РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Экономика организации (предприятия)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

Программа прикладного бакалавриата

Финансы в транспортно-промышленном комплексе

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Калашников Игорь Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Экономика организации (предприятия)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Экономика о (_Б_38.03.01_во_23_ЭиМ_п57175_61941.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономика организации (предприятия)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономика организации (предприятия)" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс экономических дисциплин", "Финансовое инвестирование";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне

Умеет: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне

Имеет навыки: Вариантами расчетов экономических показателей

ОК-3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

Знает: институциональную особенность российской экономики, ее структуру и направления развития

Умеет: использовать институциональные особенности развития российской экономики

Имеет навыки: использования институциональных особенностей развития российской экономики

ОК-5 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Знает: основы построения, расчета и анализа современной и международные системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне

Умеет: организовать выполнение конкретного порученного этапа работы

Имеет навыки: методологией экономического исследования

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: базовые инструментальные средства, необходимые для обработки экономических данных

Умеет: анализировать финансовую, производственную и экономическую информацию, необходимую для обоснования полученных выводов

Имеет навыки: навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач

ПК-11 - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Место дисциплины 1Б.Б "Экономика организации (предприятия)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Микро- и макроэкономика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2, 3 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 100 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 3 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 139   89 50
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 139   89 50
Контроль, всего и в т.ч. 13   4 9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За) 4   4  
Общая трудоемкость, часы 252 100 144 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   4 3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 23 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3 4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 6 2 2
Лекции (Лек) 8 8 2 4 2  
Лабораторные работы (Лаб)            
Практические, семинары (Пр) 4 4   2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
11 11 3 5   3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 216   67 57 34 58
Контрольная работа (К) 12     6   6
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 204   67 51 34 52
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 252 23 72 72 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности Анализ организационно-правовых форм предприятия на основе экономических знаний в различных сферах деятельности. ОК-3
2 Организация производства. Совершенствование механизма организации и управления педприятием с учетом критериев социально-экономической эффективности и рисков социально-экономических последствий. ПК-11
3 Продукция организации (фирмы), ее конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности продукции и услуг предприятия с учетом особенностей организации и функционирования транспортно-промышленного комплекса. ОК-3
4 Ресурсы производственно-хозяйственной деятельности. Оцена капитала и нормирование основных производственных фондов и оборотных средств предприятий с учетом функционирования транспортно-промышленного комплекса. ОК-5
5 Трудовые ресурсы предприятия и показатели их использования. ОК-5
6 Себестоимость и цена продукции. Анализ, прогнозирование и управление издержками производства и ценами на продукцию. ОК-7
7 Доходы и прибыль предприятия (организации) ПК-11
8 Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. Изучение и выбор методов оценки экономической эффективности инновационных разработок и портфельных инвестиций. ПК-11

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 2   22
2 8 4   22
3 8 4   22
4 10 6   23
5 8 4   12
6 8 6   12
7 8 4   12
8 8 2   14
Итого 64 32   139
В т.ч. по интерактивным формам 64 32    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     204
2    
3 2  
4 2 2
5    
6    
7    
8 2 2
Итого 8 4   204
В т.ч. по интерактивным формам 8 4    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Предприятие - основное звено экономики. 2
Предприятие как агент рыночной экономики. Создание документов, необходимых для регистрации предприятий. 2
Целеполагание предприятия в различных экономических моделях и его влияние на стратегическое развитие экономического субъекта. 2
2 Принципы организации производства. 2
Организация производственной инфраструктуры. 2
Оранизационная структура управления предприятием. 2
Совершенствование механизма организации и управления педприятием. 2
3 Понятие товара. Классификация товаров (услуг). 2
Производственные мощности и эффективность их использования. 2
Качество и конкурентоспособность продукции. 2
Оптимизация объемов производства продукции с учетом стратегических задач и текущих тактических целей предприятия. 2
4 Имущество и капитал предприятия. 2
Основные фонды предприятия. 2
Виды стоимости, износ и амортизация основных фондов. 2
Нормирование основных производственных фондов. 2
Оборотные средства предприятия. 2
Семестр № 3
5 Кадровый потенциал предприятия (количественные и качественные показатели). 2
Планирование численности персонала. 2
Характеристика системы менеджмента персонала. 2
Формы и системы оплаты труда. 2
6 Расходы, затраты и издержки предприятия: понятие и виды. 2
Классификация расходов на производство и реализацию продукции. 2
Понятие и методы калькулирования себестоимости продукции. 2
Ценообразование и формирование ценовой политики предприятия. 2
7 Сущность прибыли и ее типология. 2
Безубыточность и максимизация прибыли предприятия. 2
Построение функциональной модели прибыли и безубыточности предприятия. 2
Распределение прибыли предприятия. 2
8 Инновационная деятельность предприятия. 2
Сущность, классификация, источники финансирования и функции инвестиций. 2
Оценка инвестиций с учетом средневзвешенной стоимости капитала. 2
Методика сравнения и оптимизация применения различных инвестиционных инструментов. 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 2
1 Целеполагание предприятия в различных экономических моделях и его влияние на стратегическое развитие экономического субъекта. 2
Заезд № 3
3 Оптимизация объемов производства продукции с учетом стратегических задач и текущих тактических целей предприятия. 2
4 Виды стоимости, износ и амортизация основных фондов. 2
Заезд № 4
8 Сущность, классификация, источники финансирования и функции инвестиций. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Не предусмотрено.


Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Формы общественной организации производства: общепредпринимательские принципы, функции, основные формы предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы предпринимательства» 2
2 Стратегия управления производством (устойчивости, маневренности, обновления, гибкости), структура и функции органов управления 2
Управление производством - решение задачи оптимизации производственной мощности 2
3 Решение задач повышения конкурентоспособности продукции и услуг предприятия 2
Решение задач оптимизации объемов производства продукции 2
4 Решение задач по определению состава и структуры ОПФ предприятия 2
Решение задач по определению измерителей выпуска продукции: товарная продукция, реализованная продукция, валовая продукция 2
Решение задач по определению амортизации и остаточной стоимости основных фондов 2
Семестр № 3
5 Управление кадрами на производстве.Переподготовка кадров и повышение квалификации. 2
Категории работающих и профессиональное деление. 2
6 Решение задач по определению затрат на производство продукции. 2
Решение задач по определению себестоимости продукции 2
Решение задач прогнозирования и управления издержками производства 2
7 Решение задач по определению доходов, расходов и прибыли организации 2
Решение задач по определению точек безубыточности и максимизации прибыли предприятия 2
8 Решение задач по определению экономической эффективности инвестиций 2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
4 Решение задач по определению амортизации и остаточной стоимости основных фондов 2
Курс № 2
8 Решение задач по определению экономической эффективности инвестиций 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Основы предпринимательской деятельности. Законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность. 22
2 Производственный цикл и его структура. Виды производственных циклов. 22
3 Товары и их классификация. Методы определения конкурентоспособности товара. 22
4 Виды производственной мощности.Определение производственной мощности предприятия. Нормирование оборотных средств предприятия. Показатели использования оборотных средств. 23
Семестр № 3
5 определение состава и квалификации персонала. Расчет потребности предприятия в кадрах. Определение уровня подготовки и квалификации кадров предприятия на основе оценки их компетенций. 12
6 Ценовые стратегии и методы установления рыночной цены. 12
7 Основы финансового анализа деятельности предпричтия. 12
8 Стуктура инвестиционного проекта. 14

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Основы предпринимательской деятельности. Законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность. 118
Предприятие - основное звено экономики
Предприятие как агент рыночной экономики. Создание документов, необходимых для регистрации предприятий
Формы общественной организации производства: общепредпринимательские принципы, функции, основные формы предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы предпринимательства»
2 Производственный цикл и его структура. Виды производственных циклов.
Принципы организации производства
Организация производственной инфраструктуры
Оранизационная структура управления предприятием
Совершенствование механизма организации и управления педприятием
Стратегия управления производством (устойчивости, маневренности, обновления, гибкости), структура и функции органов управления
Управление производством - решение задачи оптимизации производственной мощности
3 Товары и их классификация. Методы определения конкурентоспособности товара.
Понятие товара. Классификация товаров (услуг)
Производственные мощности и эффективность их использования
Качество и конкурентоспособность продукции
Решение задач повышения конкурентоспособности продукции и услуг предприятия
Решение задач оптимизации объемов производства продукции
4 Виды производственной мощности.Определение производственной мощности предприятия. Нормирование оборотных средств предприятия. Показатели использования оборотных средств.
Имущество и капитал предприятия
Основные фонды предприятия
Нормирование основных производственных фондов
Оборотные средства предприятия
Решение задач по определению состава и структуры ОПФ предприятия
Решение задач по определению измерителей выпуска продукции: товарная продукция, реализованная продукция, валовая продукция
5 определение состава и квалификации персонала. Расчет потребности предприятия в кадрах. Определение уровня подготовки и квалификации кадров предприятия на основе оценки их компетенций.
Кадровый потенциал предприятия (количественные и качественные показатели)
Планирование численности персонала
Характеристика системы менеджмента персонала
Формы и системы оплаты труда
Управление кадрами на производстве.Переподготовка кадров и повышение квалификации.
Категории работающих и профессиональное деление.
6 Ценовые стратегии и методы установления рыночной цены.
Расходы, затраты и издержки предприятия: понятие и виды
Классификация расходов на производство и реализацию продукции
Понятие и методы калькулирования себестоимости продукции
Ценообразование и формирование ценовой политики предприятия
Решение задач по определению затрат на производство продукции.
Решение задач по определению себестоимости продукции
Решение задач прогнозирования и управления издержками производства
Курс № 2
7 Основы финансового анализа деятельности предпричтия. 86
Сущность прибыли и ее типология
Безубыточность и максимизация прибыли предприятия
Построение функциональной модели прибыли и безубыточности предприятия
Распределение прибыли предприятия
Решение задач по определению доходов, расходов и прибыли организации
Решение задач по определению точек безубыточности и максимизации прибыли предприятия
8 Стуктура инвестиционного проекта.
Инновационная деятельность предприятия
Оценка инвестиций с учетом средневзвешенной стоимости капитала
Методика сравнения и оптимизация применения различных инвестиционных инструментов

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Калашников, И.А. Экономика организации (предприятия): учеб. - метод. пособие к практ. занятиям и самостоят. работе / И. А. Калашников, Е. В. Радченко; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2020. - 28 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Головачев, А. С. Экономика организации (предприятия) : учебное пособие / А. С. Головачев. — Минск : Вышэйшая школа, 2015. — 688 c. — ISBN 978-985-06-2456-7. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2 3
ОК-3 +  
ОК-5 + +
ОК-7   +
ПК-11 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-3 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-5 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-7 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-11 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1)Организационно-правовые формы предприятий: государственные, товарищества, общества 2)Создание и прекращение деятельности предприятия: кто принимает решение, Устав, регистрация 3)Понятие производственной мощности предприятия 4)Значение и содержание производственной программы предприятия 5)Стоимостные показатели производственной программы 6)Сущность и структура основных фондов предприятия 7)Амортизация основных фондов: сущность, норма амортизации 8)Амортизация основных фондов: сущность, норма амортизации 9)Показатели использования основных фондов 10)Пути улучшения использования основных фондов.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Организационно-правовые формы предприятий: государственные, товарищества, общества
2)Создание и прекращение деятельности предприятия: кто принимает решение, Устав, регистрация
3)Понятие производственной мощности предприятия
4)Значение и содержание производственной программы предприятия
5)Стоимостные показатели производственной программы
6)Сущность и структура основных фондов предприятия
9)Амортизация основных фондов: сущность, норма амортизации
10)Амортизация основных фондов: сущность, норма амортизации
11)Показатели использования основных фондов
12)Пути улучшения использования основных фондов
13)Источники воспроизводства основных фондов в условиях рыночных отношений: собственные, привлеченные, заемные
14)Понятие и структура оборотных средств предприятия: оборотные фонды, фонды обращения
15)Нормирование оборотных средств предприятия: нормируемые и ненормируемые, виды запасов
16)Определение норматива материальных запасов на складах предприятий
17)Показатели использования оборотных средств
18)Пути улучшения использования оборотных средств предприятия
19)Характеристика производственного процесса: основные и вспомогательные процессы, операции
20)Производственный цикл: продолжительность, факторы, влияющие на продолжительность цикла
21)Экономическая функция производственного цикла
22)Тип производства: массовое, серийное, единичное, смешанное
23)Производственная структура предприятия: основные и вспомогательные цеха, обслуживание хозяйства
24)Структура органов управления предприятия: линейное, линейно-штатное, функциональное, матричное
25)Функции органов управления предприятием: профессионально-отраслевые, структурно-пространственные

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Рассчитывать производственную мощность предприятия
2)Рассчитывать стоимостные показатели производственной программы
3)Рассчитывать показатели использования основных фондов
4)Определять нормативы материальных запасов на складах предприятий
5)Определять нормативы готовой продукции на складах предприятий
6)Определить нормативы незавершенного производства
7)Определить амортизационные отчисления линейным методом
8)Рассчитать величину реаализованной, товарной и валовой продукции
9) Определить среднегодовую стоимость ОПФ
10) Определять организационно-правовые формы предприятий
11) Осуществлять организационно-экономическую деятельность в области экономических, производственных и коммерческих процессов в организации (предприятии) любой формы собственности
12) Определять ключевые проблемы и оценку функционирования предприятия в конкретной хозяйственной ситуации
13) Обобщать разрозненные информационные потоки о функционировании предприятия
14) Формировать сводные аналитические материалы о функционировании предприятия
15) Анализировать экономические процессы, происходящие в организации и составлять обобщающие заключения
16) Определить первоначальную стоимость ОПФ
17) Определить остаточную стоимость ОПФ
18) Определить ликвидационную стоимость ОПФ
19) Определить утилизационную стоимость ОПФ
20) Определить рыночную стоимость ОПФ
21) Определить инвестиционную стоимость ОПФ
22) Определить стоимость замещения ОПФ
23) Определить амортизационные отчисления нелинейными методами
24) Определить амортизационные отчисления методом уменьшаемого остатка
25) Определить амортизационные отчисления по объему фактически произведенной продукции (выполненных работ

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Применения методики расчета и анализа стоимостных показателей производственной программы
2)Применения методов рассчета и анализа показателей использования основных фондов
3)Применения методики определения нормативов материальных запасов на складах предприятий
4)Применения методов расчета и анализа показателей использования оборотных средств
5)Применения методов расчета и анализа производительности труда
6)Применения методики анализа эффективности инвестиционных проектов
7) Расчета и анализа показателя товарная продукция организации (предприятия)
8) Расчета и анализа показателя валовая продукция организации (предприятия)
9) Расчета и анализа показателя реализованная продукция организации (предприятия)
10) Расчета и анализа показателя чистая продукция организации (предприятия)
11) Расчета и анализа показателя фондоотдача организации (предприятия)
12) Расчета и анализа показателя фондоёмкость организации (предприятия)
13) Расчета и анализа показателей состояния основных фондов
14) Расчета и анализа показателей состояния основных фондов: коэффициент износа и коэффициент годности
15) Расчета и анализа показателей состояния основных фондов: коэффициент обновления и коэффициент выбытия
16) Расчета и анализа показателя фондовооруженность организации (предприятия)
17) Расчета и анализа показателей движения основных фондов
18) Расчета и анализа показателя NPV инвестиционного проекта организации (предприятия)
19) Расчета и анализа показателя PI инвестиционного проекта организации (предприятия)
20) Расчета и анализа показателя IRR инвестиционного проекта организации (предприятия)
21) Расчета и анализа показателя MIRR инвестиционного проекта организации (предприятия)
22) Расчета и анализа показателя срок окупаемости инвестиционного проекта организации (предприятия)
23) Расчета и анализа показателя дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта организации (предприятия)
24) Расчета и анализа показателя коэффициент дисконтирования
25) Применения методики дисконтирования

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Понятие рабочего времени: время работы, время перерывов, основное, вспомогательное, подготовительно-заключительное, обслуживание рабочего места
2)Нормирование труда: виды норм времени, способы определения норм времени
3)Производительность труда: определение, способы расчета производительности труда, влияние на финансовые результаты
4)Методы расчета явочной численности работников
5)Тарифную систему оплаты труда: тарифно-квалификационный справочник, тарифные сети, тарифные ставки
6)Надтарифное стимулирование работников: доплаты и надбавки за условия труда, стимулирующие выплаты
7)Формы оплаты труда: сдельная, повременная, бестарифная
8)Методы расчета фонда оплаты труда: прямого счета, нормативный
9)Состав фонда заработной платы
10)Характеристики производственного процесса: основные и вспомогательные процессы, операции
11)Производственный цикл: продолжительность, факторы, влияющие на продолжительность цикла
12)Экономическую функцию производственного цикла
13)Типы производства: массовое, серийное, единичное, смешанное
14)Производственную структуру предприятия: основные и вспомогательные цеха, обслуживание хозяйства
15)Структуру органов управления предприятия: линейное, линейно-штатное, функциональное, матричное
16)Функции органов управления предприятием: профессионально-отраслевые, структурно-пространственные
17)Управленческий персонал: руководители, специалисты, вспомогательный персонал
18)Механизм управления предприятием
19)Функции и задачи планирования на предприятии
20)Стратегическое планирование на предприятии
21)Производственное планирование
22)Значение и виды бизнес-планов: производственный, инвестиционный, финансового оздоровления
23)Этапы разработки производственного бизнес-плана: разработка проекта, уточнение и утверждение
24)Разделы производственного бизнес- плана
25)Расчет безубыточности производства продукции

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитывать явочную численность работников
2) Рассчитывать фонд оплаты труда методом прямого счета
3) Определять точку безубыточности производства продукции
4) Рассчитывать себестоимость продукции
5) Рассчитывать выручку от реализации продукции
6) Рассчитывать издержки при производстве продукции
7) Рассчитывать чистую прибыль предприятия
8) Определять рентабельность продукции
9) Определять рентабельность производства
10) Определять налоговые выплаты предприятия
11) Рассчитывать списочную численность работников
12) Рассчитывать фонд оплаты труда нормативным методом
13) Определять множественные точки безубыточности производства продукции
14) Определять оптимальный объем производства продукции в целях максимизации прибыли
15) Определять оптимальный объем производства продукции в целях максимизации продаж
16) Определять оптимальный объем производства продукции в целях максимизации доли рынка предприятия
17) Рассчитывать себестоимость продукции нормативным методом
18) Рассчитывать себестоимость продукции попроцессным методом
19) Рассчитывать себестоимость продукции попередельным методом
20) Рассчитывать себестоимость продукции позаказным методом
21) Рассчитывать валовую прибыль предприятия
22) Рассчитывать экономическую прибыль предприятия
23) Рассчитывать маржинальную прибыль предприятия
24) Рассчитывать балансовую прибыль предприятия
25) Рассчитывать операционную прибыль предприятия

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой расчета и анализа показателей финансовой устойчивости организации.

2)Методами рассчета и анализа финансовых показателей деятельности предприятия.

3)Методикой определения структуры управления.

4)Методами расчета и анализа показателей эффективности работы предприятия.

5)Методами расчета и анализа производительности труда.

6)Методикой анализа эффективности инвестиционных проектов.

7)Методами расчета срока окупаемости инвестиций.

8) Анализа экономической сущности инвестиций.

9) Классификации показателей экономической эффективности инвестиций.

10) Классификации показателей бюджетной эффективности инвестиций.

11) Классификации показателей коммерческой эффективности инвестиций.

12) Анализа условий сопоставимости инвестиционных проектов.

13) Учета фактора времени при расчете экономической эффективности инвестиций.

14) Структурирования и содержания инвестиционного проекта.

15) Анализа функций финансов предприятия.

16) Анализа собственных финансовых ресурсов предприятия.

17) Анализа мобилизуемых на финансовом рынке финансовых ресурсов предприятия.

18) Анализа привеченных финансовых ресурсов предприятия.

19) Анализа финансовых ресурсов предприятия поступающих в порядке перераспределения.

20)Учета затрат по элементам затрат.

21)Учета затрат по статьям калькуляции.

22) Калькулирования себестоимости продукции.

23) Планирования прибыли.

24) Определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

25) Определения оптимального объема продукции предприятия.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-3 2 1, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 2 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 3 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 2 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия) : учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 291 c. — ISBN 978-5-394-03287-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия) : учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 347 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11583-3. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) : учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — Москва : Дашков и К, 2018. — 370 c. — ISBN 978-5-394-01688-2. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Магомедов, А. М. Экономика организаций торговли : учебник для вузов / А. М. Магомедов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05732-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Восколович, Н. А.  Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 324 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05345-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Смелик, Р. Г. Экономика предприятия (организации) : учебник / Р. Г. Смелик, Л. А. Левицкая. — Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. — 296 c. — ISBN 978-5-7779-1695-2. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
5 Экономика предприятия : учебник и практикум для вузов / под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 498 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05066-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Калашников И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономика организации (предприятия)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Ситарчук, Е.А. Экономика организации (предприятия): учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе для обучающихся направления подготовки экономика / Е.А. Ситарчук, И. А. Калашников; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 23 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 61941.