РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Экономика, учет и анализ" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.В.ОД "Междисциплинарный курс" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
38.05.01 Экономическая безопасность |
||
Специализация |
||
№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
||
Квалификация выпускника "Экономист " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель д.э.н., проф. Скорев Михаил Михайлович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Междисциплинарный курс" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".
к.т.н., доц. Ткачева О. А., заведующий кафедрой "Экономика и управление", ШАИ (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Междисциплинарный к_С_38.05.01_во_10_ЭУА_п41006_51439.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Междисциплинарный курс".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Междисциплинарный курс" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности".
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к прохождению практики;
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: как осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач Умеет: осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач Имеет навыки: сбора, анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных, необходимых для решения профессиональных задач |
ПК-28 - способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач |
Знает: как выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор Умеет: выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор Имеет навыки: выбора инструментальных средств для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обоснования выбора |
ПК-29 - способностью выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор |
Знает: как анализировать и интерпретировать стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач Умеет: анализировать и интерпретировать стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач Имеет навыки: анализа и интерпретации стандартных теоретических и эконометрических моделей, необходимых для решения профессиональных задач |
ПК-30 - способностью строить стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач, анализировать и интерпретировать полученные результаты |
Знает: как на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности Умеет: на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности Имеет навыки: исследования социально-экономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности на основе статистических данных |
ПК-31 - способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности |
Знает: как проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности Умеет: проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности Имеет навыки: проводения анализа возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности |
ПК-32 - способностью проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности |
Знает: как анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности Умеет: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности Имеет навыки: анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности |
ПК-33 - способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности |
Знает: как проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов Умеет: проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов Имеет навыки: проведения комплексного анализа угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов |
ПК-34 - способностью проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов |
Знает: как анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность Умеет: анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность Имеет навыки: анализа состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность |
ПК-35 - способностью анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность |
Знает: как составлять прогнозы динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов Умеет: составлять прогнозы динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов Имеет навыки: составления прогноза динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов |
ПК-36 - способностью составлять прогнозы динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов |
Место дисциплины 1С.В.ОД "Междисциплинарный курс" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в специальность", "Финансовая безопасность", практики.
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 10 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 32 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
10 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 28 | 28 | 28 |
Лекции (Лек) | 28 | 28 | 28 |
Лабораторные работы (Лаб) | |||
Практические, семинары (Пр) | |||
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
4 | 4 | 4 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 76 | 76 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 76 | 76 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 36 | 36 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 36 | 36 | |
Общая трудоемкость, часы | 144 | 32 | 144 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 | 4 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 4 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
14 | 15 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 2 | 2 | 2 | |
Лекции (Лек) | 2 | 2 | 2 | |
Лабораторные работы (Лаб) | ||||
Практические, семинары (Пр) | ||||
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
2 | 2 | 1 | 1 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 136 | 60 | 76 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 124 | 60 | 64 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 4 | 63 | 81 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Экономическая безопасность: актуальные инструменты для решения профессиональных задач | ПК-28, ПК-30 |
2 | Экономическая безопасность государства: информационно-аналитический аспект | ПК-31, ПК-32, ПК-35 |
3 | Экономическая безопасность предприятия: информационно-аналитический аспект | ПК-29, ПК-32, ПК-33, ПК-36 |
4 | Экономическая безопасность инновационных проектов: информационно-аналитический аспект | ПК-32, ПК-34 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 6 | 20 | ||
2 | 4 | 20 | ||
3 | 12 | 20 | ||
4 | 6 | 16 | ||
Итого | 28 | 76 | ||
В т.ч. по интерактивным формам | 4 | |||
В т.ч. практическая подготовка |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 124 | |||
2 | ||||
3 | ||||
4 | 2 | |||
Итого | 2 | 124 | ||
В т.ч. по интерактивным формам | ||||
В т.ч. практическая подготовка |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 10 | ||
1 | Категория «безопасность». | 2 |
Уровни и виды безопасности в зависимости от типа угроз часть 1. | 2 | |
Уровни и виды безопасности в зависимости от типа угроз часть 2. | 2 | |
2 | Место и роль экономической безопасности в системе национальной безопасности. | 2 |
Объекты и субъекты экономической безопасности. | 2 | |
3 | Система экономической безопасности предприятия: основные элементы и принципы формирования часть 1. | 2 |
Система экономической безопасности предприятия: основные элементы и принципы формирования часть 2. | 2 | |
Бухгалтерский финансовый и управленческий учет, бухгалтерская финансовая отчетность и аудит часть 1. | 2 | |
Бухгалтерский финансовый и управленческий учет, бухгалтерская финансовая отчетность и аудит часть 2. | 2 | |
Экономический анализ часть 1. | 2 | |
Экономический анализ часть 2. | 2 | |
4 | Управление экономической безопасностью бизнеса часть 1. | 2 |
Управление экономической безопасностью бизнеса часть 2. | 2 | |
Управление экономической безопасностью бизнеса часть 3. | 2 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 14 | ||
4 | Управление экономической безопасностью бизнеса часть 1. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Не предусмотрено.
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Не предусмотрено.
Не предусмотрено.
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 10 | ||
1 | Экономико-математическое моделирование-возможности и диапазон применения: сбор, анализ, систематизация, оценка и интерпретация данных, необходимых для решения профессиональных задач | 20 |
2 | Модели глобальной экономики: состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность | 20 |
3 | Стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач; экономические риски; инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и экономической информации | 20 |
4 | Комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов | 16 |
Вид обучения: 5.6 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 5 | ||
1 | Экономико-математическое моделирование-возможности и диапазон применения: сбор, анализ, систематизация, оценка и интерпретация данных, необходимых для решения профессиональных задач | 124 |
Категория «безопасность» | ||
Уровни и виды безопасности в зависимости от типа угроз часть 1 | ||
Уровни и виды безопасности в зависимости от типа угроз часть 2 | ||
2 | Модели глобальной экономики: состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность | |
Место и роль экономической безопасности в системе национальной безопасности | ||
Объекты и субъекты экономической безопасности | ||
3 | Стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач; экономические риски; инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и экономической информации | |
Система экономической безопасности предприятия: основные элементы и принципы формирования часть 1 | ||
Система экономической безопасности предприятия: основные элементы и принципы формирования часть 2 | ||
Бухгалтерский финансовый и управленческий учет, бухгалтерская финансовая отчетность и аудит часть 1 | ||
Бухгалтерский финансовый и управленческий учет, бухгалтерская финансовая отчетность и аудит часть 2 | ||
Экономический анализ часть 1 | ||
Экономический анализ часть 2 | ||
4 | Комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов | |
Управление экономической безопасностью бизнеса часть 2 | ||
Управление экономической безопасностью бизнеса часть 3 |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Скорев М.М., Кирищиева И.Р., Логвинова И.В. Экономическая безопасность: теория, практика, современные проблемы и транспортный аспект: учебное пособие / М.М. Ско-рев, И.Р. Кирищеева, И.В. Логвинова; – Ростов н/Д, Рост.гос. ун-т путей сообщения, 2017 (ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
2 | Междисциплинарный курс: учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения и выполнения контрольной работы / М.М. Скорев Р.А. Логвинов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 70 с. (ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
10 | |
ПК-28 | + |
ПК-29 | + |
ПК-30 | + |
ПК-31 | + |
ПК-32 | + |
ПК-33 | + |
ПК-34 | + |
ПК-35 | + |
ПК-36 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ПК-28 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
ПК-29 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
ПК-30 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
ПК-31 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
ПК-32 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
ПК-33 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
ПК-34 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
ПК-35 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
ПК-36 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; 2) важнейшие тенденции развития международных экономических отношений; 3) основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, место в системе мирового хозяйства, направления экономической политики государства; 4) основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; 5) основные концепции экономической мысли, экономические воззрения в контексте истории экономических учений; 6) основные особенности современных ведущих школ и направлений экономической науки; 7) основы построения, расчета и анализа современной системы экономических и финансовых показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне; 8) субъекты предпринимательства, их организационно-правовые формы, структуру; 9) нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства; 10) производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов; 11) особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности; источники и порядок получения информации о субъектах предпринимательства; 12) организационно-правовые основы построения финансово-кредитной, бюджетной и налоговой систем; 13) теорию финансов; 14) основы организации и функционирования финансовой системы и ее институтов; 15) учет и контроль финансов;.
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 10
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
2) важнейшие тенденции развития международных экономических отношений;
3) основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, место в системе мирового хозяйства, направления экономической политики государства;
4) основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
5) основные концепции экономической мысли, экономические воззрения в контексте истории экономических учений;
6) основные особенности современных ведущих школ и направлений экономической науки;
7) основы построения, расчета и анализа современной системы экономических и финансовых показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
8) субъекты предпринимательства, их организационно-правовые формы, структуру;
9) нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства;
10) производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;
11) особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности; источники и порядок получения информации о субъектах предпринимательства;
12) организационно-правовые основы построения финансово-кредитной, бюджетной и налоговой систем;
13) теорию финансов;
14) основы организации и функционирования финансовой системы и ее институтов;
15) учет и контроль финансов;
16) задачи, организацию работы и полномочия законодательных, исполнительных органов власти и судебных органов в сфере финансов, системе финансового контроля;
17) методику финансовых расчетов, анализа устойчивости государственных и муниципальных финансов, финансового прогнозирования и финансового планирования, методику анализа финансовой отчетности;
18) современные теории денег, кредита, банков;
19) организационно-правовое регулирование наличного и безналичного платежного оборота, деятельности кредитных организаций;
20) особенности реализации денежно-кредитной политики, методы и инструменты денежно- кредитного регулирования, антиинфляционной политики;
21) специфику функций, задач, направлений деятельности, основных операций центрального банка, банков и небанковских кредитных организаций;
22) основы банковского дела;
23) организационно-правовые основы, принципы функционирования рынка ценных бумаг, его роль в сбалансированности финансовой системы;
24) законодательство о налогах и сборах;
25) состав налогов, уплачиваемых налогоплательщиками;
26) систему налоговых органов и их компетенции;
27) права и обязанности налогоплательщиков, их ответственность за нарушение налогового законодательства;
28) правила определения налоговой базы;
29) порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;
30) основные направления координации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах;
31) принципы, стандарты ведения налогового учета и отчетности;
32) порядок, методы и приемы проведения налогового контроля, налоговых проверок;
33) теоретические и организационно-правовые основы бухгалтерского учета;
34) содержание и операции бухгалтерского финансового и управленческого учетов;
35) правила, принципы и стандарты ведения бухгалтерского учета и отчетности, планы счетов бухгалтерского учета;
36) методы и способы обработки бухгалтерской информации;
37) методику проведения экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов;
38) содержание и последовательность проведения комплексного экономического анализа;
39) бюджетную классификацию Российской Федерации;
40) стадии, участников бюджетного процесса, принципы финансирования субъектов бюджетных правоотношений;
41) методы расчета бюджетных показателей;
42) порядок исполнения бюджетов получателями бюджетных ассигнований;
43) права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений;
44) правила бюджетного учета и отчетности;
45) план счетов бюджетного учета;
46) механизм межбюджетных отношений;
47) особенности определения экономической эффективности субъектов бюджетной сферы, механизм обеспечения безопасности бюджетной сферы;
48) угрозы национальной безопасности Российской Федерации;
49) сущность теневой экономики, методы выявления и оценки ее параметров;
50) социально- экономические последствия теневой экономической деятельности;
51) понятие и сущность экономической безопасности, ее место в системе национальной безопасности РФ;
52) объекты и субъекты экономической безопасности;
53) концепцию экономической безопасности Российской Федерации;
54) экономические риски, природу и сущность угроз экономической безопасности;
55) методы оценки уровня рисков и угроз экономической безопасности;
56) критерии и показатели экономической безопасности;
57) организационно-правовые основы, принципы, факторы, механизмы, методы и средства обеспечения экономической безопасности;
58) принципы построения и элементы системы безопасности;
59) основные направления и особенности правоохранительной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;
60) организационно-правовые основы финансового контроля, ревизий и инвентаризаций;
61) государственный и муниципальный финансовый контроль;
62) возможности документальных ревизий, организуемых по инициативе правоохранительных органов;
63) виды, организационно-правовые и методические основы, стандарты судебной экономической экспертизы;
64) формы участия судебного эксперта и специалиста в расследовании преступлений, права, обязанности и ответственность судебного эксперта-экономиста;
65) структуру заключения эксперта;
66) сущность, цели и задачи аудита, отличие аудита от других форм экономического контроля;
67) нормативно-правовое регулирование и организацию аудиторской деятельности;
68) виды аудита и аудиторских услуг;
69) стандарты аудиторской деятельности;
70) методику, технику и технологию проведения аудиторских проверок;
71) аудиторские доказательства и заключения;
72) основы организации и функционирования системы государственной статистики, источники статистической информации;
73) виды и формы статистического наблюдения, виды группировок, приемы их
74) построения, совокупность относительных и обобщающих показателей, методы анализа динамических (временных) рядов и построения статистических моделей взаимосвязи и прогнозирования социально- экономических явлений и процессов;
75) назначение, экономическое содержание и методику расчета показателей социально- экономической статистики;
76) методы исчисления основных статистических характеристик, прогнозирование на основе статистических данных;
77) организационно-правовые и финансовые основы системы страхования;
78) основные виды страхования;
79) механизм предоставления страховых услуг;
80) валютную систему;
81) валютные отношения;
82) международные валютные рынки;
83) сущность международных валютных, кредитно-финансовых и расчетных операций, методы международных платежей и расчетов;
84) формы кредитования, используемые при международных расчетах;
85) валютные риски и методы их снижения;
86) сущность и содержание основных категорий и понятий, институтов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права, регулирующих правоотношения в сфере экономики;
87) законодательство Российской Федерации в сфере экономики;
88) сущность и содержание коррупции как социально-правового явления;
89) детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения;
90) правовые, организационные и тактические средства предупреждения коррупции;
91) основные направления профилактики коррупционного поведения;
92) понятие государственной тайны и иных охраняемых законом тайн, сведений, составляющих государственную тайну, и сведений конфиденциального характера; организационно- правовые основы режима секретности;
93) нормативные правовые документы в области защиты государственной тайны, обеспечение режима секретности;
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
2) выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
3) рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов;
4) анализировать динамику макро- и микроэкономических показателей, использовать полученные данные для решения профессиональных задач;
5) оценивать современное состояние и перспективы развития международных экономических отношений;
6) оценивать роль финансово-кредитных институтов в современной рыночной экономике;
7) анализировать структуру и порядок прохождения денежных потоков через
8) банковскую систему;
9) применять знания по налоговому учету;
10) анализировать исполнение налоговых обязательств хозяйствующими субъектами;
11) выявлять условия, способствующие совершению правонарушений в сфере
12) исполнения налоговых обязательств;
13) анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную учетную и отчетную информацию экономических субъектов с целью оценки эффективности их функционирования и принятия управленческих решений;
14) применять знания по бухгалтерскому учету;
15) классифицировать, оценивать и систематизировать на бухгалтерских счетах хозяйственные операции;
16) на основе первичных документов осуществлять записи в регистрах бухгалтерского учета;
17) формировать бухгалтерскую отчетность;
18) оценивать состояние защитных функций системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующих субъектов в целях предупреждения и прогнозирования возможных противоправных деяний;
19) осуществлять анализ и диагностику финансового состояния и результатов деятельности
20) хозяйствующего субъекта;
21) оценивать эффективность его работы, в том числе его структурных подразделений и работников;
22) планировать и проводить финансовый контроль;
23) оформлять его результаты;
24) определять уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта, отрасли, региона;
25) выявлять и анализировать риски и угрозы в сфере экономической безопасности;
26) разрабатывать мероприятия по их локализации и нейтрализации;
27) моделировать систему обеспечения экономической безопасности для различных типов предприятий, учреждений, организаций;
28) планировать основные стадии экспертного исследования, определять методы и процедуры судебной экономической экспертизы;
29) исследовать документацию, формулировать выводы по каждому поставленному вопросу, составлять заключение и разрабатывать по итогам экспертизы необходимые рекомендации;
30) организовывать налоговый учет;
31) вести регистры налогового учета;
32) формировать налоговую отчетность;
33) осуществлять анализ и контроль налоговой отчетности организации, предприятия, учреждения;
34) проводить аудит эффективности бюджетных расходов, эффективности бухгалтерского учета и другие виды аудита, оценку рисков в налоговой и бюджетной сферах;
35) проводить налоговые проверки, документальную и фактическую проверку финансово-хозяйственных операций;
36) оформлять результаты проверок;
37) формулировать выводы и рекомендации по результатам анализа финансовой и хозяйственной отчетности предприятия, организации, учреждения;
38) составлять прогнозную отчетность;
39) использовать общие и специальные приемы экономического анализа при производстве финансовых и налоговых расследований;
40) проверять и оценивать результаты аудита с позиции их полноты и достоверности; на основе анализа отчетности хозяйствующих субъектов определять содержание последующих контрольных мероприятий;
41) использовать в практической деятельности правила бюджетного учета и отчетности; формировать бюджеты различных уровней, планировать бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств;
42) составлять бюджетные сметы;
43) вести бюджетный учет, формировать и анализировать бюджетную отчетность;
44) анализировать динамику организационно-правового регулирования страховой деятельности государства и страховых учреждений (агентов);
45) оценивать достоверность источников статистической информации;
46) анализировать данные отечественной и зарубежной статистики;
47) проводить специальные статистические наблюдения;
48) выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей;
49) строить статистические модели состояния и динамики социально- экономических процессов и явлений, исчислять на их базе прогнозные оценки и интерпретировать полученные оценки;
50) управлять валютными рисками;
51) осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
52) строить на основе описания ситуаций стандартные эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
53) прогнозировать на основе стандартных эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;
54) разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-
55) правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;
56) оценивать параметры теневой экономики и ее социально-экономические
57) последствия;
58) определять критерии и рассчитывать пороговые значения показателей уровня экономической безопасности;
59) выявлять угрозы экономической безопасности, проводить их ранжирование по вероятности реализации и величине ущерба;
60) разрабатывать и проводить мероприятия по противодействию коррупции,
61) легализации криминальных доходов;
62) оперировать юридическими понятиями и категориями;
63) анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
64) анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие отношения в сфере экономики;
65) принимать решения и совершать юридически значимые действия в соответствии с законодательством;
66) составлять и оформлять юридические и служебные документы;
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.
2) методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных эконометрических моделей.
3) навыками прогнозирования развития хозяйственных процессов.
4) навыками анализа экономических процессов и явлений в области внешнеэкономической деятельности, функционирования валютного рынка.
5) современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне.
6) навыками и правилами расчета основных экономических параметров деятельности предприятия, организации, учреждения.
7) методами оценки эффективности работы предприятия, организации, учреждения.
8) методикой статистической оценки конъюнктуры национального рынка и его отдельных.
9) сегментов, региональных рынков, результатов корпоративной деятельности экономических агентов.
10) методикой анализа потоков социально-экономической информации о состоянии и развитии рынков, деятельности корпораций, подготовки целевых обзорных статистических материалов.
11) методами инвестиционного анализа и анализа финансовых и страховых рынков.
12) формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов.
13) правилами наличного и безналичного денежного обращения.
14) методологией исследования финансово-кредитной системы и отдельных ее звеньев.
15) методами оценки роли банков в современной рыночной экономике.
16) принципами кредитования юридических и физических лиц.
17) правилами и методами ведения финансового и бюджетного учета и отчетности; методами определения налоговой базы и налоговой нагрузки.
18) правилами формирования и представления налоговой отчетности.
19) навыками координации работы налоговых и других контролирующих органов с правоохранительными органами по выявлению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах и других правонарушений в сфере экономики.
20) основными положениями стандартов ведения бухгалтерского учета и отчетности.
21) правилами ведения бухгалтерского учета, формирования и представления бухгалтерской отчетности.
22) правилами и методикой анализа учетно-отчетной документации, проверки достоверности содержащейся в ней информации с целью контроля за соблюдением.
23) законодательства, утвержденных норм, нормативов и смет.
24) методами организации и осуществления государственного финансового контроля.
25) методикой проведения инвентаризации и ревизии, внутреннего и внешнего контроля, организации и проведения документальных и иных проверок финансово- хозяйственной деятельности.
26) приемами и методами исследования в области судебной экономической экспертизы.
27) методами и технологией проведения аудиторских проверок, подготовки аудиторского заключения, оценки результатов аудита.
28) методикой организации и осуществления налогового контроля, налоговых проверок; навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих зарождению угроз экономической безопасности.
29) навыками выявления, оценки, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности, формирования модели системы безопасности.
30) юридической терминологией.
31) навыками работы с нормативными правовыми актами в сфере экономики и экономической безопасности.
32) навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
33) навыками реализации норм материального и процессуального права.
34) методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений в сфере экономики.
35) навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.
36) навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе.
37) навыками обеспечения защиты государственной тайны и соблюдения режима секретности в процессе служебной деятельности.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-28 | 10 | 1 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-29 | 10 | 3 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-30 | 10 | 1 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-31 | 10 | 2 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-32 | 10 | 2, 3, 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-33 | 10 | 3 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-34 | 10 | 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-35 | 10 | 2 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-36 | 10 | 3 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 725 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09982-9. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Сергеев, А. А. Экономическая безопасность предприятия : учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 273 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10645-9. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
2 | Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 340 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06090-4. — Текст : электронный | ЭБС Юрайт |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Скорев М.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Междисциплинарный курс". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Междисциплинарный курс: учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения и выполнения контрольной работы / М.М. Скорев Р.А. Логвинов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 70 с. (ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
3 | Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);
Офисная оргтехника и компьютеры.
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 51439.