РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1М.В.ОД "Технико-экономическое обоснование проектов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.04.02 Технологические машины и оборудование

Программа академической магистратуры

Машиноведение и детали машин

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Скорев Евгений Николаевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1М.В.ОД "Технико-экономическое обоснование проектов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Ткачева О. А., зав. кафедрой "Экономика и управление", ШАИ (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1МВОД_Технико-экономическое о п_М_15.04.02_во_2_ЭУА_п41742_51733.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Технико-экономическое обоснование проектов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Технико-экономическое обоснование проектов" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профильной направленностью магистерской программы "Машиноведение и детали машин".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Мастер-класс по профилю подготовки";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы оценки технико-экономической эффективности проектов, исследования, изготовления машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов

Умеет: использовать методы оценки технико-экономической эффективности проектов, исследования, изготовления машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов

Имеет навыки: использования методов оценки технико-экономической эффективности проектов, исследования, изготовления машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов

ОПК-4 - способностью оценивать технико-экономическую эффективность проектирования, исследования, изготовления машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов, принимать участие в создании системы менеджмента качества на предприятии

Знает: подходы оценки стоимости объектов интеллектуальной деятельности

Умеет: использовать подходы оценки стоимости объектов интеллектуальной деятельности

Имеет навыки: использования подходов оценки стоимости объектов интеллектуальной деятельности

ОПК-6 - способностью обеспечивать защиту и оценку стоимости объектов интеллектуальной деятельности

Знает: подходы организации и проводения научных исследований, связанные с разработкой проектов и программ в контектсте технико-экономического обоснования

Умеет: пользоваться подходами организации и проводения научных исследований, связанные с разработкой проектов и программ в контектсте технико-экономического обоснования

Имеет навыки: использования подходов организации и проводения научных исследований, связанные с разработкой проектов и программ в контектсте технико-экономического обоснования

ПК-19 - способностью организовать и проводить научные исследования, связанные с разработкой проектов и программ, проводить работы по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов

Комментарии кафедры:

ОПК -4 реализуется в части - способностью оценивать технико-экономическую эффективность проектирования, исследования, изготовления машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов.

ОПК -6 реализуется в части - способностью обеспечивать оценку стоимости объектов интеллектуальной деятельности.

ПК -19 реализуется в части - способностью организовать и проводить научные исследования, связанные с разработкой проектов и программ.


Место дисциплины 1М.В.ОД "Технико-экономическое обоснование проектов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1М Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Защита интеллектуальной собственности".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 36 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 108   108
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 108   108
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 36 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Технико-экономическое обоснование и эффективность инвестиционного проекта ОПК-4, ПК-19
2 Эффективность проектируемых изделий и систем ОПК-4, ПК-19
3 Инвестиционный проект и его финансирование ОПК-4, ОПК-6
4 Экономическая эффективность инвестиционных проектов ОПК-4, ПК-19

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   6   25
2   8   25
3   4   25
4   14   33
Итого   32   108
В т.ч. по интерактивным формам   16    
В т.ч. практическая подготовка   8    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Инновационный проект: основные понятия, типология и структура 2
Организационные аспекты НИР и ОКР 2
Эффективность НИР и ОКР 2
2 Экономическая эффективность новой техники и инновационной продукции (часть 1) 2
Экономическая эффективность новой техники и инновационной продукции (часть 2) 2
Экономическая эффективность производственно-технологических систем (часть 1) 2
Экономическая эффективность производственно-технологических систем (часть 2) 2
3 Основные категории анализа инвестиционных проектов 2
Финансирование инвестиционных проектов 2
4 Статические методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов (часть 1) 2
Статические методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов (часть 2) 2
Динамические методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов (часть 1) 2
Динамические методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов (часть 2) 2
Оценка эффективности инвестиционного проекта (часть 1) 2
Оценка эффективности инвестиционного проекта (часть 2) 2
Оценка эффективности инвестиционного проекта (часть 3) 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Технико-экономическое обоснование и эффективность инвестиционного проекта 25
2 Эффективность проектируемых изделий и систем 25
3 Инвестиционный проект и его финансирование 25
4 Экономическая эффективность инвестиционных проектов 33

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Технико-экономическое обоснование проектов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. изучения / Е. Н. Скорев ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 102 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
2 Технико-экономическое обоснование проектов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для выполнения контрол. работы / Е. Н. Скорев ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. -22 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-4 +
ОПК-6 +
ПК-19 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-19 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Сущность инновационного проекта и его ТЭО.
2) Структуру инновационного проекта
3) Особенности разработки и реализации инновационного проекта и его ТЭО.
4) Стадии разработки инновационного проекта и его ТЭО.
5) Понятие технико-экономического обоснования проекта
6) Структуру технико-экономического обоснования проекта
7) Отличие технико-экономическое обоснования проекта от бизнес-плана
8) Экономическую сущность, типы и классификация инвестиций
9) Понятие денежного потока инвестиционного проекта
10) Денежный поток от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности
11) Источники и формы финансирования инвестиционных проектов
12) Понятие максимального денежного оттока и максимального денежного притока
13) Понятие экономического срока жизни инвестиций
14) Классификацию статических методов оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
15) Классификацию динамических методов оценки экономической эффективности инвестиционных проектов

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Классифицировать инновационные проекты
2) Организовывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
3) Планировать трудоемкость выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
4) Планировать длительность выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
5) Оценивать научно-техническую и социальную эффективности НИР и ОКР
6) Оценивать экономическую эффективности НИР и ОКР
7) Оценивать себестоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
8) Обосновывать себестоимость и цену проектируемых изделий
9) Оценивать стоимость денег во времени
10) Оценивать стоимость источников финансирования
11) Учитывать инфляцию при определении цены капитала
12) Использовать модель средневзвешенной стоимости капитала
13) Определять и использовать ликвидационную стоимость проекта
14) Определять экономическую эффективности новой техники и инновационной продукции
15) Определение экономической эффективности производственно-технологических систем в технико-экономическом обосновании

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчета производительности техники и эксплуатационных затрат использование техники.

2) Расчета простого срока окупаемости инвестиций.

3) Расчета показателей простой рентабельности.

4) Расчета чистых денежных поступлений.

5) Расчета индекса доходности инвестиций.

6) Расчета индекса доходности дисконтированных инвестиций.

7) Расчета внутренней нормы доходности.

8) Расчета чистой текущей стоимости.

9) Расчета срока окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования.

10) Анализа чувствительности проекта.

11) Расчета себестоимости и цены производственно-технологических систем, единовременных затрат при их использовании.

12) Расчета производительности производственно-технологических систем.

13) Расчета эксплуатационных расходов при использовании производственно-технологических систем.

14) Расчета коммерческой эффективности проекта.

15) Расчета финансовой реализуемости проекта.

16) Расчета точки безубыточности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 2 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 2 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-19 2 1, 2, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 483 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13182-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности : учебное пособие для вузов / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева, О. А. Чернова, Е. Ф. Щипанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 298 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04586-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Инвестиционное прогнозирование [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. А. Макеев, Н. Н. Иванова, М. В. Беликова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 21 с. : (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Скорев Е.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Технико-экономическое обоснование проектов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Технико-экономическое обоснование проектов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. изучения / Е. Н. Скорев ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 102 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
3 Технико-экономическое обоснование проектов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для выполнения контрол. работы / Е. Н. Скорев ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. -22 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 51733.