РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Междисциплинарный курс"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.э.н., проф. Скорев Михаил Михайлович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Междисциплинарный курс" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Ткачева О. А., заведующий кафедрой "Экономика и управление", ШАИ (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Междисциплинарный к_С_38.05.01_во_10_ЭУА_п41006_51439.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Междисциплинарный курс".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Междисциплинарный курс" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: как осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач

Умеет: осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач

Имеет навыки: сбора, анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных, необходимых для решения профессиональных задач

ПК-28 - способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает: как выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор

Умеет: выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор

Имеет навыки: выбора инструментальных средств для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обоснования выбора

ПК-29 - способностью выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор

Знает: как анализировать и интерпретировать стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач

Умеет: анализировать и интерпретировать стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач

Имеет навыки: анализа и интерпретации стандартных теоретических и эконометрических моделей, необходимых для решения профессиональных задач

ПК-30 - способностью строить стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач, анализировать и интерпретировать полученные результаты

Знает: как на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

Умеет: на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

Имеет навыки: исследования социально-экономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности на основе статистических данных

ПК-31 - способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

Знает: как проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности

Умеет: проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности

Имеет навыки: проводения анализа возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности

ПК-32 - способностью проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности

Знает: как анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности

Умеет: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности

Имеет навыки: анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности

ПК-33 - способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности

Знает: как проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов

Умеет: проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов

Имеет навыки: проведения комплексного анализа угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов

ПК-34 - способностью проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов

Знает: как анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность

Умеет: анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность

Имеет навыки: анализа состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность

ПК-35 - способностью анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность

Знает: как составлять прогнозы динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов

Умеет: составлять прогнозы динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов

Имеет навыки: составления прогноза динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов

ПК-36 - способностью составлять прогнозы динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов

Место дисциплины 1С.В.ОД "Междисциплинарный курс" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в специальность", "Финансовая безопасность", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 10 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
10
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 28 28 28
Лекции (Лек) 28 28 28
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 76   76
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 76   76
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 36   36
Общая трудоемкость, часы 144 32 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 4 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
14 15
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 2 2 2  
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 136   60 76
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 124   60 64
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 4 63 81
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Экономическая безопасность: актуальные инструменты для решения профессиональных задач ПК-28, ПК-30
2 Экономическая безопасность государства: информационно-аналитический аспект ПК-31, ПК-32, ПК-35
3 Экономическая безопасность предприятия: информационно-аналитический аспект ПК-29, ПК-32, ПК-33, ПК-36
4 Экономическая безопасность инновационных проектов: информационно-аналитический аспект ПК-32, ПК-34

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6     20
2 4     20
3 12     20
4 6     16
Итого 28     76
В т.ч. по интерактивным формам 4      
В т.ч. практическая подготовка        

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1       124
2    
3    
4 2  
Итого 2     124
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 10
1 Категория «безопасность». 2
Уровни и виды безопасности в зависимости от типа угроз часть 1. 2
Уровни и виды безопасности в зависимости от типа угроз часть 2. 2
2 Место и роль экономической безопасности в системе национальной безопасности. 2
Объекты и субъекты экономической безопасности. 2
3 Система экономической безопасности предприятия: основные элементы и принципы формирования часть 1. 2
Система экономической безопасности предприятия: основные элементы и принципы формирования часть 2. 2
Бухгалтерский финансовый и управленческий учет, бухгалтерская финансовая отчетность и аудит часть 1. 2
Бухгалтерский финансовый и управленческий учет, бухгалтерская финансовая отчетность и аудит часть 2. 2
Экономический анализ часть 1. 2
Экономический анализ часть 2. 2
4 Управление экономической безопасностью бизнеса часть 1. 2
Управление экономической безопасностью бизнеса часть 2. 2
Управление экономической безопасностью бизнеса часть 3. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 14
4 Управление экономической безопасностью бизнеса часть 1. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 10
1 Экономико-математическое моделирование-возможности и диапазон применения: сбор, анализ, систематизация, оценка и интерпретация данных, необходимых для решения профессиональных задач 20
2 Модели глобальной экономики: состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность 20
3 Стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач; экономические риски; инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и экономической информации 20
4 Комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов 16

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 5
1 Экономико-математическое моделирование-возможности и диапазон применения: сбор, анализ, систематизация, оценка и интерпретация данных, необходимых для решения профессиональных задач 124
Категория «безопасность»
Уровни и виды безопасности в зависимости от типа угроз часть 1
Уровни и виды безопасности в зависимости от типа угроз часть 2
2 Модели глобальной экономики: состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность
Место и роль экономической безопасности в системе национальной безопасности
Объекты и субъекты экономической безопасности
3 Стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач; экономические риски; инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и экономической информации
Система экономической безопасности предприятия: основные элементы и принципы формирования часть 1
Система экономической безопасности предприятия: основные элементы и принципы формирования часть 2
Бухгалтерский финансовый и управленческий учет, бухгалтерская финансовая отчетность и аудит часть 1
Бухгалтерский финансовый и управленческий учет, бухгалтерская финансовая отчетность и аудит часть 2
Экономический анализ часть 1
Экономический анализ часть 2
4 Комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов
Управление экономической безопасностью бизнеса часть 2
Управление экономической безопасностью бизнеса часть 3

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Скорев М.М., Кирищиева И.Р., Логвинова И.В. Экономическая безопасность: теория, практика, современные проблемы и транспортный аспект: учебное пособие / М.М. Ско-рев, И.Р. Кирищеева, И.В. Логвинова; – Ростов н/Д, Рост.гос. ун-т путей сообщения, 2017 (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
2 Междисциплинарный курс: учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения и выполнения контрольной работы / М.М. Скорев Р.А. Логвинов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 70 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
10
ПК-28 +
ПК-29 +
ПК-30 +
ПК-31 +
ПК-32 +
ПК-33 +
ПК-34 +
ПК-35 +
ПК-36 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-28 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-29 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-30 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-31 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-32 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-33 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-34 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-35 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-36 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; 2) важнейшие тенденции развития международных экономических отношений; 3) основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, место в системе мирового хозяйства, направления экономической политики государства; 4) основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; 5) основные концепции экономической мысли, экономические воззрения в контексте истории экономических учений; 6) основные особенности современных ведущих школ и направлений экономической науки; 7) основы построения, расчета и анализа современной системы экономических и финансовых показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне; 8) субъекты предпринимательства, их организационно-правовые формы, структуру; 9) нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства; 10) производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов; 11) особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности; источники и порядок получения информации о субъектах предпринимательства; 12) организационно-правовые основы построения финансово-кредитной, бюджетной и налоговой систем; 13) теорию финансов; 14) основы организации и функционирования финансовой системы и ее институтов; 15) учет и контроль финансов;.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 10

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
2) важнейшие тенденции развития международных экономических отношений;
3) основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, место в системе мирового хозяйства, направления экономической политики государства;
4) основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
5) основные концепции экономической мысли, экономические воззрения в контексте истории экономических учений;
6) основные особенности современных ведущих школ и направлений экономической науки;
7) основы построения, расчета и анализа современной системы экономических и финансовых показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
8) субъекты предпринимательства, их организационно-правовые формы, структуру;
9) нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства;
10) производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;
11) особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности; источники и порядок получения информации о субъектах предпринимательства;
12) организационно-правовые основы построения финансово-кредитной, бюджетной и налоговой систем;
13) теорию финансов;
14) основы организации и функционирования финансовой системы и ее институтов;
15) учет и контроль финансов;
16) задачи, организацию работы и полномочия законодательных, исполнительных органов власти и судебных органов в сфере финансов, системе финансового контроля;
17) методику финансовых расчетов, анализа устойчивости государственных и муниципальных финансов, финансового прогнозирования и финансового планирования, методику анализа финансовой отчетности;
18) современные теории денег, кредита, банков;
19) организационно-правовое регулирование наличного и безналичного платежного оборота, деятельности кредитных организаций;
20) особенности реализации денежно-кредитной политики, методы и инструменты денежно- кредитного регулирования, антиинфляционной политики;
21) специфику функций, задач, направлений деятельности, основных операций центрального банка, банков и небанковских кредитных организаций;
22) основы банковского дела;
23) организационно-правовые основы, принципы функционирования рынка ценных бумаг, его роль в сбалансированности финансовой системы;
24) законодательство о налогах и сборах;
25) состав налогов, уплачиваемых налогоплательщиками;
26) систему налоговых органов и их компетенции;
27) права и обязанности налогоплательщиков, их ответственность за нарушение налогового законодательства;
28) правила определения налоговой базы;
29) порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;
30) основные направления координации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах;
31) принципы, стандарты ведения налогового учета и отчетности;
32) порядок, методы и приемы проведения налогового контроля, налоговых проверок;
33) теоретические и организационно-правовые основы бухгалтерского учета;
34) содержание и операции бухгалтерского финансового и управленческого учетов;
35) правила, принципы и стандарты ведения бухгалтерского учета и отчетности, планы счетов бухгалтерского учета;
36) методы и способы обработки бухгалтерской информации;
37) методику проведения экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов;
38) содержание и последовательность проведения комплексного экономического анализа;
39) бюджетную классификацию Российской Федерации;
40) стадии, участников бюджетного процесса, принципы финансирования субъектов бюджетных правоотношений;
41) методы расчета бюджетных показателей;
42) порядок исполнения бюджетов получателями бюджетных ассигнований;
43) права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений;
44) правила бюджетного учета и отчетности;
45) план счетов бюджетного учета;
46) механизм межбюджетных отношений;
47) особенности определения экономической эффективности субъектов бюджетной сферы, механизм обеспечения безопасности бюджетной сферы;
48) угрозы национальной безопасности Российской Федерации;
49) сущность теневой экономики, методы выявления и оценки ее параметров;
50) социально- экономические последствия теневой экономической деятельности;
51) понятие и сущность экономической безопасности, ее место в системе национальной безопасности РФ;
52) объекты и субъекты экономической безопасности;
53) концепцию экономической безопасности Российской Федерации;
54) экономические риски, природу и сущность угроз экономической безопасности;
55) методы оценки уровня рисков и угроз экономической безопасности;
56) критерии и показатели экономической безопасности;
57) организационно-правовые основы, принципы, факторы, механизмы, методы и средства обеспечения экономической безопасности;
58) принципы построения и элементы системы безопасности;
59) основные направления и особенности правоохранительной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;
60) организационно-правовые основы финансового контроля, ревизий и инвентаризаций;
61) государственный и муниципальный финансовый контроль;
62) возможности документальных ревизий, организуемых по инициативе правоохранительных органов;
63) виды, организационно-правовые и методические основы, стандарты судебной экономической экспертизы;
64) формы участия судебного эксперта и специалиста в расследовании преступлений, права, обязанности и ответственность судебного эксперта-экономиста;
65) структуру заключения эксперта;
66) сущность, цели и задачи аудита, отличие аудита от других форм экономического контроля;
67) нормативно-правовое регулирование и организацию аудиторской деятельности;
68) виды аудита и аудиторских услуг;
69) стандарты аудиторской деятельности;
70) методику, технику и технологию проведения аудиторских проверок;
71) аудиторские доказательства и заключения;
72) основы организации и функционирования системы государственной статистики, источники статистической информации;
73) виды и формы статистического наблюдения, виды группировок, приемы их
74) построения, совокупность относительных и обобщающих показателей, методы анализа динамических (временных) рядов и построения статистических моделей взаимосвязи и прогнозирования социально- экономических явлений и процессов;
75) назначение, экономическое содержание и методику расчета показателей социально- экономической статистики;
76) методы исчисления основных статистических характеристик, прогнозирование на основе статистических данных;
77) организационно-правовые и финансовые основы системы страхования;
78) основные виды страхования;
79) механизм предоставления страховых услуг;
80) валютную систему;
81) валютные отношения;
82) международные валютные рынки;
83) сущность международных валютных, кредитно-финансовых и расчетных операций, методы международных платежей и расчетов;
84) формы кредитования, используемые при международных расчетах;
85) валютные риски и методы их снижения;
86) сущность и содержание основных категорий и понятий, институтов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права, регулирующих правоотношения в сфере экономики;
87) законодательство Российской Федерации в сфере экономики;
88) сущность и содержание коррупции как социально-правового явления;
89) детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения;
90) правовые, организационные и тактические средства предупреждения коррупции;
91) основные направления профилактики коррупционного поведения;
92) понятие государственной тайны и иных охраняемых законом тайн, сведений, составляющих государственную тайну, и сведений конфиденциального характера; организационно- правовые основы режима секретности;
93) нормативные правовые документы в области защиты государственной тайны, обеспечение режима секретности;

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
2) выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
3) рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов;
4) анализировать динамику макро- и микроэкономических показателей, использовать полученные данные для решения профессиональных задач;
5) оценивать современное состояние и перспективы развития международных экономических отношений;
6) оценивать роль финансово-кредитных институтов в современной рыночной экономике;
7) анализировать структуру и порядок прохождения денежных потоков через
8) банковскую систему;
9) применять знания по налоговому учету;
10) анализировать исполнение налоговых обязательств хозяйствующими субъектами;
11) выявлять условия, способствующие совершению правонарушений в сфере
12) исполнения налоговых обязательств;
13) анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную учетную и отчетную информацию экономических субъектов с целью оценки эффективности их функционирования и принятия управленческих решений;
14) применять знания по бухгалтерскому учету;
15) классифицировать, оценивать и систематизировать на бухгалтерских счетах хозяйственные операции;
16) на основе первичных документов осуществлять записи в регистрах бухгалтерского учета;
17) формировать бухгалтерскую отчетность;
18) оценивать состояние защитных функций системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующих субъектов в целях предупреждения и прогнозирования возможных противоправных деяний;
19) осуществлять анализ и диагностику финансового состояния и результатов деятельности
20) хозяйствующего субъекта;
21) оценивать эффективность его работы, в том числе его структурных подразделений и работников;
22) планировать и проводить финансовый контроль;
23) оформлять его результаты;
24) определять уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта, отрасли, региона;
25) выявлять и анализировать риски и угрозы в сфере экономической безопасности;
26) разрабатывать мероприятия по их локализации и нейтрализации;
27) моделировать систему обеспечения экономической безопасности для различных типов предприятий, учреждений, организаций;
28) планировать основные стадии экспертного исследования, определять методы и процедуры судебной экономической экспертизы;
29) исследовать документацию, формулировать выводы по каждому поставленному вопросу, составлять заключение и разрабатывать по итогам экспертизы необходимые рекомендации;
30) организовывать налоговый учет;
31) вести регистры налогового учета;
32) формировать налоговую отчетность;
33) осуществлять анализ и контроль налоговой отчетности организации, предприятия, учреждения;
34) проводить аудит эффективности бюджетных расходов, эффективности бухгалтерского учета и другие виды аудита, оценку рисков в налоговой и бюджетной сферах;
35) проводить налоговые проверки, документальную и фактическую проверку финансово-хозяйственных операций;
36) оформлять результаты проверок;
37) формулировать выводы и рекомендации по результатам анализа финансовой и хозяйственной отчетности предприятия, организации, учреждения;
38) составлять прогнозную отчетность;
39) использовать общие и специальные приемы экономического анализа при производстве финансовых и налоговых расследований;
40) проверять и оценивать результаты аудита с позиции их полноты и достоверности; на основе анализа отчетности хозяйствующих субъектов определять содержание последующих контрольных мероприятий;
41) использовать в практической деятельности правила бюджетного учета и отчетности; формировать бюджеты различных уровней, планировать бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств;
42) составлять бюджетные сметы;
43) вести бюджетный учет, формировать и анализировать бюджетную отчетность;
44) анализировать динамику организационно-правового регулирования страховой деятельности государства и страховых учреждений (агентов);
45) оценивать достоверность источников статистической информации;
46) анализировать данные отечественной и зарубежной статистики;
47) проводить специальные статистические наблюдения;
48) выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей;
49) строить статистические модели состояния и динамики социально- экономических процессов и явлений, исчислять на их базе прогнозные оценки и интерпретировать полученные оценки;
50) управлять валютными рисками;
51) осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
52) строить на основе описания ситуаций стандартные эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
53) прогнозировать на основе стандартных эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;
54) разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-
55) правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;
56) оценивать параметры теневой экономики и ее социально-экономические
57) последствия;
58) определять критерии и рассчитывать пороговые значения показателей уровня экономической безопасности;
59) выявлять угрозы экономической безопасности, проводить их ранжирование по вероятности реализации и величине ущерба;
60) разрабатывать и проводить мероприятия по противодействию коррупции,
61) легализации криминальных доходов;
62) оперировать юридическими понятиями и категориями;
63) анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
64) анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие отношения в сфере экономики;
65) принимать решения и совершать юридически значимые действия в соответствии с законодательством;
66) составлять и оформлять юридические и служебные документы;

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.

2) методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных эконометрических моделей.

3) навыками прогнозирования развития хозяйственных процессов.

4) навыками анализа экономических процессов и явлений в области внешнеэкономической деятельности, функционирования валютного рынка.

5) современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне.

6) навыками и правилами расчета основных экономических параметров деятельности предприятия, организации, учреждения.

7) методами оценки эффективности работы предприятия, организации, учреждения.

8) методикой статистической оценки конъюнктуры национального рынка и его отдельных.

9) сегментов, региональных рынков, результатов корпоративной деятельности экономических агентов.

10) методикой анализа потоков социально-экономической информации о состоянии и развитии рынков, деятельности корпораций, подготовки целевых обзорных статистических материалов.

11) методами инвестиционного анализа и анализа финансовых и страховых рынков.

12) формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов.

13) правилами наличного и безналичного денежного обращения.

14) методологией исследования финансово-кредитной системы и отдельных ее звеньев.

15) методами оценки роли банков в современной рыночной экономике.

16) принципами кредитования юридических и физических лиц.

17) правилами и методами ведения финансового и бюджетного учета и отчетности; методами определения налоговой базы и налоговой нагрузки.

18) правилами формирования и представления налоговой отчетности.

19) навыками координации работы налоговых и других контролирующих органов с правоохранительными органами по выявлению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах и других правонарушений в сфере экономики.

20) основными положениями стандартов ведения бухгалтерского учета и отчетности.

21) правилами ведения бухгалтерского учета, формирования и представления бухгалтерской отчетности.

22) правилами и методикой анализа учетно-отчетной документации, проверки достоверности содержащейся в ней информации с целью контроля за соблюдением.

23) законодательства, утвержденных норм, нормативов и смет.

24) методами организации и осуществления государственного финансового контроля.

25) методикой проведения инвентаризации и ревизии, внутреннего и внешнего контроля, организации и проведения документальных и иных проверок финансово- хозяйственной деятельности.

26) приемами и методами исследования в области судебной экономической экспертизы.

27) методами и технологией проведения аудиторских проверок, подготовки аудиторского заключения, оценки результатов аудита.

28) методикой организации и осуществления налогового контроля, налоговых проверок; навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих зарождению угроз экономической безопасности.

29) навыками выявления, оценки, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности, формирования модели системы безопасности.

30) юридической терминологией.

31) навыками работы с нормативными правовыми актами в сфере экономики и экономической безопасности.

32) навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

33) навыками реализации норм материального и процессуального права.

34) методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений в сфере экономики.

35) навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

36) навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе.

37) навыками обеспечения защиты государственной тайны и соблюдения режима секретности в процессе служебной деятельности.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-28 10 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-29 10 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-30 10 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-31 10 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-32 10 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-33 10 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-34 10 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-35 10 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-36 10 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 725 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09982-9. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сергеев, А. А. Экономическая безопасность предприятия : учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 273 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10645-9. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 340 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06090-4. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Скорев М.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Междисциплинарный курс". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Междисциплинарный курс: учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения и выполнения контрольной работы / М.М. Скорев Р.А. Логвинов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 70 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 51439.