РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Финансы"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

Программа прикладного бакалавриата

Финансы в транспортно-промышленном комплексе

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Авторы-составители д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович, к.э.н. Селиванова Анфиса Григорьевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Финансы" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провели:

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ);

Завалий Елена Николаевна, Заместитель начальника, Северо-Кавказская дирекция управления движением структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»;

Холина Марина Григорьевна, генеральный директор, ООО АОК "Аудит-Эксперт".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Финансы_Б_38.03.01_во_34_ЭиФ_п55335_59133.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Финансы".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Финансы" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Оценка стоимости финансово-кредитных ресурсов", "Управление корпоративными финансами в организациях транспортно-промышленного комплекса";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: элементы, составляющие и характеризующие российскую финансовую систему

Умеет: применять способы сбора, анализа и обработки экономических данных о состоянии и особенностях функционирования элементов российской финансовой системы

Имеет навыки: осуществления сбора, анализа и обработки экономических данных о состоянии элементов российской финансовой системы

ОПК-2 - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает: источники экономических данных, характеризующих состояние элементов российской финансовой системы

Умеет: применять способы выбора подходящих инструментальных средств для обработки экономических данных, характеризующих состояние элементов российской финансовой системы

Имеет навыки: выбора подходящих инструментальных средств для обработки экономических данных, характеризующих состояние элементов российской финансовой системы

ОПК-3 - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Знает: особенности и элементы инвестиционно-финансовой стратегии субъектов транспортно-промышленного комплекса

Умеет: определять особенности реализации инвестиционно-финансовой стратегии субъектов транспортно-промышленного комплекса факторов

Имеет навыки: определения особенностей и специфики инвестиционно-финансовой стратегии субъектов транспортно-промышленного комплекса

ДПК-1 - способностью к формированию и реализации инвестиционно-финансовой стратегии субъектов транспортно-промышленного комплекса

Место дисциплины 1Б.Б "Финансы" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Микро- и макроэкономика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 149 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 144 144 80 64
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16  
Практические, семинары (Пр) 64 64 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 130   53 77
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 130   53 77
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 324 149 144 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   4 5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 33 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 22 22 2 10 10
Лекции (Лек) 12 12 2 6 4
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2  
Практические, семинары (Пр) 8 8   2 6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
11 11   3 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 278   34 91 153
Контрольная работа (К) 12     6 6
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 266   34 85 147
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 324 33 36 108 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Финансы в системе экономических отношений ОПК-2, ОПК-3
2 Финансовая система ОПК-2, ОПК-3
3 Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов ОПК-2, ОПК-3, ДПК-1
4 Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Налогообложение ОПК-2, ОПК-3, ДПК-1
5 Финансовая политика и финансовое регулирование экономики ОПК-2, ОПК-3
6 Функциональные основы управления финансами ОПК-2, ОПК-3, ДПК-1
7 Финансы предприятий ОПК-2, ОПК-3, ДПК-1
8 Финансовые инновации ОПК-2, ОПК-3, ДПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8 4 11
2 8 8 4 14
3 8 8 4 14
4 8 8 4 14
5 14 8   25
6 6 8   16
7 4 8   23
8 8 8   13
Итого 64 64 16 130
В т.ч. по интерактивным формам 64 64 16  

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 2 266
2    
3   2
4 4  
5 2 2
6 2  
7    
8 2 2
Итого 12 8 2 266
В т.ч. по интерактивным формам 12 8 2  

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Понятие и назначение финансов. 2
Место финансов в распределительном процессе. 2
Финансовые ресурсы как материальное воплощение финансовых отношений. 2
Признаки финансовых ресурсов. 2
2 Понятие финансовой системы. 2
Сферы финансовой системы. 2
Звенья финансовой системы. 2
Характеристика финансов субъектов экономики. 2
3 Понятие и значение финансового рынка. 2
Элементы и участники финансового рынка. 2
Институты финансового рынка. 2
Методы государственного регулирования финансового рынка. 2
4 Принципы бюджетного устройства. 2
Этапы бюджетного процесса. 2
Социально-экономическая сущность налогов. 2
Система налогообложения в Российской Федерации. 2
Семестр № 4
5 Финансовая политика: . 2
Типы финансовой политики. 2
Организационно-правовые основы разработки финансовой политики Российской Федерации. 2
Характеристика современной финансовой политики. 2
Финансовый механизм, его понятие и назначение. 2
Понятие финансового регулирования. 2
Финансовое регулирование экономики. 2
6 Понятие управления финансами. 2
Финансовое планирование. 2
Виды финансовых прогнозов и планов. 2
7 Сущность и функции финансов предприятия. 2
Финансовые отношения предприятий. 2
8 История изучения финансовых инноваций. 2
Подходы к понятию «финансовые инновации». 2
Перестройка материально-технической базы финансового хозяйства. 2
Перспективы инновационных изменений. 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 4
1 Понятие и назначение финансов. 2
Заезд № 5
4 Принципы бюджетного устройства. 2
Этапы бюджетного процесса. 2
5 Финансовая политика: . 2
Заезд № 6
6 Понятие управления финансами. 2
8 История изучения финансовых инноваций. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Генезис финансов России: финансовые реформы России в ХХ-XXI вв.; повышение финансовой грамотности населения 2
Формирование модели функций финансов 2
2 Анализ основных функций финансовой системы 2
Формирование модели финансовой системы РФ 2
3 Анализ движения денежных средств на финансовом рынке 2
Особенности функционирования ключевых сегментов финансового рынка РФ (анализ) 2
4 Государственные финансы в многоуровневой бюджетной системе. Анализ налоговой системы России 2
Анализ структуры доходов и расходов федерального бюджета 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Генезис финансов России: финансовые реформы России в ХХ-XXI вв.; повышение финансовой грамотности населения 2
Формирование модели функций финансов
2 Анализ основных функций финансовой системы
Формирование модели финансовой системы РФ
3 Анализ движения денежных средств на финансовом рынке
Особенности функционирования ключевых сегментов финансового рынка РФ (анализ)
4 Государственные финансы в многоуровневой бюджетной системе. Анализ налоговой системы России
Анализ структуры доходов и расходов федерального бюджета

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1. Генезис дефиниции финансы. 2
2. Роль и функции финансов в распределительном процессе. 2
3. Финансвые ресурсы в системе финансовых отношений. 2
4. Основные признаки финансовых ресурсов. 2
2 1. Генезис дифиниции финансовая система. 2
2. Ключевые особенности финансов субъектов экономики. 2
3. Современные организационные основы управления финансами. 2
4. Органы управления финансами и их основные функции. 2
3 1. Финансовый рынок и его основные функции. 2
2. Классификация участников финансового рынка. Институты финансового рынка. 2
3. Основы государственного регулирования финансового рынка. 2
4. Характеристика основных сегментов финансового рынка. 2
4 1. Принципы бюджетного устройства. 2
2. Этапы бюджетного процесса. 2
3. Система налогообложения в Российской Федерации. 2
4. Социально-экономическая сущность налогов. 2
Семестр № 4
5 1. Особенности разработки финансовой политики и ее типы. 2
2. Финансовая политика Российской Федерации. 2
3. Основные функции финансового механизма. 2
4. Моделирование финансового механизма. 2
6 1. Генезис дефиниции управление финансами. 2
2. Финансовое планирование и прогнозирование. 2
3. Внутренний и внешний финансовый контроль. 2
4. Аудиторский финансовый контроль, его роль и значение. 2
7 1. Сущность и функции финансов предприятия. 2
2. Финансовые отношения предприятий. 2
3. Денежные фонды предприятий. 2
4. Управление потоками денежных средств. 2
8 1. История изучения финансовых инноваций. 2
2. Перспективы инновационных изменений. 2
3. Цифровое денежно-финансовое хозяйство 2
4. Новые финансовые технологии (Fintech) 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 1. Генезис дефиниции финансы. 2
3 1. Финансовый рынок и его основные функции. 2
5 1. Особенности разработки финансовой политики и ее типы. 2
8 1. История изучения финансовых инноваций. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Генезис дефиниции финансовые ресурсы. Способы формирования финансовых ресурсов субъектов экономики. Концепции транснационализации и регионализации. Модели одно- и многополярного устройства. Геополитика. Геоэкономика. Геостратегия 11
2 Место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе. Внутренняя структура финансовой системы. Организационное строение финансовой системы. Управление финансовой системой 14
3 Основы правового регулирования деятельности участников финансового рынка. Тенденции развития финансового рынка. Инновации на финансовом рынке. Финансовый инжиниринг 14
4 Эволюция системы российской системы государственных финансов. Современные тренды и тенденции бюджетного процесса. Модель участи государства в экономике. Автоматизированные системы управления государственными финансами. 14
Семестр № 4
5 Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Основные направления финансовой политики 25
6 Автоматизированные системы, использующиеся при управлении государственными и муниципальными финансами России. Концепция финансовой глобализации. Концепция финансомики. Изменение роли и места финансов в хозяйственной системе. Современные российские школы теории финансов и кредита 16
7 Современные концепции финансового управления. Роль и место финансового моделирования в финансовом управлении. Источники формирования финансовых ресурсов. Инструменты формирования финансовых ресурсов. 23
8 P2P сети. Развитие блокчейн в России. Blockchain 3.0: эволюция цифровой экономики. Big Data. Смарт-контракты. Перспективы развития криптовалют. Легализация криптовалют в России 13

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Генезис дефиниции финансовые ресурсы. Способы формирования финансовых ресурсов субъектов экономики. Концепции транснационализации и регионализации. Модели одно- и многополярного устройства. Геополитика. Геоэкономика. Геостратегия 266
Место финансов в распределительном процессе
Финансовые ресурсы как материальное воплощение финансовых отношений
Признаки финансовых ресурсов
2. Роль и функции финансов в распределительном процессе.
3. Финансвые ресурсы в системе финансовых отношений.
4. Основные признаки финансовых ресурсов.
2 Место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе. Внутренняя структура финансовой системы. Организационное строение финансовой системы. Управление финансовой системой
Понятие финансовой системы
Сферы финансовой системы
Звенья финансовой системы
Характеристика финансов субъектов экономики
1. Генезис дифиниции финансовая система.
2. Ключевые особенности финансов субъектов экономики.
3. Современные организационные основы управления финансами.
4. Органы управления финансами и их основные функции.
3 Основы правового регулирования деятельности участников финансового рынка. Тенденции развития финансового рынка. Инновации на финансовом рынке. Финансовый инжиниринг
Понятие и значение финансового рынка
Элементы и участники финансового рынка
Институты финансового рынка
Методы государственного регулирования финансового рынка
2. Классификация участников финансового рынка. Институты финансового рынка.
3. Основы государственного регулирования финансового рынка.
4. Характеристика основных сегментов финансового рынка.
4 Эволюция системы российской системы государственных финансов. Современные тренды и тенденции бюджетного процесса. Модель участи государства в экономике. Автоматизированные системы управления государственными финансами.
Социально-экономическая сущность налогов
Система налогообложения в Российской Федерации
1. Принципы бюджетного устройства.
2. Этапы бюджетного процесса.
3. Система налогообложения в Российской Федерации.
4. Социально-экономическая сущность налогов.
5 Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Основные направления финансовой политики
Типы финансовой политики
Организационно-правовые основы разработки финансовой политики Российской Федерации
Характеристика современной финансовой политики
Финансовый механизм, его понятие и назначение
Понятие финансового регулирования
Финансовое регулирование экономики
2. Финансовая политика Российской Федерации.
3. Основные функции финансового механизма.
4. Моделирование финансового механизма.
6 Автоматизированные системы, использующиеся при управлении государственными и муниципальными финансами России. Концепция финансовой глобализации. Концепция финансомики. Изменение роли и места финансов в хозяйственной системе. Современные российские школы теории финансов и кредита
Финансовое планирование
Виды финансовых прогнозов и планов
1. Генезис дефиниции управление финансами.
2. Финансовое планирование и прогнозирование.
3. Внутренний и внешний финансовый контроль.
4. Аудиторский финансовый контроль, его роль и значение.
7 Современные концепции финансового управления. Роль и место финансового моделирования в финансовом управлении. Источники формирования финансовых ресурсов. Инструменты формирования финансовых ресурсов.
Сущность и функции финансов предприятия
Финансовые отношения предприятий
1. Сущность и функции финансов предприятия.
2. Финансовые отношения предприятий.
3. Денежные фонды предприятий.
4. Управление потоками денежных средств.
8 P2P сети. Развитие блокчейн в России. Blockchain 3.0: эволюция цифровой экономики. Big Data. Смарт-контракты. Перспективы развития криптовалют. Легализация криптовалют в России
Подходы к понятию «финансовые инновации»
Перестройка материально-технической базы финансового хозяйства
Перспективы инновационных изменений
2. Перспективы инновационных изменений.
3. Цифровое денежно-финансовое хозяйство
4. Новые финансовые технологии (Fintech)

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, А.В. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Финансы": учеб.-метод. пособие / А. В. Андреева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 35 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-2 + +
ОПК-3 + +
ДПК-1 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ДПК-1 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

актуальные проблемы финансового планирования и прогнозирования на макро- и микроуровнях;

оценка результативности государственной финансовой политики Российской Федерации;

проблемы и направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов;

проблемы и направления совершенствования финансового механизма в Российской Федерации;

тенденции развития рынка финансовых услуг;

тенденции развития финансовой системы Российской Федерации;

финансовые механизмы обеспечения макроэкономической устойчивости и финансовой стабильности;

необходимость финансового планирования и формы финансового планирования в различных звеньях финансовой системы;

критерии классификации финансового контроля, основные формы и методы его проведения;

роль Центрального банка РФ в финансовой системе страны;

особенности формирования финансовых отношений государственных и муниципальных предприятий.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Дать определение государственного долга.
2) Дать определение государственного кредита.
3) Дать определение государственного финансового менеджмента.
4) Дать определение государственной финансовой политики.
5) Дать определение государственному кредиту.
6) Дать определение и привести примеры налоговых доходов бюджетов.
7) Дать определение и привести примеры неналоговых доходов бюджетов.
8) Дать определение межбюджетного трансферта.
9) Дать определение Пенсионного фонда Российской Федерации, назвать его функции, источники формирования и направления использования.
10) Дать определение финансов.
11) Дать определение финансового менеджмента коммерческих организаций.
12) Дать определение финансовой политики коммерческой организации.
13) Назвать автоматизированные системы, использующиеся при управлении государственными финансами России.
14) Назвать и охарактеризуйте основные методы прогнозных и плановых расчетов финансовых показателей.
15) Назвать и охарактеризуйте функциональные элементы в управлении финансами.
16) Назвать органы, осуществляющие государственный и ведомственный контроль.
17) Назвать основные направления инвестиционной политики государства.
18) Назвать основные принципы организации финансов коммерческих организаций.
19) Назвать основные пути преодоления кризисных явлений в финансовой системе России.
20) Назвать правовые основы образования государственных внебюджетных фондов.
21) Назвать размеры страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
22) Назвать расходы, финансируемые в основном из региональных и местных бюджетов.
23) Описать бюджетный процесс в Российской Федерации.
24) Охарактеризовать систему аудиторского контроля.
25) Перечислить государственные социальные внебюджетные фонды.
26) Перечислить критерии, по которым можно классифицировать финансовый контроль.
27) Перечислить налоги, относящиеся к местным, которые формируют доходы местных бюджетов.
28) Перечислить основные механизмы финансового обеспечения реализации Стратегии развития транспортной отрасли до 2030 г.
29) Перечислить основные сферы и звенья финансовой системы. Перечислить функции, которые они выполняют.
30) Перечислить признаки, по которым классифицируются государственные займы.
31) Раскрыть бюджетное устройство Российской Федерации.
32) Раскрыть задачи внутрихозяйственного контроля.
33) Раскрыть понятие “дефицит бюджета” и порядка его финансирования.
34) Раскрыть понятие и назначение бюджетной классификации.
35) Раскрыть содержание главных финансовых инструментов (регуляторов), с помощью которых осуществляется регулирование денежных доходов населения.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать бюджетное устройство Российской Федерации.
2) Охарактеризовать государственный кредит с точки зрения экономической и финансовой категорий.
3) Охарактеризовать задачи бюджетного процесса в Российской Федерации.
4) Охарактеризовать задачи и роль Федерального казначейства в финансовой системе страны.
5) Охарактеризовать и описать методы финансового воздействия методы развитие экономики.
6) Охарактеризовать контрольную функцию финансов.
7) Охарактеризовать неналоговые доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
8) Охарактеризовать необходимость и сущность бюджетной классификации.
9) Охарактеризовать основные виды федеральных налогов и порядок их исчисления.
10) Охарактеризовать основные признаки юридических лиц.
11) Охарактеризовать особенности в формировании доходной и расходной частей федерального бюджета на текущий и плановый периоды.
12) Охарактеризовать порядок организации исполнения федерального бюджета в Российской Федерации.
13) Охарактеризовать порядок составления проектов бюджетов в Российской Федерации.
14) Охарактеризовать роль государственных финансовых органов финансовой системе Российской Федерации.
15) Охарактеризовать роль и место государственных финансовых ресурсов в финансовой системе.
16) Охарактеризовать роль кредитно-банковской сферы в финансовой системе Российской Федерации.
17) Охарактеризовать роль Федерального казначейства в бюджетном процессе.
18) Охарактеризовать роль Федеральной налоговой службы в финансовой системе страны.
19) Охарактеризовать роль финансов в рыночном хозяйстве.
20) Охарактеризовать роль Центрального банка РФ в финансовой системе страны.
21) Охарактеризовать систему государственного финансового контроля.
22) Охарактеризовать состояние внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.
23) Охарактеризовать структуру государственных финансов и их роль в финансовой системе.
24) Охарактеризовать структуру кредитно-банковской системы России.
25) Охарактеризовать участие разных сфер и звеньев финансовой системы и главные финансовые инструменты в регулировании воспроизводственных, отраслевых и территориальных пропорций.
26) Охарактеризовать формы и методы проведения финансового контроля.
27) Охарактеризовать функции государственного бюджета как экономической категории.
28) Охарактеризовать функции, выполняемые государственным бюджетом как основным финансовым планом государства.
29) Перечислить основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве.
30) Раскрыть понятие и структуру финансовой системы Российской Федерации.
31) Раскрыть сущность государственной финансовой политики.
32) Раскрыть сущность и основные положения налога на имущество организаций.
33) Раскрыть сущность управления государственными финансами.
34) Раскрыть экономическое содержание доходов государственного бюджета.
35) Раскрыть экономическую сущность расходов государственного федерального бюджета.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Дать развернутую декомпозицию влияния государственного кредита на экономику.
2) Дать развернутую декомпозицию задач государственного финансового контроля.
3) Дать развернутую декомпозицию критериев классификации видов страхования.
4) Дать развернутую декомпозицию механизма бюджетного планирования.
5) Дать развернутую декомпозицию механизма государственной финансовой политики.
6) Дать развернутую декомпозицию механизма использования научно обоснованной фискальной политики.
7) Дать развернутую декомпозицию механизма обеспечения налоговых доходов федерального бюджета.
8) Дать развернутую декомпозицию механизма реализации финансовой политики организации.
9) Дать развернутую декомпозицию механизма регулирования поступлений доходов в региональные и местные бюджеты.
10) Дать развернутую декомпозицию механизма формирования доходов государственного бюджета.
11) Дать развернутую декомпозицию механизма формирования расходов государственного федерального бюджета.
12) Дать развернутую декомпозицию механизма формирования финансовых ресурсов организации.
13) Дать развернутую декомпозицию налоговой системы в Российской Федерации.
14) Дать развернутую декомпозицию направлений использования прибыли организации.
15) Дать развернутую декомпозицию основных этапов бюджетного процесса.
16) Дать развернутую декомпозицию принципов формирования финансовых ресурсов в организациях.
17) Дать развернутую декомпозицию процесса аудиторского контроля.
18) Дать развернутую декомпозицию процесса самофинансирования организаций.
19) Дать развернутую декомпозицию системы управления государственными финансами.
20) Дать развернутую декомпозицию системы управления негосударственными финансами.
21) Дать развернутую декомпозицию стадий бюджетного процесса.
22) Дать развернутую декомпозицию финансовых особенностей производственного кооператива.
23) Дать развернутую декомпозицию форм оказания помощи вышестоящих бюджетов финансовой системы Российской Федерации нижестоящим.
24) Дать развернутую декомпозицию формирования внутреннего и внешнего государственный кредита.
25) Дать развернутую декомпозицию функций Международного банка реконструкции и развития.
26) Провести сравнительный анализ дотаций, субвенций, субсидий.
27) Провести сравнительный анализ производственного кооператива и хозяйственного общества
28) Провести сравнительный анализ финансов и денег (по критериями).
29) Составить систему источников доходов коммерческой организации.
30) Сформировать развернутую декомпозицию государственных финансовых органов.
31) Сформировать развернутую декомпозицию кредитно-банковской сферы.
32) Сформировать развернутую декомпозицию процедуры моделирования финансовой политики организаций.
33) Сформировать развернутую декомпозицию структуры финансовой системы Российской Федерации.
34) Сформировать развернутую декомпозицию сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации.
35) Сформировать развернутую декомпозицию финансового механизма реализации Стратегии развития транспортной отрасли до 2030 года.

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Назвать действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.
2) Раскрыть сущность международных валютных отношений.
3) Раскрыть понятия государственного и муниципального предприятия. Как складываются их финансовые отношения.
4) Раскрыть понятие амортизационного фонда и указать его назначение.
5) Назвать участников отношений на страховом рынке.
6) Назвать финансовые показатели, используемые для характеристики ликвидности в организациях.
7) Назвать особенности финансов учреждений.
8) Назвать основные звенья в структуре финансов организации.
9) Назвать основные источники образования уставного фонда организаций.
10) Назвать источники финансовых ресурсов потребительского общества.
11) Назвать источники формирования амортизационного фонда.
12) Назвать источники формирования денежных средств и иного имущества некоммерческой организации.
13) Назвать общие правила лицензирования страховой деятельности.
14) Перечислить основные фонды, по которым амортизация не начисляется.
15) Дать определение денежных доходов и расходов коммерческих организаций.
16) Дать определение финансов коммерческих организаций.
17) Дать определение финансов некоммерческих организаций.
18) Дать определение страхование и страховых отношений.
19) Дать определение страховой премии, страховой суммы, лимита ответственности.
20) Пересилить участников стразового рынка.
21) Назвать виды обязательного страхования.
22) Перечислить виды добровольного страхования.
23) Дать определение деофшоризации.
24) Дать определение инфраструктурного коридора развития.
25) Дать определение международной кредитно-финансовой организации.
26) Дать определение международных валютных отношения.
27) Дать определение платежного баланса Российской Федерации.
28) Перечислить особенности финансов производственных кооперативов.
29) Перечислить федеральные налоги, от которых производятся отчисления в доходы бюджетов субъектов Федерации.
30) Перечислить формы страхования.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Назвать признаки кризиса финансовой системы.
2) Назвать субъектов, на которых возложены функции оперативного управления финансами.
3) Назвать цели, на которые направляются средства фондов обязательного медицинского страхования.
4) Обосновать необходимость финансового планирования и рассказать о формах финансового планирования в различных звеньях финансовой системы.
5) Охарактеризовать взаимосвязь прибыли и рентабельности коммерческих организаций.
6) Охарактеризовать динамику основных статей платежного баланса Российской Федерации.
7) Охарактеризовать меры по преодолению финансовых трудностей в экономике.
8) Охарактеризовать механизм страхования рисков субъектов транспортно-промышленного комплекса.
9) Охарактеризовать механизм формирования финансов общественных организаций, учреждений, фондов.
10) Охарактеризовать направления использования финансов для решения социальных проблем.
11) Охарактеризовать особенности инвестиционно-финансовых стратегий субъектов транспортно-промышленного комплекса.
12) Охарактеризовать особенности реализации транснациональных инфраструктурных проектов в области транспорта.
13) Охарактеризовать подотрасль личного страхования.
14) Охарактеризовать процесс вывоза капитала за рубеж.
15) Охарактеризовать роль и место международных кредитно-финансовых организаций.
16) Охарактеризовать роль и место финансов в развитии международной торговли.
17) Охарактеризовать роль финансов в развитии международной торговли.
18) Охарактеризовать роль финансов в регулировании развития экономики России.
19) Охарактеризовать систему государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела.
20) Охарактеризовать систему страхования в Российской Федерации.
21) Охарактеризовать современные тенденции развития международных валютных отношений.
22) Охарактеризовать структуру мирового хозяйства.
23) Охарактеризовать тенденции развития мирового хозяйства.
24) Охарактеризовать финансы в системе международных экономических отношений.
25) Охарактеризовать экономическое содержание и функции финансов организаций.
26) Охарактеризовать экономическую роль страхования.
27) Охарактеризовать экономическую сущность страхования.
28) Раскрыть сущность и экономическое содержание финансов организаций.
29) Раскрыть сущность финансовой политики коммерческой организации.
30) Сформулировать задачи потребительской кооперации, исходя из положений Закона РФ “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Сформировать развернутую декомпозицию алгоритма формирования финансов потребительских кооперативов.

2) Сформировать развернутую декомпозицию действующего порядка уплаты страховых взносов, зачисляемых во внебюджетные фонды.

3) Сформировать развернутую декомпозицию механизма регулирования страхового рынка.

4) Сформировать развернутую декомпозицию механизма страхования.

5) Сформировать развернутую декомпозицию механизма субсидиарной ответственности члена производственного кооператива.

6) Сформировать развернутую декомпозицию механизма финансового контроля.

7) Сформировать развернутую декомпозицию организации рискового страхования в Российской Федерации.

8) Сформировать развернутую декомпозицию организации социального страхования в Российской Федерации.

9) Сформировать развернутую декомпозицию порядка его зачисления налога на имущество в доход бюджета.

10) Сформировать развернутую декомпозицию реализации государственного надзора за страховой деятельностью.

11) Сформировать развернутую декомпозицию содержания договора страхования.

12) Сформировать развернутую декомпозицию финансового механизма государственных и муниципальных унитарных предприятий.

13) Сформировать развернутую декомпозицию форм осуществления страхования.

14) Сформировать развернутый алгоритм обеспечения финансовой устойчивости страховой организации.

15) Сформировать развернутый алгоритм принципов формирования финансов коммерческих организаций.

16) Сформировать укрупненную структуру платежного баланса.

17) Сформировать укрупненный алгоритм реализации проекта ГЧП в рамках инвестиционно-финансовой стратегии субъектов транспортно-промышленного комплекса.

18) Сформировать систему финансовых инструментов, привлекаемых субъектов транспортно-промышленного комплекса для реализации крупных инфраструктурных проектов.

19) Сформировать укрупненный алгоритм бюджетной поддержки развития транспортно-промышленного комплекса.

20) Сформировать подробную декомпозицию организации налогового мониторинга.

21) Сформировать алгоритм воздействия транснациональных финансовых потоков на экономику России.

22) Сформировать развернутую декомпозицию финансового сопровождения международных торговых операций.

23) Сформировать развернутую декомпозицию элементов финансового мониторинга в части ПОДиФТ.

24) Сформировать развернутый алгоритм применения финансового инструмента аккредитива.

25) Сформировать укрупненный алгоритм влияния МВФО на развитие глобальной экономики.

26) Сформировать укрупненный алгоритм финансового сопровождения реализации проекта ГЧП.

27) Сформировать укрупненный алгоритм формирования платежного баланса Российской Федерации.

28) Сформировать укрупненный алгоритм бюджетного трансферта.

29) Сформировать укрупненный алгоритм формирования криптовалюты.

30) Сформировать укрупненный алгоритм бюджетного процесса.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-1 3 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Нешитой, А. С. Финансы : учебник для бакалавров / А. С. Нешитой. — 11-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 352 c. — ISBN 978-5-394-02443-6. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Современные инструменты и методы финансового управления на предприятиях железнодорожного транспорта (на примере ОАО "Российские железные дороги"): коллектив. монография / ФГБОУ ВО РГУПС; ред. О. В. Андреева. - Ростов н/Д: [б. и.], 2016. - 255 с.: ил. - Библиогр.: 182 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Буряков Г.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Финансы". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Андреева, А.В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Финансы": учеб.-метод. пособие / А. В. Андреева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 20 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Мультимедийный проектор Nec UM330W.

Интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB).

Компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 59133.