РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Теневая экономика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Залозная Дина Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Теневая экономика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Ткачева О. А., зав. кафедрой "Экономика и управление", ШАИ (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Теневая э_С_38.05.01_во_5_ЭУА_п41753_50651.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теневая экономика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теневая экономика" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Современные проблемы экономической безопасности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: сущность теневых экономических отношений,возникающих между хозяйствующими субъектами, методы выявления и оценки их параметров

Умеет: применять экономические модели и методы измерения теневых отношений с целью обеспечения нормального функционирования системы безопасности хозяйствующих субъектов

Имеет навыки: анализа социально-экономических последствий теневой экономики в системе безопасности экономического субъекта и формирования мероприятий по снижению уровня теневизации экономической деятельности

ОПК-3 - способностью применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов

Знает: знает сущность и виды возможных экономических рисков

Умеет: выявлять вероятность наступления рисков, вызванных теневой экономикой

Имеет навыки: анализа экономических рисков, оценивать их последствия и перспективы влияния этих рисков на экономическую безопасность

ПК-32 - способностью проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности

Место дисциплины 1С.В.ОД "Теневая экономика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Экономическая безопасность", "Экономическая теория", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 95   40 55
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 83   40 43
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 9 43 65
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Теневая экономика как составная часть рыночного хозяйства ОПК-3, ПК-32
2 Теневая экономика как глобальная проблема мирового сообщества ОПК-3, ПК-32
3 Особенности теневых экономических отношений в советской и постсоветской России ОПК-3
4 Условия эффективного воздействия государства на теневую экономику ОПК-3, ПК-32

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 16   13
2 4 8   12
3 4 4   12
4 4 4   12
Итого 16 32   49
В т.ч. по интерактивным формам 4      
В т.ч. практическая подготовка   4    

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4   83
2    
3    
4    
Итого 2 4   83
В т.ч. по интерактивным формам 2      
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Теневая составляющая экономической деятельности: содержание и основные понятия. 2
Измерение теневой экономики. 2
2 Теневая экономика как глобальная проблема мирового сообщества. 2
Цифровая теневая экономика. 2
3 Особенности теневых экономических отношений в советской экономике. 2
Особенности теневых экономических отношений в постсоветской России. 2
4 Общие принципы экономической оптимизации борьбы с преступностью. 2
Снижение уровня теневизации экономической деятельности. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
1 Теневая составляющая экономической деятельности: содержание и основные понятия. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Сущность и структура теневой экономической деятельности 2
Общая характеристика «второй» теневой экономики 2
Коррупция. Уклонение от налогов 2
"Серая" (неформальная) теневая экономика 2
Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности 2
Экономическая преступность 2
Измерение теневой экономики (часть 1) 2
Измерение теневой экономики (часть 2) 2
2 Теневая экономика как глобальная проблема мирового сообщества (часть 1) 2
Теневая экономика как глобальная проблема мирового сообщества (часть 2) 2
Цифровая теневая экономика(часть 1) 2
Цифровая теневая экономика(часть 2) 2
3 Особенности теневых экономических отношений в советской экономике 2
Особенности теневых экономических отношений в постсоветской России 2
4 Общие принципы экономической оптимизации борьбы с преступностью 2
Снижение уровня теневизации экономической деятельности 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Сущность и структура теневой экономической деятельности 2
Измерение теневой экономики (часть 1) 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Теневая составляющая экономической деятельности: содержание и основные понятия 5
Экономические модели, используемые для анализа нелегальной деятельности 2
«Беловоротничковая» теневая экономика 2
Неформальная теневая экономика 2
«Черная» теневая экономика 2
2 Всемирный характер теневой экономики 6
Криминальная глобализация экономики 6
3 Теневая экономика в СССР 6
Особенности теневых экономических отношений в постсоветской России 6
4 Общие принципы экономической оптимизации борьбы с преступностью 6
Снижение уровня теневизации экономической деятельности 6

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Теневая составляющая экономической деятельности: содержание и основные понятия 83
Экономические модели, используемые для анализа нелегальной деятельности
«Беловоротничковая» теневая экономика
Неформальная теневая экономика
«Черная» теневая экономика
Измерение теневой экономики
Общая характеристика «второй» теневой экономики
Коррупция. Уклонение от налогов
"Серая" (неформальная) теневая экономика
Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности
Экономическая преступность
Измерение теневой экономики (часть 2)
2 Всемирный характер теневой экономики
Криминальная глобализация экономики
Теневая экономика как глобальная проблема мирового сообщества
Цифровая теневая экономика
Теневая экономика как глобальная проблема мирового сообщества (часть 1)
Теневая экономика как глобальная проблема мирового сообщества (часть 2)
Цифровая теневая экономика(часть 1)
Цифровая теневая экономика(часть 2)
3 Теневая экономика в СССР
Особенности теневых экономических отношений в постсоветской России
Особенности теневых экономических отношений в советской экономике
Особенности теневых экономических отношений в постсоветской России
Особенности теневых экономических отношений в советской экономике
Особенности теневых экономических отношений в постсоветской России
4 Общие принципы экономической оптимизации борьбы с преступностью
Снижение уровня теневизации экономической деятельности
Общие принципы экономической оптимизации борьбы с преступностью:
Снижение уровня теневизации экономической деятельности
Общие принципы экономической оптимизации борьбы с преступностью
Снижение уровня теневизации экономической деятельности

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Теневая экономика: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы / И.П.Овсянникова ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 14 с. 8 ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-3 +
ПК-32 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-32 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

предусмотренные учебным планом контрольные работы студенты заочной формы обучения выполняют в форме компьютерного тестирования. Фонды оценочных средств имеются в ЦМКО.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Историческую эволюцию взглядов на теневую экономику.
2) Субъекты теневой экономики.
3) Классификацию теневых экономических отношений.
4) Структуру теневой экономики.
5) Подходы к пониманию теневой экономики.
6) Функции теневой экономики.
7) Цифровую теневую экономику.
8) Место криминальной экономики в системе экономических отношений.
9) Основные факторы динамики прогрессирующих теневых процессов.
10) Основные концепции, трактующие причины воспроизводства и функционирования теневой экономики.
11) Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности.
12) Зависимость эффектов теневой экономики от ее масштабов.
13) Позитивные функции теневой экономики.
14) Дестабилизирующие направления функционирования теневой экономической деятельности.
15) Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику.
16) Что такое коррупция.
17) Причины коррупции.
18) Измерение коррупции.
19) Влияние коррупции на общественное развитие.
20) Уклонение от уплаты налогов.
21) Неформальную теневую экономику.
22) Криминальную теневую экономику.
23) Понятие экономической преступности.
24) Компьютерную преступность. Экономическую преступность в Интернете.
25) Всемирный характер теневой экономики.
26) Масштабы теневой экономической деятельности.
27) Микрометоды измерения теневой экономики.
28) Макрометоды измерения теневой экономики.
29) Сравнение различных методов оценки теневой экономики.
30) Особенности и тенденции развития теневой деятельности за рубежом.
31) Офшорные территории и экономическую преступность.
32) Международный наркобизнес и экономику терроризма.
33) Теневую экономическую деятельность в командно-административной системе.
34) Исторический анализ зарождения теневой экономики в России.
35) Теневую экономику в постсоветской России.
36) Тенденции развития теневой экономики в современной России.
37) Сферы проявления теневой экономической деятельности в России.
38) Особенности теневой экономики в российских регионах.
39) Теневую деятельность субъектов малого предпринимательства.
40) Формирование благоприятного экономического климата как предпосылку снижения масштабов теневой экономики.
41) Государственное регулирование интеграционных процессов вхождения России в мировое хозяйство.
42) Нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией экономики.
43) Организационные инструменты борьбы с теневой экономикой.
44) Задачи общенациональной стратегии безопасного развития страны в минимизации теневой деятельности.
45) Формирование правового поля для легальной экономики.
46) Эффективность работы органов государственной власти и межгосударственное сотрудничество в сфере противодействия теневой экономике.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять теневую экономику как экономическую и правовую категорию.
2) Проводить классификацию теневой экономики.
3) Анализировать причины и факторы теневой экономической деятельности.
4) Выявлять причины коррупционной деятельности.
5) Сравнивать различные методы оценки теневой экономики.
6) Оценивать параметры теневой экономики.
7) Оценивать социально-экономические последствия теневой экономики.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Анализа факторов динамики прогрессирующих теневых процессов.

2) Разработки мероприятий по противодействию коррупции.

3) Разработки мероприятий по противодействию теневой экономике.

4) Анализа масштабов теневой экономики.

5) Измерения теневой экономики с использованием микрометодов.

6) Измерения теневой экономики с использованием макрометодов.

7) Анализа тенденций развития теневой экономики в современной России.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-32 5 1, 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Теневая экономика: учеб. пособие / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 160 с.: ил. – Библиогр.: с. 159. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 294 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09032-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 340 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06090-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Залозная Д.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теневая экономика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Теневая экономика: учебно-методическое пособие для выполнения контрольной работы/ И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 19 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 50651.