РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Управление индустрией туризма" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1Б.О "Организация доступной среды на транспорте" |
||
по Учебному плану |
||
подготовки специалистов по специальности |
||
23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
||
Профильная направленность |
||
Управление техническим состоянием железнодорожного пути |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++ |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель к.п.н., доц. Задорожная Оксана Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Организация доступной среды на транспорте" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Управление индустрией туризма".
Зябко Сергей Викторович, Генеральный директор, ООО "Гольфстрим - Тур".
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Организация д с н т_С_23.05.06_во_7_УИТ_п47348_54884.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Организация доступной среды на транспорте".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.
Целью дисциплины "Организация доступной среды на транспорте" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление техническим состоянием железнодорожного пути".
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Строительные конструкции и архитектура транспортных сооружений";
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемые результаты обучения по дисциплине | Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения |
ОПК-7 - Способен организовывать работу предприятий и его подразделений, направлять деятельность на развитие производства и материально-технической базы, внедрение новой техники на основе рационального и эффективного использования технических и материальных ресурсов; находить и принимать обоснованные управленческие решения на основе теоретических знаний по экономике и организации производства | |
Знает: особенности работы в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса Умеет: работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, руководить им, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Имеет навыки: работы в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса |
Индикатор: ОПК-7.3 - анализирует и оценивает состояние доступной среды на объектах транспорта для безбарьерного обслуживания пассажиров из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Знает: особенности работы в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса Умеет: работать в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса Имеет навыки: работы в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса |
Индикатор: ОПК-7.4 - разрабатывает программы создания доступной среды на объектах транспорта для безбарьерного обслуживания пассажиров из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Место дисциплины 1Б.О "Организация доступной среды на транспорте" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Безопасность жизнедеятельности".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 7 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 16 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
7 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 16 | 16 | 16 |
Лекции (Лек) | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | |||
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 47 | 47 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 47 | 47 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 72 | 16 | 72 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 2 | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 4 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
13 | 14 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 4 | 4 | 2 | 2 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 2 | 2 |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | ||||
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 64 | 34 | 30 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 52 | 34 | 18 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 72 | 4 | 36 | 36 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 2 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Основные сведения о требованиях законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта.Модель взаимодействия участников процесса формирования доступной среды для инвалидов и МГН на транспорте. | ОПК-7 |
2 | Понимание потребностей инвалидов в помощи на объектах транспортной инфраструктуры. Общение с инвалидами и МГН. | ОПК-7 |
3 | Организация перевозки инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте (по видам транспорта) | ОПК-7 |
4 | Стандарты качества доступности объектов и услуг для инвалидов и МГН организаций пассажирского транспорта. Методика оценки доступности, паспортизации доступности объектов и услуг организаций пассажирского транспорта. | ОПК-7 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 12 | ||
2 | 4 | 12 | ||
3 | 4 | 12 | ||
4 | 4 | 11 | ||
Итого | 16 | 47 | ||
В т.ч. по интерактивным формам | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 52 | ||
2 | ||||
3 | ||||
4 | 2 | |||
Итого | 4 | 52 | ||
В т.ч. по интерактивным формам | 4 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Требования законодательства по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта. Ответственность организаций и персонала пассажирского транспорта за обеспечение доступа инвалидов к объектам и услугам:: Основные положения и принципы Конвенции о правах инвалидов по обеспечению прав инвалидов на доступные объекты и услуги пассажирского транспорта (определение инвалидности, права инвалидов, принцип отсутствия «дискриминации по признаку инвалидности» при обеспечении доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для населения, принципы «разумного приспособления», принцип «универсального дизайна»).Требования Федеральных законов № 181–ФЗ, № 46–ФЗ, № 419-ФЗ, Государственной программа РФ «Доступная среда». Обязанности организаций пассажирского транспорта по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам.Права инвалидов на доступ к объектам и услугам транспорта и на получение «ситуационной помощи».Права общественных организаций инвалидов по защите прав инвалидов на доступные услуги и объекты пассажирского транспорта. | 2 |
Модель взаимодействия органов исполнительной власти, организаций пассажирского транспорта, общественных организаций инвалидов по формированию доступной среды для инвалидов и МГН: Состав участников процесса организации доступной среды. Функции участников: органов исполнительной власти по координации работ обеспечения доступности пассажирских перевозок; общественных организаций инвалидов по защите прав инвалидов на доступные услуги пассажирского транспорта; организаций пассажирского транспорта по обеспечению доступности объектов и услуг пассажирского транспорта для МГН. | 2 | |
2 | Группы инвалидов. Барьеры на транспорте для инвалидов и МГН:: Классификация групп инвалидов, определения скрытых и явных признаков инвалидности. Потребности разных групп инвалидов и МГН. Определение барьеров для каждой группы инвалидов: по зрению, по слуху, по опорно-двигательному аппарату, перемещающихся на креслах-колясках, нуждающихся в получении информации и перемещении при осуществлении пассажирской перевозки. | 2 |
Этика и способы общения с инвалидами:: Особенности обслуживания пассажиров-инвалидов с различными нарушениями. Этика и фразеология общения с инвалидами. Способы общения с инвалидами по слуху, по зрению, по интеллекту, передвигающимися на кресле-коляске, в сопровождении с собакой - поводырем, с нарушением внешности. Потребности различных групп инвалидов в информации для принятия решения о поездке на транспорте. Информирование различных групп инвалидов о направлениях перемещения и порядке обслуживания на пассажирском транспорте. | 2 | |
3 | Организация пассажирских перевозоки технологии обслуживания инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте. | 2 |
Технические и функциональные требования к объектам транспортной инфраструктуры, информационному обеспечениюпроцессов и услуг. | 2 | |
4 | Показатели эффективности и качества доступности.Стандарты качества доступности:: Приоритеты инвалидов и МГН к качеству обеспечения доступности объектов пассажирского транспорта иуслуг пассажирских перевозок. Показатели эффективности и качества лучшей отраслевой практики обеспечения доступности для МГН объектов и услуг пассажирского транспорта. Лучший зарубежный опыт создания доступной среды на транспорте. Структура, цели и задачи, содержание и основные параметры стандартов качества доступности. | 2 |
Применение принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» для обеспечения доступности транспортных объектов и услуг для инвалидов и МГН: 1. «Универсальный дизайн».Введение в принцип «универсальный дизайн»Применение принципа «универсального дизайна»: при разработке технологий организации обслуживания пассажирских перевозок; при разработке технологий оказания ситуационной помощи различным группам инвалидов; при обеспечении доступности объектов транспорта. 2.«Разумное приспособление» Введение в концепцию разумного приспособления.Практика применения принципа «разумного приспособления» для обеспечения доступности услуг пассажирского транспорта для МГН. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 13 | ||
1 | Требования законодательства по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта. Ответственность организаций и персонала пассажирского транспорта за обеспечение доступа инвалидов к объектам и услугам:: Основные положения и принципы Конвенции о правах инвалидов по обеспечению прав инвалидов на доступные объекты и услуги пассажирского транспорта (определение инвалидности, права инвалидов, принцип отсутствия «дискриминации по признаку инвалидности» при обеспечении доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для населения, принципы «разумного приспособления», принцип «универсального дизайна»).Требования Федеральных законов № 181–ФЗ, № 46–ФЗ, № 419-ФЗ, Государственной программа РФ «Доступная среда». Обязанности организаций пассажирского транспорта по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам.Права инвалидов на доступ к объектам и услугам транспорта и на получение «ситуационной помощи».Права общественных организаций инвалидов по защите прав инвалидов на доступные услуги и объекты пассажирского транспорта. | 2 |
Заезд № 14 | ||
4 | Применение принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» для обеспечения доступности транспортных объектов и услуг для инвалидов и МГН: 1. «Универсальный дизайн».Введение в принцип «универсальный дизайн»Применение принципа «универсального дизайна»: при разработке технологий организации обслуживания пассажирских перевозок; при разработке технологий оказания ситуационной помощи различным группам инвалидов; при обеспечении доступности объектов транспорта. 2.«Разумное приспособление» Введение в концепцию разумного приспособления.Практика применения принципа «разумного приспособления» для обеспечения доступности услуг пассажирского транспорта для МГН. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Не предусмотрено.
Не предусмотрено.
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 7 | ||
1 | Требования законодательства по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта. Изучение требований Федеральных законов Российской Федерации: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»; 2) Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Подготовка докладов на темы: Понятия «инвалид» и «маломобильные группы населения». Права инвалидов. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Нормативно-техническое обеспечение социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Ситуационная помощь инвалидам и МГН. Оценка состояния доступности объектов транспорта. Ответственность персонала в организациях безбарьерной среды для инвалидов на транспорте. | 12 |
2 | Изучение системы идентификации категорий инвалидности по преимущественному виду помощи. Изучение «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья». | 12 |
3 | Вербальные средства общения. Невербальные средства общения. Специфика общения с инвалидами при оказании транспортных услуг. Правила этикета при общении с инвалидами в условиях перевозки общественным транспортом. | 12 |
4 | Анализ доступности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры. Организация информационного пространства для инвалидов на транспорте. | 11 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 5 | ||
1 | Требования законодательства по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта. Изучение требований Федеральных законов Российской Федерации: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»; 2) Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Подготовка докладов на темы: Понятия «инвалид» и «маломобильные группы населения». Права инвалидов. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Нормативно-техническое обеспечение социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Ситуационная помощь инвалидам и МГН. Оценка состояния доступности объектов транспорта. Ответственность персонала в организациях безбарьерной среды для инвалидов на транспорте. | 52 |
Модель взаимодействия органов исполнительной власти, организаций пассажирского транспорта, общественных организаций инвалидов по формированию доступной среды для инвалидов и МГН: Состав участников процесса организации доступной среды. Функции участников: органов исполнительной власти по координации работ обеспечения доступности пассажирских перевозок; общественных организаций инвалидов по защите прав инвалидов на доступные услуги пассажирского транспорта; организаций пассажирского транспорта по обеспечению доступности объектов и услуг пассажирского транспорта для МГН. | ||
2 | Изучение системы идентификации категорий инвалидности по преимущественному виду помощи. Изучение «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья». | |
Группы инвалидов. Барьеры на транспорте для инвалидов и МГН:: Классификация групп инвалидов, определения скрытых и явных признаков инвалидности. Потребности разных групп инвалидов и МГН. Определение барьеров для каждой группы инвалидов: по зрению, по слуху, по опорно-двигательному аппарату, перемещающихся на креслах-колясках, нуждающихся в получении информации и перемещении при осуществлении пассажирской перевозки. | ||
Этика и способы общения с инвалидами:: Особенности обслуживания пассажиров-инвалидов с различными нарушениями. Этика и фразеология общения с инвалидами. Способы общения с инвалидами по слуху, по зрению, по интеллекту, передвигающимися на кресле-коляске, в сопровождении с собакой - поводырем, с нарушением внешности. Потребности различных групп инвалидов в информации для принятия решения о поездке на транспорте. Информирование различных групп инвалидов о направлениях перемещения и порядке обслуживания на пассажирском транспорте. | ||
3 | Вербальные средства общения. Невербальные средства общения. Специфика общения с инвалидами при оказании транспортных услуг. Правила этикета при общении с инвалидами в условиях перевозки общественным транспортом. | |
Организация пассажирских перевозоки технологии обслуживания инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте | ||
Технические и функциональные требования к объектам транспортной инфраструктуры, информационному обеспечениюпроцессов и услуг | ||
4 | Анализ доступности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры. Организация информационного пространства для инвалидов на транспорте. | |
Показатели эффективности и качества доступности.Стандарты качества доступности:: Приоритеты инвалидов и МГН к качеству обеспечения доступности объектов пассажирского транспорта иуслуг пассажирских перевозок. Показатели эффективности и качества лучшей отраслевой практики обеспечения доступности для МГН объектов и услуг пассажирского транспорта. Лучший зарубежный опыт создания доступной среды на транспорте. Структура, цели и задачи, содержание и основные параметры стандартов качества доступности. |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
7 | |
ОПК-7 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОПК-7 | 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
- всероссийское общество инвалидов как социальный институт реабилитации инвалидов;;
- архитектурно-строительные требования при планировании безбарьерной среды для инвалидов: зарубежный опыт;;
- поддерживаемое трудоустройство и профессиональная реабилитация лиц с нарушением интеллектуального развития;;
- требования законодательства по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта;;
- ответственность организаций и персонала пассажирского транспорта за обеспечение доступа инвалидов к объектам и услугам;;
- компьютерные программы в работе с лицами с нарушениями интеллектуального развития;;
- участники процесса организации доступной среды для инвалидов и МГН на пассажирском транспорте;;
- модель взаимодействия органов исполнительной власти, организаций пассажирского транспорта, общественных организаций инвалидов по формированию доступной среды для инвалидов и МГН;;
- классификация групп инвалидов;;
- поддерживаемое трудоустройство и профессиональная реабилитация лиц с нарушениями интеллектуального развития;;
- поддерживаемое трудоустройство и профессиональная реабилитация лиц с нарушениями речи;;
- этика и способы общения с инвалидами;;
- особенности обслуживания пассажиров-инвалидов с различными нарушениями;;
- потребности различных групп инвалидов в информации для принятия решения о поездке на транспорте;;
- организация пассажирских перевозок и технологии обслуживания инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте;;
- стандарты качества доступности объектов и услуг предприятий пассажирского транспорта для инвалидов и МГН;;
- методика проведения паспортизации доступности для МГН объектов и услуг организаций пассажирского транспорта;;
- информирование различных групп инвалидов о направлениях перемещения и порядке обслуживания на пассажирском транспорте;;
- социально-культурная реабилитация детей с нарушениями речи как ядро реабилитации;;
- история становления и развития отечественной и зарубежной практики социальной реабилитации инвалидов по слуху;;
- вербальные и невербальные средства коммуникации инвалидов по слуху;;
- всероссийское общество глухих как социальный институт реабилитации инвалидов по слуху.
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 7
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1)Потребности инвалидов, которым могут потребоваться дополнительные услуги для преодоления барьеров.
2)Функциональные обязанности разных категорий сотрудников транспортной компании в части оказания услуг инвалидам и МГН.
3)Основные виды барьеров для передвижения инвалидов на объектах транспортной инфраструктуры и на различных видах транспортных средств.
4)Приемы - оказания ситуационной помощи людям с разными формами инвалидности.
5)Требования законодательства по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта.
6)Основные положения и принципы Конвенции о правах инвалидов по обеспечению прав инвалидов на доступные объекты и услуги пассажирского транспорта.
7) Показатели эффективности и качества доступности.
8)Типовые программы подготовки (инструктажа) персонала предприятий и учреждений пассажирского транспорта для оказания ситуационной помощи МГН.
9)Государственной программа РФ «Доступная среда». Обязанности организаций пассажирского транспорта по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам.
10)Ответственность организаций и персонала пассажирского транспорта за обеспечение доступа инвалидов к объектам и услугам.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1)Выявлять и оценивать физические и информационно-коммуникационные потребности инвалидов в условиях чрезвычайной (нестандартной) ситуации.
2)Организовать работу персонала предприятия по перевозке и оказанию других услуг инвалидам и другим МГН.
3)Идентифицировать нестандартные и чрезвычайные ситуации, самостоятельно принимать ответственные решения по оказанию помощи и обеспечению безопасности инвалидам и МГН.
4)Использовать транспортные средства и оборудование, предназначенное для перевозки и обслуживания инвалидов.
5)Обеспечивать и реализовывать процесс взаимодействия органов исполнительной власти, организаций пассажирского транспорта, общественных организаций инвалидов по формированию доступной среды для инвалидов и МГН
6)Диагностивароть потребности разных групп инвалидов и МГН
7)Диагностиватьпотребности различных групп инвалидов в информации для принятия решения о поездке на транспорте.
8)Диагнстировать потребности в «ситуационной помощи» различных групп инвалидов на объектах наземной транспортной инфраструктуры и борту пассажирских транспортных средств.
9)Анализировать показатели эффективности и качества лучшей отраслевой практики обеспечения доступности для МГН объектов и услуг пассажирского транспорта
10)Разрабатывать стандарты качества доступности объектов и услуг предприятий пассажирского транспорта для инвалидов и МГН
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1)Использования правил и способов общения с инвалидами с учетом их специфических потребностей в помощи для преодоления барьеров.
2)Приема оказания ситуационной помощи в условиях чрезвычайной (нестандартной) ситуации.
3)Оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным группам населения.
4) Информирования различных групп инвалидов о направлениях перемещения и порядке обслуживания на пассажирском транспорте.
5)Обслуживания инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте.
6)Методики обследования и оценки доступности для МГН объектов и услуг наземной инфраструктуры пассажирского транспорта и пассажирских транспортных средств.
7)Применеия методики проведения паспортизации доступности для МГН объектов и услуг организаций пассажирского транспорта.
8)Применения принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» для обеспечения доступности транспортных объектов и услуг для инвалидов и МГН.
9)Формирования типовых программ подготовки (инструктажа) персонала предприятий и учреждений пассажирского транспорта для оказания ситуационной помощи МГН.
10)Применения методики обучения по программам подготовки персонала предприятий и учреждений пассажирского транспорта для оказания ситуационной помощи МГН.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
ОПК-7 | 7 | 1, 2, 3, 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
1, 2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Перечень учебной литературы для освоения дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Завьялов, А.А. Организация доступной среды / Учебное пособие /ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : 2016. 150 с. | ЭБС РГУПС |
2 | Дараселия, Е. В. Правовые основы защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Дараселия, М. А. Каплюк, Е. С. Луценко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 119 с. | ЭБС РГУПС |
Перечень учебно-методического обеспечения
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Задорожная О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Организация доступной среды на транспорте". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Организация доступной среды / Завьялов А.А. / методические рекомендации для самостоятельной и практической работы студентов / РГУПС, 2016 | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 54884.