РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "Риск-ориентированные финансовые стратегии"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Андреева Ольга Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "Риск-ориентированные финансовые стратегии" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провели:

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ);

Завалий Елена Николаевна, Заместитель начальника , Северо-Кавказская дирекция управления движением структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»;

Холина Марина Григорьевна, генеральный директор, ООО АОК "Аудит-Эксперт".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_Риск-ориентированные ф с_С_38.05.01_во_10_ЭиФ_п55620_55672.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Риск-ориентированные финансовые стратегии".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Риск-ориентированные финансовые стратегии" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: способы принятия оптимальных организационно-управленческих решений при построении риск-ориентированной финансовой стратегии обеспечения экономической безопасности корпоративных структур.

Умеет: применять способы принятия оптимальных организационно-управленческих решений при построении риск-ориентированной финансовой стратегии обеспечения экономической безопасности корпоративных структур.

Имеет навыки: применения способов принятия оптимальных организационно-управленческих решений при построении риск-ориентированной финансовой стратегии обеспечения экономической безопасности корпоративных структур.

ОК-8 - способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения

Знает: основные закономерности создания систем экономической безопасности на основе риск-ориентированных стратегий корпоративных структур и принципы их функционирования.

Умеет: применять основные закономерности создания систем экономической безопасности на основе риск-ориентированных стратегий корпоративных структур и принципы их функционирования.

Имеет навыки: применения основных закономерностей создания систем экономической безопасности на основе риск-ориентированных стратегий корпоративных структур и принципов их функционирования.

ОПК-3 - способностью применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов

Знает: способы осуществления сбора, анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных для построения риск-ориентированной стратегии обеспечения экономической безопасности корпоративных структур

Умеет: применять способы осуществления сбора, анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных для построения риск-ориентированной стратегии обеспечения экономической безопасности корпоративных структур

Имеет навыки: применения способов осуществления сбора, анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных для построения риск-ориентированной стратегии обеспечения экономической безопасности корпоративных структур

ПК-28 - способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач

Место дисциплины 1С.В.ДВ "Риск-ориентированные финансовые стратегии" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Оценка рисков", "Финансовый менеджмент".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 10 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 45 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
10
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 42 42 42
Лекции (Лек) 14 14 14
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 28 28 28
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 54   54
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 54   54
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 45 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6 2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 1 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 90   45 45
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 78   45 33
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 14 50 58
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Идентификация, детерминация, анализ и оценка данных для построения риск-ориентированной финансовой стратегии корпоративных структур. ОК-8, ПК-28
2 Принятие организационно-управленческих в рамках риск-ориентированной финансовой в системе обеспечения экономической безопасности корпоративных структур ОК-8, ОПК-3
3 Моделирование риск-ориентированной финансовой стратегии корпоративных структур. ОК-8, ОПК-3, ПК-28
4 Построение карты рисков корпоративных структур для принятия организационно-управленческих решений обеспечения экономической безопасности при построении риск-ориентированной финансовой стратегии. ОК-8, ОПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   14
2 4 6   14
3 2 8   13
4 4 6   13
Итого 14 28   54
В т.ч. по интерактивным формам 14 28    
В т.ч. практическая подготовка   6    

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   78
2   2
3 2 2
4    
Итого 4 6   78
В т.ч. по интерактивным формам 4 6    
В т.ч. практическая подготовка   6    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 10
1 Терминологическая систематизация базовых понятий системы управления рисками. 2
Построение системы классификации рисков корпоративных структур для разработки риск-ориентированной финансовой стратегии обеспечения экономической безопасности. 2
2 Способы принятия организационно-управленческих решений необходимых для построения системы управления стратегическими рисками в обеспечении экономической безопасности корпоративных структур. 2
Инструменты снижения риска на основе оценки информационного поля компании в рамках риск-ориентированной финансовой стратегии. 2
3 Алгоритм управления рисками корпоративных структур в условиях неопределенности. 2
4 Идентификация основных внутренних и внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость корпоративных структур. 2
Современный алгоритм идентификации и оценки рисков в интересах формирования риск-ориентирвоанной стратегии. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 13
1 Терминологическая систематизация базовых понятий системы управления рисками. 2
Заезд № 14
3 Алгоритм управления рисками корпоративных структур в условиях неопределенности. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 10
1 Риск-менеджмент как система управления. Функции субъекта и объекта в риск менеджменте. 2
Стратегия и тактика риск-менеджмента. Источники возникновения риска в системе их классификации. Основные группы рисков. 2
Качественный подход к оценке рисков корпоративных структур. Количественный подход к оценке рисков корпоративных структур. 2
Этапы построения риск-ориентированной финансовой стратегии корпоративных структур. Алгоритм анализа рисков. 2
2 Механизм принятия организационно-управленческих решений при реализации риск-ориентированной стратегии. 2
Современный методический инструментарий оценки уровня риска в интересах формирования риск-ориентированной стратегии. 2
Идентификация и предварительный анализ источников риска. 2
3 Основные блоки теории финансового управления. Система обеспечения финансовой устойчивости корпоративных структур. 2
Оценка внутренней среды в рамках риск-ориентированной системы управления финансовой устойчивостью корпоративных структур. 2
Макро- и микроуровневые индикаторы как измерители долговой нагрузки. 2
Расчет показателей долговой нагрузки: коэффициент обслуживания долга (КОД). корпоративных структур: переход от финансового анализа к финансовой диагностике. 2
4 Технологии и инструменты оценки внутренних и внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость корпоративных структур. 2
Способы принятия организационно-управленческих решений на основе карты рисков корпоративной структуры. 2
Методика оценки рисков деятельности бизнес-процессов в обеспечении экономической безопасности корпоративных структур. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 5
1 Риск-менеджмент как система управления. Функции субъекта и объекта в риск менеджменте. 2
2 Механизм принятия организационно-управленческих решений при реализации риск-ориентированной стратегии. 2
3 Основные блоки теории финансового управления. Система обеспечения финансовой устойчивости корпоративных структур. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 10
1 Финансовая отчетность корпоративных структур: экспресс-тест: 1) I. Бухгалтерский Баланс. Форма № 1 2) II. Отчет о прибылях и убытках. Форма № 2 3) III. Отчет об изменениях капитала. Форма № 3 4) IV. Отчет о движении денежных средств. Форма № 4 5) Анализ баланса 6) Анализ отчета о прибылях и убытках. 14
2 Особенности интегральной оценки риска реальных инвестиционных проектов; Отраслевая специфика методологии оценки проектных рисков; Анализ системы управления проектными рисками на конкретном предприятии; Информационная среда управления проектными рисками. 14
3 Распределение обязанностей по управлению рисками: карты распределения ответственности; Риски хозяйствующих субъектов, связанные с налоговым контролем; Анализ финансовой и управленческой отчетности в системе управления компанией. Методический инструментарий финансовых вычислений. 13
4 Системы повышения конкурентоспособности предприятия транспортно-промышленного комплекса, использующиеся в Японии; Бенчмаркинг как один из этапов реализации инновационного процесса на предприятии; Отличие бенчмаркинга от философии кайдзен в западном понимании. 13

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 5
1 Финансовая отчетность корпоративных структур: экспресс-тест: 1) I. Бухгалтерский Баланс. Форма № 1 2) II. Отчет о прибылях и убытках. Форма № 2 3) III. Отчет об изменениях капитала. Форма № 3 4) IV. Отчет о движении денежных средств. Форма № 4 5) Анализ баланса 6) Анализ отчета о прибылях и убытках. 78
Построение системы классификации рисков корпоративных структур для разработки риск-ориентированной финансовой стратегии обеспечения экономической безопасности
Стратегия и тактика риск-менеджмента. Источники возникновения риска в системе их классификации. Основные группы рисков.
Качественный подход к оценке рисков корпоративных структур. Количественный подход к оценке рисков корпоративных структур.
Этапы построения риск-ориентированной финансовой стратегии корпоративных структур. Алгоритм анализа рисков.
2 Особенности интегральной оценки риска реальных инвестиционных проектов; Отраслевая специфика методологии оценки проектных рисков; Анализ системы управления проектными рисками на конкретном предприятии; Информационная среда управления проектными рисками.
Способы принятия организационно-управленческих решений необходимых для построения системы управления стратегическими рисками в обеспечении экономической безопасности корпоративных структур
Инструменты снижения риска на основе оценки информационного поля компании в рамках риск-ориентированной финансовой стратегии
Современный методический инструментарий оценки уровня риска в интересах формирования риск-ориентированной стратегии.
Идентификация и предварительный анализ источников риска.
3 Распределение обязанностей по управлению рисками: карты распределения ответственности; Риски хозяйствующих субъектов, связанные с налоговым контролем; Анализ финансовой и управленческой отчетности в системе управления компанией. Методический инструментарий финансовых вычислений.
Оценка внутренней среды в рамках риск-ориентированной системы управления финансовой устойчивостью корпоративных структур.
Макро- и микроуровневые индикаторы как измерители долговой нагрузки.
Расчет показателей долговой нагрузки: коэффициент обслуживания долга (КОД). корпоративных структур: переход от финансового анализа к финансовой диагностике.
4 Системы повышения конкурентоспособности предприятия транспортно-промышленного комплекса, использующиеся в Японии; Бенчмаркинг как один из этапов реализации инновационного процесса на предприятии; Отличие бенчмаркинга от философии кайдзен в западном понимании.
Идентификация основных внутренних и внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость корпоративных структур
Современный алгоритм идентификации и оценки рисков в интересах формирования риск-ориентирвоанной стратегии
Технологии и инструменты оценки внутренних и внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость корпоративных структур.
Способы принятия организационно-управленческих решений на основе карты рисков корпоративной структуры.
Методика оценки рисков деятельности бизнес-процессов в обеспечении экономической безопасности корпоративных структур.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, О. В. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Риск-ориентированные финансовые стратегии" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / О. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 40 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
10
ОК-8 +
ОПК-3 +
ПК-28 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-8 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-28 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

методология построения риск-ориентированной стратегии на базе анализа финансовых коэффициентов экономической деятельности компании;

формирование и управление инвестиционным портфелем в разрезе риск-ориентированной финансовой стратегии;

финансовое планирование и финансовый контроллинг как фактор успешной реализации риск-ориентированной стратегии;

макроэкономические детерминанты параметров риск-ориентированной финансовой стратегии;

сущность и содержание риск-менеджмента как основного инструмента устойчивого развития;

современный алгоритм идентификации и оценки рисков в интересах формирования риск-ориентированной финансовой стратегии;

предпосылки и факторы, предшествующие наступлению рисковых ситуаций;

классификация финансовых рисков и методы управления рисками;

анализ окружающей среды при разработке риск-ориентированной стратегии предприятия;

особенности привлечения финансовых ресурсов в разрезе риск-ориентированной стратегии организаций;

разработка системы управления рисками корпоративных структур;

разработка и совершенствование системы мониторинга рисков корпоративных структур;

институциональный механизм управления персоналом на основе риск-ориентированного подхода.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 10

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Дать развернутое описание базовых понятий системы управления рисками.
2) Дать развернутое описание классификации рисков корпоративных структур для построения риск-ориентированной финансовой стратегии.
3) Дать развернутое описание методов анализа и оценки данных необходимых для разработки риск-ориентированной финансовой стратегии..
4) Перечислить способы принятия оптимальных организационно-управленческих решений.
5) Дать развернутое описание методов оценки рисков корпоративных структур.
6) Дать развернутое описание количественных и качественных подходы к оценке рисков.
7) Дать развернутое описание риск-менеджмента и его основных принципов.
8) Перечислить способы построения и принципы функционирования системы риск-менеджмента.
9) Дать развернутое описание основных типов финансовых инструментов управления рисками.
10) Дать развернутое описание основных закономерностей создания систем экономической безопасности на основе риск-ориентированных стратегий корпоративных структур.
11) Дать развернутое описание основных принципов функционирования систем экономической безопасности.
12) Перечислить способы осуществления сбора, систематизации и интеграции данных для построения риск ориентированной стратегии обеспечения экономической безопасности.
13) Дать развернутое описание особенностей построения алгоритма риск-ориентированной финансовой стратегии.
14) Перечислить способы оценки информационного поля корпоративной структуры.
15) Дать развернутое описание методов и инструментов нивелирования рисков корпоративных структур.
16) Способы расчета долговой нагрузки корпоративных структур.
17) Дать развернутое описание современного алгоритма идентификации и оценки рисков в интересах формирования риск-ориентированной стратегии.
18) Перечислить способы идентификации основных внутренних и внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость корпоративных структур.
19) Перечислить способы оценки рисковой нагрузки корпоративной структуры.
20) Дать развернутое описание математических методов при построении карты рисков.
21) Дать развернутое описание существующих проблем в системе принятия решений в условиях неопределенности.
22) Дать развернутое описание принципов информационного обеспечения системы управления рисками.
23) Дать развернутое описание места и роли рисков в экономической деятельности корпоративной структуры.
24) Дать развернутое описание особенностей картографирования рисков и построения рискового профиля корпоративных структур.
25) Дать развернутое описание особенностей принятия организационно-управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать способы принятия оптимальных организационно-управленческих решений при построении риск-ориентированной финансовой стратегии.
2) Охарактеризовать методы анализа и идентификации ситуации принятия риска.
3) Охарактеризовать выгоды и опасности риск-менеджмента.
4) Охарактеризовать ключевые факторы риска в системе экономической безопасности.
5) Охарактеризовать этапы процесса оценки риска.
6) Охарактеризовать способы осуществления сбора данных для построения риск-ориентированной стратегии корпоративных структур.
7) Охарактеризовать контент-анализ риск-ориентированной модели управления финансовой устойчивостью корпоративных структур.
8) Охарактеризовать логику финансового анализа к проблематике построения риск-ориентированной финансовой стратегии.
9) Охарактеризовать концептуальный базис моделирования риск-ориентированной финансовой стратегии для принятия организационно-управленческих решений
10) Охарактеризовать принципы функционирования систем экономической безопасности при построении риск-ориентированной финансовой стратегии.
11) Охарактеризовать способы составления реестра выявленных рисков и проводить их ранжирование.
12) Охарактеризовать содержание внутренних и внешних факторов влияющих на финансовую устойчивость.
13) Охарактеризовать способы осуществления анализа данных для построения риск-ориентированной стратегии корпоративных структур.
14) Охарактеризовать способы осуществления систематизации данных для построения риск-ориентированной стратегии корпоративных структур.
15) Охарактеризовать способы осуществления интерпретации данных для построения риск-ориентированной стратегии корпоративных структур..
16) Охарактеризовать основные закономерности создания систем экономической безопасности.
17) Охарактеризовать воздействие санкций на риск-ориентированную финансовую стратегию корпоративных структур.
18) Охарактеризовать специфику применения атакующей, защитной или смешанной стратегии принятия организационно-управленческих рисковых решений для бизнеса в реальном секторе экономики.
19) Охарактеризовать различия использования прямых и косвенных методов оценки риска.
20) Охарактеризовать особенности влияния диверсификации бизнеса на корпоративный риск.
21) Охарактеризовать стратегию и тактику риск-менеджмента.
22) Охарактеризовать методы расчета долговой нагрузки корпоративных структур.
23) Охарактеризовать способы идентификации предпосылок и факторов возникновения рисковых ситуаций.
24) Охарактеризовать процесс диагностики финансового кризиса корпоративной структуры и провести анализ рисков при угрозе банкротства.
25) Охарактеризовать способы оценки рисковой нагрузки корпоративных структур.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Применить методы уклонения от риска, локализации и диссипации риска, компенсации риска и распределения риска.

2) Применить способы принятия оптимальных организационно-управленческих решений при построении риск-ориентированной финансовой стратегии.

3) Применить методы управления финансовыми рисками корпоративных структур.

4) Применить модели и методы оценки рисков корпоративных структур.

5) Применить основные закономерности создания систем экономической безопасности при разработке риск-ориентированных стратегий.

6) Применить принципы функционирования систем экономической безопасности при построении риск-ориентированной финансовой стратегии.

7) Применить способы идентификации оценки влияния внешних и внутренних факторов риска на развитие корпоративной структуры.

8) Применить методы управления рисками на уровне конкретной компании.

9) Применить обоснованные организационно-управленческие решения и выбора риск-ориентированной финансовой стратегии.

10) Применить способы измерения риска корпоративных структур.

11) Применить способы осуществления сбора и систематизации данных необходимых для разработки финансовой стратегии.

12) Применить способы осуществления анализа и оценки данных необходимых для разработки финансовой стратегии.

13) Применить способы осуществления интерпретации данных необходимых для разработки финансовой стратегии.

14) Применить способы управления рисками путем распределения капитала между проектами с независимыми доходами в системе экономической безопасности.

15) Применить способы модернизации риск-ориентированной финансовой стратегии крупных корпораций.

16) Применить способы поиска информации о финансовом аспекте риск-менеджмента.

17) Приметить методику расчета долговой нагрузки корпоративной структуры в системе экономической безопасности.

18) Применить способы классификации рисков корпоративных структур для разработки риск-ориентированной финансовой стратегии.

19) Применить способы терминологической систематизации базовых понятий риск-менеджмента.

20) Применить матрицу рисков при построении риск-ориентированной финансовой стратегии.

21) Применить способы анализа финансовой отчетности корпоративных структур для принятия организационно-управленческих решений при разработке риск-ориентированной стратегии.

22) Применить способы интегральной оценки риска реальных инвестиционных проектов.

23) Применить практические методов количественной оценки риска.

24) Применить практические методов качественной оценки риска.

25) Применить финансовые инструменты риск-менеджмента при разработке риск-ориентированной финансовой стратегии.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-8 10 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 10 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-28 10 1, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, О. В. Риск-ориентированные финансовые стратегии [Текст] : учеб. пособие / О. В. Андреева, Н. А. Курьянов, Т. С. Степанова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 166 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для вузов / А. В. Воронцовский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 485 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12206-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
2 Основы риск-менеджмента / Д. Гэлаи, М. Кроуи, В. Б. Минасян, Р. Марк. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 390 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02578-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Риск-ориентированные финансовые стратегии". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Андреева, О. В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Риск-ориентированные финансовые стратегии" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / О. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 28 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip - свободно распространяемое (бессрочно); О
4 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Мультимедийный проектор Nec UM330W.

Интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB).

Компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55672.