РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Технология металлов"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Материаловедение на железнодорожном транспорте"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 2 Вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Кротов Владимир Николаевич, к.т.н., доц. Кармазина Людмила Алексеевна, к.т.н., доц. Бобриков Юрий Викторович, к.т.н., доц. Даровской Геннадий Викторович, д.т.н., проф. Кохановский Вадим Алексеевич, д.т.н., доц. Морозкин Игорь Сергеевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Материаловедение на железнодорожном транспорте" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Технология металлов".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Вовченко Арменак Владимирович, доцент кафедры "Технологии формообразования и художественная обработка материалов", ДГТУ .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Материаловедение н ж т_С_23.05.03_во_2_ТМ_п53761_53812.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Материаловедение на железнодорожном транспорте".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Материаловедение на железнодорожном транспорте" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Технология конструкционных материалов на железнодорожном транспорте";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы выбора материалов

Умеет: подбирать необходимые материалы и их свойства для проектируемых деталей машин и подвижного состава

Имеет навыки: оценки свойств конструкционных материалов

ОПК-12 - владением методами оценки свойств конструкционных материалов, способами подбора материалов для проектируемых деталей машин и подвижного состава

Место дисциплины 1С.Б "Материаловедение на железнодорожном транспорте" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Общий курс подвижного состава и железных дорог (Часть 1)", "Физика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 10   10
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 10   10
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка      
Контроль, всего и в т.ч. 84   84
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 84   84
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 16 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 8 8   8
Практические, семинары (Пр) 2 2 2  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 119   60 59
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 104   60 44
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 9     9
Общая трудоемкость, часы 144 16 66 78
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Строение металлов ОПК-12
2 Конструкционные материалы ОПК-12
3 Теория и технология термической обработки ОПК-12
4 Металлургическое производство ОПК-12

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   6  
2 6 8 6  
3 4 8 4  
4 2      
Итого 16 16 16  
В т.ч. по интерактивным формам     16  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   8 104
2    
3   2
4    
Итого 2 2 8 104
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Вводная часть. Атомно-кристаллическая структура: 1) Значение и задачи курса 2) Роль русских ученных в развитии материаловедения 3) Типы кристаллических ячеек 4) Аллотропия 5) Дефекты строения 6) Анизотропия 7) Формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации 8) Пластическая деформация 9) Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла 10) Механические свойства металлов и сплавов. 2
Основы теории сплавов: 1) Металлические сплавы 2) Взаимодействие компонентов в сплавах 3) Строение, кристаллизация и свойства сплавов 4) Термический анализ 5) Принципы построения диаграмм состояния 6) Типы диаграмм состояния 7) Диаграмма Fe - Fe3С, основные характеристики фаз и структур. 2
2 Железоуглеродистые сплавы: 1) Кристаллизация углеродистых сталей 2) Кристаллизация белых чугунов 3) Серые чугуны 4) Модифицированные чугуны 5) Легирование стали 6) Влияние легирующих элементов на изотермический распад и превращения при отпуске 7) Классификация и маркировка 8) Конструкционные и инструментальные легированные стали 9) Жаропрочные и износостойкие сплавы. 2
Цветные сплавы: 1) Сплавы на основе меди 2) Сплавы на основе алюминия 3) Сплавы на основе титана 4) Баббиты. 2
Неметаллические и композиционные материалы: 1) Пластмассы: строение и свойства 2) Основные виды пластмасс 3) Методы изготовления деталей из пластмасс 4) Назначение, строение и свойства резин 5) Методы получения и изготовления изделий из резин 6) Стекла и ситаллы 7) Строение и классификация композиционных материалов 8) Материалы с металлической матрицей 9) Волокнистые материалы 10) Дисперсно-упрочненные материалы 11) Материалы с неметаллической матрицей. 2
3 Теория термической обработки: 1) Назначение термической обработки 2) Виды термической обработки 3) Понятие критических точек 4) Режимы термической обработки. 2
Химико-термическая и термомеханическая обработка: 1) Поверхностная закалка 2) Теория химико-термической обработки 3) Цементация 4) Азотирование 5) Нитроцементация и цианирование 6) Диффузионная металлизация 7) Термомеханическая обработка 8) Поверхностное упрочнение металлов. 2
4 Черная и цветная металлургия: 1) Железные руды 2) Доменный процесс 3) Способы переработки чугуна 4) Электросталь 5) Разливка стали 6) Металлургия меди и алюминия. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 2
1 Основы теории сплавов: 1) Металлические сплавы 2) Взаимодействие компонентов в сплавах 3) Строение, кристаллизация и свойства сплавов 4) Термический анализ 5) Принципы построения диаграмм состояния 6) Типы диаграмм состояния 7) Диаграмма Fe - Fe3С, основные характеристики фаз и структур. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Макроструктурный анализ металлов и сплавов 2
Микроскопический анализ металлов и сплавов 2
Методы определения твердости металлов 2
2 Микроструктура углеродистых сталей в равновесном (отожженном) состоянии 2
Микроструктура чугунов 2
Микроструктура цветных антифрикционных сплавов 2
3 Термическая обработка стали. Закалка 2
Термическая обработка стали. Закалка 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Макроструктурный анализ металлов и сплавов 8
Микроскопический анализ металлов и сплавов
Методы определения твердости металлов
2 Микроструктура углеродистых сталей в равновесном (отожженном) состоянии
Микроструктура чугунов
Микроструктура цветных антифрикционных сплавов
3 Термическая обработка стали. Закалка
Термическая обработка стали. Закалка

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
2 Механические характеристики металлов и сплавов. Часть 1. 2
Механические характеристики металлов и сплавов. Часть 2. 2
Характеристики сплавов, используемых в технике. Часть 1. 2
Характеристики сплавов, используемых в технике. Часть 2. 2
3 Выбор метода упрочняющей обработки деталей.Часть 1. 2
Выбор метода упрочняющей обработки деталей. Часть 2. 2
Практика термической обработки стали. Часть 1. 2
Практика термической обработки стали. Часть 2. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
3 Выбор метода упрочняющей обработки деталей.Часть 1. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Вводная часть. Атомно-кристаллическая структура: 1) Значение и задачи курса 2) Роль русских ученных в развитии материаловедения 3) Типы кристаллических ячеек 4) Аллотропия 5) Дефекты строения 6) Анизотропия 7) Формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации 8) Пластическая деформация 9) Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла 10) Механические свойства металлов и сплавов 104
2 Железоуглеродистые сплавы: 1) Кристаллизация углеродистых сталей 2) Кристаллизация белых чугунов 3) Серые чугуны 4) Модифицированные чугуны 5) Легирование стали 6) Влияние легирующих элементов на изотермический распад и превращения при отпуске 7) Классификация и маркировка 8) Конструкционные и инструментальные легированные стали 9) Жаропрочные и износостойкие сплавы
Цветные сплавы: 1) Сплавы на основе меди 2) Сплавы на основе алюминия 3) Сплавы на основе титана 4) Баббиты
Неметаллические и композиционные материалы: 1) Пластмассы: строение и свойства 2) Основные виды пластмасс 3) Методы изготовления деталей из пластмасс 4) Назначение, строение и свойства резин 5) Методы получения и изготовления изделий из резин 6) Стекла и ситаллы 7) Строение и классификация композиционных материалов 8) Материалы с металлической матрицей 9) Волокнистые материалы 10) Дисперсно-упрочненные материалы 11) Материалы с неметаллической матрицей
Механические характеристики металлов и сплавов. Часть 1.
Механические характеристики металлов и сплавов. Часть 2.
Характеристики сплавов, используемых в технике. Часть 1.
Характеристики сплавов, используемых в технике. Часть 2.
3 Теория термической обработки: 1) Назначение термической обработки 2) Виды термической обработки 3) Понятие критических точек 4) Режимы термической обработки
Химико-термическая и термомеханическая обработка: 1) Поверхностная закалка 2) Теория химико-термической обработки 3) Цементация 4) Азотирование 5) Нитроцементация и цианирование 6) Диффузионная металлизация 7) Термомеханическая обработка 8) Поверхностное упрочнение металлов
Выбор метода упрочняющей обработки деталей. Часть 2.
Практика термической обработки стали. Часть 1.
Практика термической обработки стали. Часть 2.
4 Черная и цветная металлургия: 1) Железные руды 2) Доменный процесс 3) Способы переработки чугуна 4) Электросталь 5) Разливка стали 6) Металлургия меди и алюминия

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кармазина, Л.А. Материаловедение на железнодорожном транспорте : учебно-методическое пособие к практическим занятиям и расчетно-графической работе / Л.А. Кармазина, В.Н. Кротов, И.С. Морозкин; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 38 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-12 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

термическая обработка колеса грузового вагона;

термическая обработка колеса пассажирского вагона;

термическая обработка корпуса автосцепки;

термическая обработка корпуса поглощающего аппарата;

термическая обработка корпуса буксы;

термическая обработка витой пружины;

термическая обработка листовой рессоры;

термическая обработка элементов каркаса кузова вагона;

термическая обработка валика тормозной передачи;

термическая обработка вала привода подвагонного генератора;

термическая обработка оси колесной пары;

термическая обработка пружины буферного комплекта.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Атомно-кристаллическую структуру металлов.
2) Реальное строение металлических кристаллов.
3) Полиморфные превращения в металлах.
4) Кристаллизацию металлов.
5) Понятие компонента, фазы.
6) Виды взаимодействий компонентов в сплавах.
7) Диаграмму состояния для сплавов, образующих механические смеси компонентов (1 типа).
8) Диаграмму состояния сплавов с неограниченной растворимостью компонентов в твердом состоянии (2 типа).
9) Диаграмму состояния сплавов с ограниченной взаимной растворимостью в твердом состоянии (3 типа), случай эвтектики.
10) Диаграмму состояния сплавов с ограниченной взаимной растворимостью в твердом состоянии (3 типа), случай перитектики.
11) Диаграмму состояния для сплавов, компоненты которых образуют стойкие химические соединения (4 типа).
12) Диаграмму состояния для сплавов, компоненты которых образуют нестойкие химические соединения (4 типа).
13) Вторичную кристаллизацию в сплавах.
14) Ликвацию в сплавах. Виды и методы борьбы.
15) Механические свойства металлов. Методы определения.
16) Компоненты и фазы в системе «железо – углерод» и их характеристику.
17) Кристаллизацию мягких доэвтектоидных сталей. Понятие о старении стали.
18) Кристаллизацию доэвтектоидных сталей.
19) Кристаллизацию эвтектоидной стали.
20) Кристаллизацию заэвтектоидных сталей.
21) Кристаллизацию доэвтектического белого чугуна.
22) Кристаллизацию заэвтектического белого чугуна.
23) Серый, ковкий, высокопрочный чугуны. Структуру и свойства.
24) Термическую обработку. Основные понятия, виды термической обработки.
25) Превращения в стали при нагреве.
26) Рост аустенитного зерна. Перегрев и пережог стали.
27) Изотермический распад аустенита при охлаждении.
28) Диаграмму изотермического превращения аустенита. Строение и свойства продуктов распада.
29) Превращение аустенита при непрерывном охлаждении. Критическая скорость закалки.
30) Особенности изотермического распада аустенита доэвтектоидных (заэвтектоидных) сталей.
31) Мартенситное превращение. Способы закалки.
32) Закалку стали. Выбор температуры нагрева и скорости охлаждения.
33) Превращения в закаленных сталях при нагреве. Отпуск стали.
34) Отжиг. Назначение и виды.
35) Наклеп и рекристаллизацию.
36) Прокаливаемость. Методы оценки.
37) Цементацию.
38) Азотирование.
39) Цианирование и нитроцементацию.
40) Диффузионную металлизацию.
41) Методы поверхностного упрочнения.
42) Термомеханическую обработку.
43) Влияние углерода и нормальных примесей на свойства стали.
44) Легирующие элементы в стали.
45) Влияние легирующих элементов на изотермический распад аустенита.
46) Классификацию и маркировку углеродистых сталей.
47) Классификацию и маркировку легированных сталей.
48) Конструкционные легированные стали.
49) Инструментальные легированные стали.
50) Быстрорежущие стали.
51) Стали и сплавы с особыми свойствами.
52) Металлокерамические (инструментальные порошковые твердые) сплавы.
53) Медь и ее сплавы.
54) Алюминий и его сплавы.
55) Титан и его сплавы.
56) Антифрикционные сплавы. Баббиты.
57) Полимерные синтетические материалы.
58) Пластмассы.
59) Основные конструкционные материалы и требования к ним.
60) Свойства конструкционных металлов и металлических сплавов. Понятие технологичности материала.
61) Структуру металлургического производства.
62) Материалы для металлургического производства металлов и сплавов.
63) Виды топлива, применяемого в металлургии.
64) Производство чугуна: материалы, плавильные агрегаты, сущность металлургического процесса.
65) Понятие «шихты». Методы расчета шихты. Состав шихты для производства чугуна.
66) Методику аналитического расчета шихты для производства чугуна.
67) Устройство доменной печи.
68) Работу доменной печи и продукцию доменного производства.
69) Металлургию производства стали.
70) Плавильные агрегаты для производства стали.
71) Технологию производства меди.
72) Технологию производства алюминия.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Различать типы элементарных кристаллических ячеек.
2) Различать дефекты кристаллической решетки.
3) Построить кривую охлаждения для сплава, содержащего ………% углерода. Описать структурные и фазовые превращения при медленном охлаждении из жидкого состояния.
4) По диаграмме «железо – цементит» определить для сплава с ………% углерода количество, состав фаз и их процентное соотношение при температуре ………
5) Назначить режим термической обработки (указывается деталь), изготовленной из стали (указывается марка), если ее твердость должна быть ………НRC.
6) Выбрать марку стали для изделия и назначить режим термической обработки.
7) Указать состав и назначение сплава по его марке.
8) Уметь пользоваться литературными источниками по дисциплине.
9) Использовать ГОСТы и ТУ при выборе углеродистых и легированных сталей, чугунов, силуминов, дюралюминов, латуней и бронз для изготовления типовых машиностроительных деталей.
10) Использовать справочники термиста для выбора режимов термической обработки сталей и цветных сплавов, обеспечивающих заданные свойства материала.
11) Определять тип, состав и назначение конструкционного материала по его маркировке.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методиками расчета режимов термообработки деталей машин.

2) Методикой анализа диаграмм состояния двухкомпонентных систем.

3) Методикой выбора вида термической обработки стали для обеспечения требуемого уровня механических свойств.

4) Методикой выбора металлов и сплавов необходимого функционального назначения.

5) Методикой выбора оптимального технологического метода изготовления и ремонта изделий из заданного материала.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 2 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Солнцев, Ю. П. Материаловедение : учебник для вузов / Ю. П. Солнцев, Е. И. Пряхин. — Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. — 783 c. — ISBN 978-5-93808-294-6. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Власова И.Л. Материаловедение: учеб. пособие. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016 — 129 с. УМЦ ЖДТ
2 Материаловедение и технология конструкционных материалов для железнодорожной техники: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / Н.Н. Воронин, Д.Г. Евсеев, В.В. Засыпкин и др.; Под ред. Н.Н. Воронина. — М.: Маршрут, 2004. — 456 с. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кротов В.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Материаловедение на железнодорожном транспорте". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Кармазина, Л.А. Материаловедение на железнодорожном транспорте : учебно-методическое пособие к практическим занятиям и расчетно-графической работе / Л.А. Кармазина, В.Н. Кротов, И.С. Морозкин; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 38 с. ЭБС РГУПС
3 Кротов, В.Н. Материаловедение на железнодорожном транспорте : учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.Н. Кротов, И.С. Морозкин, Л.А. Кармазина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 62 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование;

Технологическое оборудование;

Образец техники.

Коллекция темплетов (макрошлифов) и изломов деталей машин (более 100 ед.).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53812.