РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Экономика, учет и анализ" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "Экономика" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
23.05.04 Эксплуатация железных дорог |
||
Специализация |
||
№ 7 Транспортный бизнес и логистика |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Авторы-составители к.э.н. Яковенко Зоя Михайловна, Кирищиева Виктория Игоревна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Экономика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".
к.т.н., доц. Ткачева Ольга Анатольевна, заведующий кафедрой "Экономика и управление", ШАИ (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Экономика_С_23.05.04_во_4_ЭУА_п42244_51747.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Экономика".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Экономика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Экономика транспорта";
подготовка обучающегося к прохождению практики;
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: базовые положения экономической теории и экономических систем Умеет: использовать основные экономические категории и экономическую терминологию Имеет навыки: использования основ рыночной экономики при анализе профессиональной деятельности |
ОК-9 - способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, готовностью быть активным субъектом экономической деятельности |
Знает: экономические основы производства и ресурсы предприятия (основные фонды, оборотные средства, трудовые ресурсы), понятия себестоимости продукции и классификации затрат на производство и реализацию продукции, основные макроэкономические проблемы (кризисы, безработица, инфляция) Умеет: использовать основные экономические категории, терминологию, законы в профессиональной деятельности на микро- и макроуровне Имеет навыки: управления технологическими процессами на производстве и разработки производственных программ и плановых заданий участникам производства и анализа их выполнения |
ОК-11 - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач |
Комментарии кафедры:
Компетенция ОК-9 реализуется в части "способностью понимать и анализировать экономические проблемы ..., быть активным субъектом экономической деятельности".
Компетнция ОК-11 реализуется в части "способностью использовать основные положения и методы ... экономических наук при решении профессиональных задач".
Место дисциплины 1С.Б "Экономика" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 4 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
4 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 48 | 48 | 48 |
Лекции (Лек) | 32 | 32 | 32 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | 16 | 16 | 16 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
2 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 49 | 49 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 49 | 49 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 108 | 50 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 | 3 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 13 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
5 | 6 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 10 | 10 | 4 | 6 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 4 | |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | 6 | 6 | 6 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 91 | 40 | 51 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 79 | 40 | 39 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 13 | 45 | 63 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Введение в экономику | ОК-9 |
2 | Микроэкономика | ОК-11 |
3 | Макроэкономика | ОК-9, ОК-11 |
4 | Основные макроэкономические проблемы | ОК-11 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 6 | 4 | 12 | |
2 | 8 | 4 | 12 | |
3 | 10 | 4 | 12 | |
4 | 8 | 4 | 13 | |
Итого | 32 | 16 | 49 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 4 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 2 | 79 | |
2 | 2 | 2 | ||
3 | 2 | |||
4 | ||||
Итого | 4 | 6 | 79 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 4 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 4 | ||
1 | Экономика как наука. | 2 |
Собственность и типы организации экономических систем. | 2 | |
Формы общественного хозяйства. Общественное производство. | 2 | |
2 | Рыночная экономика и ее основные черты. | 2 |
Предприятие (фирма) в условиях рынка, издержки производства. | 2 | |
Формирование и распределение факторных доходов в условиях рыночной экономики. | 2 | |
Конкуренция, ее виды, модели и методы. | 2 | |
3 | Национальная экономика, ее цели, структура и система национальных счетов. | 2 |
Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. | 2 | |
Потребление, сбережения и инвестиции на макроуровне. | 2 | |
Экономический рост и его типы. Цикличность экономического развития. Экономические кризисы. | 2 | |
Государственное регулирование экономики. | 2 | |
4 | Рынок труда, занятость и безработица. Инфляция. | 2 |
Денежная система государства. Кредитно-банковская система государства. | 2 | |
Финансовая, бюджетная и налоговая системы государства. | 2 | |
Совокупные доходы населения и социальная политика государства. | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 5 | ||
1 | Собственность и типы организации экономических систем. | 2 |
2 | Рыночная экономика и ее основные черты. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 4 | ||
1 | 1.1 Предмет и метод экономической науки | 2 |
1.2 Закономерности эволюции общественных форм хозяйства и производства | 2 | |
2 | 2.1 Фирма: издержки производства и прибыль | 2 |
2.2 Рыночная экономика. Спрос, предложение, равновесная цена. Эластичность Рынок труда. Распределение доходов Рынки капитала и земли | 2 | |
3 | 3.1 Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов. | 2 |
3.2 Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение Потребление, сбережение, инвестиции | 2 | |
4 | 4.1 Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция | 2 |
4.2 Кредитно-денежная система. Кредитно-денежная политика Центрального банка Налоги и их функции в рыночной экономике. Налогово-бюджетная политика | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 2 | ||
1 | 1.2 Закономерности эволюции общественных форм хозяйства и производства | 2 |
2 | 2.2 Рыночная экономика. Спрос, предложение, равновесная цена. Эластичность Рынок труда. Распределение доходов Рынки капитала и земли | 2 |
3 | 3.1 Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов. | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 4 | ||
1 | Экономическая политика и экономическая стратегия государства | 3 |
Национализация, разгосударствление экономики, приватизация | 3 | |
Натуральное производство и товарное производство | 3 | |
Товар и его свойства. Теории стоимости товара. | 3 | |
2 | Рыночная экономика и ее черты. модели рыночной экономики. | 2 |
Материальные и трудовые ресурсы: кругооборот и оборот фондов предприятий, основные и оборотные фонды, оборотные средства. износ фондов, амортизация, персонал предприятия | 4 | |
Финансовые ресурсы: издержки производства, их классификация и планирование. Разработка плановых производственных программ, анализ их выполнения и отдача от масштаба производства | 4 | |
Антимонопольное законодательство, история его возникновения и содержание. | 2 | |
3 | Структура национальной экономики. Виды макроэкономических пропорций | 3 |
Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. | 3 | |
Потребление, сбережения и инвестиции на макроуровне | 3 | |
Индикативное планирование и государственно-экономическое программирование. | 3 | |
4 | Рынок труда, занятость и безработица. Инфляция | 4 |
Финансовая, бюджетная и налоговая системы государства | 5 | |
Социальная политика и формы ее реализации. Социальные гарантии и социальная защита населения. | 4 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 2 | ||
1 | Экономическая политика и экономическая стратегия государства | 79 |
Национализация, разгосударствление экономики, приватизация | ||
Натуральное производство и товарное производство | ||
Товар и его свойства. Теории стоимости товара. | ||
Экономика как наука | ||
Формы общественного хозяйства. Общественное производство | ||
1.1 Предмет и метод экономической науки | ||
2 | Рыночная экономика и ее черты. модели рыночной экономики. | |
Материальные и трудовые ресурсы: кругооборот и оборот фондов предприятий, основные и оборотные фонды, оборотные средства. износ фондов, амортизация, персонал предприятия | ||
Финансовые ресурсы: издержки производства, их классификация и планирование. Разработка плановых производственных программ, анализ их выполнения и отдача от масштаба производства | ||
Антимонопольное законодательство, история его возникновения и содержание. | ||
Предприятие (фирма) в условиях рынка, издержки производства | ||
Формирование и распределение факторных доходов в условиях рыночной экономики | ||
Конкуренция, ее виды, модели и методы | ||
2.1 Фирма: издержки производства и прибыль | ||
3 | Структура национальной экономики. Виды макроэкономических пропорций | |
Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. | ||
Потребление, сбережения и инвестиции на макроуровне | ||
Индикативное планирование и государственно-экономическое программирование. | ||
Национальная экономика, ее цели, структура и система национальных счетов | ||
Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие | ||
Потребление, сбережения и инвестиции на макроуровне | ||
Экономический рост и его типы. Цикличность экономического развития. Экономические кризисы | ||
Государственное регулирование экономики | ||
3.2 Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение Потребление, сбережение, инвестиции | ||
4 | Рынок труда, занятость и безработица. Инфляция | |
Финансовая, бюджетная и налоговая системы государства | ||
Социальная политика и формы ее реализации. Социальные гарантии и социальная защита населения. | ||
Рынок труда, занятость и безработица. Инфляция | ||
Денежная система государства. Кредитно-банковская система государства | ||
Финансовая, бюджетная и налоговая системы государства | ||
Совокупные доходы населения и социальная политика государства | ||
4.1 Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция | ||
4.2 Кредитно-денежная система. Кредитно-денежная политика Центрального банка Налоги и их функции в рыночной экономике. Налогово-бюджетная политика |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Макроэкономика : учеб. пособие / М.М. Скорев [и др.]; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – 304 с. | ЭБС РГУПС |
2 | Микроэкономика : учебное пособие / М.М. Скорев и др.; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – 121с. | ЭБС РГУПС |
3 | Экономика: учебно-методическое пособие для выполнения контрольной работы/ И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 20 с. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
4 | |
ОК-9 | + |
ОК-11 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОК-9 | 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
ОК-11 | 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
предусмотренные учебным планом контрольные работы студенты заочной формы обучения выполняют в форме компьютерного тестирования. Фонды оценочных средств имеются в ЦМКО.
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 4
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Зарождение и развитие экономической теории. Систематизация экономических наук.
2) Предмет, методы и функции экономической теории.
3) Понятие производства и характеристика простых моментов процесса труда. Производительные силы и производственные отношения.
4) Собственность, её сущность и место в системе производственных отношений. Структура прав собственника и условия их передачи.
5) Типы, виды и формы собственности, её субъекты и объекты.
6) Развитие форм собственности, национализация и приватизация. Формы собственности в РФ.
7) Сущность производства, его основные формы (специализация, концентрация, интеграция) и факторы.
8) Рабочий день и его границы. Необходимое и прибавочное рабочее время.
9) Затраты и результаты производства. Кривая производственных возможностей. Производственная функция. Эффективность производства.
10) Воспроизводство, его виды и типы. Накопление, потребление, сбережения, инвестиции.
11 Товарное производство, его сущность и виды.
12) Товар и его свойства. Теории стоимости товара.
13) Сущность и функции денег. Понятие инфляции.Закон стоимости и его функции.
14) Структура, виды и сегментация рынков.
15) Модели рыночной экономики.
16) Функции государства в рыночной экономике.
17) Основные постулаты теории потребительского поведения (ТПП). Полезность блага
18) Эффект дохода и эффект замещения. Блага низшего порядка. Парадокс Гиффена.
19) Сущность конкуренции и ее значение.Виды и модели конкуренции.
20) Методы конкурентной борьбы: ценовые и неценовые. Ценовая дискриминация.
21) Понятие предприятия, классификация предприятий и принципы их функционирования.
22) Открытие и закрытие предприятий, их санация и банкротство.
23) Кругооборот и оборот фондов предприятий, основные и оборотные фонды, оборотные средства.
24) Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация.
25) Издержки производства и их классификация. Средние и предельные издержки производства (ИП).
26) Себестоимость продукции, её виды и способы исчисления.
27) Прибыль предприятия: сущность, функции и виды. Факторы и условия максимизации прибыли.
28) Заработная плата, ее сущность, функции, факторы, формы и системы.
29) Рента, процент, предпринимательский доход.
30) Внешние эффекты. Теорема Коуза.Общественные блага и роль государства в экономике.
31) Понятие национальной экономики и ее основные цели.Структура национальной экономики. Виды макроэкономических пропорций.
32) Система национальных счетов и ее показатели.
33) Совокупный спрос (АD) и факторы его определяющие.
34) Совокупное предложение (АS) и его факторы.
35) Макроэкономическое равновесие и его возможные варианты (модель АD – АS).
36) Совокупное потребление и совокупное сбережение, их функции.
37) Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.
38) Инвестиции и факторы, влияющие на них. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
39) Экономический рост, его сущность, измерение, цели, эффективность и качество.
40) Основные факторы экономического роста.Типы экономического роста и виды его интенсификации.
41) Основные модели экономического роста.
42) Экономический цикл, его сущность и фазы.
43) Причины циклического развития.
44) Классификация и периодичность кризисов. Большие циклы экономической конъюнктуры Н.Д. Кондратьева. Технологические уклады и «длинные волны».
45) Рынок труда, его сущность, условия существования и механизм функционирования.
46) Занятость и безработица. Формы безработицы.
47) Финансы, их сущность, формы и функции. Финансовая система государства, принципы построения.
48) Бюджет и бюджетная система государства.Проблема сбалансированности бюджета.
49)Государственное регулирование доходов, способы и инструменты регулирования.
50) Понятие государственного регулирования экономики (ГРЭ).
51) Объекты и цели, методы, формы и инструменты государственного регулирования экономики (ГРЭ).
52) Индикативное планирование и государственно-экономическое программирование.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Проанализировать социальную политику и е приоритеты.
2) Охарактеризовать экономический цикл, его сущность и фазы.
3) Проанализировать основные типы и модели экономического роста.
4) Определить сущность и уровень инфляции и безработицы.
5) Определить сущность средней и предельной склонности к потреблению и сбережению.
6) Проанализировать сущность инвестиций и факторы, влияющие на них.
7) Охарактеризовать структуру национальной экономики. Виды макроэкономических пропорций.
8) Проанализировать систему национальных счетов и ее показатели.
9) Определить сущность земельной ренты и цену земли.
10) Проанализировать формы, системы, факторы и функции заработной платы.
11) Охарактеризовать факторы и условия максимизации прибыли.
12) Определить сущность износа основных фондов и амортизации.
13) Определить сущность издержек на производство продукции и их виды.
14) Проанализировать факторные доходы и их структуру.
15) Определить сущность эластичности спроса и предложения на продукцию.
16) Охарактеризовать мотивацию труда и трудовые отношения.
17) Определить сущность бюджета, его уровни и структуру.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Выполнить расчет издержек производства (задача №3, с.21, Экономика: практикум / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 57 с.: ил. – Библиогр.: с. 56.).
2) Выполнить расчет издержек производства (задача №6, с.24, Экономика: практикум / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 57 с.: ил. – Библиогр.: с. 56.).
3) Выполнить расчет спроса и предложения (задача №3, с.13, Экономика: практикум / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 57 с.: ил. – Библиогр.: с. 56.).
4) Выполнить расчет спроса и предложения (задача №5, с.14, Экономика: практикум / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 57 с.: ил. – Библиогр.: с. 56.).
5) Выполнить расчет уровня инфляции. (задача №4, с.48, Экономика: практикум / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 57 с.: ил. – Библиогр.: с. 56.).
6) Выполнить расчет уровня безработицы (задача №1, с.48, Экономика: практикум / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 57 с.: ил. – Библиогр.: с. 56.).
7) Выполнить расчет показателей СНС. (задача №1, с.42, Экономика: практикум / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 57 с.: ил. – Библиогр.: с. 56.).
8) Выполнить расчет показателей СНС. (задача №3, с.42, Экономика: практикум / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 57 с.: ил. – Библиогр.: с. 56.).
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-9 | 4 | 1, 3 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 3 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 3 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-11 | 4 | 2, 3, 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-5036-6. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
2 | Елисеев, А. С. Экономика : бизнес-курс МВА / А. С. Елисеев. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 498 c. — ISBN 978-5-394-01927-2. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: курс лекций и практ. занятий: учеб. пособие / Г.М.Гукасьян. -3-е изд. - М.; СПб.: Питер, 2010. - 507 с.: ил. - (Учебное пособие). | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Яковенко З.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Яковенко З. М. Экономика и экономическая теория/ З. М. Яковенко, ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2013. – 28 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Экономика (практикум): учебно-метод. пособие / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 56 с. | ЭБС РГУПС |
4 | Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по экономике и экономической теории / И.П.Овсянникова ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. | ЭБС РГУПС |
5 | Залозная, Д.В. Экономика: учебно-методическое пособие для контрольных работ бакалавров заочной формы обучения/ Д.В.Залозная; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 20 с. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 51747.