РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Электрические машины"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Соломин Владимир Александрович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Электрические машины" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Электрические м_С_23.05.05_во_45_ЭМА_п44828_51692.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электрические машины".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Электрические машины" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Проектирование тяговых и трансформаторных подстанций", "Тяговые и трансформаторные подстанции", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов (тяговые и трансформаторные подстанции)";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы теории электромеханического преобразования энергии и электромагнитных процессов в различных режимах работы электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов ; - эксплуатационные требования к различным видам электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторам

Умеет: анализировать достоинства и недостатки различных видов электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов ; - применять, эксплуатировать и производить выбор по справочным материалам электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов для заданных условий эксплуатации

Имеет навыки: анализа режимов работы электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов

ОПК-10 - способностью применять знания в области электротехники и электроники для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации

Знает: основные элементы конструкции и принципы действия электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов, их технические параметры

Умеет: определять параметры электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов, проводить измерения, анализировать результаты измерения

Имеет навыки: расчета характеристик электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов

ОПК-12 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Место дисциплины 1С.Б "Электрические машины" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4, 5 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 117 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 112 112 64 48
Лекции (Лек) 48 48 32 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 3 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 10     10
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 10     10
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка        
Контроль, всего и в т.ч. 125   77 48
Экзамен (Экз) 77   77  
Зачет (За) 48     48
Общая трудоемкость, часы 252 117 144 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   4 3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 26 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6 7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 4 6 4 6
Лекции (Лек) 8 8 4   4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   2   2
Практические, семинары (Пр) 8 8   4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 1 2 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   40 12 6 35
Контрольная работа (К) 12     12    
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР) 35         35
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 46   40   6  
Контроль, всего и в т.ч. 133     79   54
Экзамен (Экз) 79     79    
Зачет (За) 54         54
Общая трудоемкость, часы 252 26 45 99 11 97
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общие вопросы теории трансформаторов (ТР) ОПК-10, ОПК-12
2 Характеристики ТР, автотрансформаторы и ТР специального назначения ОПК-10, ОПК-12
3 Электромеханическое преобразование энергии, машины постоянного тока (МПТ) ОПК-10, ОПК-12
4 Основы теории и основные характеристики МПТ ОПК-10, ОПК-12
5 Асинхронные машины (АМ), основы теории ОПК-10, ОПК-12
6 Характеристики и основные особенности работы АД ОПК-10, ОПК-12
7 Синхронные электрические машины (СМ), основы теории, синхронные генераторы (СГ) ОПК-10, ОПК-12
8 Синхронные электрические машины, синхронные двигатели (СД) и компенсаторы ОПК-10, ОПК-12

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4 4  
2 8 4 4  
3 8 4 4  
4 8 4 4  
5 4 4 2  
6 4 4 6  
7 4 4 4  
8 4 4 4  
Итого 48 32 32  
В т.ч. по интерактивным формам     32  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 4 46
2 2  
3   2
4    
5 2  
6 2 2
7    
8   2
Итого 8 8 4 46
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Роль и место электрических машин (ЭМ) и ТР в энергетике и электротехнике. Конструкция и принцип действия ТР: 1) Электрификация и автоматизация производства и транспортных средств при помощи ЭМ и ТР 2) Конструкция сердечников и обмоток ТР 3) Охлаждение ТР, масляные и сухие ТР 4) Принцип действия ТР. 2
Рабочие процессы в ТР. Уравнения магнитодвижущих (МДС) и электродвижущих сил (ЭДС) ТР: 1) Понятие об идеальном ТР 2) Электрические соотношения в идеальном ТР 3) Магнитные потоки в ТР 4) Уравнения МДС и ЭДС ТР. 2
Работа ТР при синусоидальном напряжении: 1) Уравнения МДС и ЭДС ТР при синусоидальном напряжении 2) Намагничивание сердечника однофазного ТР 3) Намагничивание сердечника трехфазного ТР. 2
Приведенный ТР: 1) Приведение обмоток ТР к первичной обмотке 2) Уравнения приведенного ТР 3) Эквивалентная схема приведенного ТР 4) Схема замещения приведенного ТР 5) Векторные диаграммы ТР. 2
2 Предельные режимы работы ТР, работа ТР под нагрузкой: 1) Опыты холостого хода (ХХ) и короткого замыкания (КЗ) ТР 2) Определение параметров ТР 3) Изменение вторичного напряжения и внешняя характеристика ТР 4) Потери и КПД ТР. 2
Трехфазные ТР и их параллельная работа: 1) Схемы соединения обмоток ТР 2) Группы соединения ТР 3) ТР на тяговых подстанциях 4) Условия включения ТР на параллельную работу 5) Распределение нагрузки между ТР, работающими параллельно. 2
Несимметричные режимы работы и переходные процессы в ТР: 1) Метод симметричных составляющих 2) Несимметричные режимы ТР при отсутствии или наличии токов нулевой последовательности в обеих обмотках 3) Несимметричные режимы при наличии токов нулевой последовательности только во вторичной обмотке 4) Переходные процессы в ТР пои холостом ходе (ХХ) и коротком замыкании (КЗ) и при перенапряжениях, защита ТР. 2
Автотрансформаторы и ТР специального назначения: 1) Автотрансформаторы (АТ) 2) Преобразование энергии в АТ 3) Сварочные и печные ТР 4) Измерительные ТР 5) Тенденции развития ТР. 2
3 Принцип действия и конструкция МПТ: 1) Принцип действия генератора постоянного тока (ГПТ) 2) Принцип действия двигателя постоянного тока (ДПТ) 3) Конструкция МПТ 4) Классификация МПТ. 2
Обмотки якоря МПТ: 1) Простая петлевая обмотка якоря 2) Простая волновая обмотка якоря 3) Сложные обмотки якоря 4) Уравнительные соединения 5) условия симметрии обмотки якоря. 2
Основные электромагнитные соотношения в МПТ: 1) Электродвижущая сила (ЭДС) якоря 2) Электромагнитный момент МПТ 3) Плотность тока в обмотках и линейная токовая нагрузка. 2
Магнитная цепь МПТ и методы ее расчета: 1) Участки магнитной цепи 2) Магнитное поле в воздушном зазоре на холостом ходу 3) Методы расчета магнитной цепи МПТ 4) Магнитная характеристика МПТ, коэффициент насыщения магнитной цепи 5) Реакция якоря. 2
4 Коммутация в МПТ: 1) Основы теории коммутации 2) Виды коммутации и способы ее улучшения 3) Искрение, причины искрения, классы коммутации 4) Способы настройки коммутации. 2
Генераторы постоянного тока (ГПТ): 1) Классификация ГПТ 2) Условия самовозбуждения ГПТ с параллельным возбуждением 3) Характеристики ГПТ 4) Параллельная работа ГПТ 5) Область применения ГПТ. 2
Двигатели постоянного тока (ДПТ): ) Классификация ДПТ 2) Основные уравнения и характеристики ДПТ 3) Способы пуска в ход ДПТ 4) Регулирование ДПТ. 2
Потери мощности и коэффициент полезного действия МПТ, основные режимы работы, нагревание и охлаждение МПТ: 1) Основные и добавочные потери мощности в МПТ 2) Расчет КПД МПТ 3) Основные режимы работы МПТ 4) Нагревание и охлаждение машин постоянного тока 5) Тенденции развития МПТ. 2
Семестр № 5
5 Конструкция и принцип действия асинхронного двигателя (АД). Работа АМ при неподвижном роторе, приведение параметров ротора к статору, работа АМ при вращении ротора: 1) Конструкция АМ 2) Вращающееся магнитное поле 3) Принцип действия АД 4) Холостой ход и короткое замыкание АМ при неподвижном роторе 5) Приведенная асинхронная машина, основные уравнения АМ и схема замещения. Параметры АМ при вращении ротора. 2
Вращающий момент и механическая характеристика АМ, круговая диаграмма АМ: 1) Энергетическая диаграмма АМ 2) Вращающий момент АМ 3) Механическая характеристика АМ 4) Опыты ХХ и КЗ асинхронной машины 5) Круговая диаграмма АМ. 2
6 Построение характеристик АД по круговой диаграмме (КД): 1) Определение по КД токов, подводимой и полезной мощностей 2) Определение по КД электромагнитных мощности и момента 3) Определение по КД скольжения, коэффициента и потерь мощности, пускового и максимального моментов и КПД машины 4) Построение рабочих характеристик. 2
Пуск в ход АД с короткозамкнутой и фазной обмоткой ротора. Регулирование частоты вращения АД: 1) Пуск в ход АД с короткозамкнутой обмоткой ротора 2) Пуск АД с фазным ротором 3) Регулирование частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором 4) Регулирование частоты вращения АД с фазным ротором. 2
7 Основные типы СМ, принцип действия, ХХ СГ, реакция якоря и векторные диаграммы СГ: 1) Классификация СМ, роль в народном хозяйстве, конструкции и принцип действия 2) Холостой ход СГ, уравнения СГ 3) Влияние реакции якоря на основной магнитный поток 4) Векторные диаграммы СГ 5) Изменение напряжения СГ. 2
Основные характеристики СГ, физические процессы при внезапном КЗ СГ, схемы замещения СГ при КЗ. Параллельная работа СГ, условия включения: 1) Характеристики СГ 2) Виды внезапных КЗ и физические процессы в СГ 3) Схемы замещения СГ при КЗ и их параметры 4) Условия включения СГ на параллельную работу 5) Методы синхронизации СГ. 2
8 Синхронные двигатели (СД). Синхронные компенсаторы, потери мощности и КПД СМ: 1) Принцип действия СД 2) Параметры и характеристики СД 3) Способы пуска СД в ход, особенности пуска 4) Режимы работы СК 5) Потери мощности и КПД СМ. 2
Системы возбуждения и колебания СМ: 1) Системы возбуждения современных СМ 2) Колебания СМ, основные уравнения 3) Динамическая устойчивость СМ 4) Специальные типы СМ, тенденции развития СМ. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 5
1 Роль и место электрических машин (ЭМ) и ТР в энергетике и электротехнике. Конструкция и принцип действия ТР: 1) Электрификация и автоматизация производства и транспортных средств при помощи ЭМ и ТР 2) Конструкция сердечников и обмоток ТР 3) Охлаждение ТР, масляные и сухие ТР 4) Принцип действия ТР. 2
2 Предельные режимы работы ТР, работа ТР под нагрузкой: 1) Опыты холостого хода (ХХ) и короткого замыкания (КЗ) ТР 2) Определение параметров ТР 3) Изменение вторичного напряжения и внешняя характеристика ТР 4) Потери и КПД ТР. 2
Заезд № 7
5 Конструкция и принцип действия асинхронного двигателя (АД). Работа АМ при неподвижном роторе, приведение параметров ротора к статору, работа АМ при вращении ротора: 1) Конструкция АМ 2) Вращающееся магнитное поле 3) Принцип действия АД 4) Холостой ход и короткое замыкание АМ при неподвижном роторе 5) Приведенная асинхронная машина, основные уравнения АМ и схема замещения. Параметры АМ при вращении ротора. 2
6 Пуск в ход АД с короткозамкнутой и фазной обмоткой ротора. Регулирование частоты вращения АД: 1) Пуск в ход АД с короткозамкнутой обмоткой ротора 2) Пуск АД с фазным ротором 3) Регулирование частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором 4) Регулирование частоты вращения АД с фазным ротором. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Изучение техники безопасности в лабораториях кафедры «Электрические машины и аппараты». 2
Изучение конструкции и принципа действия трансформаторов 2
2 Исследование однофазного трансформатора 2
Исследование параллельной работы трансформаторов 2
3 Изучение конструкции и принципа действия машин постоянного тока 2
Изучение обмоток машин постоянного тока 2
4 Исследование генератора постоянного тока независимого возбуждения 2
Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения 2
Семестр № 5
5 Изучение конструкции и принципа действия асинхронных машин 2
6 Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором методом нагрузки 2
Исследование асинхронного двигателя с фазным ротором методом нагрузки 2
Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым методом ХХ и КЗ 2
7 Исследование синхронного генератора в различных режимах работы. Часть1. 2
Исследование синхронного генератора в различных режимах работы. Часть2. 2
8 Исследование синхронного двигателя методом нагрузки 2
Исследование синхронного компенсатора 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Изучение техники безопасности в лабораториях кафедры «Электрические машины и аппараты». 2
Изучение конструкции и принципа действия трансформаторов
2 Исследование однофазного трансформатора
Исследование параллельной работы трансформаторов
3 Изучение конструкции и принципа действия машин постоянного тока
Изучение обмоток машин постоянного тока
4 Исследование генератора постоянного тока независимого возбуждения
Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения
Курс № 3
5 Изучение конструкции и принципа действия асинхронных машин 2
6 Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором методом нагрузки
Исследование асинхронного двигателя с фазным ротором методом нагрузки
Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым методом ХХ и КЗ
7 Исследование синхронного генератора в различных режимах работы. Часть1.
Исследование синхронного генератора в различных режимах работы. Часть2.
8 Исследование синхронного двигателя методом нагрузки
Исследование синхронного компенсатора

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Расчет основных электрических величин ТР 2
Расчет параметров схемы замещения ТР 2
2 Построение векторных диаграмм ТР при различном характере их нагрузки 2
Определение КПД и коэффициента мощности ТР 2
3 Расчет основных размеров магнитной цепи МПТ и МДС ее участков 2
Расчет основных параметров МПТ 2
4 Расчет обмотки якоря МПТ 2
Магнитная характеристика МПТ, коэффициент насыщения 2
Семестр № 5
5 Расчет основных величин АД по схеме замещения 2
Построение механической характеристики АД 2
6 Расчет рабочих характеристик АД аналитическим способом 2
Построение рабочих характеристик АД 2
7 Построение векторной диаграммы неявнополюсного СГ при номинальной нагрузке 2
Расчет основных параметров СГ 2
8 Построение рабочих характеристик СД 2
Расчет основных параметров СД 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Расчет основных электрических величин ТР 2
3 Расчет основных размеров магнитной цепи МПТ и МДС ее участков 2
Курс № 3
6 Расчет рабочих характеристик АД аналитическим способом 2
8 Расчет основных параметров СД 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Рабочие процессы в ТР. Уравнения магнитодвижущих (МДС) и электродвижущих сил (ЭДС) ТР: 1) Понятие об идеальном ТР 2) Электрические соотношения в идеальном ТР 3) Магнитные потоки в ТР 4) Уравнения МДС и ЭДС ТР 40
Работа ТР при синусоидальном напряжении: 1) Уравнения МДС и ЭДС ТР при синусоидальном напряжении 2) Намагничивание сердечника однофазного ТР 3) Намагничивание сердечника трехфазного ТР
Приведенный ТР: 1) Приведение обмоток ТР к первичной обмотке 2) Уравнения приведенного ТР 3) Эквивалентная схема приведенного ТР 4) Схема замещения приведенного ТР 5) Векторные диаграммы ТР
Расчет параметров схемы замещения ТР
2 Трехфазные ТР и их параллельная работа: 1) Схемы соединения обмоток ТР 2) Группы соединения ТР 3) ТР на тяговых подстанциях 4) Условия включения ТР на параллельную работу 5) Распределение нагрузки между ТР, работающими параллельно
Несимметричные режимы работы и переходные процессы в ТР: 1) Метод симметричных составляющих 2) Несимметричные режимы ТР при отсутствии или наличии токов нулевой последовательности в обеих обмотках 3) Несимметричные режимы при наличии токов нулевой последовательности только во вторичной обмотке 4) Переходные процессы в ТР пои холостом ходе (ХХ) и коротком замыкании (КЗ) и при перенапряжениях, защита ТР
Автотрансформаторы и ТР специального назначения: 1) Автотрансформаторы (АТ) 2) Преобразование энергии в АТ 3) Сварочные и печные ТР 4) Измерительные ТР 5) Тенденции развития ТР
Построение векторных диаграмм ТР при различном характере их нагрузки
Определение КПД и коэффициента мощности ТР
3 Принцип действия и конструкция МПТ: 1) Принцип действия генератора постоянного тока (ГПТ) 2) Принцип действия двигателя постоянного тока (ДПТ) 3) Конструкция МПТ 4) Классификация МПТ
Обмотки якоря МПТ: 1) Простая петлевая обмотка якоря 2) Простая волновая обмотка якоря 3) Сложные обмотки якоря 4) Уравнительные соединения 5) условия симметрии обмотки якоря
Основные электромагнитные соотношения в МПТ: 1) Электродвижущая сила (ЭДС) якоря 2) Электромагнитный момент МПТ 3) Плотность тока в обмотках и линейная токовая нагрузка
Магнитная цепь МПТ и методы ее расчета: 1) Участки магнитной цепи 2) Магнитное поле в воздушном зазоре на холостом ходу 3) Методы расчета магнитной цепи МПТ 4) Магнитная характеристика МПТ, коэффициент насыщения магнитной цепи 5) Реакция якоря
Расчет основных параметров МПТ
4 Коммутация в МПТ: 1) Основы теории коммутации 2) Виды коммутации и способы ее улучшения 3) Искрение, причины искрения, классы коммутации 4) Способы настройки коммутации
Генераторы постоянного тока (ГПТ): 1) Классификация ГПТ 2) Условия самовозбуждения ГПТ с параллельным возбуждением 3) Характеристики ГПТ 4) Параллельная работа ГПТ 5) Область применения ГПТ
Двигатели постоянного тока (ДПТ): ) Классификация ДПТ 2) Основные уравнения и характеристики ДПТ 3) Способы пуска в ход ДПТ 4) Регулирование ДПТ
Потери мощности и коэффициент полезного действия МПТ, основные режимы работы, нагревание и охлаждение МПТ: 1) Основные и добавочные потери мощности в МПТ 2) Расчет КПД МПТ 3) Основные режимы работы МПТ 4) Нагревание и охлаждение машин постоянного тока 5) Тенденции развития МПТ
Расчет обмотки якоря МПТ
Магнитная характеристика МПТ, коэффициент насыщения
Курс № 3
5 Вращающий момент и механическая характеристика АМ, круговая диаграмма АМ: 1) Энергетическая диаграмма АМ 2) Вращающий момент АМ 3) Механическая характеристика АМ 4) Опыты ХХ и КЗ асинхронной машины 5) Круговая диаграмма АМ 6
Расчет основных величин АД по схеме замещения
Построение механической характеристики АД
6 Построение характеристик АД по круговой диаграмме (КД): 1) Определение по КД токов, подводимой и полезной мощностей 2) Определение по КД электромагнитных мощности и момента 3) Определение по КД скольжения, коэффициента и потерь мощности, пускового и максимального моментов и КПД машины 4) Построение рабочих характеристик
Построение рабочих характеристик АД
7 Основные типы СМ, принцип действия, ХХ СГ, реакция якоря и векторные диаграммы СГ: 1) Классификация СМ, роль в народном хозяйстве, конструкции и принцип действия 2) Холостой ход СГ, уравнения СГ 3) Влияние реакции якоря на основной магнитный поток 4) Векторные диаграммы СГ 5) Изменение напряжения СГ
Основные характеристики СГ, физические процессы при внезапном КЗ СГ, схемы замещения СГ при КЗ. Параллельная работа СГ, условия включения: 1) Характеристики СГ 2) Виды внезапных КЗ и физические процессы в СГ 3) Схемы замещения СГ при КЗ и их параметры 4) Условия включения СГ на параллельную работу 5) Методы синхронизации СГ
Построение векторной диаграммы неявнополюсного СГ при номинальной нагрузке
Расчет основных параметров СГ
8 Синхронные двигатели (СД). Синхронные компенсаторы, потери мощности и КПД СМ: 1) Принцип действия СД 2) Параметры и характеристики СД 3) Способы пуска СД в ход, особенности пуска 4) Режимы работы СК 5) Потери мощности и КПД СМ
Системы возбуждения и колебания СМ: 1) Системы возбуждения современных СМ 2) Колебания СМ, основные уравнения 3) Динамическая устойчивость СМ 4) Специальные типы СМ, тенденции развития СМ
Построение рабочих характеристик СД

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соломин, В.А. Расчет машин постоянного тока и трансформаторов: учебно-методическое пособие к контрольной работе / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВПО РГУПС; Ростов н/Д, 2013. - 32 с. ЭБС "РГУПС" ЭБС РГУПС
2 Соломин, В.А. Расчет машин переменного тока: учебно-методическое пособие к расчетно-графической работе / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВПО РГУПС; Ростов н/Д, 2014. - 20 с. ЭБС "РГУПС" ЭБС РГУПС
3 Соломин, В.А. Электрические машины постоянного тока и трансформаторы: учебно-методическое пособие к практическим работам / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВО РГУПС; Ростов н/Д, 2016. - 34 с. ЭБС "РГУПС" ЭБС РГУПС
4 Трубицина Н. А. Сборник задач: учеб.-метод. пособие для практических работ / Н. А. Трубицина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. ЭБС ''РГУПС'' ЭБС РГУПС
5 Соломин, В.А. Проектирование силовых трансформаторов: учеб. пособие / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, А.В. Соломин; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 47 с. ЭБС "РГУПС" ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4 5
ОПК-10 + +
ОПК-12 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-10 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ОПК-12 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

проектирование силового трансформатора.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) История развития электромеханики как инженерной науки
2) Назначение и роль в электроэнергетике силовых трансформаторов
3) Основные электромагнитные процессы в трансформаторе при преобразовании энергии
4) Основные уравнения, описывающие работу трансформатора
5) Приведенный трансформатор
6) Схема замещения трансформатора
7) Векторная диаграмма трансформатора
8) Изменение вторичного напряжения трансформатора
9) Потери мощности и коэффициент полезного действия трансформа тора
10) Условия параллельной работы трансформаторов
11) Токи при включении трансформатора на холостом ходу
12) Условия возникновения внезапных коротких замыканий и их последствия для силового трансформатора
13) Перенапряжения в трансформаторах
14) Несимметричные режимы работы трансформатора
15) Схемы включения и область применения автотрансформатора
16) Параллельная работа трансформаторов под нагрузкой
17) Сварочные и печные трансформаторы
18) Трехобмоточные трансформаторы
19) Измерительные трансформаторы
20) Принцип действия машины постоянного тока (МПТ)
21) Конструкция машины постоянного тока
22) Простая петлевая обмотка якоря МПТ
23) Простая волновая обмотка якоря МПТ
24) Уравнительные соединения
25) Магнитная цепь МПТ и методы ее расчета
26) Реакция якоря МПТ и методы ее компенсации
27) Электродвижущая сила якоря МПТ
28) Электромагнитный момент МПТ
29) Основные электромагнитные нагрузки машины постоянного тока
30) Основные положения теории коммутации в МПТ
31) Причины искрения и классы коммутации в МПТ
32) Способы настройки коммутации в МПТ
33) Классификация генераторов постоянного тока (ГПТ) и область их применения
34) Условия самовозбуждения ГПТ с параллельным возбуждением
35) Характеристики ГПТ, параллельная работа ГПТ
36) Типы двигателей постоянного тока (ДПТ)
37) Основные уравнения, описывающие работу ДПТ
38) Характеристики ДПТ
39) Пуск в ход ДПТ
40) Регулирование частоты вращения ДПТ
41) Потери мощности и КПД МПТ
42) Нагревание и охлаждение МПТ, основные номинальные режимы работы МПТ

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитывать характеристики трансформатора по схеме замещения
2) Выполнять опыт ХХ трансформатора
3) Выполнять опыт КЗ трансформатора
4) Определять параметры трансформатора по опытам ХХ и КЗ
5) Строить векторную диаграмму трансформатора для заданного режима нагрузки
6) Определять возможность включения трансформаторов на параллельную работу
7) Определять распределение мощности нагрузки между трансформаторами, работающими параллельно
8) Рассчитывать токи при внезапном КЗ трансформатора
9) Оценивать степень несимметрии фазных напряжений трансформатора
10) Рассчитывать простые петлевые и волновые обмотки якоря МПТ
11) Рассчитывать сложные обмотки якорей МПТ
12) Определять количество и шаги уравнительных соединений обмотки якоря МПТ
13) Рассчитывать магнитную цепь МПТ по инженерной методике
14) Определять ЭДС якоря и электромагнитный момент МПТ
15) Оценивать основные электромагнитные нагрузки МПТ
16) Настраивать «темную» коммутацию в МПТ
17) Оценивать класс коммутации МПТ
18) Снимать экспериментальным путем характеристики ГПТ
19) Определять возможность включения ГПТ на параллельную работу
20) Снимать характеристики ДПТ
21) Рассчитывать величину пусковых токов ДПТ
22) Регулировать частоту вращения ДПТ
23) Определять КПД МПТ при помощи тарированного генератора

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Изучение физических процессов в трансформаторе
2) Владеть способами выполнения опытов ХХ и КЗ трансформатора
3) Владеть методикой определения изменения вторичного напряжения трансформатора
4) Владеть методикой определения возможности включения трансформаторов на параллельную работу
5) Владеть методикой расчета распределения мощностей между паралелльно работающими трансформаторами
6) Владеть методикой расчета токов внезапного КЗ трансформатора
7) Владеть способами защиты трансформаторов от перенапряжений
8) Владеть методиками расчета обмоток якорей МПТ
9) Владеть методикой расчета магнитной цепи МПТ
10) Владеть методами настройки коммутации МПТ
11) Владеть методикой экспериментального снятия характеристик ГПТ и ДПТ
12) Владеть способами пуска в ход ДПТ
13) Владеть методами регулирования частоты вращения ДПТ

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Машины переменного тока и их роль в народном хозяйстве
2) Вращающееся магнитное поле
3) Принцип действия асинхронного двигателя (АД)
4) Конструкция асинхронной машины (АМ)
5) Обмотки статора машины переменного тока
6) Режимы работы АМ
7) Теория АМ при неподвижном роторе, основные уравнения
8) Приведение параметров ротора к статору
9) Параметры АМ при вращении ротора
10) Схемы замещения АМ
11) Энергетическая диаграмма АД
12) Электромагнитный момент АМ
13) Механическая характеристика АМ
14) Построение круговой диаграммы (КД) АМ по данным опытов ХХ и КЗ
15) Пуск в ход АД с короткозамкнутым ротором
16) Пуск в ход АД с фазным ротором
17) Глубокопазные и двухклеточные АД
18) Регулирование частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором
19) Регулирование частоты вращения АД с фазным ротором
20) Электрическое торможение АД
21) Особые виды и режимы работы АД
22) Роль синхронных машин (СМ) в народном хозяйстве
23) Конструкции СМ
24) Основные уравнения синхронного генератора (СГ) с явновыраженными полюсами
25) Реакция якоря в синхронной машине
26) Векторные диаграммы СМ
27) Параметры СМ
28) Характеристики СГ
29) Физические процессы в СГ при внезапном КЗ
30) Схемы замещения СГ при переходных процессах
31) Условия включения СГ на параллельную работу с мощной сетью
32) Способы синхронизации СГ с сетью
33) Статическая устойчивость СМ
34) Характеристики и параметры синхронных двигателей (СД)
35) Способы пуска в ход СД
36) Синхронные компенсаторы, область применения
37) Колебания и динамическая устойчивость СМ
38) Системы возбуждения СМ
39) Потери мощности и КПД СМ
40) Специальные типы СМ

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выполнять опыты ХХ и КЗ асинхронного двигателя
2) Определять параметры АМ
3) «Приводить» параметры обмотки ротора к статору
4) Строить схемы замещения АМ
5) Снимать механическую характеристику АД
6) Строить круговую диаграмму АМ по данным опытов ХХ и КЗ
7) Определять рабочие характеристики АД по круговой диаграмме
8) Определять пусковой ток АД
9) Регулировать частоту вращения АД
10) Строить векторные диаграммы СМ
11) Снимать характеристики СГ
12) Включать СГ на параллельную работу с мощной сетью методом точной синхронизации
13) Включать СГ на параллельную работу с мощной сетью методом грубой синхронизации
14) Снимать характеристики СД
15) Включать СД асинхронным методом
16) Осуществлять компенсацию реактивной мощности при помощи СМ

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владеть методикой проведения опытов ХХ и КЗ асинхронного двигателя.

2) Владеть методикой определения параметров АД.

3) Владеть методикой построения круговой диаграммы АМ.

4) Владеть методикой определения характеристик АД по круговой диаграмме.

5) Владеть способами снятия механической характеристики АД.

6) Владеть способами пуска в ход АД с короткозамкнутым и фазным ротором.

7) Владеть способами регулирования частоты вращения АД с короткозамкнутым и фазным ротором.

8) Владеть методикой снятия характеристик СГ и СД.

9) Владеть методиками синхронизации СГ с мощной сетью.

10) Владеть способами анализа переходных процессов в синхронных машинах.

11) Владеть способами пуска в ход СД.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Игнатович, В. М. Электрические машины и трансформаторы : учебное пособие для вузов / В. М. Игнатович, Ш. С. Ройз. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00881-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Копылов, И. П. Электрические машины в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / И. П. Копылов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 267 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03222-2. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Копылов, И. П. Электрические машины в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / И. П. Копылов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 407 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03224-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Жуловян, В. В. Электрические машины: электромеханическое преобразование энергии : учебное пособие для вузов / В. В. Жуловян. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 425 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04292-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Основы электромеханики : учебное пособие / В. П. Кочетков, В. Я. Беспалов, Е. Я. Глушкин [и др.] ; под редакцией В. П. Кочетков. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 639 c. — ISBN 978-5-4486-0259-7. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соломин В.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электрические машины". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Соломин, В.А. Техника безопасности в лабораториях кафедры «Электрические машины и аппараты»: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.А. Соломин, Н.А. Трубицина, Л.Л. Замшина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. ЭБС РГУПС
3 Соломин, В.А. Машины постоянного тока и трансформаторы: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВПО РГУПС; Ростов н/Д, 2014. - 20 с. ЭБС РГУПС
4 Соломин, В.А. Машины переменного тока : учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВПО РГУПС; Ростов н/Д, 2014. - 24 с. ЭБС РГУПС
5 Трубицина Н.А. Принцип действия и конструкция электрических машин и трансформаторов: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / Н.А. Трубицина, М.А. Трубицин; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 51692.