РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1М.В.ОД "Риск-ориентированный проектный подход"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.04.08 Финансы и кредит

Программа академической магистратуры

Финансовый контроллинг и риск-ориентированное управление

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н., доц. Андреева Ольга Владимировна, к.э.н., доц. Шевчик Евгений Валерьевич, д.э.н., проф. Андреева Лариса Юрьевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1М.В.ОД "Риск-ориентированный проектный подход" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провели:

Вовченко Наталья Геннадбевна, д.э.н., профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет "РИНХ";

Завалий Елена Николаевна, Заместитель начальника, Северо-Кавказская дирекция управления движением структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»;

Холина Марина Григорьевна, генеральный директор, ООО АОК "Аудит-Эксперт".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1МВОД_Риск-ориентированный п п_М_38.04.08_во_2_ЭиФ_п41795_55676.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Риск-ориентированный проектный подход".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 25.05.2018 № 11.

Целью дисциплины "Риск-ориентированный проектный подход" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профильной направленностью магистерской программы "Финансовый контроллинг и риск-ориентированное управление".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Риск-ориентированные финансовые стратегии";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: комплексный экономический и финансовый анализ риск-ориентированного проектного подхода, проведение оценки результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления

Умеет: давать оценку результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления на основе комплексного экономического и финансового анализа риск-ориентированного проектного подхода

Имеет навыки: на основе комплексного экономического и финансового анализа риск-ориентированного проектного подхода давать оценку результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления

ПК-5 - способностью на основе комплексного экономического и финансового анализа дать оценку результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления

Знает: способы оценки текущей, кратко- и долгосрочной финансовой устойчивости организации, в том числе кредитной с помощью риск-ориентированного проектного подхода для целей риск-ориентированного управления.

Умеет: давать оценку текущей, кратко- и долгосрочной финансовой устойчивости организации, в том числе кредитной с помощью риск-ориентированного проектного подхода для целей риск-ориентированного управления.

Имеет навыки: оценки текущей, кратко- и долгосрочной финансовой устойчивости организации, в том числе кредитной с помощью риск-ориентированного проектного подхода для целей риск-ориентированного управления.

ПК-6 - способностью дать оценку текущей, кратко- и долгосрочной финансовой устойчивости организации, в том числе кредитной

Место дисциплины 1М.В.ОД "Риск-ориентированный проектный подход" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1М Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Моделирование ключевых показателей финансово-экономической эффективности".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 53 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 163   163
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 40   40
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 123   123
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 252 53 252
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   7

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 13 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 2 2
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9   9
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 230     230
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 195     195
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 252 13 2 250
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И АНАЛИЗ РИСКОВ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПК-5
2 РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПАЛНИРОВАНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГЛАМЕНТИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПК-5
3 КОМПЛЕКСНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПК-6
4 ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ: РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПК-6

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   24
2 4 8   22
3 4 8   54
4 4 8   23
Итого 16 32   123
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    
В т.ч. практическая подготовка   2    

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     195
2    
3   2
4    
Итого 2 2   195
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    
В т.ч. практическая подготовка   2    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Терминологическая систематизация базовых понятий системы управления рисками. Построение системы классификации рисков корпоративных структур. 2
Риск-ориентированный проектный подход в финансово-кредитных организациях. 2
2 Планирование и организационное моделирование на основе риск-ориентированного подхода. 2
Системно-диагностический анализ как новационный метод моделирования организационно-финансового механизма финансового контроля. 2
3 Роль аудита в обеспечении финансовой устойчивости корпоративных структур. 2
Адаптивное риск-ориентированное организационно-финансовое моделирование. 2
4 Риск-ориентированное налоговое администрирование. 2
Риск-ориентированная проверка деклараций по НДС. 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 2
1 Терминологическая систематизация базовых понятий системы управления рисками. Построение системы классификации рисков корпоративных структур. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Анализ подходов к управлению рисками корпоративных структур 2
Базисный контент риск-ориентированной модели обеспечения финансовой устойчивости корпоративных структур 2
Риск-ориентированный финансовый мониторинг банковской деятельности (в рамках Федерального закона о ПОД/ФТ) 2
Внутренний контроллинг (внутренний аудит) в финансово-кредитных организациях 2
2 Критерии дифференциации триггеров рисков организаций 2
Налоговый мониторинг и управление налоговыми рисками крупных компаний 2
Ревизия финансовых бизнес-процессов 2
Распределение рисков между участниками инвестиционного проекта, построенного на принципах государственно-частного партнерства» 2
3 Алгоритм финансового моделирования устойчивости организаций в целях проведения финансовой диагностики 2
Оценка влияния долговой нагрузки на финансовую устойчивость корпоративных структур 2
Оптимизация структуры капитала: комплексный анализ и оценка 2
Оценка благонадежности контрагента: тестирование финансовой устойчивости 2
4 Моделирование алгоритма налогового мониторинга в его взаимосвязи с финансовой политикой крупных компаний 2
Актуальные проблемы квалификации деяний подставных лиц при истребовании налоговой задолженности с компаний 2
Правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия, органов внутренних дел и налоговых органов в сфере выявления и расследования экономических преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и незаконным возмещением НДС из бюджета РФ 2
Проверка и контроль рисков контрактов с нерезидентами 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
3 Оптимизация структуры капитала: комплексный анализ и оценка 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Кейс: «Политика в области управления рисками» Кейс «Паспорт, реестр и карта рисков» 24
2 Кейс: «Разработка модели стратегического управления рисками ОАО «Российские железные дороги»» 22
3 Кейс «Анализ финансовой устойчивости холдинга ОАО «Российские железные дороги»» Кейс «Управление кредитными рисками в условиях повышенной ключевой ставки ЦБ» Кейс «Планирование бюджета движения денежных средств с учетом погашения кредита» Кейс «Сравнительный анализ кредитных продуктов» Кейс «Порядок погашения кредита санируемому банку» Кейс «Оценка благонадежности контрагента: тестирование финансовой устойчивости» Кейс: «Аналитическая проверка законности, результативности, эффективности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета» 54
4 Кейс: «Московский округ: инспекторы подозревают схему, если в холдинге разные режимы» Кейс «Северо-Западный округ: инспекторы используют «Платон», чтобы доказать фиктивную сделку» Кейс «Центральный округ: если документы распечатали из одной и той же формы, они фиктивные» Кейс «Северо-Кавказский округ: опасен контрагент, у которого большие вычеты и нет зарплаты» Кейс «Поволжский округ: расходы фиктивные, если их не перевыставили заказчику» Кейс «Уральский округ: вычеты НДС снимут, если у контрагента счет в проблемном банке» Кейс «Западно-Сибирский округ: покупка у малоизвестного продавца — признак схемы» Кейс «Восточно-Сибирский округ: сделка нереальная, если у поставщика сомнительный директор» Кейс «Дальневосточный округ: деловая привлекательность контрагента защитит расходы и вычеты» Кейс «Чек-лист проверки договоров» 23

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Кейс: «Политика в области управления рисками» Кейс «Паспорт, реестр и карта рисков» 195
Риск-ориентированный проектный подход в финансово-кредитных организациях
Анализ подходов к управлению рисками корпоративных структур
Базисный контент риск-ориентированной модели обеспечения финансовой устойчивости корпоративных структур
Риск-ориентированный финансовый мониторинг банковской деятельности (в рамках Федерального закона о ПОД/ФТ)
Внутренний контроллинг (внутренний аудит) в финансово-кредитных организациях
2 Кейс: «Разработка модели стратегического управления рисками ОАО «Российские железные дороги»»
Планирование и организационное моделирование на основе риск-ориентированного подхода
Системно-диагностический анализ как новационный метод моделирования организационно-финансового механизма финансового контроля
Критерии дифференциации триггеров рисков организаций
Налоговый мониторинг и управление налоговыми рисками крупных компаний
Ревизия финансовых бизнес-процессов
Распределение рисков между участниками инвестиционного проекта, построенного на принципах государственно-частного партнерства»
3 Кейс «Анализ финансовой устойчивости холдинга ОАО «Российские железные дороги»» Кейс «Управление кредитными рисками в условиях повышенной ключевой ставки ЦБ» Кейс «Планирование бюджета движения денежных средств с учетом погашения кредита» Кейс «Сравнительный анализ кредитных продуктов» Кейс «Порядок погашения кредита санируемому банку» Кейс «Оценка благонадежности контрагента: тестирование финансовой устойчивости» Кейс: «Аналитическая проверка законности, результативности, эффективности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета»
Роль аудита в обеспечении финансовой устойчивости корпоративных структур
Адаптивное риск-ориентированное организационно-финансовое моделирование
Алгоритм финансового моделирования устойчивости организаций в целях проведения финансовой диагностики
Оценка влияния долговой нагрузки на финансовую устойчивость корпоративных структур
Оценка благонадежности контрагента: тестирование финансовой устойчивости
4 Кейс: «Московский округ: инспекторы подозревают схему, если в холдинге разные режимы» Кейс «Северо-Западный округ: инспекторы используют «Платон», чтобы доказать фиктивную сделку» Кейс «Центральный округ: если документы распечатали из одной и той же формы, они фиктивные» Кейс «Северо-Кавказский округ: опасен контрагент, у которого большие вычеты и нет зарплаты» Кейс «Поволжский округ: расходы фиктивные, если их не перевыставили заказчику» Кейс «Уральский округ: вычеты НДС снимут, если у контрагента счет в проблемном банке» Кейс «Западно-Сибирский округ: покупка у малоизвестного продавца — признак схемы» Кейс «Восточно-Сибирский округ: сделка нереальная, если у поставщика сомнительный директор» Кейс «Дальневосточный округ: деловая привлекательность контрагента защитит расходы и вычеты» Кейс «Чек-лист проверки договоров»
Риск-ориентированное налоговое администрирование
Риск-ориентированная проверка деклараций по НДС
Моделирование алгоритма налогового мониторинга в его взаимосвязи с финансовой политикой крупных компаний
Актуальные проблемы квалификации деяний подставных лиц при истребовании налоговой задолженности с компаний
Правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия, органов внутренних дел и налоговых органов в сфере выявления и расследования экономических преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и незаконным возмещением НДС из бюджета РФ
Проверка и контроль рисков контрактов с нерезидентами

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева О.В. Риск-ориентированный проектный подход: учебно-методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся (направление подготовки 38.04.08 Финансы и кредит, профиль «Финансовый контроллинг и риск-ориентированное управление» / Ростов-н/д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018 (ЭБС РГУПС, кафедра) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ПК-5 +
ПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-5 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-6 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

анализ подходов к управлению рисками корпоративных структур;

базисный контент риск-ориентированной модели обеспечения финансовой устойчивости корпоративных структур;

риск-ориентированный финансовый мониторинг банковской деятельности (в рамках Федерального закона о ПОД/ФТ);

внутренний контроллинг (внутренний аудит) в финансово-кредитных организациях;

критерии дифференциации триггеров рисков организаций;

налоговый мониторинг и управление налоговыми рисками крупных компаний;

распределение рисков между участниками инвестиционного проекта, построенного на принципах государственно-частного партнерства;

алгоритм финансового моделирования устойчивости организаций в целях проведения финансовой диагностики;

оценка влияния долговой нагрузки на финансовую устойчивость корпоративных структур;

моделирование алгоритма налогового мониторинга в его взаимосвязи с финансовой политикой крупных компаний;

актуальные проблемы квалификации деяний подставных лиц при истребовании налоговой задолженности с компаний;

правовые основы взаимодействия правоохранительных органов в сфере выявления и расследования экономических преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и незаконным возмещением НДС из бюджета РФ;

проверка и контроль финансово-правовых рисков контрактов с нерезидентами;

теория и методология моделирования риск-ориентированных стратегий организаций;

риск-ориентированная финансовая стратегия организации: проектный подход;

правовые основы моделирования риск-ориентированных стратегий в финансово-кредитных организациях;

правовые основы моделирования риск-ориентированных стратегий в корпоративных структурах;

регламентирование процедур формирования карты рисков;

нормативно-правовая база разработки систем риск-менеджмента в организации;

специфика организации претензиозной работы в рамках риск-ориентированного подхода;

организация актово-претензионной работы на железнодорожном транспорте;

концепция риск-ориентированного надзора мегарегулятора за финансово-кредитными организациями;

риск-ориентированный подход в налоговом администрировании;

риск-ориентированный надзор за образовательными организациями;

риск-ориентированное финансовое стратегирование;

риск-ориентирование моделирование параметров финансово-инвестиционных проектов;

риск-ориентированный подход в органах государственной власти.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие риск-ориентированности: определение, сущность, нормативная база
2) Основные тезисы концепции риск-ориентированного подхода в государственном управлении
3) Риск: дефиниция, содержание, сущность
4) Методы и инструменты идентификации рисков
5) Методы и инструменты классификации рисков
6) Базовые понятия системы управления рисками
7) Базовые элементы системы управления рисками
8) Методы построения систем классификации рисков корпоративных структур
9) Риск-ориентированность и аналитическое сопровождение поддержки принятия управленческих решений: позитивное взаимодействие
10) Базисный контент риск-ориентированной модели обеспечения финансовой устойчивости корпоративных структур
11) Риск-ориентированный проектный подход в финансово-кредитных организациях
12) Риск-ориентированный проектный подход в нефинансовых организациях
13) Риск-ориентированный финансовый мониторинг банковской деятельности (в рамках Федерального закона о ПОД/ФТ)
14) Внутренний контроллинг (внутренний аудит) в финансово-кредитных организациях
15) Планирование в организациях на основе риск-ориентированного подхода
16) Организационное моделирование на основе риск-ориентированного подхода
17) Системно-диагностический анализ как новационный метод моделирования организационно-финансового механизма финансового контроля
18) Этапы системно-диагностического анализа в рамках моделирования риск-ориентированной стратегии
19) Критерии дифференциации триггеров рисков организаций
20) Налоговый мониторинг и управление налоговыми рисками крупных компаний
21) Роль аудита в обеспечении финансовой устойчивости корпоративных структур
22) Риск-ориентированное налоговое администрирование
23) Актуальные проблемы квалификации деяний подставных лиц при истребовании налоговой задолженности с компаний
24) Правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия, органов внутренних дел и налоговых органов в сфере выявления и расследования экономических преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и незаконным возмещением НДС из бюджета РФ
25) Элементы риск-ориентированной финансовой стратегии

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Компаративный анализ методов управления рисками корпоративных структур
2) Методы реализации риск-ориентированного проектного подхода в финансово-кредитных организациях
3) Инструменты реализации риск-ориентированного проектного подхода в финансово-кредитных организациях
4) Анализ дисфункций современных систем внутреннего контроллинга (внутреннего аудита) в финансово-кредитных организациях
5) Разработка направлений совершенствования современных систем внутреннего контроллинга (внутреннего аудита) в финансово-кредитных организациях
6) Сформировать бизнес-процесс проведения системно-диагностического анализа в рамках финансового контроля
7) Описать процедуру ревизии финансовых бизнес-процессов в организации
8) Описать процедуру распределения рисков между участниками инвестиционного проекта, построенного на принципах государственно-частного партнерства
9) Провести дифференциальный анализ бизнес-процессов аудита, внутреннего контроля и комплаенс-контроля
10) Алгоритм формирования адаптивного риск-ориентированного организационно-финансового моделирования
11) Алгоритм финансового моделирования устойчивости организаций в целях проведения финансовой диагностики
12) Оценка влияния долговой нагрузки на финансовую устойчивость корпоративных структур
13) Алгоритм риск-ориентированной оптимизации структуры капитала
14) Алгоритм дистанционного тестирования финансовой устойчивости в рамках оценки благонадежности контрагента
15) Алгоритм риск-ориентированной проверки деклараций по НДС
16) Алгоритм проверки и контроля рисков контрактов с нерезидентами
17) Алгоритм идентификации и систематизации налоговых рисков
18) Алгоритм идентификации и систематизации кредитных рисков
19) Алгоритм финансовой оценки рисков организаций
20) Алгоритм определения оптимальной структуры капитала организации
21) Алгоритм дистанционной оценки благонадежности финансово-кредитной организации
22) Алгоритм проведения комплексного финансово-экономического анализа нефинансовой организации
23) Алгоритм проведения комплексного финансово-экономического анализа финансовой организации
24) Алгоритм проведения комплексного финансово-экономического анализа кредитной организации
25) Алгоритм проведения комплексного финансово-экономического анализа деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Сформировать политику в области управления рисками организации.

2) Описать бизнес-процессы формирования паспорта рисков организации.

3) Описать бизнес-процессы формирования реестра рисков организации.

4) Описать бизнес-процессы формирования карты рисков организации.

5) Описать процедуру разработки модели стратегического управления рисками.

6) Описать процедуру разработки риск-ориентированной финансовой стратегии.

7) Разработка модели стратегического управления рисками ОАО «Российские железные дороги.

8) Анализ финансовой устойчивости холдинга ОАО «Российские железные дороги»».

9) Управление кредитными рисками в условиях повышения ключевой ставки ЦБ России.

10) Планирование бюджета движения денежных средств с учетом погашения кредита.

11) Сравнительный анализ типовых кредитных продуктов, доступных на российском финансовом рынке.

12) Порядок погашения кредита санируемому банку.

13) Аналитическая проверка законности, результативности, эффективности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета.

14) Моделирование алгоритма налогового мониторинга в его взаимосвязи с финансовой политикой крупных компаний.

15) Описать бизнес-процессы аналитического сопровождения оценки рисков.

16) Описать бизнес-процессы ревизии финансовой службы.

17) Описать бизнес-процессы проведения комплексного финансово-экономического анализа нефинансовой организации.

18) Описать бизнес-процессы комплексного финансово-экономического анализа финансовой организации.

19) Описать бизнес-процессы комплексного финансово-экономического анализа кредитной организации.

20) Описать бизнес-процессы комплексного финансово-экономического анализа деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

21) Специфика работы службы внутреннего финансового контроллинга в условиях риск-ориентированности.

22) Применение методов экспертных оценок и ранжирования в рамках риск-ориентированности.

23) Применение алгоритмов поиска и обработки информации о контрагентах в рамках риск-ориентированного подхода.

24) Алгоритм экспресс-диагностики финансовой устойчивости в рамках риск-ориентированного подхода.

25) Алгоритм выбора ключевых показателей для обеспечения реализации риск-ориентированного подхода.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 2 1, 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 2 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для вузов / А. В. Воронцовский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 485 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12206-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Риск-ориентированные финансовые стратегии: проектный подход: учебн. пособ. / О.В. Андреева, Р.А. Сычев; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, О. В. Финансовое моделирование адаптивной устойчивости корпоративных структур [Текст, Электронный ресурс] : монография / О. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 186 с. ЭБС РГУПС
2 Современные инструменты и методы финансового управления на предприятиях железнодорожного транспорта (на примере ОАО "Российские железные дороги") [Текст] : коллектив. монография / ФГБОУ ВО РГУПС ; ред. О. В. Андреева. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 255 с. ЭБС РГУПС
3 Андреева, О. В. Организационно-финансовый механизм обеспечения устойчивого развития транспортных корпораций [Текст] : монография / О. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 165 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Риск-ориентированный проектный подход". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Андреева О.В. Риск-ориентированный проектный подход: методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (направление подготовки 38.04.08 Финансы и кредит, профиль «Финансовый контроллинг и риск-ориентированное управление» / Ростов-н/д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018 (ЭБС РГУПС, кафедра) ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip - свободно распространяемое (бессрочно) О
4 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

учебная мебель,.

мультимедийный проектор Nec UM330W,.

интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB),.

компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС .

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55676.