РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Электрические машины и аппараты "

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Соломин Владимир Александрович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Электрические машины и аппараты " в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Электрические м и а_С_23.05.05_во_5_ЭМА_п47500_51040.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электрические машины и аппараты ".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Электрические машины и аппараты " является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Электронная и преобразовательная техника";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - эксплуатационные требования к различным видам электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторам

Умеет: - применять, эксплуатировать и производить выбор по справочным материалам электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов для заданных условий эксплуатации

Имеет навыки: - проведения измеритеольного эксперимента и снятия основных характеристик электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов

ОПК-8 - способностью использовать навыки проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний о методах метрологии, стандартизации и сертификации

Знает: - основы теории электромеханического преобразования энергии и электромагнитных процессов в различных режимах работы электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов ;

Умеет: - анализировать достоинства и недостатки различных видов электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов ;

Имеет навыки: - анализа режимов работы электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов

ОПК-10 - способностью применять знания в области электротехники и электроники для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации

Знает: - основные элементы конструкции и принципы действия электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов, их технические параметры

Умеет: - определять параметры электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов, проводить измерения, анализировать результаты измерения

Имеет навыки: - расчета характеристик электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов

ОПК-12 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Знает: - основные нормативные документы по стандартизации и правилам технической эксплуатации, технического обслуживания электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов

Умеет: - составлять электрические схемы и чертежи основных конструктивных элементов электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов, используя нормативные документы

Имеет навыки: - использование ЕСТД при проведении технического обслуживания электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов

ПК-2 - способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации, сертификации и правилам технической эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и производства систем обеспечения движения поездов, использовать технические средства для диагностики технического состояния систем, использовать элементы экономического анализа в практической деятельности

Место дисциплины 1С.В.ОД "Электрические машины и аппараты " в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 10   10
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП) 10   10
Самоподготовка      
Контроль, всего и в т.ч. 31   31
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 31   31
Общая трудоемкость, часы 108 67 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 50   40 10
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 10     10
Самоподготовка 40   40  
Контроль, всего и в т.ч. 48     48
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 48     48
Общая трудоемкость, часы 108 10 43 65
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общие вопросы теории машин переменного тока ОПК-10
2 Асинхронные машины ОПК-8, ОПК-12
3 Синхронные машины ОПК-10, ОПК-12, ПК-2
4 Синхронные двигатели и синхронные компенсаторы реактивной мощности ОПК-12, ПК-2

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2 2  
2 14 4 6  
3 8 4 2  
4 6 6 6  
Итого 32 16 16  
В т.ч. по интерактивным формам     16  
В т.ч. практическая подготовка   2 4  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1     4 40
2 2 2
3    
4    
Итого 2 2 4 40
В т.ч. по интерактивным формам     2  
В т.ч. практическая подготовка   2 4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Принцип действия и конструкция АМ: 1) Конструкция АМ 2) Принцип действия асинхронного двигателя (АД), скольжение 3) Генераторный и тормозные режимы работы АМ. 2
Обмотки статоров АМ: 1) Обмотки роторов АМ 2) Электродвижущие силы обмоток переменного тока. 2
2 Основы теории асинхронной электрической машины: 1) Асинхронная машина при неподвижном роторе 2) Замещение вращающегося магнитного поля эквивалентным неподвижным в предельных режимах работы 3) Основные уравнения и векторные диаграммы АМ при неподвижном роторе. 2
Обоснование приведения рабочего процесса асинхронной машины к рабочему процессу трансформатора: 1) Коэффициенты трансформации по ЭДС и по току, приведение параметров неподвижного ротора к числу фаз и количеству витков обмотки статора 2) Параметры АМ при вращающемся роторе, векторная диаграмма и схемы замещения АД. 2
Электромагнитный вращающий момент асинхронной машины: 1) Энергетическая диаграмма АД 2) Определение электромагнитного момента АМ на основании энергетической диаграммы 3) Пусковой и максимальный моменты АМ. 2
Механическая характеристика АМ: 1) Расчет и построение механической характеристики АМ 2) Условия устойчивой работы асинхронного двигателя. 2
Круговая диаграмма асинхронной машины и рабочие характеристики асинхронного двигателя: 1) Обоснование построения круговой диаграммы токов для АМ 2) Выполнение опытов холостого хода и короткого замыкания АД для определения исходных величин для построения круговой диаграммы 3) Построение круговой диаграммы АМ, определение ее характерных точек и линий мощностей 4) Построение рабочих характеристик АД при помощи круговой диаграммы. 2
Способы пуска в ход асинхронных двигателей: 1) Пусковые свойства АД 2) Прямой пуск АД 3) Реакторный и автотрансформаторный пуск АД 4) Пуск в ход асинхронного двигателя с фазным ротором. 2
Способы регулирования частоты вращения асинхронных двигателей: 1) Способы регулирования частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором 2) Регулирование частоты вращения АД с фазным ротором 3) Специальные АМ. 2
3 Конструкция и принцип действия синхронных машин (СМ): 1) Общие сведения. Роль и место синхронных машин в электроэнергетике 2) Конструкция явно полюсных и неявно полюсных СМ 3) Системы охлаждения мощных синхронных машин 4) Принцип действия синхронного генератора (СГ) 5) Принцип действия синхронного двигателя (СД). 2
Реакция якоря СГ, основные уравнения и характеристики: 1) Реакция якоря СГ, его параметры 2) Основные уравнения синхронного генератора 3) Векторные диаграммы синхронных генераторов. Преобразованная векторная диаграмма СГ 4) Электромагнитная мощность и момент синхронной машины 5) Характеристики СГ. 2
Параллельная работа СГ: 1) Параллельная работа синхронного генератора с мощной сетью. Условия включения 2) Методы точной синхронизации СГ 3) Методы грубой синхронизации СГ. 2
Короткие замыкания СГ: 1) Короткие замыкания СГ: трехфазные, двухфазные и трехфазные 2) Анализ коротких замыканий СГ, определение параметров машины 3) Защита синхронных генераторов от коротких замыканий. 2
4 Конструкция, характеристики и пусковые свойства СД: 1) Особенности конструкции синхронных двигателей. Области применения 2) Характеристики СД (угловые, U-образные, рабочие) 3) Особенности пуска в ход синхронных двигателей, асинхронный пуск СД. 2
Конструкция, характеристики и особенности синхронных компенсаторов: 1) Особенности конструкции и область применения синхронных компенсаторов реактивной мощности 2) Способы пуска синхронного компенсатора 3) Регулирование величины емкостного тока синхронного компенсатора. 2
Основные потери и особенности СД: 1) Потери мощности и КПД синхронных двигателей 2) Синхронные двигатели малой мощности (реактивные, гистерезисные, с возбужденными полюсами и др.). 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
2 Основы теории асинхронной электрической машины: 1) Асинхронная машина при неподвижном роторе 2) Замещение вращающегося магнитного поля эквивалентным неподвижным в предельных режимах работы 3) Основные уравнения и векторные диаграммы АМ при неподвижном роторе. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Изучение принципа действия и конструкции асинхронных машин 2
2 Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором методом холостого хода и короткого замыкания 2
Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором методом нагрузки 2
Исследование асинхронного двигателя с фазным ротором методом нагрузки 2
3 Изучение принципа действия и конструкции синхронных машин 2
4 Исследование синхронного компенсатора 2
Исследование синхронного двигателя методом нагрузки 2
Исследование синхронного генератора в различных режимах работы 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Изучение принципа действия и конструкции асинхронных машин 4
2 Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором методом холостого хода и короткого замыкания
Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором методом нагрузки
Исследование асинхронного двигателя с фазным ротором методом нагрузки
3 Изучение принципа действия и конструкции синхронных машин
4 Исследование синхронного компенсатора
Исследование синхронного двигателя методом нагрузки
Исследование синхронного генератора в различных режимах работы

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Расчет основных параметров асинхронного двигателя 2
2 Расчет рабочих характеристик асинхронного двигателя 2
Построение рабочих и механических характеристик асинхронного двигателя 2
3 Расчет параметров синхронного генератора 2
Расчет параметров синхронного двигателя 2
4 Построение основных характеристик синхронных машин 2
Построение векторных диаграмм синхронного генератора 2
Построение векторных диаграмм синхронного двигателя 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
2 Построение рабочих и механических характеристик асинхронного двигателя 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Принцип действия и конструкция АМ: 1) Конструкция АМ 2) Принцип действия асинхронного двигателя (АД), скольжение 3) Генераторный и тормозные режимы работы АМ 40
Обмотки статоров АМ: 1) Обмотки роторов АМ 2) Электродвижущие силы обмоток переменного тока
Расчет основных параметров асинхронного двигателя
2 Обоснование приведения рабочего процесса асинхронной машины к рабочему процессу трансформатора: 1) Коэффициенты трансформации по ЭДС и по току, приведение параметров неподвижного ротора к числу фаз и количеству витков обмотки статора 2) Параметры АМ при вращающемся роторе, векторная диаграмма и схемы замещения АД
Электромагнитный вращающий момент асинхронной машины: 1) Энергетическая диаграмма АД 2) Определение электромагнитного момента АМ на основании энергетической диаграммы 3) Пусковой и максимальный моменты АМ
Механическая характеристика АМ: 1) Расчет и построение механической характеристики АМ 2) Условия устойчивой работы асинхронного двигателя
Круговая диаграмма асинхронной машины и рабочие характеристики асинхронного двигателя: 1) Обоснование построения круговой диаграммы токов для АМ 2) Выполнение опытов холостого хода и короткого замыкания АД для определения исходных величин для построения круговой диаграммы 3) Построение круговой диаграммы АМ, определение ее характерных точек и линий мощностей 4) Построение рабочих характеристик АД при помощи круговой диаграммы
Способы пуска в ход асинхронных двигателей: 1) Пусковые свойства АД 2) Прямой пуск АД 3) Реакторный и автотрансформаторный пуск АД 4) Пуск в ход асинхронного двигателя с фазным ротором
Способы регулирования частоты вращения асинхронных двигателей: 1) Способы регулирования частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором 2) Регулирование частоты вращения АД с фазным ротором 3) Специальные АМ
Расчет рабочих характеристик асинхронного двигателя
3 Конструкция и принцип действия синхронных машин (СМ): 1) Общие сведения. Роль и место синхронных машин в электроэнергетике 2) Конструкция явно полюсных и неявно полюсных СМ 3) Системы охлаждения мощных синхронных машин 4) Принцип действия синхронного генератора (СГ) 5) Принцип действия синхронного двигателя (СД)
Реакция якоря СГ, основные уравнения и характеристики: 1) Реакция якоря СГ, его параметры 2) Основные уравнения синхронного генератора 3) Векторные диаграммы синхронных генераторов. Преобразованная векторная диаграмма СГ 4) Электромагнитная мощность и момент синхронной машины 5) Характеристики СГ
Параллельная работа СГ: 1) Параллельная работа синхронного генератора с мощной сетью. Условия включения 2) Методы точной синхронизации СГ 3) Методы грубой синхронизации СГ
Короткие замыкания СГ: 1) Короткие замыкания СГ: трехфазные, двухфазные и трехфазные 2) Анализ коротких замыканий СГ, определение параметров машины 3) Защита синхронных генераторов от коротких замыканий
Расчет параметров синхронного генератора
Расчет параметров синхронного двигателя
4 Конструкция, характеристики и пусковые свойства СД: 1) Особенности конструкции синхронных двигателей. Области применения 2) Характеристики СД (угловые, U-образные, рабочие) 3) Особенности пуска в ход синхронных двигателей, асинхронный пуск СД
Конструкция, характеристики и особенности синхронных компенсаторов: 1) Особенности конструкции и область применения синхронных компенсаторов реактивной мощности 2) Способы пуска синхронного компенсатора 3) Регулирование величины емкостного тока синхронного компенсатора
Основные потери и особенности СД: 1) Потери мощности и КПД синхронных двигателей 2) Синхронные двигатели малой мощности (реактивные, гистерезисные, с возбужденными полюсами и др.)
Построение основных характеристик синхронных машин
Построение векторных диаграмм синхронного генератора
Построение векторных диаграмм синхронного двигателя

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соломин, В.А. Расчет машин постоянного тока и трансформаторов: учебно-методическое пособие к контрольной работе / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВПО РГУПС; Ростов н/Д, 2013. - 32 с. ЭБС РГУПС
2 Соломин, В.А. Расчет машин переменного тока: учебно-методическое пособие к расчетно-графической работе / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВПО РГУПС; Ростов н/Д, 2014. - 20 с. ЭБС РГУПС
3 Соломин, В.А. Электрические машины постоянного тока и трансформаторы: учебно-методическое пособие к практическим работам / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВО РГУПС; Ростов н/Д, 2016. - 34 с. ЭБС РГУПС
4 Трубицина Н. А. Сборник задач: учеб.-метод. пособие для практических работ / Н. А. Трубицина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. ЭБС РГУПС
5 Соломин, В. А. Расчет машин переменного тока: учеб.-метод. пособие к практ. работам / В. А. Соломин, Н. А. Трубицина, Л. Л. Замшина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 20 с. ЭБС РГУПС
6 Соломин, В.А. Проектирование силовых трансформаторов: учеб. пособие / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, А.В. Соломин; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 47 с. ЭБС РГУПС
7 Трубицина, Н. А. Расчет трансформатора малой мощности: учеб. пособие / Н. А. Трубицина, Т. В. Щурская; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010. - 63 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-8 +
ОПК-10 +
ОПК-12 +
ПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-8 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ОПК-10 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ОПК-12 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-2 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

исследование характеристик машин переменного и постоянного тока в различных режимах работы;

расчет трансформатора малой мощности.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Условия возникновения вращающегося магнитного поля.
2)Обмотки переменного тока.
3)Конструкция асинхронных машин.
4)Принцип действия асинхронной машины – двигательный, генераторный режимы и режим электромагнитного тормоза.
5) Асинхронная машина при неподвижном роторе, замещение вращающегося ротора эквивалентным неподвижным.
6)Энергетическая диаграмма асинхронного двигателя.
7)Уравнения, описывающие рабочий процесс в асинхронной машине.
8)Приведение величин цепи ротора к обмотке статора.
9)Векторная диаграмма асинхронного двигателя и схема замещения асинхронной машины.
10)Определение электромагнитного момента через электромагнитную мощность.
11)Максимальный электромагнитный момент асинхронной машины.
12)Механическая характеристика асинхронной машины.
13)Условия устойчивой работы асинхронного двигателя.
14)Обоснование круговой диаграммы асинхронной машины.
15)Опыты холостого хода и короткого замыкания.
16)Построение круговой диаграммы по данным опытов холостого хода и короткого замыкания.
17)Рабочие характеристики асинхронного двигателя.
18)Основные характеристики пуска.
19)Прямой пуск.
20)Пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором при пониженном напряжении.
21)Пуск асинхронного двигателя с фазным ротором.
22)Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя.
23)Общие сведения о синхронных машинах.
24)Конструкция синхронных машин.
25)Принцип действия синхронного генератора и двигателя.
26)Охлаждение синхронных машин.
27)Реакция якоря синхронных машин.
28)Векторная диаграмма неявнополюсного синхронного генератора с учетом насыщения.
29)Характеристики синхронного генератора.
30)Параллельная работа синхронных генераторов.
31)Угловые, U-образные и рабочие характеристики синхронного двигателя.
32)Пуск синхронного двигателя.
33)Области применения синхронных компенсаторов и их конструктивные особенности.
34)Электродвижущая сила обмоток переменного тока.
35)Глубокорегулируемые асинхронные двигатели.
36)Защита синхронных генераторов от коротких замыканий.
37)Синхронные двигатели малой мощности.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Выполнить опыты холостого хода и короткого замыкания асинхронного двигателя.
2)Определить параметры асинхронной машины.
3)Привести величины цепи ротора к обмотке статора.
4)Построить энергетическую диаграмму асинхронного двигателя.
5)Построить векторную диаграмму асинхронного двигателя.
6)Построить схему замещения асинхронной машины.
7)Определить электромагнитный момент асинхронной машины через электромагнитную мощность.
8)Определить максимальный электромагнитный момент асинхронной машины.
9)Построить механическую характеристику асинхронной машины.
10)Построить круговую диаграмму асинхронной машины по данным опытов холостого хода и короткого замыкания.
11)Построить рабочие характеристики асинхронного двигателя.
12)Определить пусковой ток и пусковой момент асинхронного двигателя.
13)Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя.
14)Построить векторную диаграмму неявнополюсного синхронного генератора с учетом насыщения.
15)Включить синхронный генератор на параллельную работу с мощной сетью методом точной синхронизации.
16)Включить синхронный генератор на параллельную работу с мощной сетью методом грубой синхронизации.
17)Построить характеристики синхронного генератора.
18)Построить характеристики синхронного двигателя.
19)Включить синхронный двигатель асинхронным методом.
20)Компенсировать реактивную мощность при помощи синхронного компенсатора.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Провести опыты холостого хода и короткого замыкания асинхронного двигателя.

2)Определить основные электромагнитные параметры асинхронной машины.

3)Построить энергетическую диаграмму асинхронного двигателя.

4)Построить векторную диаграмму асинхронной машины при активно-индуктивной нагрузке.

5)Построить схему замещения асинхронной машины.

6)Построить механическую характеристику асинхронной машины.

7)Построить круговую диаграмму асинхронной машины по данным опытов холостого хода и короткого замыкания.

8)Построить рабочие характеристики асинхронного двигателя.

9)Построить векторную диаграмму асинхронной машины при активно-емкостной нагрузке.

10)Пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

11)Пуск асинхронного двигателя с фазным ротором.

12)Построить векторную диаграмму неявнополюсного синхронного генератора с учетом насыщения.

13)Включить синхронный генератор на параллельную работу с мощной сетью методом точной синхронизации.

14)Включить синхронный генератор на параллельную работу с мощной сетью методом грубой синхронизации.

15)Построить характеристики синхронного генератора.

16)Построить характеристики синхронного двигателя.

17)Пуск синхронного двигателя.

18)Защита синхронных генераторов от коротких замыканий.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 5 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 5 1, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 3 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 5 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 5 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3, 4 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Игнатович, В. М. Электрические машины и трансформаторы : учебное пособие для вузов / В. М. Игнатович, Ш. С. Ройз. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00881-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Копылов, И. П. Электрические машины в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / И. П. Копылов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 267 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03222-2. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Копылов, И. П. Электрические машины в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / И. П. Копылов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 407 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03224-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соломин В.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электрические машины и аппараты ". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Соломин, В.А. Техника безопасности в лабораториях кафедры «Электрические машины и аппараты»: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.А. Соломин, Н.А. Трубицина, Л.Л. Замшина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. ЭБС РГУПС
3 Трубицина Н.А. Принцип действия и конструкция электрических машин и трансформаторов: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / Н.А. Трубицина, М.А. Трубицин; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. ЭБС РГУПС
4 Соломин, В.А. Машины постоянного тока и трансформаторы: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВПО РГУПС; Ростов н/Д, 2014. - 20 с. ЭБС РГУПС
5 Соломин, В.А. Машины переменного тока : учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВПО РГУПС; Ростов н/Д, 2014. - 24 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 51040.