РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1Б.О "Русский язык и деловые коммуникации" |
||
по Учебному плану |
||
подготовки специалистов по специальности |
||
23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
||
Профильная направленность |
||
Управление техническим состоянием железнодорожного пути |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++ |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель к.фил.н. Покотыло Михаил Валерьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Русский язык и деловые коммуникации" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика".
к.и.н. Шишова Наталья Васильевна, зав. кафедрой "Культурология и реклама", ДГТУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Русский я и д к_С_23.05.06_во_1_МКПЛ_п44440_50569.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Русский язык и деловые коммуникации".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.
Целью дисциплины "Русский язык и деловые коммуникации" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление техническим состоянием железнодорожного пути".
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Деловые коммуникации на иностранном языке";
подготовка обучающегося к прохождению практики;
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемые результаты обучения по дисциплине | Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения |
УК-4 - Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном (ых) языке (ах),для академического и профессионального взаимодействия | |
Знает: профессиональную лексику и базовую грамматику необходимую для обеспечения профессионального взаимодействия в устной и письменной формах на русском языке Умеет: использовать профессиональную лексику и базовую грамматику необходимую для обеспечения профессионального взаимодействия в устной и письменной формах Имеет навыки: составления профессиональных текстов с использованием лексики и базовой грамматики для взаимодействия |
Индикатор: УК-4.2 - Владеет профессиональной лексикой и базовой грамматикой для обеспечения профессионального взаимодействия в устной и письменной формах |
Знает: фонетические, графические, лексические, грамматические и стилистические ресурсы русского языка необходимые для обеспечения академического взаимодействия Умеет: использовать фонетические, графиечксие, грамматические и стилистические ресурсы русского языка необходимые для подготовки различных жанров научного стиля (докладов, рефератов, курсовых работ) Имеет навыки: поиска достоверной научной информации в сети Интернет |
Индикатор: УК-4.3 - Владеет фонетическими, графическими, лексическими, грамматическими и стилистическими ресурсами русского языка для обеспечения академического взаимодействия в форме устной и письменной речи |
Знает: основные формы коммуникации, принципы и особенности применения современных коммуникативных технологий в академической и профессиональной деятельности Умеет: анализировать источники информации, применять полученные знания в академической и профессиональной деятельности с использованием современных коммуникативных технологий Имеет навыки: осуществления деловой коммуникации в устной и письменной форме на русском языке, применения современных коммуникативных технологий в академической и профессиональной деятельности |
Индикатор: УК-4.4 - Владеет фонетическими, графическими, лексическими, грамматическими и стилистическими ресурсами русского языка для обеспечения профессионального взаимодействия в форме устной и письменной речи |
Место дисциплины 1Б.О "Русский язык и деловые коммуникации" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Иностранный язык".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 1 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
1 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 48 | 48 | 48 |
Лекции (Лек) | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 32 | 32 | 32 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 87 | 87 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 87 | 87 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 144 | 48 | 144 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 | 4 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
1 | 2 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 12 | 12 | 4 | 8 |
Лекции (Лек) | 8 | 8 | 4 | 4 |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | 4 | 4 | 4 | |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 128 | 32 | 96 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 116 | 32 | 84 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 12 | 36 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Язык как важнейший компонент национальной культуры | УК-4 |
2 | Нормативная база современного русского литературного языка | УК-4 |
3 | Особенности публичной речи, аргументации, ведения дискуссии | УК-4 |
4 | Коммуникативные особенности современного русского литературного языка | УК-4 |
5 | Система функциональных стилей речи в современном русском литературном языке | УК-4 |
6 | Академическая коммуникация | УК-4 |
7 | Профессиональная (деловая) коммуникация | УК-4 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 4 | 10 | |
2 | 2 | 6 | 15 | |
3 | 2 | 6 | 7 | |
4 | 2 | 4 | 10 | |
5 | 2 | 4 | 15 | |
6 | 2 | 4 | 15 | |
7 | 2 | 4 | 15 | |
Итого | 16 | 32 | 87 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 16 | 32 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 2 | 116 | |
2 | 2 | 2 | ||
3 | ||||
4 | 2 | |||
5 | 2 | |||
6 | ||||
7 | ||||
Итого | 8 | 4 | 116 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 8 | 4 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Становление и развитие русского языка. | 2 |
Формы существования национального языка: 1) диалекты 2) жаргоны 3) просторечие 4) литературный язык. | 2 | |
2 | Языковая норма, ее признаки и роль в становлении и функционировании литературного языка: 1) понятие "языковая норма" 2) основные признаки языковой нормы. | 2 |
3 | Публичная речь как особая форма речевой деятельности: 1) понятие "публичная речь" 2) особенности устной публичной речи 3) основные типы публичных речей. | 2 |
4 | Понятие "речевая коммуникация": 1) структура коммуникативного акта 2) единицы речи, организация речевого взаимодействия 3) понятие "коммуникативная компетенция". | 2 |
5 | Понятия "функциональный стиль", "подстиль", "жанр". | 2 |
6 | Конструктивные и языковые особенности научного стиля речи. | 2 |
7 | Конструктивные и языковые особеннсоти официально-делового стиля речи. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 1 | ||
1 | Становление и развитие русского языка. | 2 |
2 | Языковая норма, ее признаки и роль в становлении и функционировании литературного языка: 1) понятие "языковая норма" 2) основные признаки языковой нормы. | 2 |
Заезд № 2 | ||
4 | Понятие "речевая коммуникация": 1) структура коммуникативного акта 2) единицы речи, организация речевого взаимодействия 3) понятие "коммуникативная компетенция". | 2 |
5 | Понятия "функциональный стиль", "подстиль", "жанр". | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | 1.1.Понятие "современный русский литературный язык" (специфика понятия, отличие литературного языка от других форм существования национального языка). | 2 |
1.2.Языковая система и языковые уровни. | 2 | |
2 | 2.1.Виды норм в соответствии с уровневой структурой современного русского литературного языка. | 2 |
2.2.Упражнения на совершенствование лексических и грамматических норм. | 2 | |
2.3. Упражнения на совершенствование пунктуационных и орфографических норм. | 2 | |
3 | 3.1.Анализ образцовых ораторских речей. Личность оратора; качества, необходимые хорошему оратору; подготовка оратора к выступлению. | 2 |
3.2. Выступление с подготовленной и импровизированной речью на выбранную или заданную преподавателем тему с последующим анализом по предложенной схеме. | 2 | |
3.3. Коммуникационная игра. Отработка навыка дискуссии. | 2 | |
4 | 4.1.Функционально-смысловые типы речи. | 2 |
4.2.Анализ и создание текстов в различных стилях речи. | 2 | |
5 | 5.1.Анализ научных текстов профессиональной направленности. | 2 |
5.2.Применение современных коммуникативных технологий в научной деятельности (на примере создания презентаций на выбранную или заданную преподавателем тему). | 2 | |
6 | 6.1.Анализ научных текстов профессиональной направленности. | 2 |
6.2. Применение современных коммуникативных технологий в научной деятельности (на примере создания презентаций на выбранную или заданную преподавателем тему). | 2 | |
7 | 7.1.Анализ и составление официально-деловых текстов различных жанров. | 2 |
7.2. Особенности международной профессиональной коммуникации. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | 1.1.Понятие "современный русский литературный язык" (специфика понятия, отличие литературного языка от других форм существования национального языка). | 2 |
2 | 2.1.Виды норм в соответствии с уровневой структурой современного русского литературного языка. | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Русский язык в XXI веке: новые явления и перспективы развития. Качества хорошей речи. Специфика устной и письменной коммуникации. | 10 |
2 | Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка, ее историческая и социальная обусловленность. Совершенствование орфоэпических, акцентологических, орфографических, пунктуационных и других видов норм. | 15 |
3 | Становление риторики как науки. Формирование навыка критического восприятия информации. | 7 |
4 | Причины коммуникативных неудач. | 10 |
5 | Межстилевое взаимодействие и его результат. | 15 |
6 | Научные базы данных, справочные академические ресурсы в сети Интернет (достоверные и недостоверные источники информации в сети Интернет). Составление конспектов, рефератов, подготовка докладов. | 15 |
7 | Стандартизация и унификация языка служебных документов. Работа с документацией различного рода. | 15 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | Русский язык в XXI веке: новые явления и перспективы развития. Качества хорошей речи. Специфика устной и письменной коммуникации. | 116 |
Формы существования национального языка: 1) диалекты 2) жаргоны 3) просторечие 4) литературный язык | ||
1.2.Языковая система и языковые уровни. | ||
2 | Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка, ее историческая и социальная обусловленность. Совершенствование орфоэпических, акцентологических, орфографических, пунктуационных и других видов норм. | |
2.2.Упражнения на совершенствование лексических и грамматических норм. | ||
2.3. Упражнения на совершенствование пунктуационных и орфографических норм. | ||
3 | Становление риторики как науки. Формирование навыка критического восприятия информации. | |
Публичная речь как особая форма речевой деятельности: 1) понятие "публичная речь" 2) особенности устной публичной речи 3) основные типы публичных речей | ||
3.1.Анализ образцовых ораторских речей. Личность оратора; качества, необходимые хорошему оратору; подготовка оратора к выступлению. | ||
3.2. Выступление с подготовленной и импровизированной речью на выбранную или заданную преподавателем тему с последующим анализом по предложенной схеме. | ||
3.3. Коммуникационная игра. Отработка навыка дискуссии. | ||
4 | Причины коммуникативных неудач. | |
4.1.Функционально-смысловые типы речи. | ||
4.2.Анализ и создание текстов в различных стилях речи. | ||
5 | Межстилевое взаимодействие и его результат. | |
5.1.Анализ научных текстов профессиональной направленности. | ||
5.2.Применение современных коммуникативных технологий в научной деятельности (на примере создания презентаций на выбранную или заданную преподавателем тему). | ||
6 | Научные базы данных, справочные академические ресурсы в сети Интернет (достоверные и недостоверные источники информации в сети Интернет). Составление конспектов, рефератов, подготовка докладов. | |
Конструктивные и языковые особенности научного стиля речи | ||
6.1.Анализ научных текстов профессиональной направленности. | ||
6.2. Применение современных коммуникативных технологий в научной деятельности (на примере создания презентаций на выбранную или заданную преподавателем тему). | ||
7 | Стандартизация и унификация языка служебных документов. Работа с документацией различного рода. | |
Конструктивные и языковые особеннсоти официально-делового стиля речи | ||
7.1.Анализ и составление официально-деловых текстов различных жанров. | ||
7.2. Особенности международной профессиональной коммуникации. |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
1 | |
УК-4 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
УК-4 | 1 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 1
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Понятие «современный русский литературный язык».
2) Понятие языковой нормы и ее реализация в системе уровней современного русского литературного языка.
3) Язык как знаковая система.
4) Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.
5) Аспекты речи: нормативный, коммуникативный, этический.
6) Речь и количество участников общения. Диалог, монолог и полилог.
7) Функционально-смысловые типы речи и их особенности.
8) Функционально-стилистическая дифференциация СРЛЯ. Взаимодействие функциональных стилей.
9) Стилевые (языковые) особенности научного стиля. Жанровые особенности научного стиля.
10) Официально-деловой стиль: сфера функционирования, языковые и жанровые особенности.
11) Формы существования русского языка.
12) Художественный стиль речи и его особенности.
13) Язык и речь. Понятие «культура речи».
14) Устная и письменная разновидности литературного языка и их реализация в различных функциональных стилях речи.
15) Приемы стандартизации и унификации языка служебных документов.
16)Типичные лексические ошибки (тавтология, плеоназм, смешение паронимов, речевая недостаточность, нарушение лексической сочетаемости и др.) и их влияние на качество коммуникации.
17) Языковые, функциональные и жанровые особенности публицистического стиля речи.
18) Языковые, функциональные и жанровые особенности разговорного стиля речи.
19) Условия успешного общения.
20) Становление и развитие русского языка.
21) Русский язык конца ХХ – начала XXI века: новые явления в нем и перспективы его развития.
22) Современные коммуникативные технологии в академической деятельности: правила создания презентаций.
23) Современные коммуникативные технологии в академической деятельности: вебинары и онлайн-конференции.
24) Правила делового этикета в письменной и устной профессиональной коммуникации.
25) Особенности международной деловой коммуникации.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Охарактеризовать понятие "речевой этикет" и реализацию норм речевого этикета в официально-деловом стиле речи.
2) Охарактеризовать понятие "культура речи".
3) Охарактеризовать язык и стиль документов.
4) Охарактеризовать композицию речи, методы изложения материала, приемы ведения речи.
5) Охарактеризовать понятие "документ" (определение, функции, свойства) и правила оформления документов, реквизиты, языковые формулы и стиль изложения материала.
6) Охарактеризовать процесс подготовки речи: определение темы и цели речи. Составление плана, поиск и подбор материала, работа с литературой, написание текста выступления, конспекта, тезисов.
7) Охарактеризовать понятия "ясность и понимание речи", "логичность"; психолого-риторические средства; общеупотребительная и необщеупотребительная лексика, иноязычная лексика.
8) Охарактеризовать оратора как участника публичной коммуникации.
9) Охарактеризовать выразительность речи, выразительно-изобразительные средства языка: тропы и фигуры речи.
10) Охарактеризовать публицистический стиль в устной публичной речи: ораторскую речь и риторику, разновидности публичных выступлений в зависимости от цели.
11) Охарактеризовать убедительность речи, виды аргументов, аргументы логические и психологические.
12) Охарактеризовать качества хорошей речи.
13) Охарактеризовать художественный стиль речи, его функциональные и жанровые особенности.
14) Охарактеризовать публицистический стиль: жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
15) Охарактеризовать разговорную речь как особую функциональную разновидность русского литературного языка: роль внеязыковых факторов. Дать общую характеристику разговорного стиля.
16) Охарактеризовать интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.
17) Охарактеризовать позитивный коммуникационный климат.
18) Охарактеризовать дискуссию как особую разновидность публичного выступления.
19) Охарактеризовать презентацию как форму представления материала в академической деятельности.
20) Охарактеризовать презентацию как форму представления материала в профессиональной деятельности.
21) Охарактеризовать вебинары и онлайн-конференции как формы интерактивного взаимодействия между участниками коммуникации.
22) Охарактеризовать специфику международной профессиональной коммуникации.
23) Охарактеризовать аудиторию как участника публичной коммуникации.
24) Охарактеризовать методы определения достоверных и недостоверных источников инфоормации в сети Интернет.
25) Охарактеризовать невербальные средства общения и их роль в процессе коммуникации.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Составить доверенность.
2) Составить заявления о приеме на работу.
3) Составить заявлении об увольнении с работы.
4) Составить заявление о предоставлении очередного ежегодного отпуска.
5) Составить резюме.
6) Составить объяснительную записку по фактам нарушений.
7) Написать письмо другу, используя з фразеологизма, 3 жаргонизма, 3 эмоционально-окрашенных слова.
8) Составить служебную записку.
9) Составить расписку на получение книг в библиотеке.
10) Составить автобиографию.
11) Составить рецензию на прослушанный курс русского языка и культуры речи.
12) Составить тезисы выступления на тему "Открытие нового предприятия".
13) Подготовить заметку на тему "Сквернословие - враг русского языка".
14) Подготовить план выступления "Наука в современном мире".
15) Подготовить план выступления "Компьютерные технологии в современной жизни".
16) Подготовить аргументы и конртаргументы к дискуссии на тему "Будущее за электронными книгами".
17) Написать диалог на свободную тему, максимально передав особенности разговорной речи.
18) Написать сочинение-миниатюру (100–150 слов) на заданную преподавателем тему.
19) Подготовить письмо-приглашение на деловое мероприятие.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
УК-4 | 1 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
|
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Перечень учебной литературы для освоения дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Полякова, О.А. Русский язык и деловые коммуникации : учебно-методическое пособие / О.А. Полякова, М.В. Покотыло. - Ростов н/Д.: ФГБОУ ВО РГУПС, 2019. - 140 с. | ЭБС РГУПС |
2 | Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи : учебное пособие для студентов вузов / Н. Ю. Штрекер. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 351 c. — ISBN 978-5-238-02093-8. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
Перечень учебно-методического обеспечения
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Покотыло М.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Русский язык и деловые коммуникации". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Покотыло, М.В. Русский язык и культура речи : учебно-методическое пособие по освоению дисциплины обучающимися по гуманитарным направлениям подготовки / М.В. Покотыло. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2017. – 40 с. ЭИОС РГУПС | ЭБС РГУПС |
3 | Покотыло, М.В. Основы риторики и мастерства публичного выступления [Текст] : учеб. пособие / М. В. Покотыло ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 159 с. | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 50569.