РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "Финансовая безопасность"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители д.э.н., проф. Андреева Лариса Юрьевна, Холина Марина Григорьевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "Финансовая безопасность" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провели:

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ);

Завалий Елена Николаевна, Заместитель начальника , Северо-Кавказская дирекция управления движением структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»;

Холина Марина Григорьевна, генеральный директор, ООО АОК "Аудит-Эксперт".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_Финансовая б_С_38.05.01_во_10_ЭиФ_п44553_55692.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Финансовая безопасность".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Финансовая безопасность" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Корпоративные финансы", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: способы принятия оптимальных организационно-управленческих решений для обеспечения финансовой безопасности

Умеет: применять способы принятия оптимальных организационно-управленческих решений для обеспечения финансовой безопасности

Имеет навыки: применения способов принятия оптимальных организационно-управленческих решений для обеспечения финансовой безопасности

ОК-8 - способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения

Знает: способы создания, закономерности и принципы функционирования систем обеспечения финансовой безопасности хозяйствующих субъектов

Умеет: применять способы создания и принципы функционирования систем обеспечения финансовой безопасности хозяйствующих субъектов

Имеет навыки: применения способов создания и принципов функционирования систем обеспечения финансовой безопасности хозяйствующих субъектов

ОПК-3 - способностью применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов

Знает: способы осуществления сбора, анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных, необходимых обеспечения финансовой безопасности хозяйствующих субъектов

Умеет: применять способы осуществления сбора, анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных, необходимых обеспечения финансовой безопасности хозяйствующих субъектов

Имеет навыки: применения способов осуществления сбора, анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных, необходимых обеспечения финансовой безопасности хозяйствующих субъектов

ПК-28 - способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач

Место дисциплины 1С.В.ДВ "Финансовая безопасность" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Корпоративные финансы", "Современные проблемы экономической безопасности", "Финансовый менеджмент".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 10 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 45 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
10
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 42 42 42
Лекции (Лек) 14 14 14
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 28 28 28
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 54   54
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 54   54
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 45 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
16 17
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 95   40 55
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 83   40 43
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 9 43 65
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов ОПК-3, ПК-28
2 Расчеты, необходимые для разработки и обоснования методов обеспечения финансовой безопасности ОК-8, ОПК-3, ПК-28
3 Методы осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов ОК-8, ОПК-3, ПК-28
4 Разработка стратегии обеспечения экономической безопасности предприятий (организаций) и подготовка программ по ее реализации ОК-8, ОПК-3, ПК-28

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4   13
2 4 8   13
3 4 8   13
4 4 8   15
Итого 14 28   54
В т.ч. по интерактивным формам 14 28    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   83
2    
3   2
4    
Итого 2 4   83
В т.ч. по интерактивным формам 2 4    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 10
1 Прогнозы динамики основных макроэкономических показателей: 1. Курс доллара; 2. Инфляция; 3. ВВП; 4. Нефть; 5. Промышленное производство; 6. Инвестиции в основной капитал; 7. Оборот розничной торговли. 2
2 Техника проверки финансовой отчетности: 1. Анализ бухгалтерского баланса (Форма № 1). 2. Анализ отчета о прибылях и убытках (Форма № 2). 3. Анализ отчета об изменениях капитала (Форма № 3). 4. Анализ отчета о движении денежных средств (Форма № 4). 2
Борьба с нелегитимными платежами («откатами»): 1. Почему компании, прибегающие к откатным схемам, менее эффективны. 2. Определение рисковых инсайдеров. 3. Как предотвратить мошенничество. 2
3 Риски финансовой транспарентности в обеспечении финансовой безопасности: 1. Сетевые угрозы финансовой безопасности. 2. Правила информационной безопасности для финансиста. 3. Инструменты обеспечения информационной безопасности в области управления финансами компании. 2
Борьба с хищениями: методы финансовой самообороны: 1. Внутренний контроль. 2. Организация «горячей линии». 3. Обеспечения безопасности при работе с наличностью. 4. Обеспечение безопасности в области закупок. 5. Методы защиты от хищения товарно-материальных ценностей. 2
4 Финансовая разведка: 1. Финансовая разведка: сущность, цели, направления 2. Источники информации для финансовой разведки 3. Кто занимается финансовой разведкой в компании 4. Методы сбора и обработки данных: мониторинг, фокусный метод, открытие вакантной позиции, внедрение сотрудника в компанию-конкурента, получение информации от «дружественных» компаний, хэдхантинг. 5. Правовое регулирование. 2
Разработка политики информационной безопасности в управлении финансами: 1. Правила обеспечения безопасности финансовой информации: определение перечня конфиденциальной информации, разграничение прав доступа, определение наиболее вероятных каналов утечки секретных данных, бумажные копии документов. 2. Разработка политики информационной безопасности. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 16
1 Прогнозы динамики основных макроэкономических показателей: 1. Курс доллара; 2. Инфляция; 3. ВВП; 4. Нефть; 5. Промышленное производство; 6. Инвестиции в основной капитал; 7. Оборот розничной торговли. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 10
1 Анализ прогнозов динамики основных макроэкономических показателей 2
Управление рисками инсайдеров в обеспечении информационной безопасности 2
2 Проведение проверки финансовой отчетности 2
Управление налоговыми рисками в условиях финансового кризиса 2
Роль банковского процента в инвестиционной деятельности 2
Необходимость кредита в рыночной экономике 2
3 Определение рисков финансовой транспарентности в обеспечении финансовой безопасности 2
Методы защиты от рейдеров: опыт крупнейших компаний 2
Управления рисками утраты имущества 2
Рынок банковских услуг ростовской области 2
4 Проведение финансовой разведки 2
Разработка политики информационной безопасности в управлении финансами 2
Управление рисками инсайдеров в обеспечении информационной безопасности 2
Процесс инфляции и его влияние на различные слои населения 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 6
1 Анализ прогнозов динамики основных макроэкономических показателей 2
3 Определение рисков финансовой транспарентности в обеспечении финансовой безопасности 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 10
1 Управление рисками инсайдеров в обеспечении информационной безопасности 13
2 1) роль банковского процента в инвестиционной деятельности; 2) необходимость кредита в рыночной экономике; 13
3 1) рынок банковских услуг ростовской области; 2) современная банковская система Швейцарии; 3) современная банковско-кредитная система Англии (Японии). 13
4 1) процесс инфляции и его влияние на различные слои населения; 2) современное состояние мировой валютной системы. 15

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 6
1 Управление рисками инсайдеров в обеспечении информационной безопасности 83
Управление рисками инсайдеров в обеспечении информационной безопасности
2 1) роль банковского процента в инвестиционной деятельности; 2) необходимость кредита в рыночной экономике;
Техника проверки финансовой отчетности: 1. Анализ бухгалтерского баланса (Форма № 1). 2. Анализ отчета о прибылях и убытках (Форма № 2). 3. Анализ отчета об изменениях капитала (Форма № 3). 4. Анализ отчета о движении денежных средств (Форма № 4).
Борьба с нелегитимными платежами («откатами»): 1. Почему компании, прибегающие к откатным схемам, менее эффективны. 2. Определение рисковых инсайдеров. 3. Как предотвратить мошенничество.
Проведение проверки финансовой отчетности
Управление налоговыми рисками в условиях финансового кризиса
Роль банковского процента в инвестиционной деятельности
Необходимость кредита в рыночной экономике
3 1) рынок банковских услуг ростовской области; 2) современная банковская система Швейцарии; 3) современная банковско-кредитная система Англии (Японии).
Риски финансовой транспарентности в обеспечении финансовой безопасности: 1. Сетевые угрозы финансовой безопасности. 2. Правила информационной безопасности для финансиста. 3. Инструменты обеспечения информационной безопасности в области управления финансами компании.
Борьба с хищениями: методы финансовой самообороны: 1. Внутренний контроль. 2. Организация «горячей линии». 3. Обеспечения безопасности при работе с наличностью. 4. Обеспечение безопасности в области закупок. 5. Методы защиты от хищения товарно-материальных ценностей.
Методы защиты от рейдеров: опыт крупнейших компаний
Управления рисками утраты имущества
Рынок банковских услуг ростовской области
4 1) процесс инфляции и его влияние на различные слои населения; 2) современное состояние мировой валютной системы.
Финансовая разведка: 1. Финансовая разведка: сущность, цели, направления 2. Источники информации для финансовой разведки 3. Кто занимается финансовой разведкой в компании 4. Методы сбора и обработки данных: мониторинг, фокусный метод, открытие вакантной позиции, внедрение сотрудника в компанию-конкурента, получение информации от «дружественных» компаний, хэдхантинг. 5. Правовое регулирование.
Разработка политики информационной безопасности в управлении финансами: 1. Правила обеспечения безопасности финансовой информации: определение перечня конфиденциальной информации, разграничение прав доступа, определение наиболее вероятных каналов утечки секретных данных, бумажные копии документов. 2. Разработка политики информационной безопасности.
Проведение финансовой разведки
Разработка политики информационной безопасности в управлении финансами
Управление рисками инсайдеров в обеспечении информационной безопасности
Процесс инфляции и его влияние на различные слои населения

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, О. В. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Финансовая безопасность" [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / О. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 41 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
10
ОК-8 +
ОПК-3 +
ПК-28 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-8 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-28 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 10

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Перечислить принципы организации «Горячей линии» как способа обеспечения финансовой безопасности .
2) Раскрыть механизм обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
3) Перечислить правила обеспечения безопасности финансовой информации.
4) Раскрыть сущность, цели, направления финансовой разведки.
5) Раскрыть категорию «подозрительные сделки».
6) Перечислить методы защиты от рейдеров: опыт крупнейших компаний.
7) Перечислить риски финансовой транспарентности в обеспечении финансовой безопасности.
8) Перечислить принципы формирования финансовой зависимости.
9) Раскрыть технику проверки финансовой отчетности.
10) Раскрыть дефиницию налоговых рисков.
11) Перечислить способы управления проектами в системе экономической безопасности.
12) Перечислить сетевые угрозы финансовой безопасности.
13) Раскрыть сущность процедуры финансового мониторинга.
14) Раскрыть сущность метода хэдхантинга.
15) Перечислить методы обеспечения безопасности при работе с наличностью.
16) Перечислить методы обеспечения информационно-сетевой безопасности.
17) Опыт ведущих компаний в управлении рисками инсайдеров.
18) Перечислить методы рейдерских атак, направление на финансовый блок компании.
19) Перечислить методы безопасности в области закупок.
20) Перечислить методы расчета финансовых индикаторов экономической безопасности.
21) Раскрыть риски финансовой безопасности, характерные для крупных и публичных российских компаний.
22) Перечислить правила информационной безопасности для сотрудника финансовой службы.
23) Перечислить технологии разграничения прав доступа.
24) Раскрыть принципы управления проектами в системе финансовой безопасности.
25) Раскрыть назначение переоценки по справедливой стоимости финансовых активов и обязательств через отчет о прибылях и убытках.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать инструменты обеспечения информационной безопасности в области управления финансами компании.
2) Охарактеризовать типы источников информации для финансовой разведки.
3) Охарактеризовать значение рисков утраты имущества для уровня финансовой безопасности.
4) Охарактеризовать способы обеспечения конфиденциальности информации.
5) Охарактеризовать значения борьбы с нелегитимными платежами («откатами») в контексте обеспечения финансовой безопасности.
6) Охарактеризовать методы получения финансовой информации от «дружественных» компаний .
7) Охарактеризовать методы защиты финансовой информации в контексте обеспечения финансовой безопасности.
8) Охарактеризовать меры предотвращения мошенничества в контексте обеспечения финансовой безопасности.
9) Охарактеризовать метод финансовой разведки в контексте финансовой безопасности.
10) Охарактеризовать алгоритм снижения рисков через обращение взыскания на активы.
11) Охарактеризовать борьбу с хищениями и методы противодействия.
12) Охарактеризовать процедуру выявления рисковых инсайдеров в контуре обеспечения финансовой безопасности.
13) Охарактеризовать функционал процедуры инициации внутренних проверок в контуре обеспечения финансовой безопасности.
14) Охарактеризовать функционал контрольно-ревизионной деятельности в обеспечении финансовой безопасности.
15) Охарактеризовать систему управления налоговыми рисками в контексте финансовой безопасности.
16) Охарактеризовать способ внедрения сотрудника в компанию-конкурента с точки зрения финансовой безопасности.
17) Охарактеризовать процедуру разработки механизма противодействия угрозам финансовой безопасности.
18) Охарактеризовать процедуру выявления вероятных каналов утечки секретных данных в контуре обеспечения финансовой безопасности.
19) Охарактеризовать процедуру управления рисками инсайдеров в контуре обеспечения финансовой безопасности.
20) Охарактеризовать функционал анализа финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации для обеспечения экономической безопасности.
21) Охарактеризовать процедуру оценки финансовых рисков и места механизма финансового риск-менеджмента в обеспечении финансовой безопасности.
22) Охарактеризовать механизм управления финансовыми активами для продажи в контуре обеспечения финансовой безопасности.
23) Охарактеризовать основы управления проектами в системе экономической безопасности.
24) Охарактеризовать схему переоценки по справедливой стоимости через отчет о прибылях и убытках финансовых активов и обязательств.
25) Охарактеризовать механизмы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм защиты от рейдеров.

2) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм защиты от хищения товарно-материальных ценностей.

3) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм осуществления внутреннего финансового контроля.

4) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм определения пороговых значений в системе критериев налоговых рисков.

5) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм выявления и устранения причин и условий, способствующих зарождению угроз экономической безопасности.

6) Дать развернутое описание и/или результативно применить метод сценарного подхода к обеспечению финансовой безопасности.

7) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм разработки политики информационной безопасности для обеспечения финансовой безопасности.

8) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм анализа проблем обеспечения финансовой безопасности.

9) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм обеспечения эффективности отдела финансовой безопасности.

10) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм анализа арбитражной практики по вопросам налоговый выгоды.

11) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм определения механизма разработки и внедрения мероприятий, направленных на защиту конфиденциальной информации.

12) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм определения фальсификации документов.

13) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм налогового планирования при определении налоговых обязательств для обеспечения финансовой безопасности.

14) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм анализа информации по контрагентам для принятия решения о целесообразности сотрудничества.

15) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности предприятия.

16) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм механизма предотвращения или затягивания банкротства.

17) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм расчета финансовых индикаторов экономической безопасности.

18) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм разработки политики информационной безопасности в управлении финансами.

19) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм разграничения прав доступа к информации в обеспечении экономической безопасности.

20) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм хеджирования финансовых и нефинансовых рисков.

21) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм уровня финансовой безопасности предприятия.

22) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

23) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм управления финансовыми инновациями.

24) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм диагностики финансовой несостоятельности организации.

25) Дать развернутое описание и/или результативно применить алгоритм проверки финансовой отчетности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-8 10 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 10 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-28 10 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, О. В. Финансовая безопасность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 119 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 ндреева, О. В. Организационно-финансовый механизм обеспечения устойчивого развития транспортных корпораций [Текст] : монография / О. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 165 с. ЭБС РГУПС
2 овременные инструменты и методы финансового управления на предприятиях железнодорожного транспорта (на примере ОАО "Российские железные дороги") [Текст] : коллектив. монография / ФГБОУ ВО РГУПС ; ред. О. В. Андреева. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 255 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева Л.Ю. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Финансовая безопасность". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Андреева, О. В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Финансы транснациональных корпораций" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / О. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 28 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip - свободно распространяемое (бессрочно); О
4 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Мультимедийный проектор Nec UM330W.

Интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB).

Компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55692.