РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Экономическая география и регионалистика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Мейтова Анна Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Экономическая география и регионалистика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Ткачева О. А., зав. кафедрой "Экономика и управление", ШАИ (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Экономическая г и р_С_38.05.01_во_1_ЭУА_п43285_50482.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономическая география и регионалистика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономическая география и регионалистика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Мировая экономика и международные экономические отношения";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Теоретические основы экономической и социальной географиии, регионалистики, географии населения, транспорта, особенности современного процесса урбанизации; - состояние запасов лесных, водных, земельных ресурсов мира, запасов полезных ископаемых России и мира; - методологическую основу размещения производительных сил; - причины распространения и географию опасных стихийных явлений

Умеет: - анализировать движущие силы и экономико-географические закономерности развития, место и роль России в истории человечества и в современном мире; - использовать основы экономики и экономической безопасности, применять в экономико-географических исследованиях, анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность России и в современном мире ; - анализировать и интерпретировать показатели, характеризующие состояние природных ресурсов, состояние минерально-сырьевого комплекса мира и России; - применять знания в области эколого-ориентированного экономического зонирования территорий при решении практических задач; идентифицировать основные опасности среды обитания человека.

Имеет навыки: - знаниями в области анализа демографических процессов, - базовыми теоретическими основами в области географии транспорта; - современными методами измерения и оценки природных ресурсов; аналитическими навыками, направленными на поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов, принципами размещения производительных сил и развитием экономики страны; - навыками оценки опасности и риска возникновения стихийных бедствий территориального, регионального и глобального масштаба; анализом состояния и перспективами развития внешнеэкономических связей и их влияния на экономическую безопасность России и современного мира.

ПК-35 - способностью анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность

Место дисциплины 1С.Б "Экономическая география и регионалистика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2   2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 127     127
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 121     121
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 8 2 142
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основы экономической географии и регионалистики. Региональная экономика в системе наук. ПК-35
2 Демографические факторы развития экономики. Трудовой и демографический потенциал регионов. ПК-35
3 География промышленности России ПК-35
4 Территориальная организация экономики России. Государственно-территориальное устройство России. ПК-35

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   6
2 4 4   10
3 4 22   10
4 4 4   31
Итого 16 32   57
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    
В т.ч. практическая подготовка   2    

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     121
2   2
3 2  
4    
Итого 4 2   121
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   2    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Экономико-географическая характеристика федеральных округов России. Методы исследования региона как объекта хозяйствования и управления. 2
Географическая среда и экономические ресурсы. Факторы регионального экономического роста и развития территорий.Географические и экономические условия размещения производительных сил в России. 2
2 Трудовые ресурсы, рынок труда и социальная политика регионов России. 2
Размещение и миграция населения. 2
3 Территориальное размещение производительных сил в России и их влияние на экономическую безопасность. 2
Территориально-промышленный комплекс, транспортный комплекс России. 2
4 Федеральный округ как центральное звено государственного управления и региональной политики. Экологическая политика регионов и возможности ее реализации. 2
Экономико-географические аспекты современных глобальных проблем человечества и их влияние на экономическую безопасность. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
1 Географическая среда и экономические ресурсы. Факторы регионального экономического роста и развития территорий.Географические и экономические условия размещения производительных сил в России. 2
Заезд № 2
3 Территориальное размещение производительных сил в России и их влияние на экономическую безопасность. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Основы научных теорий и знаний по регионалистике и экономической географии. 2
2 Трудовые ресурсы России и методика их оценки. Анализ баланса трудовых ресурсов по районам и влияние на экономическую безопасность 2
Анализ баланса трудовых ресурсов по районам и влияние на экономическую безопасность 2
3 Экономико-географические особенности размещения отраслей топливно-энергетического комплекса России. Перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность 2
Экономико-географические особенности размещения металлургического комплекса 2
Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса России 2
Экономико – географическая характеристика лесного комплекса России 2
Экономико – географическая характеристика комплекса отраслей легкой промышленности России 2
Экономико – географические особенности размещения отраслей аграрно – промышленного комплекса 2
Экономические методы влияния на рациональное размещение и специализацию сельского хозяйства 2
Транспортный комплекс России, его составные части: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной транспорт 2
Перспективы развития транспортного комплекса России и его влияние на экономическую безопасность 2
Транспортный комплекс России и его особенности трубопроводный, морской, речной транспорт 2
Перспективы развития транспортного комплекса России и его влияние на экономическую безопасность 2
4 Территориальная организация экономики России. Перспективы развития внешнеэкономических связей и влияние на экономическую безопасность 2
Экономико-географические аспекты современных глобальных проблем человечества и влияние на экономическую безопасность 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
2 Трудовые ресурсы России и методика их оценки. Анализ баланса трудовых ресурсов по районам и влияние на экономическую безопасность 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Основные принципы размещения производства, используемые на практике в современных условиях рыночной экономики 6
2 Структурно-территориальные особенности народного хозяйства России 4
Размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства 6
3 Участие государства в структурной перестройки промышленности. и влияние на экономическую безопасность 4
Реформирование транспортного комплекса России. Его развитие и взаимодействие 6
4 Место района в территориальном разделении труда 6
Влияние природных факторов на развитие регионов страны 4
Влияние научно-технических факторов на развитие регионов страны 4
Влияние социально-демографических факторов на развитие регионов страны 4
Влияние геополитических факторов на развитие регионов страны. и влияние на экономическую безопасность 3
Влияние транспорта на развитие регионов страны 3
Влияние трудовых ресурсов на развитие регионов страны 3
Влияние экологических факторов на развитие регионов страны. и влияние на экономическую безопасность 4

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Основные принципы размещения производства, используемые на практике в современных условиях рыночной экономики 121
Экономико-географическая характеристика федеральных округов России. Методы исследования региона как объекта хозяйствования и управления
Основы научных теорий и знаний по регионалистике и экономической географии.
2 Структурно-территориальные особенности народного хозяйства России
Размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства
Трудовые ресурсы, рынок труда и социальная политика регионов России
Размещение и миграция населения
Анализ баланса трудовых ресурсов по районам и влияние на экономическую безопасность
3 Участие государства в структурной перестройки промышленности. и влияние на экономическую безопасность
Реформирование транспортного комплекса России. Его развитие и взаимодействие
Территориально-промышленный комплекс, транспортный комплекс России
Экономико-географические особенности размещения отраслей топливно-энергетического комплекса России. Перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность
Экономико-географические особенности размещения металлургического комплекса
Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса России
Экономико – географическая характеристика лесного комплекса России
Экономико – географическая характеристика комплекса отраслей легкой промышленности России
Экономико – географические особенности размещения отраслей аграрно – промышленного комплекса
Экономические методы влияния на рациональное размещение и специализацию сельского хозяйства
Транспортный комплекс России, его составные части: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной транспорт
Перспективы развития транспортного комплекса России и его влияние на экономическую безопасность
Транспортный комплекс России и его особенности трубопроводный, морской, речной транспорт
Перспективы развития транспортного комплекса России и его влияние на экономическую безопасность
4 Место района в территориальном разделении труда
Влияние природных факторов на развитие регионов страны
Влияние научно-технических факторов на развитие регионов страны
Влияние социально-демографических факторов на развитие регионов страны
Влияние геополитических факторов на развитие регионов страны. и влияние на экономическую безопасность
Влияние транспорта на развитие регионов страны
Влияние трудовых ресурсов на развитие регионов страны
Влияние экологических факторов на развитие регионов страны. и влияние на экономическую безопасность
Федеральный округ как центральное звено государственного управления и региональной политики. Экологическая политика регионов и возможности ее реализации
Экономико-географические аспекты современных глобальных проблем человечества и их влияние на экономическую безопасность
Территориальная организация экономики России. Перспективы развития внешнеэкономических связей и влияние на экономическую безопасность
Экономико-географические аспекты современных глобальных проблем человечества и влияние на экономическую безопасность

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Мейтова, А. Н. Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для выполнения контрол. работы / А. Н. Мейтова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 24 с. - Библиогр. : 10 назв. ЭБС РГУПС
2 Мейтова, А. Н. 1.Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и контрол. работы / А. Н. Мейтова, Н. Н. Коренякина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 43 с. : ил. - Библиогр.: 9 назв. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ПК-35 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-35 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

предусмотренные учебным планом контрольные работы студентов заочной формы обучения выполняются в форме компьютерного тестирования. Фонды оценочных средств имеются в ЦМКО;

контроль по разделу"Основы экономической географии и регионалистики";

контроль по разделу"Демографические факторы развития экономики";

контроль по разделу"География промышленности России";

контроль по разделу"Территориальная организация экономики России.".

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Экономическую сущность, содержание понятий экономической, социальной географии и регионалистики.Сходства и различия.
2) Субъекты Российской Федерации. Территориальное деление России по экономическим районам,федеральным округам.
3) Классификацию отраслевых географических наук по компонентному признаку.
4) Основные методы, используемые при изучении экономической географии и регионалистики.
5) Основные задачи и подходы в экономической географии и регионалистике.
6) Основные принципы экологической политики.
7) Экономическое содержание понятий "регион" и "региональная экономика".Объект, предмет исследований.
8) Географическое пространство и Геосистемы. Экономическое содержание понятия "геосистема".
9) Картограмма и картографические методы исследования в экономической географии и регионалистике.
10) Основные закономерности размещения производительных сил в экономической географии и регионалистике.
11) Принципы и Факторы размещения производительных сил в экономической географии и регионалистике.
12) Основные факторы, влияющие на размещение ресурсного потенциала.
13) Национальную экономику и районирование.
14) Экономическое районирование и виды регионов.
15) Географическую среду. Природные ресурсы и природные условия. Классификацию природных ресурсов.
16) Экономику природопользования, основные задачи и типы экономических механизмов.
17) Урбанизацию и миграцию, их особенности. Городское и сельское население.
18) Экономико-географические особенности размещения отраслей топливно-энергетического комплекса России. и влияние на экономическую безопасность.
19) Факторы размещения производительных сил в экономической географии и регионалистике.
20) Экономическое районирование.
21) Население как социально-экономическая категория. Показатели численности населения.
22) Структура и особенности населения. Основные показатели качества жизни.
23) Формы расселения населения.
24) Урбанизация и основные черты.
25) Причины распространения и географию опасных стихийных явлений.
26) Инвестиционную политику и крупные народохозяйственные проекты. Анализ состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Проводить экономическую оценку природно-ресурсного потенциала Россиии.
2)Рассчитывать коэффициенты использования трудовых ресурсов и человеческого капитала.
3)Определять уровень качества жизни и миграции населения.
4)Объяснять привлечение иностранного капитала (инвесторов) для целей экономического и социального развития. Анализировать движущие силы и экономико-географические закономерности развития, место и роль России в истории человечества и в современном мире.
5)Рассматривать уровень развития нефтяной и газовой промышленности. Анализировать состояние и перспективы развития отраслей промышленности, применять в экономико-географических исследованиях.
6)Анализировать и интерпретировать показатели, характеризующие состояние природных ресурсов, состояние минерально-сырьевого комплекса мира и России;
7)Рассмотреть уровень развития и размещения металлургического и машиностроительного комплексов и особенности территориальной организации и сырьевой базы.
8)Рассмотреть экономико-географическую характеристику отраслей легкой промышленности. Уровень развития и особенности.
9)Рассмотреть экономико-географические особенности аграрно-промышленного комплекса России. Анализировать и интерпретировать показатели, характеризующие состояние сельского хозяйства.
10) Объяснять урбанизацию и основные ее черты.
11) Объяснять Формы расселения населения.
12) Объяснять экономическое районирование.
13) Характеризовать принципы экологической политики. Применять знания в области эколого-ориентированного экономического зонирования территорий при решении практических задач.
14) Характеризовать географическое пространство и Геосистемы. Применять знания в области эколого-ориентированного экономического зонирования территорий при решении практических задач.
15)Характеризовать основные факторы, влияющие на размещение ресурсного потенциала. Анализировать и интерпретировать показатели, характеризующие состояние природных ресурсов.
16)Характеризовать национальную экономику и районирование. Анализировать показатели, характеризующие состояние минерально-сырьевого комплекса мира и России.
17) Рассматривать перспективы развития федеральных округов России. Интерпретировать показатели, характеризующие состояние природных ресурсов, состояние минерально-сырьевого комплекса мира и России.
18)Характеризовать географическую среду, природные ресурсы и природные условия.Применять знания в области эколого-ориентированного экономического зонирования территорий.
19) Рассматривать вопросы укрепления «связности» территорий и единого экономического пространства страны. Анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность России и в современном мире.
20) Анализировать движущие силы и экономико-географические закономерности развития, место и роль России в истории человечества и в современном мире.
21) Использовать основы экономики и экономической безопасности, применять в экономико-географических исследованиях, анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность России и в современном мире.
22) Анализировать урбанизацию и основные черты.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Рассмотрения географического положения, территорий и границ России.

2) Анализа демографических процессов России и регионов.

3) Рассмотрения Факторов размещения производительных сил в экономической географии и регионалистике.

4) Рассмотрения экономического районирования.

5) Владения аналитическими навыками, направленными на поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов, принципами размещения производительных сил и развитием экономики страны.

6) Владения навыками оценки опасности и риска возникновения стихийных бедствий территориального, регионального и глобального масштаба.

7) Анализа состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей и их влияния на экономическую безопасность России и современного мира.

8)Владения вопросами социальных и экологических аспектов в экономической географии и регионалистике, социальной ориентации экономики.

9) Владения данными о развитии топливно-энергетического комплекса нефтяной промышленности, нефтеперерабатывающей промышленности и поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов.

10) Владения данными топливо-знергетического комплекса газовой, угольной промышленности и электроэнергетического хозяйства и поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов.

11) Владения данными о развитии металлургического, машиностроительного и химического комплекса и поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов.

12) Владения данными о развитии лесного комплекса и поиск эффективных мер рационального использования природных ресурсов.

13) Владения данными о развитии комплекса отраслей легкой промышленности.

14) Владения данными о развитии сельского хозяйства и агропромышленного комплекса и эффективных мер рационального использования природных ресурсов.

15) Владения знаниями в создании качественно новых инфраструктурных возможностей для развития экономики отдельных регионов и государства в целом.

16) Владения эколого-географической характеристикой регионов России.

17) Владения оценкой опасности и риска возникновения стихийных бедствий территориального, регионального и глобального масштаба.

18) Анализа состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей и их влияния на экономическую безопасность России и современного мира.

19) Размещения производительных сил страны в рамках развития экономики России и ее регионов.

20) Знаний в области анализа национальной экономики и районирования страны, измерения и оценки природных ресурсов, направленных на поиск эффективных мер рационального природопользования.

21)Анализа факторов, влияющих на размещение ресурсного потенциала России.

22) Владения современными методами измерения и оценки природных ресурсов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-35 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Михайленко, Е. Б. Регионалистика. Классические и современные подходы : учебное пособие для вузов / Е. Б. Михайленко ; под научной редакцией М. М. Лебедевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09920-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира : учебник и практикум для вузов / Н. В. Каледин [и др.] ; под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 428 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03139-3. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Перцик, Е. Н. История, теория и методология географии : учебник для вузов / Е. Н. Перцик. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 432 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07582-3. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 География мира в 3 т. Том 2. Социально-экономическая география мира : учебник и практикум для вузов / Н. В. Каледин [и др.] ; под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 296 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12217-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Мейтова А.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономическая география и регионалистика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Мейтова, А. Н. Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и контрол. работы / А. Н. Мейтова, Н. Н. Коренякина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 43 с. : ил. - Библиогр.: 9 назв. - Б. ц ЭБС РГУПС
3 Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы / А. Н. Мейтова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 16 с. : ил. - Библиогр.: 9 назв. ЭБС РГУПС
4 Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / А. Н. Мейтова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 58 с. : ил., табл. - Библиогр. : 10 назв. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 50482.