РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Технология металлов"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Материаловедение и технология конструкционных материалов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Кротов Владимир Николаевич, к.т.н., доц. Бобриков Юрий Викторович, к.т.н., доц. Кармазина Людмила Алексеевна, к.т.н., доц. Даровской Геннадий Викторович, д.т.н., проф. Кохановский Вадим Алексеевич, д.т.н., доц. Морозкин Игорь Сергеевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Материаловедение и технология конструкционных материалов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Технология металлов".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Вовченко Арменак Владимирович, доцент кафедры "Технологии формообразования и художественная обработка материалов", ДГТУ .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Материаловедение и т к м_Б_15.03.03_во_34_ТМ_п47486_55404.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Материаловедение и технология конструкционных материалов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Материаловедение и технология конструкционных материалов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Динамика и прочность машин", "Механика контактного взаимодействия и разрушений";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: принципы использования природных ресурсов, энергии и материалов; физико-механические характеристики материалов и методы их определения

Умеет: конструировать элементы машин и конструкций с учетом обеспечения прочности,устойчивости и долговечности

Имеет навыки: навыками выбора материалов по критериям прочности, долговечности, износостойкости; основными принципами исследования кристаллической структуры вещества

ОПК-4 - способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности

Комментарии кафедры:

Компетенции формируются в части, касающейся технологии использования материалов при проектировании машин и конструкций.


Место дисциплины 1Б.Б "Материаловедение и технология конструкционных материалов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Физика", "Химия", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 103 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7 6 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 68   18 50
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 25     25
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 43   18 25
Контроль, всего и в т.ч. 45   36 9
Экзамен (Экз) 36   36  
Зачет (За) 9     9
Общая трудоемкость, часы 216 103 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Строение металлов, диффузионные процессы в металле ОПК-4
2 Конструкционные материалы ОПК-4
3 Теория и технология термической обработки ОПК-4
4 Металлургическое производство ОПК-4
5 Литейное производство ОПК-4
6 Обработка металлов давлением (ОМД) ОПК-4
7 Сварочное производство ОПК-4
8 Обработка металлов резанием (ОМР) ОПК-4

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   6  
2 6 8 6 4
3 4 8 4 4
4 2     10
5 4   4  
6 4   2 10
7 4   6 10
8 4 16 4 5
Итого 32 32 32 43
В т.ч. по интерактивным формам 12 16 14  

Лекционные занятия

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Вводная часть. Атомно-кристаллическая структура: 1) Значение и задачи курса 2) Роль русских ученных в развитии материаловедения 3) Типы кристаллических ячеек 4) Аллотропия 5) Дефекты строения 6) Анизотропия 7) Формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации 8) Пластическая деформация 9) Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла 10) Механические свойства металлов и сплавов. 2
Основы теории сплавов: 1) Металлические сплавы 2) Взаимодействие компонентов в сплавах 3) Строение, кристаллизация и свойства сплавов 4) Термический анализ 5) Принципы построения диаграмм состояния 6) Типы диаграмм состояния 7) Правило фаз 8) Правило отрезков 9) Закон Курнакова. 2
2 Железоуглеродистые сплавы: 1) Диаграмма состояния "железо-цементит" 2) Основные характеристики фаз и структурных составляющих 3) Кристаллизация углеродистых сталей 4) Кристаллизация белых чугунов 5) Серые чугуны 6) Модифицированные чугуны. 2
Цветные сплавы: 1) Сплавы на основе меди 2) Сплавы на основе алюминия 3) Сплавы на основе титана 4) Баббиты. 2
Неметаллические и композиционные материалы: 1) Пластмассы: строение и свойства 2) Основные виды пластмасс 3) Методы изготовления деталей из пластмасс 4) Назначение, строение и свойства резин 5) Методы получения и изготовления изделий из резин 6) Стекла и ситаллы 7) Композиционные материалы. 2
3 Теория термической обработки: 1) Назначение термической обработки 2) Виды термической обработки 3) Понятие критических точек 4) Режимы термической обработки. 2
Термическая обработка сталей: 1) Превращения при нагреве сталей 2) Перегрев и пережог 3) Кинетика превращения аустенита 4) Изотермический распад 5) Понятие о критической скорости охлаждения 6) Прокаливаемость стали 7) Превращения при нагреве закаленной стали 8) Отпуск стали 9) Отжиг и нормализация 10) Термомеханическая обработка 11) Поверхностное упрочнение металлов 12) Химико-термическая обработка. 2
4 Черная и цветная металлургия: 1) Железные руды 2) Доменный процесс 3) Способы переработки чугуна 4) Электросталь 5) Разливка стали 6) Руды цветных металлов 7) Производство меди 8) Производство алюминия 9) Производство титана 10) Производство магния. 2
Семестр № 4
5 Литье в песчано-глинистые формы: 1) Способы формовки 2) Комплект модельно-опочной оснастки 3) Технология формовки в парных опоках 4) Формовочные смеси 5) Стержневые смеси. 2
Литейные сплавы: 1) Требования к литейным сплавам 2) Серый чугун 3) Стальное литье 4) Цветные литейные сплавы. 2
6 Основные понятия и закономерности ОМД: 1) Виды деформации 2) Наклеп и рекристализация 3) Нагрев при ОМД 4) Виды ОМД. 2
Прокатное производство: 1) Виды прокатки 2) Прокатные станы 3) Сортамент проката. 2
7 Классификация методов сварки: 1) Термические методы 2) Термомеханические методы 3) Механические методы. 2
Электродуговая сварка: 1) Ручная дуговая сварка 2) Автоматическая сварка под флюсом 3) Сварка в углекислом газе 4) Аргоно-дуговая сварка 5) Сварка порошковой проволокой. 2
8 Основные понятия и закономерности ОМР: 1) Виды движений 2) Силы резания 3) Тепловые процессы при ОМР 4) Инструмент. 2
Виды ОМР, металлорежущие станки: 1) Классификация металлорежущих операций и станков 2) Станки с ЧПУ 3) Станки типа "обрабатывающий центр". 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Макроструктурный анализ металлов и сплавов 2
Микроскопический анализ металлов и сплавов 2
Методы определения твердости металлов 2
2 Микроструктура углеродистых сталей в равновесном (отожженном) состоянии 2
Микроструктура чугунов 2
Микроструктура цветных антифрикционных сплавов 2
3 Термическая обработка стали. Закалка 2
Термическая обработка стали. Отпуск 2
Семестр № 4
5 Расчет шихты 2
Влияние химического состава и скорости ох-лаждения на структуру и свойства чугунов 2
6 Влияние холодной пластической деформации и температуры рекристаллизации на структуру и свойства стали марки 10 2
7 Исследование технологических характеристик электродов для ручной дуговой сварки 2
Механизированные способы сварки 2
Технологические свойства порошковых проволок для наплавки 2
8 Геометрия токарного проходного резца 2
Устройство токарного станка с ЧПУ 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
2 Механические характеристики металлов и сплавов. Часть 1. 2
Механические характеристики металлов и сплавов. Часть 2. 2
Характеристики сплавов, используемых в технике. Часть 1. 2
Характеристики сплавов, используемых в технике. Часть 2. 2
3 Выбор метода упрочняющей обработки деталей. Часть 1. 2
Выбор метода упрочняющей обработки деталей. Часть 2. 2
Практика термической обработки стали. Часть 1. 2
Практика термической обработки стали. Часть 2. 2
Семестр № 4
8 Выбор заготовки 2
Расчет режимов резания. Часть 1. 2
Расчет режимов резания. Часть 2. 2
Расчет режимов резания. Часть 3. 2
Определение основных параметров точения. Часть 1. 2
Определение основных параметров точения. Часть 2. 2
Точность обработки деталей машин. Часть 1. 2
Точность обработки деталей машин. Часть 2. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
2 Стали повышенной и высокой обрабатываемости резанием 2
Коррозионностойкие и износостойкие стали 2
3 Экологическая безопасность при термической и химико-термической обработке сталей 2
Дефекты, возникающие при термообработке сталей 2
4 Цветная металлургия 10
Семестр № 4
6 Другие виды ОМД 10
7 Другие способы сварки 10
8 Методы физической обработки поверхности изделий 1
Методы химической и электрохимической обработки поверхности изделий 1
Инструментальные материалы 3

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бобриков, Ю.В. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учебно-методическое пособие к практическим занятиям, расчетно-графической и курсовой работе / Ю.В. Бобриков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 31 с. ЭБС РГУПС
2 Кудряков, О.В. Материаловедение : учебно-методическое пособие к практическим занятиям и расчетно-графической работе / О.В. Кудряков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 38 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-4 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

разработка технологического процесса изготовления шестерни;

разработка технологического процесса изготовления фланца;

разработка технологического процесса изготовления втулки;

разработка технологического процесса изготовления обоймы подшипника;

разработка технологического процесса изготовления ступицы редуктора;

разработка технологического процесса изготовления шестерни редуктора;

разработка технологического процесса изготовления зубчатого колеса;

разработка технологического процесса изготовления крышки редуктора;

разработка технологического процесса изготовления корпуса подшипника;

разработка технологического процесса изготовления ведущего шкива;

разработка технологического процесса изготовления кронштейна;

разработка технологического процесса изготовления ступицы колеса.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Атомно-кристаллическую структуру металлов.
2) Реальное строение металлических кристаллов.
3) Полиморфные превращения в металлах.
4) Кристаллизация металлов.
5) Понятие компонента, фазы.
6) Виды взаимодействия компонентов в сплавах.
7) Диаграмма состояния для сплавов, образующих механические смеси компонентов (1 типа).
8) Диаграмма состояния сплавов с неограниченной растворимостью компонентов в твердом состоянии (2 типа).
9) Диаграмма состояния сплавов с ограниченной взаимной растворимостью в твердом состоянии (3 типа), случай эвтектики.
10) Диаграмма состояния сплавов с ограниченной взаимной растворимостью в твердом состоянии (3 типа), случай перитектики.
11) Диаграмма состояния для сплавов, компоненты которых образуют стойкие химические соединения (4 типа).
12) Диаграмма состояния для сплавов, компоненты которых образуют нестойкие химические соединения (4 типа).
13) Вторичная кристаллизация в сплавах.
14) Ликвация в сплавах. Виды и методы борьбы.
15) Механические свойства металлов. Методы определения.
16) Компоненты и фазы в системе «железо – углерод» и их характеристика.
17) Кристаллизация мягких доэвтектоидных сталей. Понятие о старении стали
18) Кристаллизация доэвтектоидных сталей
19) Кристаллизация эвтектоидной стали.
20) Кристаллизация заэвтектоидных сталей
21) Кристаллизация доэвтектического белого чугуна.
22) Кристаллизация заэвтектического белого чугуна.
23) Серый, ковкий, высокопрочный чугуны. Структура и свойства.
24) Термическая обработка. Основные понятия, виды термической обработки.
25) Превращения в стали при нагреве.
26) Рост аустенитного зерна. Перегрев и пережог стали.
27) Изотермический распад аустенита при охлаждении.
28) Диаграмма изотермического превращения аустенита. Строение и свойства продуктов распада.
29) Превращение аустенита при непрерывном охлаждении. Критическая скорость закалки.
30) Особенности изотермического распада аустенита доэвтектоидных (заэвтектоидных) сталей.
31) Мартенситное превращение. Способы закалки.
32) Закалка стали. Выбор температуры нагрева и скорости охлаждения.
33) Превращения в закаленных сталях при нагреве. Отпуск стали.
34) Отжиг. Назначение и виды.
35) Наклеп и рекристаллизация.
36) Прокаливаемость. Методы оценки.
37) Цементация.
38) Азотирование.
39) Цианирование и нитроцементация.
40) Диффузионная металлизация.
41) Методы поверхностного упрочнения.
42) Термомеханическая обработка.
43) Влияние углерода и нормальных примесей на свойства стали.
44) Легирующие элементы в стали.
45) Влияние легирующих элементов на изотермический распад аустенита
46) Классификация и маркировка углеродистых сталей.
47) Классификация и маркировка легированных сталей.
48) Конструкционные легированные стали
49) Инструментальные легированные стали
50) Быстрорежущие стали.
51) Стали и сплавы с особыми свойствами.
52) Металлокерамические (инструментальные порошковые твердые) сплавы.
53) Медь и ее сплавы.
54) Алюминий и его сплавы.
55) Титан и его сплавы.
56) Антифрикционные сплавы. Баббиты.
57) Полимерные синтетические материалы.
58) Пластмассы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Различать типы элементарных кристаллических ячеек.
2) Различать дефекты кристаллической решетки.
3) Построить кривую охлаждения для сплава, содержащего ………% углерода. Описать структурные и фазовые превращения при медленном охлаждении из жидкого состояния.
4) По диаграмме «железо – цементит» определить для сплава с ………% углерода количество, состав фаз и их процентное соотношение при температуре ………
5) Назначить режим термической обработки (указывается деталь), изготовленной из стали (указывается марка), если ее твердость должна быть ………НRC.
6) Выбрать марку стали для детали и назначить режим термической обработки.
7) Указать состав и назначение сплава по его марке.
8) Уметь пользоваться литературными источниками по дисциплине.
9) Использовать ГОСТы и ТУ при выборе углеродистых и легированных сталей, чугунов, силуминов, дюралюминов, латуней и бронз для изготовления типовых машиностроительных деталей.
10) Использовать справочники термиста для выбора режимов термической обработки сталей и цветных сплавов, обеспечивающих заданные свойства материала.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методиками расчета режимов термообработки деталей машин
2) Методикой анализа диаграмм состояния двухкомпонентных систем;
3) Методикой выбора вида термической обработки стали для обеспечения требуемого уровня механических свойств

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные конструкционные материалы и требования к ним.
2) Свойства конструкционных металлов и металлических сплавов. Понятие технологичности материала.
3) Структуру металлургического производства.
4) Материалы для металлургического производства металлов и сплавов.
5) Виды топлива, применяемого в металлургии.
6) Производство чугуна: материалы, плавильные агрегаты, сущность металлургического процесса.
7) Понятие «шихты». Методы расчета шихты. Состав шихты для производства чугуна.
8) Методику аналитического расчета шихты для производства чугуна.
9) Устройство доменной печи.
10) Работу доменной печи и продукцию доменного производства.
11) Металлургию производства стали.
12) Плавильные агрегаты для производства стали.
13) Технологию производства меди.
14) Технологию производства алюминия.
15) Комплект модельно-опочной оснастки.
16) Формовочные и стержневые смеси.
17) Литейные сплавы. Основные литейные свойства металлов и сплавов.
18) Физико-химическое взаимодействие формы с расплавом.
19) Литейную форму и её основные элементы.
20) Технологический цикл получения отливок в песчано-глинистых формах.
21) Влияние химического состава на структуру и свойства отливок из серого чугуна.
22) Влияние скорости охлаждения на структуру и свойства отливок из серого чугуна.
23) Сущность, технологию и области применения литья по выплавляемым моделям.
24) Сущность, технологию и области применения литья в оболочковые формы.
25) Сущность, технологию и области применения литья в металлические формы.
26) Сущность, технологию и области применения центробежного литья.
27) Физические основы ОМД. Упругую и пластическую деформации. Влияние условий деформации на процесс ОМД.
28) Холодную и горячую деформации. Свойства горяче- и холоднодеформированного металла.
29) Горячую обработку металлов давлением. Свойства горячедеформированного металла.
30) Холодную обработку металлов давлением.
31) Влияние холодной пластической деформации на свойства низкоуглеродистой стали.
32) Законы ОМД и основные технологические её виды.
33) Классификацию процессов ОМД по типу формообразования.
34) Прокатное производство: схемы и условия деформирования, типы валков, продукцию прокатного производства.
35) Оборудование прокатного производства.
36) Прессование: схемы, прессуемые материалы, оборудование, преимущества и недостатки, продукцию прессового производства.
37) Волочение. Особенности процесса, применяемое оборудование.
38) Ковку. Сущность процесса и оборудование, применяемое при ковке.
39) Основные технологические операции процесса ковки.
40) Горячую объемную штамповку. Оборудование и технологическую оснастку.
41) Технологический процесс горячей объемной штамповки.
42) Методику и этапы разработки чертежа поковки для горячей объемной штамповки.
43) Листовую штамповку. Сущность процесса, штампуемые материалы и виды разделительных операций.
44) Основные формоизменяющие операции листовой штамповки.
45) Физические основы получения сварного соединения. Металлургию сварочной ванны.
46) Понятие о свариваемости металлов.
47) Понятие технологичности сварных соединений.
48) Классификацию видов сварки.
49) Электродуговую сварку. Её разновидности и особенности физико-химических процессов.
50) Сварочную электрическую дугу. Её особенности и характеристики.
51) Ручную дуговую сварку.
52) Электроды для ручной дуговой сварки.
53) Автоматическую сварку под флюсом.
54) Назначение и классификацию сварочных флюсов.
55) Геометрические параметры сварного шва и их расчет.
56) Электродуговую сварку в среде защитных газов.
57) Лучевые способы сварки.
58) Газовую сварку металлов.
59) Контактную сварку. Её разновидности, оборудование и области применения.
60) Контактную сварку. Особенности физико-химических и электромеханических процессов.
61) Дефекты сварных соединений. Способы их предотвращения.
62) Классификацию технологических методов обработки заготовок резанием.
63) Классификацию и маркировку металлорежущих станков.
64) Виды движений рабочих органов металлорежущих станков.
65) Металлорежущий инструмент. Износ и стойкость инструмента.
66) Физические явления при контакте лезвийного инструмента с заготовкой.
67) Понятие обрабатываемости. Классификацию материалов по их обрабатываемости резанием.
68) Токарную обработку. Общее устройство токарного станка.
69) Токарную обработку. Оборудование, инструмент, технологическую схему и режим резания при токарной обработке точением.
70) Токарные резцы. Классификацию резцов по виду обрабатываемой поверхности.
71) Конструкцию и геометрические характеристики токарного проходного резца.
72) Сверление. Оборудование, инструмент, технологическую схему и режим резания.
73) Фрезерование. Оборудование, инструмент, технологическую схему и режим резания.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять тип, состав и назначение конструкционного материала по его маркировке.
2) Использовать понятие "технологичности" для рационального выбора конструкционных материалов и технологии их обработки:
- в области литейного производства (комплекс литейных свойств);
- ОМД (деформируемость);
- сварки (свариваемость);
- механической обработки (обрабатываемость).
3) Подбирать формовочные, футеровочные, сварочные и инструментальные материалы для соответствующих технологий производства заготовок и деталей.
4) Анализировать заготовки и детали для проектирования технологической оснастки, составления технологических и операционных карт их изготовления.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методикой выбора металлов и сплавов необходимого функционального назначения.

2) Методикой выбора оптимального технологического метода изготовления и ремонта изделий из заданного материала.

3) Методикой назначения оптимальной последовательности операций получения заготовки и изделия в рамках заданного технологического метода.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 3 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Солнцев, Ю. П. Материаловедение : учебник для вузов / Ю. П. Солнцев, Е. И. Пряхин. — Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. — 783 c. — ISBN 978-5-93808-294-6. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Буслаева, Е. М. Материаловедение : учебное пособие / Е. М. Буслаева. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 149 c. — ISBN 978-5-4486-0420-1. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Журнал "Железнодорожный транспорт", 2015-2018 ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кротов В.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Материаловедение и технология конструкционных материалов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Кротов, В.Н. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.Н. Кротов, И.С. Морозкин, Л.А. Кармазина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 62 с. ЭБС РГУПС
3 Кудряков, О.В. Технология конструкционных материалов : учебно-методическое пособие к лабораторным работам / О.В. Кудряков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 50 с. ЭБС РГУПС
4 Кудряков, О.В. Материаловедение : учебно-методическое пособие к практическим занятиям и расчетно-графической работе / О.В. Кудряков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 38 с. ЭБС РГУПС
5 Бобриков, Ю.В. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учебно-методическое пособие к практическим занятиям, расчетно-графической и курсовой работе / Ю.В. Бобриков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 31 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование;

Технологическое оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55404.