РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

25.06.2021 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД "Управление человеческими ресурсами"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.04.03 Управление персоналом

Программа академической магистратуры

Стратегическое управление персоналом

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2021 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Сорокина Оксана Геннадьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины ФТД "Управление человеческими ресурсами" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
ФТД_Управление ч р_М_38.04.03_во_3_ТОУП_п52018_60344.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Управление человеческими ресурсами".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные технологии управления персоналом в своей профессиональной деятельности

Умеет: применять современные технологии в своей профессиональной деятельности

Имеет навыки: применения и реализации современных технологий управления персоналом в профессиональной деятельности

ОПК-7 - владением современными технологиями управления персоналом и эффективной (успешной) реализацией их в своей профессиональной деятельности

Место дисциплины ФТД "Управление человеческими ресурсами" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку ФТД Образовательной программы.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Техника управления развитием персонала, кадровый консалтинг и аудит".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 1 зачетная единица (36 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 8
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 8 8 8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 18   18
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 18   18
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 36 9 36
Зачетные единицы (ЗЕТ) 1   1

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 1 зачетная единица (36 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 3 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 2 2 2
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 2 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 29   29
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 29   29
Контроль, всего и в т.ч. 4   4
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 4   4
Общая трудоемкость, часы 36 3 36
Зачетные единицы (ЗЕТ) 1    

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Формирование коллектива предприятия: мотивация, лидерство и делегирований полномочий ОПК-7
2 Стратегии управления человеческими ресурсами: проектирование и разработка ОПК-7
3 Современные технологии управления персоналом ОПК-7
4 Межкультурные отношения в управлении человеческими ресурсами. ОПК-7

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   2   4
2   2   4
3   2   6
4   2   4
Итого   8   18
В т.ч. по интерактивным формам   4    

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   2   29
2    
3    
4    
Итого   2   29
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Не предусмотрено.


Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Мотивация в работе с человеческими ресурсами. Лидерство и стиль руководства в управлении человеческими ресурсами 2
2 Кадровая политика и стратегия человеческими ресурсами. Кадровое планирование в организации 2
3 Технология и этапы управления персоналом организации. Основные технологии управления человеческими ресурсами. Оценка результатов деятельности персонала организации 2
4 Деловая культура. Вербальные и невербальные коммуникации 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Мотивация в работе с человеческими ресурсами. Лидерство и стиль руководства в управлении человеческими ресурсами 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Конфликты в коллективе. Понятие лидерства в коллективе лидера. Классификация теорий лидерства, их содержание. Проблемы делегирования полномочий. Формы власти и влияние в управлении персоналом 4
2 Система стратегического управления человеческими ресурсами. Стратегия управления. Реализация стратегии управления человеческими ресурсами. Типы кадровой политики и их характеристика. 4
3 Отбор, прием и наем персонала. Политика набора персонала. Внутренние и внешние источники привлечения персонала Подбор и расстановка персонала. Деловая оценка персонала. Специализация, профориентация и трудовая адаптация персонала. Оценка результатов деятельности персонала организации 6
4 Виды культур. Основные ценности. Способы общения и получения информации. Классификация деловых культур. Вербальные и невербальные коммуникации 4

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Конфликты в коллективе. Понятие лидерства в коллективе лидера. Классификация теорий лидерства, их содержание. Проблемы делегирования полномочий. Формы власти и влияние в управлении персоналом 29
2 Система стратегического управления человеческими ресурсами. Стратегия управления. Реализация стратегии управления человеческими ресурсами. Типы кадровой политики и их характеристика.
Кадровая политика и стратегия человеческими ресурсами. Кадровое планирование в организации
3 Отбор, прием и наем персонала. Политика набора персонала. Внутренние и внешние источники привлечения персонала Подбор и расстановка персонала. Деловая оценка персонала. Специализация, профориентация и трудовая адаптация персонала. Оценка результатов деятельности персонала организации
Технология и этапы управления персоналом организации. Основные технологии управления человеческими ресурсами. Оценка результатов деятельности персонала организации
4 Виды культур. Основные ценности. Способы общения и получения информации. Классификация деловых культур. Вербальные и невербальные коммуникации
Деловая культура. Вербальные и невербальные коммуникации

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Управление человеческими ресурсами: учеб.-метод. пособие для практ., контрол. и самостоят. работ / К. Ф. Айдинян, Т. А. Киященко, Л. П. Корницкая [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2019. - 75 с. - Библиогр.- Текст : электронный ЭБС РГУПС
2 Сорокина, О.Г. Управление человеческими ресурсами: учеб.-метод. пособие (модуль для дипломного проектир. и факультативного изучения) / О. Г. Сорокина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 71 с.: табл. - Библиогр. : 7 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-7 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

концепция управления человеческими ресурсами;;

планирование потребности в человеческих ресурсах;;

маркетинг человеческих ресурсов;;

деловая оценка работников (аттестация);;

корпоративные системы мотивации труда;;

корпоративная социальная ответственность бизнеса;;

профессиональное обучение работников на предприятии. Коучинг, наставничество;;

организационное поведение в системе УЧР;;

сравнительный анализ зарубежных моделей управления персоналом;;

человеческий фактор как решающий фактор в современной экономике;;

социокультурные аспекты управления персоналом;;

сущность и методы деловой оценки персонала;;

карьера работников организации: планирование и проблемы развития;;

роль руководителей в реализации стратегии и кадровой политики управления персоналом;.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Теории управления человеческими ресурсами.
2) Современные подходы к управлению человеческими ресурсами.
3) "Персонал" и "человеческие ресурсы": определение понятий, основные признаки.
4) Классификация персонала по категориям работников.
5) Система управления персоналом организации и ее основные функции.
6) Стратегия и политика управления человеческими ресурсами.
7) Понятия "стратегия управления человеческими ресурсами" и "политика управления человеческими ресурсами" организации.
8) Соотношение социальной и кадровой политики в стратегическом развитии компании.
9) Компетентностный подход к разработке требований к должности.
10) Понятия "компетенция" и "компетентность", виды компетенций.
11) Построение модели (карты) компетенций.
12) Направления изучения внешнего рынка труда.
13) Пути покрытия потребности организации в персонале.
14) Виды затрат по удовлетворению потребности в персонале.
15) Источники привлечения персонала в организацию.
16) Современные технологии набора персонала.
17) Психологическое тестирование: преимущества и недостатки.
18) Мотивация в работе с человеческими ресурсами.
19) Современные концепции развития персонала: корпоративный университет, управление знаниями.
20) Развитие теории кадрового менеджмента за рубежом
21) Оценка результатов труда персонала организации.
22) Лидерство, власть, влияние.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проранжировать трудовые ресурсы.
2) Сформировать трудовые ресурсы.
3) Проанализировать источники пополнения состава персонала.
4) Проранжировать персонал организации.
5) Пояснить основы формирования коллектива предприятия: мотивация, лидерство, делегирование полномочий.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проанализировать и описать функциональные обязанности сотрудников (должностные инструкции, карты компетенций).

2)Расчёт необходимой численности персонала и профессионально-квалифицированной структуры.

3) Охарактеризовать стратегии управления человеческими ресурсами (на примере).

4) Описать современные технологии управления персоналом.

5) Описать межкультурные отношения в управлении человеческими ресурсами (деловая культура на примере предприятия).


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2021. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дресвянников, В. А. Управление человеческими ресурсами : учебное пособие / В. А. Дресвянников, О. В. Лосева. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 170 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Исаева, О. М. Управление человеческими ресурсами : учебник и практикум для вузов / О. М. Исаева, Е. А. Припорова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 168 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06318-9. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Управление персоналом : учебное пособие / Г. И. Михайлина, Л. В. Матраева, Д. Л. Михайлин, А. В. Беляк ; под редакцией Г. И. Михайлиной. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 280 c. — ISBN 978-5-394-01749-0. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Моисеева, Е. Г. Управление персоналом. Современные методы и технологии : учебное пособие / Е. Г. Моисеева. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 139 c. — ISBN 978-5-4487-0039-2. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
3 Валеева, Е. О. Организационное поведение : учебное пособие / Е. О. Валеева. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 176 c. — ISBN 978-5-905916-88-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
4 Управление человеческими ресурсами : учебник для вузов / И. А. Максимцев [и др.] ; под редакцией И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 467 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-99951-8. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
5 Воронина, А.В. Профессиональное самоопределение и управление коллективом: учеб. пособие / А. В. Воронина, О. Г. Сорокина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 144 с.: табл. - Библиогр. : 48 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сорокина О.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Управление человеческими ресурсами". РГУПС. - Ростов н/Д, 2021. ЭИОС РГУПС
2 Сорокина, О.Г. Управление человеческими ресурсами: учеб.-метод. пособие (модуль для дипломного проектир. и факультативного изучения) / О. Г. Сорокина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2017. - 71 с.: табл. - Библиогр. : 7 назв..- Текст : электронный ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. И
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 60344.