РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Современные проблемы экономической безопасности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители д.э.н., проф. Скорев Михаил Михайлович, к.э.н. Яковенко Зоя Михайловна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Современные проблемы экономической безопасности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Ткачева О. А., зав. кафедрой "Экономика и управление", ШАИ (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Современные п э б_С_38.05.01_во_9_ЭУА_п51702_52462.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Современные проблемы экономической безопасности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Современные проблемы экономической безопасности" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Практикум по обеспечению экономической безопасности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: современные инструменты анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных, необходимых для решения профессиональных задач

Умеет: осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач

Имеет навыки: сбора, анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных, необходимых для решения профессиональных задач

ПК-28 - способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает: современный инструментарий исследования социально-экономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

Умеет: на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

Имеет навыки: использовать современный инструментарий исследования социально-экономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

ПК-31 - способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

Знает: современные проблемы кономической безопасности

Умеет: ориентироваться в современных проблемах экономической безопасности

Имеет навыки: ориентации в современных проблемах экономической безопасности

ПСК-2 - способностью ориентироваться в современных проблемах экономической безопасности

Место дисциплины 1С.В.ОД "Современные проблемы экономической безопасности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Статистика", "Финансы", "Экономический анализ", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 68 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 76   76
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 76   76
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 68 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
14 15
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 2 8
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 82   70 12
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 70   70  
Контроль, всего и в т.ч. 86     86
Экзамен (Экз) 86     86
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 12 73 107
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Современные угрозы безопасности в реальном секторе экономики ПК-28, ПК-31, ПСК-2
2 Современные проблемы экономической безопасности национальной экономики ПК-28, ПК-31, ПСК-2
3 Современные подходы к региональной экономической безопасности ПК-28, ПК-31, ПСК-2
4 Современные аспекты экономической безопасности хозяйствующих субъектов ПК-28, ПК-31, ПСК-2

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6   20
2 6 6   20
3 8 6   20
4 12 14   16
Итого 32 32   76
В т.ч. по интерактивным формам 4 4    
В т.ч. практическая подготовка   6    

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   70
2   2
3    
4 2 2
Итого 4 6   70
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   6    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Современные угрозы безопасности в реальном секторе экономики часть 1. 2
Современные угрозы безопасности в реальном секторе экономики часть 2. 2
Развитие реального сектора экономики- ключевой признак обеспечения экономической безопасности страны. 2
2 Современные проблемы экономической безопасности национальной экономики часть 1. 2
Современные проблемы экономической безопасности национальной экономики часть 2. 2
Развитие национальной экономики - основа конкурентных и равных позиций в мировом хозяйстве. 2
3 Современные подходы к региональной экономической безопасности часть 1. 2
Современные подходы к региональной экономической безопасности часть 2. 2
Инструменты обеспечения экономической безопасности региона часть 1. 2
Инструменты обеспечения экономической безопасности региона часть 2. 2
4 Современные аспекты экономической безопасности хозяйствующих субъектов часть 1. 2
Современные аспекты экономической безопасности хозяйствующих субъектов часть 2. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта часть 1. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта часть 2. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта часть 3. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта часть 4. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 14
1 Современные угрозы безопасности в реальном секторе экономики часть 1. 2
Заезд № 15
4 Современные аспекты экономической безопасности хозяйствующих субъектов часть 1. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Инструменты регулирования угроз экономической безопасности в реальном секторе. Основы системы безопасности реального сектора экономики. 2
Инструменты регулирования угроз экономической безопасности в реальном секторе. Инновации - действенный рычаг повышения конкурентоспособности экономики России. 2
Инструменты регулирования угроз экономической безопасности в реальном секторе. Износ и старение основных фондов - важный фактор ограничения экономического роста. 2
2 Инструменты регулирования экономической безопасности в национальной экономике. Устойчивая финансовая система государства - один из инструментов регулирования экономической безопасности в национальной экономике. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности в национальной экономике. Бюджетная политика - прямое государственное регулирование. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности в национальной экономике. Современная налоговая безопасность бизнеса. 2
3 Инструменты регулирования экономической безопасности региональной экономики. Сущность, проблемы, объекты и задачи экономической безопасности регионов. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности региональной экономики. Региональные кризисные ситуации: сущность, виды, причины, последствия, меры, методы и механизмы реализации. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности региональной экономики. Региональная политика, региональная инвестиционная политика и экономическая безопасность регионов. 2
4 Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Мониторинг состояния и динамики развития предприятия. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Экономическая безопасность предприятия. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Индикаторы экономической безопасности предприятия. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Риск-менеджмент в системе экономической безопасности. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Безопасность - фундамент бизнеса. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Финансовая безопасность предприятия, ее сущность и цели. 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Инвестиционная безопасность предприятия и направления её укрепления. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 5
1 Инструменты регулирования угроз экономической безопасности в реальном секторе. Основы системы безопасности реального сектора экономики. 2
2 Инструменты регулирования экономической безопасности в национальной экономике. Устойчивая финансовая система государства - один из инструментов регулирования экономической безопасности в национальной экономике. 2
4 Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Мониторинг состояния и динамики развития предприятия. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Современное состояние продовольственной и энергетической безопасности РФ 20
2 Основные угрозы экономической безопасности РФ в денежно-кредитной сфере 20
3 Региональная безопасность в контексте специфики бюджетных расходов регионов 20
4 Банкротство как основная угроза экономической безопасности предприятия 16

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 5
1 Современное состояние продовольственной и энергетической безопасности РФ 70
Современные угрозы безопасности в реальном секторе экономики часть 2
Развитие реального сектора экономики- ключевой признак обеспечения экономической безопасности страны
Инструменты регулирования угроз экономической безопасности в реальном секторе. Инновации - действенный рычаг повышения конкурентоспособности экономики России.
Инструменты регулирования угроз экономической безопасности в реальном секторе. Износ и старение основных фондов - важный фактор ограничения экономического роста.
2 Основные угрозы экономической безопасности РФ в денежно-кредитной сфере
Современные проблемы экономической безопасности национальной экономики часть 1
Современные проблемы экономической безопасности национальной экономики часть 2
Развитие национальной экономики - основа конкурентных и равных позиций в мировом хозяйстве
Инструменты регулирования экономической безопасности в национальной экономике. Бюджетная политика - прямое государственное регулирование.
Инструменты регулирования экономической безопасности в национальной экономике. Современная налоговая безопасность бизнеса.
3 Региональная безопасность в контексте специфики бюджетных расходов регионов
Современные подходы к региональной экономической безопасности часть 1
Современные подходы к региональной экономической безопасности часть 2
Инструменты обеспечения экономической безопасности региона часть 1
Инструменты обеспечения экономической безопасности региона часть 2
Инструменты регулирования экономической безопасности региональной экономики. Сущность, проблемы, объекты и задачи экономической безопасности регионов.
Инструменты регулирования экономической безопасности региональной экономики. Региональные кризисные ситуации: сущность, виды, причины, последствия, меры, методы и механизмы реализации.
Инструменты регулирования экономической безопасности региональной экономики. Региональная политика, региональная инвестиционная политика и экономическая безопасность регионов.
4 Банкротство как основная угроза экономической безопасности предприятия
Современные аспекты экономической безопасности хозяйствующих субъектов часть 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта часть 1
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта часть 2
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта часть 3
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта часть 4
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Экономическая безопасность предприятия.
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Индикаторы экономической безопасности предприятия.
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Риск-менеджмент в системе экономической безопасности.
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Безопасность - фундамент бизнеса.
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Финансовая безопасность предприятия, ее сущность и цели.
Инструменты регулирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Инвестиционная безопасность предприятия и направления её укрепления.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Современные проблемы экономической безопасности: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы/ З.М. Яковенко; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 12 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ПК-28 +
ПК-31 +
ПСК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-28 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-31 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПСК-2 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

экономическая безопасность в системе национальной безопасности; Современные классификационные признаки экономической безопасности: отраслевые, функциональные, институциональные, региональные; Современные инструменты регулирования экономической безопасности; Методы, механизмы и инструменты повышения экономической безопасности; Пороговые значения экономической безопасности и методы их определения; Концептуальные и стратегические направления повышения экономической безопасности; Критерии экономической безопасности; Производственные угрозы экономической безопасности; Социальные угрозы экономической безопасности; Финансовые угрозы экономической безопасности; Внешнеторговые угрозы экономической безопасности; Военно-промышленная угроза экономической безопасности; Угрозы экономической безопасности по сферам экономики; Механизмы дисбаланса экономической системы, ухудшающие ее безопасность, и пути их преодоления; Обеспечение взаимосвязи экономической и военной безопасности; Механизмы и инструменты создания эффективной системы экономической безопасности; Макро-, мезо- и микроуровни экономической безопасности и механизмы их взаимосвязи; Макроуровень экономической безопасности; Мезоуровень экономической безопасности; Микроуровень экономической безопасности; Механизмы возникновения кризисных ситуаций, снижающих уровень экономической безопасности, и меры по их преодолению; Корпоративные ресурсы стратегического назначения и экономической безопасности.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Современные национальные особенности бизнеса в России
2) Современные точки риска совместного бизнеса с партнерами
3) Современные источники корпоративных войн.
4) Принципиальные отличия команды и группы
5) Современную корпоративную культуру
6) Современную систему мониторинга и контроля
7) Современную налоговую безопасность бизнеса
8) Современное налоговое планирование
9) Современные методики выявления налоговых «схем» и сбора доказательств ФНС
10) Современную уголовную, административную, налоговую ответственность
11) Современные факторы, влияющие на условия договора (проблемные активы, откаты, коррупция)
12) Современные риски сделок с недвижимостью
13) Современные методики проверки контрагента
14) Современные особенности заключения договора с монополистами, публичными структурами
15) Современную культуру документооборота и ее значение
16) Современные способы обеспечения исполнения обязательств
17) Современные методы борьбы с недобросовестными контрагентами
18) Современный спектр креативных и нестандартных инструментов нападения и защиты
19) Современную службу безопасности: состав, этапы создания, порядок ее функционирования
20) Современные корпоративные захваты: инструменты обнаружения и противодействия корпоративным захватам.
21) Современную бизнес-разведку и безопасность бизнеса
22) Современные правовые основы деятельности контролирующих органов
23) Современную процедуру проведения проверок, виды проверок и основания проведения, правовое положение руководителя организации и должностных лиц
24) Современные общие положения по информационной безопасности

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Анализировать угрозы и оперативную обстановку
2) Инвестировать деньги в проект, чтоб потом легче и без потерь вывести
3) Защищать интересы акционера и хозяина бизнеса
4) Использовать нерезидентные структуры, оффшорные компании
5) Моделировать структуру бизнеса, товарно-финансовые потоки и договорные связи
6) Защищать активы от государства, рейдеров
7) Давать рекомендации по оформлению договорных отношений с ключевыми сотрудниками.
8) Защищать активы, информацию.
9) Выявлять фирмы-однодневки, номиналы, аффилированные структуры, мнимые договора, обналичку, трансфертное ценообразование, двойной бухучет
10) Использовать кризис для построения новой структуры бизнеса и экономии на налогах
11) Рекомендовать выбор договорных конструкций и условий договора
12) Структурировать сложные сделки
13) Защищать нематериальные активы: деловую репутацию, качество товара, ноу-хау, бренд, фирменное наименование, товарный знак
14) Предотвращать рейдерские атаки
15) Оценивать судебные перспективы
16) Выбирать средства защиты
17) Прогнозировать сценарии проведения правовых и экономических аспектов процесса недружественного поглощения
18) Прогнозировать благонадежность партнеров предприятия.
19) Анализировать безопасность деловых предложений и контрактов.
20) Предвидеть действия, приводящие к неправомерному овладению конфиденциальной информацией.
21) Соблюдать информационную безопасность в договорной работе.
22) Получать конфиденциальную информацию органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия и правила, которые должны соблюдаться в процессе ОРД.
23) Защищать электромагнитный канал утечки информации
24) Контролировать и управлять доступом, средствами противодействия промышленному шпионажу

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методикой сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных при решении задачи по изучаемому курсу.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-28 9 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-31 9 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-2 9 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 340 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06090-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бабурина, О. Н. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / О. Н. Бабурина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13717-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Скорев М.М., Кирищиева И.Р., Логвинова И.В. Экономическая безопасность: теория, практика, современные проблемы и транспортный аспект: учебное пособие / М.М. Ско-рев, И.Р. Кирищеева, И.В. Логвинова; – Ростов н/Д, Рост.гос. ун-т путей сообщения, 2017 (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
3 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для вузов / А. В. Воронцовский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 485 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12206-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
4 Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 294 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09032-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Скорев М.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Современные проблемы экономической безопасности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Современные проблемы экономической безопасности: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы/ З.М. Яковенко; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 12 с.(ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
3 Современные проблемы экономической безопасности: учебно-методическое пособие для выполнения контрольной работы/ З.М. Яковенко; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 52462.