РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Экономика, учет и анализ" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "Экономическая география и регионалистика" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
38.05.01 Экономическая безопасность |
||
Специализация |
||
№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
||
Квалификация выпускника "Экономист " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель к.э.н. Мейтова Анна Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Экономическая география и регионалистика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".
к.т.н., доц. Ткачева О. А., зав. кафедрой "Экономика и управление", ШАИ (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова .
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Экономическая г и р_С_38.05.01_во_1_ЭУА_п43285_50482.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Экономическая география и регионалистика".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Экономическая география и регионалистика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Мировая экономика и международные экономические отношения";
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: Теоретические основы экономической и социальной географиии, регионалистики, географии населения, транспорта, особенности современного процесса урбанизации; - состояние запасов лесных, водных, земельных ресурсов мира, запасов полезных ископаемых России и мира; - методологическую основу размещения производительных сил; - причины распространения и географию опасных стихийных явлений Умеет: - анализировать движущие силы и экономико-географические закономерности развития, место и роль России в истории человечества и в современном мире; - использовать основы экономики и экономической безопасности, применять в экономико-географических исследованиях, анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность России и в современном мире ; - анализировать и интерпретировать показатели, характеризующие состояние природных ресурсов, состояние минерально-сырьевого комплекса мира и России; - применять знания в области эколого-ориентированного экономического зонирования территорий при решении практических задач; идентифицировать основные опасности среды обитания человека. Имеет навыки: - знаниями в области анализа демографических процессов, - базовыми теоретическими основами в области географии транспорта; - современными методами измерения и оценки природных ресурсов; аналитическими навыками, направленными на поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов, принципами размещения производительных сил и развитием экономики страны; - навыками оценки опасности и риска возникновения стихийных бедствий территориального, регионального и глобального масштаба; анализом состояния и перспективами развития внешнеэкономических связей и их влияния на экономическую безопасность России и современного мира. |
ПК-35 - способностью анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность |
Место дисциплины 1С.Б "Экономическая география и регионалистика" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Экономическая теория".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 1 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
1 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 48 | 48 | 48 |
Лекции (Лек) | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 32 | 32 | 32 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 3 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 57 | 57 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 57 | 57 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 36 | 36 | |
Экзамен (Экз) | 36 | 36 | |
Зачет (За) | |||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 51 | 144 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 | 4 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 8 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
1 | 2 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 6 | 6 | 2 | 4 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 2 | 2 |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | 2 | 2 | 2 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
2 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 127 | 127 | ||
Контрольная работа (К) | 6 | 6 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 121 | 121 | ||
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | ||
Экзамен (Экз) | 9 | 9 | ||
Зачет (За) | ||||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 8 | 2 | 142 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Основы экономической географии и регионалистики. Региональная экономика в системе наук. | ПК-35 |
2 | Демографические факторы развития экономики. Трудовой и демографический потенциал регионов. | ПК-35 |
3 | География промышленности России | ПК-35 |
4 | Территориальная организация экономики России. Государственно-территориальное устройство России. | ПК-35 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 2 | 6 | |
2 | 4 | 4 | 10 | |
3 | 4 | 22 | 10 | |
4 | 4 | 4 | 31 | |
Итого | 16 | 32 | 57 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 2 | 2 | ||
В т.ч. практическая подготовка | 2 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 121 | ||
2 | 2 | |||
3 | 2 | |||
4 | ||||
Итого | 4 | 2 | 121 | |
В т.ч. по интерактивным формам | ||||
В т.ч. практическая подготовка | 2 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Экономико-географическая характеристика федеральных округов России. Методы исследования региона как объекта хозяйствования и управления. | 2 |
Географическая среда и экономические ресурсы. Факторы регионального экономического роста и развития территорий.Географические и экономические условия размещения производительных сил в России. | 2 | |
2 | Трудовые ресурсы, рынок труда и социальная политика регионов России. | 2 |
Размещение и миграция населения. | 2 | |
3 | Территориальное размещение производительных сил в России и их влияние на экономическую безопасность. | 2 |
Территориально-промышленный комплекс, транспортный комплекс России. | 2 | |
4 | Федеральный округ как центральное звено государственного управления и региональной политики. Экологическая политика регионов и возможности ее реализации. | 2 |
Экономико-географические аспекты современных глобальных проблем человечества и их влияние на экономическую безопасность. | 2 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 1 | ||
1 | Географическая среда и экономические ресурсы. Факторы регионального экономического роста и развития территорий.Географические и экономические условия размещения производительных сил в России. | 2 |
Заезд № 2 | ||
3 | Территориальное размещение производительных сил в России и их влияние на экономическую безопасность. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Основы научных теорий и знаний по регионалистике и экономической географии. | 2 |
2 | Трудовые ресурсы России и методика их оценки. Анализ баланса трудовых ресурсов по районам и влияние на экономическую безопасность | 2 |
Анализ баланса трудовых ресурсов по районам и влияние на экономическую безопасность | 2 | |
3 | Экономико-географические особенности размещения отраслей топливно-энергетического комплекса России. Перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность | 2 |
Экономико-географические особенности размещения металлургического комплекса | 2 | |
Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса России | 2 | |
Экономико – географическая характеристика лесного комплекса России | 2 | |
Экономико – географическая характеристика комплекса отраслей легкой промышленности России | 2 | |
Экономико – географические особенности размещения отраслей аграрно – промышленного комплекса | 2 | |
Экономические методы влияния на рациональное размещение и специализацию сельского хозяйства | 2 | |
Транспортный комплекс России, его составные части: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной транспорт | 2 | |
Перспективы развития транспортного комплекса России и его влияние на экономическую безопасность | 2 | |
Транспортный комплекс России и его особенности трубопроводный, морской, речной транспорт | 2 | |
Перспективы развития транспортного комплекса России и его влияние на экономическую безопасность | 2 | |
4 | Территориальная организация экономики России. Перспективы развития внешнеэкономических связей и влияние на экономическую безопасность | 2 |
Экономико-географические аспекты современных глобальных проблем человечества и влияние на экономическую безопасность | 2 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
2 | Трудовые ресурсы России и методика их оценки. Анализ баланса трудовых ресурсов по районам и влияние на экономическую безопасность | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Основные принципы размещения производства, используемые на практике в современных условиях рыночной экономики | 6 |
2 | Структурно-территориальные особенности народного хозяйства России | 4 |
Размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства | 6 | |
3 | Участие государства в структурной перестройки промышленности. и влияние на экономическую безопасность | 4 |
Реформирование транспортного комплекса России. Его развитие и взаимодействие | 6 | |
4 | Место района в территориальном разделении труда | 6 |
Влияние природных факторов на развитие регионов страны | 4 | |
Влияние научно-технических факторов на развитие регионов страны | 4 | |
Влияние социально-демографических факторов на развитие регионов страны | 4 | |
Влияние геополитических факторов на развитие регионов страны. и влияние на экономическую безопасность | 3 | |
Влияние транспорта на развитие регионов страны | 3 | |
Влияние трудовых ресурсов на развитие регионов страны | 3 | |
Влияние экологических факторов на развитие регионов страны. и влияние на экономическую безопасность | 4 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | Основные принципы размещения производства, используемые на практике в современных условиях рыночной экономики | 121 |
Экономико-географическая характеристика федеральных округов России. Методы исследования региона как объекта хозяйствования и управления | ||
Основы научных теорий и знаний по регионалистике и экономической географии. | ||
2 | Структурно-территориальные особенности народного хозяйства России | |
Размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства | ||
Трудовые ресурсы, рынок труда и социальная политика регионов России | ||
Размещение и миграция населения | ||
Анализ баланса трудовых ресурсов по районам и влияние на экономическую безопасность | ||
3 | Участие государства в структурной перестройки промышленности. и влияние на экономическую безопасность | |
Реформирование транспортного комплекса России. Его развитие и взаимодействие | ||
Территориально-промышленный комплекс, транспортный комплекс России | ||
Экономико-географические особенности размещения отраслей топливно-энергетического комплекса России. Перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность | ||
Экономико-географические особенности размещения металлургического комплекса | ||
Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса России | ||
Экономико – географическая характеристика лесного комплекса России | ||
Экономико – географическая характеристика комплекса отраслей легкой промышленности России | ||
Экономико – географические особенности размещения отраслей аграрно – промышленного комплекса | ||
Экономические методы влияния на рациональное размещение и специализацию сельского хозяйства | ||
Транспортный комплекс России, его составные части: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной транспорт | ||
Перспективы развития транспортного комплекса России и его влияние на экономическую безопасность | ||
Транспортный комплекс России и его особенности трубопроводный, морской, речной транспорт | ||
Перспективы развития транспортного комплекса России и его влияние на экономическую безопасность | ||
4 | Место района в территориальном разделении труда | |
Влияние природных факторов на развитие регионов страны | ||
Влияние научно-технических факторов на развитие регионов страны | ||
Влияние социально-демографических факторов на развитие регионов страны | ||
Влияние геополитических факторов на развитие регионов страны. и влияние на экономическую безопасность | ||
Влияние транспорта на развитие регионов страны | ||
Влияние трудовых ресурсов на развитие регионов страны | ||
Влияние экологических факторов на развитие регионов страны. и влияние на экономическую безопасность | ||
Федеральный округ как центральное звено государственного управления и региональной политики. Экологическая политика регионов и возможности ее реализации | ||
Экономико-географические аспекты современных глобальных проблем человечества и их влияние на экономическую безопасность | ||
Территориальная организация экономики России. Перспективы развития внешнеэкономических связей и влияние на экономическую безопасность | ||
Экономико-географические аспекты современных глобальных проблем человечества и влияние на экономическую безопасность |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Мейтова, А. Н. Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для выполнения контрол. работы / А. Н. Мейтова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 24 с. - Библиогр. : 10 назв. | ЭБС РГУПС |
2 | Мейтова, А. Н. 1.Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и контрол. работы / А. Н. Мейтова, Н. Н. Коренякина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 43 с. : ил. - Библиогр.: 9 назв. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
1 | |
ПК-35 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ПК-35 | 1 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
предусмотренные учебным планом контрольные работы студентов заочной формы обучения выполняются в форме компьютерного тестирования. Фонды оценочных средств имеются в ЦМКО;
контроль по разделу"Основы экономической географии и регионалистики";
контроль по разделу"Демографические факторы развития экономики";
контроль по разделу"География промышленности России";
контроль по разделу"Территориальная организация экономики России.".
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Экзамен. Семестр № 1
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Экономическую сущность, содержание понятий экономической, социальной географии и регионалистики.Сходства и различия.
2) Субъекты Российской Федерации. Территориальное деление России по экономическим районам,федеральным округам.
3) Классификацию отраслевых географических наук по компонентному признаку.
4) Основные методы, используемые при изучении экономической географии и регионалистики.
5) Основные задачи и подходы в экономической географии и регионалистике.
6) Основные принципы экологической политики.
7) Экономическое содержание понятий "регион" и "региональная экономика".Объект, предмет исследований.
8) Географическое пространство и Геосистемы. Экономическое содержание понятия "геосистема".
9) Картограмма и картографические методы исследования в экономической географии и регионалистике.
10) Основные закономерности размещения производительных сил в экономической географии и регионалистике.
11) Принципы и Факторы размещения производительных сил в экономической географии и регионалистике.
12) Основные факторы, влияющие на размещение ресурсного потенциала.
13) Национальную экономику и районирование.
14) Экономическое районирование и виды регионов.
15) Географическую среду. Природные ресурсы и природные условия. Классификацию природных ресурсов.
16) Экономику природопользования, основные задачи и типы экономических механизмов.
17) Урбанизацию и миграцию, их особенности. Городское и сельское население.
18) Экономико-географические особенности размещения отраслей топливно-энергетического комплекса России. и влияние на экономическую безопасность.
19) Факторы размещения производительных сил в экономической географии и регионалистике.
20) Экономическое районирование.
21) Население как социально-экономическая категория. Показатели численности населения.
22) Структура и особенности населения. Основные показатели качества жизни.
23) Формы расселения населения.
24) Урбанизация и основные черты.
25) Причины распространения и географию опасных стихийных явлений.
26) Инвестиционную политику и крупные народохозяйственные проекты. Анализ состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1)Проводить экономическую оценку природно-ресурсного потенциала Россиии.
2)Рассчитывать коэффициенты использования трудовых ресурсов и человеческого капитала.
3)Определять уровень качества жизни и миграции населения.
4)Объяснять привлечение иностранного капитала (инвесторов) для целей экономического и социального развития. Анализировать движущие силы и экономико-географические закономерности развития, место и роль России в истории человечества и в современном мире.
5)Рассматривать уровень развития нефтяной и газовой промышленности. Анализировать состояние и перспективы развития отраслей промышленности, применять в экономико-географических исследованиях.
6)Анализировать и интерпретировать показатели, характеризующие состояние природных ресурсов, состояние минерально-сырьевого комплекса мира и России;
7)Рассмотреть уровень развития и размещения металлургического и машиностроительного комплексов и особенности территориальной организации и сырьевой базы.
8)Рассмотреть экономико-географическую характеристику отраслей легкой промышленности. Уровень развития и особенности.
9)Рассмотреть экономико-географические особенности аграрно-промышленного комплекса России. Анализировать и интерпретировать показатели, характеризующие состояние сельского хозяйства.
10) Объяснять урбанизацию и основные ее черты.
11) Объяснять Формы расселения населения.
12) Объяснять экономическое районирование.
13) Характеризовать принципы экологической политики. Применять знания в области эколого-ориентированного экономического зонирования территорий при решении практических задач.
14) Характеризовать географическое пространство и Геосистемы. Применять знания в области эколого-ориентированного экономического зонирования территорий при решении практических задач.
15)Характеризовать основные факторы, влияющие на размещение ресурсного потенциала. Анализировать и интерпретировать показатели, характеризующие состояние природных ресурсов.
16)Характеризовать национальную экономику и районирование. Анализировать показатели, характеризующие состояние минерально-сырьевого комплекса мира и России.
17) Рассматривать перспективы развития федеральных округов России. Интерпретировать показатели, характеризующие состояние природных ресурсов, состояние минерально-сырьевого комплекса мира и России.
18)Характеризовать географическую среду, природные ресурсы и природные условия.Применять знания в области эколого-ориентированного экономического зонирования территорий.
19) Рассматривать вопросы укрепления «связности» территорий и единого экономического пространства страны. Анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность России и в современном мире.
20) Анализировать движущие силы и экономико-географические закономерности развития, место и роль России в истории человечества и в современном мире.
21) Использовать основы экономики и экономической безопасности, применять в экономико-географических исследованиях, анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность России и в современном мире.
22) Анализировать урбанизацию и основные черты.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Рассмотрения географического положения, территорий и границ России.
2) Анализа демографических процессов России и регионов.
3) Рассмотрения Факторов размещения производительных сил в экономической географии и регионалистике.
4) Рассмотрения экономического районирования.
5) Владения аналитическими навыками, направленными на поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов, принципами размещения производительных сил и развитием экономики страны.
6) Владения навыками оценки опасности и риска возникновения стихийных бедствий территориального, регионального и глобального масштаба.
7) Анализа состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей и их влияния на экономическую безопасность России и современного мира.
8)Владения вопросами социальных и экологических аспектов в экономической географии и регионалистике, социальной ориентации экономики.
9) Владения данными о развитии топливно-энергетического комплекса нефтяной промышленности, нефтеперерабатывающей промышленности и поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов.
10) Владения данными топливо-знергетического комплекса газовой, угольной промышленности и электроэнергетического хозяйства и поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов.
11) Владения данными о развитии металлургического, машиностроительного и химического комплекса и поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов.
12) Владения данными о развитии лесного комплекса и поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов.
13) Владения данными о развитии комплекса отраслей легкой промышленности.
14) Владения данными о развитии сельского хозяйства и агропромышленного комплекса и эффективных мер рационального использования природных ресурсов.
15) Владения знаниями в создании качественно новых инфраструктурных возможностей для развития экономики отдельных регионов и государства в целом.
16) Владения эколого-географической характеристикой регионов России.
17) Владения оценкой опасности и риска возникновения стихийных бедствий территориального, регионального и глобального масштаба.
18) Анализа состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей и их влияния на экономическую безопасность России и современного мира.
19) Размещения производительных сил страны в рамках развития экономики России и ее регионов.
20) Знаний в области анализа национальной экономики и районирования страны, измерения и оценки природных ресурсов, направленных на поиск эффективных мер рационального природопользования.
21)Анализа факторов, влияющих на размещение ресурсного потенциала России.
22) Владения современными методами измерения и оценки природных ресурсов.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-35 | 1 | 1, 2, 3, 4 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Экзамен (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Михайленко, Е. Б. Регионалистика. Классические и современные подходы : учебное пособие для вузов / Е. Б. Михайленко ; под научной редакцией М. М. Лебедевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09920-1. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира : учебник и практикум для вузов / Н. В. Каледин [и др.] ; под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 428 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03139-3. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
2 | Перцик, Е. Н. История, теория и методология географии : учебник для вузов / Е. Н. Перцик. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 432 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07582-3. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
3 | География мира в 3 т. Том 2. Социально-экономическая география мира : учебник и практикум для вузов / Н. В. Каледин [и др.] ; под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 296 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12217-6. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Мейтова А.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономическая география и регионалистика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Мейтова, А. Н. Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и контрол. работы / А. Н. Мейтова, Н. Н. Коренякина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 43 с. : ил. - Библиогр.: 9 назв. - Б. ц | ЭБС РГУПС |
3 | Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы / А. Н. Мейтова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 16 с. : ил. - Библиогр.: 9 назв. | ЭБС РГУПС |
4 | Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / А. Н. Мейтова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 58 с. : ил., табл. - Библиогр. : 10 назв. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
3 | Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 50482.