Системы стандартизации в области нейротехнологий и искусственного интеллекта; 2) Методология построения ролевый моделей в области нейротехнологий и искусственного интеллекта; 3) Анализ текущих процессов, выделение основных операций и участков, требующих автоматизации и оптимизации.
3 Алгоритмизация: 1) Типы данных; 2) Основные алгоритмические конструкции; 3) Структура программы.
Технологии программирования: 1) Модульное программирование; 2) Структурное программирование; 3) Объектно-ориентированное программирование.
Языки программирования высокого уровня: 1) Процедурные языки; 2) Декларативные языки; 3) Трансляция, компиляция и интерпретация.
4 Общая схема системы передачи информации. Каналы передачи данных и их характеристики: кабельные линии связи; беспроводные линии связи; аппаратура линий связи. Информационные сети. Эталонная модель взаимодействия открытых систем; протоколы обмена; методы доступа к среде передачи данных.
Угрозы безопасности информации в автоматизированных системах: непреднамеренные, преднамеренные угрозы. Обеспечение достоверности, сохранности, конфиденциальности информации. Защита информации от утечки по техническим каналам; криптографическая защита информации.
Компьютерные сети: 1) Классификация компьютерных сетей; 2) Организация ЛВС; 3) Топологии сети; 4) Аппаратура передачи данных; 5) Модель взаимодействия открытых систем.
Глобальная сеть Интернет: 1) Протоколы Интернета; 2) Адресация в Интернете; 3) Система адресации URL; 4) Службы Интернета.
Защита информации: 1) Основные методы реализации угроз информационной безопасности; 2) Атаки на компьютерную систему; 3) Противодействие нарушению информационной безопасности; 4) Методы шифрования.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
УК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-1 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

история и понятия науки Информатика;

вычисление сложных арифметических выражений. Программы для физических расчетов. Вычисления с условиями;

обзор аппаратных конфигураций ПК;

обзор системного ПО;

обзор прикладного ПО;

задачи поиска и сортировки в VBA;

простой интерфейс пользователя средствами VBA;

ведение таблиц и справочников средствами VBA;

разработка сайтов-визиток;

системы счисления. Булева алгебра;

понятия и принципы построения БД.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие о науке «Информатика», ее разделы.
2) Основные виды и свойства сигналов и данных.
3) Способы представления целых и вещественных чисел.
4) Способы представления символьной и звуковой информации.
5) Способы представления графической информации.
6) Принципы построения ЭВМ.
7) Логическую структуру ПК.
8) Системные устройства ПК, их назначение.
9) Основные периферийные устройства ПК, их назначение.
10) Типы и характеристики мониторов и принтеров.
11) Назначение и типы сетевых адаптеров и модемов.
12) Понятие и классификацию прикладного ПО.
13) Понятия и виды системного ПО.
14) Этапы компьютерного моделирования.
15) Модели представления данных и знаний.
16) Понятия системы управления базами данных (СУБД), ее состав.
17) Понятие нормальной формы в системах управления базами данных (СУБД). Нормализация и денормализация.
18) Понятие и назначение транзакций в системах управления базами данных (СУБД).
19) Отличие массивов от переменных. Назначение массивов и их описание.
20) Понятие и назначение пользовательских процедур и функций, их отличие друг от друга.
21) Этапы разработки программного обеспечения.
22) Назначение следующих этапов разработки программного обеспечения: проектирование, тестирование, документирование.
23) Назначение следующих этапов разработки программного обеспечения: анализ требований, кодирование, сопровождение.
24) Понятие алгоритма, его свойства.
25) Назначение трансляторов, их типы.
26) Состав трансляторов и интегрированных сред программирования.
27) Понятие нисходящего проектирования, его достоинства.
28) Понятие класса и объекта в объектно-ориентированном программировании. Иерархия классов.
29) Основные парадигмы объектно-ориентированного программирования.
30) Понятие компьютерной сети и ее топологии. Задачи, решаемые при построении сети.
31) Виды топологий компьютерных сетей, их достоинства и недостатки.
32) Модель взаимодействия открытых систем OSI. Пути прохождение потоков информации и взаимодействия между уровнями.
33) Назначение физического, канального и сетевого уровня взаимодействия в модели OSI.
34) Назначение транспортного, сеансового, представительного и прикладного уровней в модели OSI.
35) Способы передачи данных в локальных сетях.
36) Виды линий передачи данных, их достоинства и недостатки.
37) Назначение модемов, концентраторов, маршрутизаторов, мостов и шлюзов в компьютерных сетях.
38) Устройство витой пары, коаксиального и оптоволоконного кабеля.
39) Назначение и структуру IP-адреса.
40) Назначение и структуру адреса в доменной системе имен (DNS).
41) Этапы работы поисковых систем в Интернет, их характеристики.
42) Основные цели защиты информации, согласно законодательству.
43) Основные проблемы при передачи данных по открытым сетям. Принцип работы криптосистем с открытым ключем.
44) Виды алгоритмов шифрования. Назначение сертификатов и электронных подписей.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Операции булевой алгебры.
2) Перевод чисел между системами счисления.
3) Представление данных с помощью иерархической структуры.
4) Представление данных с помощью древовидной структуры.
5) Представление данных с помощью сетевой структуры.
6) Представление данных с помощью табличной структуры.
7) Связи между таблицами в системе управления базами данных (СУБД).
8) Выбор ключевых атрибутов в системе управления базами данных (СУБД).
9) Обеспечение целостности таблиц с помощью типов данных в СУБД.
10) Приведение базы данных к первой и второй нормальной форме.
11) Приведение базы данных к третьей нормальной форме и форме Бойса-Кодда.
12) Операции присваивания и операторы ввода и вывода в языке Visual Basic for Applications.
13) Блок-схемы алгоритмов.
14) Функции работы со строковыми типами данных.
15) Преимущества от применения в программах процедур и функций.
16) Проектирование программы по методу «сверху-вниз».
17) Принципы структурного и модульного программирования.
18) Члены и методы в объектно-ориентированном программировании. Доступ к ним в языке Visual Basic for Applications.
19) Выбор между языками программирования низкого и высокого уровня.
20) Основные характеристики компьютерных сетей.
21) Межсетевые экраны.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Классификация и функции ОС.

2) Виды ОС семейства Windows. Этапы и виды начальной загрузки.

3) Файловые системы и их виды.

4) Предметная область систем управления базами данных (СУБД). Модели представления данных в СУБД.

5) Основные понятия реляционной базы данных.

6) Типы данных языка Visual Basic for Applications. Описание переменных.

7) Переменные и константы в языке Visual Basic for Applications. Правила составления имен переменных. Комментарии.

8) Математическе операции в языке Visual Basic for Applications. Приоритет операций.

9) Операции сравнения и логические операции в языке Visual Basic for Applications.

10) Математические функции и функции преобразования форматов в языке Visual Basic for Applications.

11) Оператор ветвления в языке Visual Basic for Applications: его формы.

12) Оператор цикла с параметром. Необходимые условия его применения и формы.

13) Операторы While-Wend и Do-Loop. Их формы.

14) Этапы работы с массивами. Виды массивов.

15) Основные понятия всемирной паутины: HTTP, HTML, URL. Структура URL.

16) E-mail. Основные поля электронного письма. Понятие спама.

17) Основные виды on-line-сервисов в Интернет. Назначение FTP-сервиса.

18) Основные понятия компьютерных сетей: кодирование, протокол, сетевой интерфейс, маршрутизация.

19) Способы подключения к Интернет.

20) Различные типы антивирусных программ.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-1 2 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ильичева, В.В. Информатика. Теоретический курс: учеб. пособие / В. В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2016. - 159 с.: ил. - Библиогр.: 7 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Ильичева, В.В. Информатика. Основы программирования: учеб. пособие / В. В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 130 с.: ил., табл. - Библиогр.: 5 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Новожилов, О. П.  Информатика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 320 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09964-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Ильичева, В.В. Теоретические основы информатики: учеб. пособие / В. В. Ильичева, С. А. Гуда; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 131 с.: ил., табл. - Библиогр. : 7 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
5 Новожилов, О. П.  Информатика в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 302 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09966-9. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Панасов В.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Ильичева, В.В. Информатика: учеб.-метод. пособие для лаб. работ / В. В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 79 с.: ил., табл. - Библиогр. : 4 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
3 Панасов, В.Л. Приемы построения и реализации базовых алгоритмов: учеб.-метод. пособие / В. Л. Панасов, Т. М. Линденбаум; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2016. - 31 с.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
4 Ильичева, В.В. Информатика: учеб.-метод. пособие к практ. работам / В. В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 52 с.: ил. - Библиогр. : 9 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
5 Панасов, В.Л. Техника web-программирования: учеб.-метод. пособие / В. Л. Панасов; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2016. - 16 с.: ил. - Библиогр. : 6 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
6 Шаньгин, В. Ф. Информационная безопасность и защита информации / В. Ф. Шаньгин. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2019. — 702 c. — ISBN 978-5-4488-0070-2. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
7 Ильичева, В.В. Пособие для самостоятельной работы по информатике: учеб.-метод. пособие / В. В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 135 с.: цв. ил. - Библиогр. : 8 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
8 Берлин, А. Н. Телекоммуникационные сети и устройства : учебное пособие / А. Н. Берлин. — 3-е изд. — Москва, Саратов : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 395 c. — ISBN 978-5-4497-0359-0. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
9 Панасов, В.Л. Разработка интерфейсов для интерактивных web-приложений: учеб. пособие / В. Л. Панасов; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2016. - 63 с.: ил. - Библиогр.: 6 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС
10 Кузнецова, Л. В. Современные веб-технологии : учебное пособие / Л. В. Кузнецова. — 3-е изд. — Москва, Саратов : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 187 c. — ISBN 978-5-4497-0369-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 60271.