РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "Оценка стоимости бизнеса"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н. Юдин Александр Анатольевич, д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "Оценка стоимости бизнеса" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провели:

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ);

Завалий Елена Николаевна, Заместитель начальника, Северо-Кавказская дирекция управления движением структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»;

Холина Марина Григорьевна, генеральный директор, ООО АОК "Аудит-Эксперт".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_Оценка с б_С_38.05.01_во_9_ЭиФ_п44413_55559.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Оценка стоимости бизнеса".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Оценка стоимости бизнеса" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Основы финансовых вычислений", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Финансовая безопасность";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: математический инструментарий для решения экономических задач

Умеет: применять математический инструментарий для решения экономических задач в сфере обеспечения экономической безопасности

Имеет навыки: отбора и результативного применения математического инструментария для решения экономических задач в сфере обеспечения экономической безопасности

ОПК-1 - способностью применять математический инструментарий для решения экономических задач

Знает: порядок и общие принципы сбора, анализа, систематизации, оценки и интерпретации данных, необходимых для оценки стоимости бизнеса

Умеет: производить сбор, систематизацию и анализ, а также давать оценку данным и факторам, влияющим на процесс и итоговый результат оценки стоимости бизнеса в рамках решения профессиональных задач в сфере обеспечения экономической безопасности

Имеет навыки: сбора, систематизации и анализа, а также давать оценки данных и факторов, влияющих на процесс и итоговый результат оценки стоимости бизнеса в рамках решения профессиональных задач в сфере обеспечения экономической безопасности

ПК-28 - способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает: базовые инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации

Умеет: производить отбор инструментальных средств для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации с целью дальнейшей оценки стоимости бизнеса

Имеет навыки: обоснованного выбора инструментальных средств для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации с целью дальнейшей оценки стоимости бизнеса

ПК-29 - способностью выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор

Место дисциплины 1С.В.ДВ "Оценка стоимости бизнеса" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Основы финансовых вычислений", "Финансовый менеджмент", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 48   48
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 48   48
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6 2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 1 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 90   45 45
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 78   45 33
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 14 50 58
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Институциональные основы развития оценочной деятельности, понятие, цели и принципы оценки стоимости бизнеса ОПК-1, ПК-28, ПК-29
2 Доходный подход к оценке бизнеса ОПК-1, ПК-28
3 Затратный подход к оценке организаций ОПК-1, ПК-28
4 Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса организации ОПК-1, ПК-28
5 Заключение об оценке стоимости бизнеса, использование данной оценки для стратегического управления ОПК-1, ПК-28, ПК-29

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   9
2 4 8   9
3 4 6   9
4 2 6   9
5 2 4   12
Итого 16 32   48
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    
В т.ч. практическая подготовка   6    

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   78
2   2
3   2
4 2  
5    
Итого 4 6   78
В т.ч. по интерактивным формам 4 6    
В т.ч. практическая подготовка   6    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Дефиниция оценочной деятельности и ее необходимость в рыночной экономике. 2
Оценочная деятельность как экономический институт. 2
2 Финансово-экономическая сущность доходного подхода к оценке бизнеса. 2
Метод дисконтирования денежных потоков. Экономическое содержание и основные этапы. 2
3 Значение затратного подхода к оценке организаций. 2
Метод накопления чистых активов. 2
4 Сравнительный подход: Экономическое содержание, сфера применения, преимущества и недостатки. 2
5 Выведение итоговой величины стоимости бизнеса. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 13
1 Дефиниция оценочной деятельности и ее необходимость в рыночной экономике. 2
Заезд № 14
4 Сравнительный подход: Экономическое содержание, сфера применения, преимущества и недостатки. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Организация оценочной деятельности; Ключевые объекты и цели оценки стоимости бизнеса; 2
Анализ целей оценки бизнеса и видов стоимости; Принципы оценки стоимости бизнеса 2
Применение механизма регулирования оценочной деятельности; 2
Анализ факторов, влияющих на величину стоимости бизнеса. 2
2 Применение доходного подхода к оценке бизнеса; Учет рисков в рамках доходного подхода к оценке бизнеса 2
Специфика использования «ставки дисконтирования» в зависимости от типа денежного потока; 2
Прогноз расходов или затрат на производство продукции; Анализ и прогнозирование инвестиций 2
Осуществление процедуры проверки. 2
3 Применение затратного подхода к оценке организаций; 2
Применение и анализ метода накопления чистых активов; 2
Применение и анализ метода ликвидационной стоимости. 2
4 Применение сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса организации; 2
Алгоритм выбора аналога в рамках сравнительного подхода; 2
Особенности использования зарубежных компаний-аналогов при оценке бизнеса сравнительным подходом. 2
5 Решение стандартных задач в разрезе согласования результатов при выведении итоговой величины рыночной стоимости; Составление отчета об оценке бизнеса 2
Анализ современных концепций управления стоимостью; Анализ современных методов оценки и управления стоимостью бизнеса; Анализ инструментов управления стоимостью бизнеса. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 5
1 Организация оценочной деятельности; Ключевые объекты и цели оценки стоимости бизнеса; 2
2 Применение доходного подхода к оценке бизнеса; Учет рисков в рамках доходного подхода к оценке бизнеса 2
3 Применение затратного подхода к оценке организаций; 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Стандартизация оценочной деятельности: зарубежный и российский опыт; Нормативно-правовая база оценочной деятельности в Российской Федерации; Кодекс этики профессионального оценщика; Особенности оценки бизнеса по сравнению с оценкой недвижимости; Классификация имущества и имущественных прав для целей оценки. 9
2 Общие принципы доходного метода; Выбор модели (типа) денежного потока. Особенности сбора необходимой информации; Определение стоимости компании в постпрогнозный период; Анализ и подготовка прогноза инвестиций. 9
3 Особенности упорядоченной и ускоренной ликвидации; Определение интеллектуальной собственности и нематериальных активов; Принципиальные отличия метода накопления активов и метода ликвидационной стоимости. 9
4 Характеристика ценовых мультипликаторов; Выбор величины мультипликатора; Согласование предварительных результатов рыночной стоимости; Внесение итоговых корректировок. 9
5 Информационная база оценки, ее состав и структура; Проведение работ по финансовому анализу; Основные методы анализа финансовой отчетности; Фиксирование результатов анализа. 12

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 5
1 Стандартизация оценочной деятельности: зарубежный и российский опыт; Нормативно-правовая база оценочной деятельности в Российской Федерации; Кодекс этики профессионального оценщика; Особенности оценки бизнеса по сравнению с оценкой недвижимости; Классификация имущества и имущественных прав для целей оценки. 78
Оценочная деятельность как экономический институт
Анализ целей оценки бизнеса и видов стоимости; Принципы оценки стоимости бизнеса
Применение механизма регулирования оценочной деятельности;
Анализ факторов, влияющих на величину стоимости бизнеса.
2 Общие принципы доходного метода; Выбор модели (типа) денежного потока. Особенности сбора необходимой информации; Определение стоимости компании в постпрогнозный период; Анализ и подготовка прогноза инвестиций.
Финансово-экономическая сущность доходного подхода к оценке бизнеса
Метод дисконтирования денежных потоков. Экономическое содержание и основные этапы
Специфика использования «ставки дисконтирования» в зависимости от типа денежного потока;
Прогноз расходов или затрат на производство продукции; Анализ и прогнозирование инвестиций
Осуществление процедуры проверки.
3 Особенности упорядоченной и ускоренной ликвидации; Определение интеллектуальной собственности и нематериальных активов; Принципиальные отличия метода накопления активов и метода ликвидационной стоимости.
Значение затратного подхода к оценке организаций
Метод накопления чистых активов
Применение и анализ метода накопления чистых активов;
Применение и анализ метода ликвидационной стоимости.
4 Характеристика ценовых мультипликаторов; Выбор величины мультипликатора; Согласование предварительных результатов рыночной стоимости; Внесение итоговых корректировок.
Применение сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса организации;
Алгоритм выбора аналога в рамках сравнительного подхода;
Особенности использования зарубежных компаний-аналогов при оценке бизнеса сравнительным подходом.
5 Информационная база оценки, ее состав и структура; Проведение работ по финансовому анализу; Основные методы анализа финансовой отчетности; Фиксирование результатов анализа.
Выведение итоговой величины стоимости бизнеса
Решение стандартных задач в разрезе согласования результатов при выведении итоговой величины рыночной стоимости; Составление отчета об оценке бизнеса
Анализ современных концепций управления стоимостью; Анализ современных методов оценки и управления стоимостью бизнеса; Анализ инструментов управления стоимостью бизнеса.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Тимофеева, М. С. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Оценка стоимости бизнеса" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. С. Тимофеева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 39 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ОПК-1 +
ПК-28 +
ПК-29 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-28 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-29 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

стоимость компании, цена компании и капитализация компании;

ключевые цели оценки стоимости бизнеса;

метод дисконтированных денежных потоков;

метод капитализации денежных потоков;

ценовые, стоимостные и затратные категории в оценке;

оценочная стоимость и ее особенности;

классификация оценочных стоимостей по типам и видам;

классификация и обзор методов оценки бизнеса;

сравнительный анализ применимости подходов и методов оценки;

инновационно-ориентированные компании как объект оценки бизнеса;

специфика оценки бизнеса при определении стоимости инновационно-ориентированных компаний;

параметры, влияющие на точность расчетов стоимости бизнеса в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов;

особенности планирования денежных потоков при оценке стоимости бизнеса;

основные понятия оценки стоимости предприятия (бизнеса);

определение итоговой величины оценки стоимости бизнеса.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Дефиницию понятий стоимость компании, цена компании и капитализация компании.
2) Ключевые цели оценки бизнеса.
3) Основные объекты оценки бизнеса.
4) Различия оценки стоимости имущественного комплекса и стоимости компании.
5) Дефиницию оценочной деятельности и ее необходимость в рыночной экономике.
6) Сущность оценочной деятельности как экономического института.
7) Механизм регулирования оценочной деятельности.
8) Цели оценки бизнеса и виды стоимости.
9) Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса.
10) Принципы оценки бизнеса.
11) Процесс организации оценочной деятельности.
12) Методы оценки стоимости бизнеса.
13) Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса.
14) Финансово-экономическую сущность доходного подхода к оценке бизнеса.
15) Метод дисконтирования денежных потоков. Экономическое содержание и основные этапы.
16) Ретроспективный анализ валовой выручки от реализации и ее прогноз.
17) Ретроспективный анализ и процесс подготовки прогноза расходов.
18) Методы расчета денежного потока.
19) Дефиницию ставки дисконтирования и особенности ее применения.
20) Расчет величины стоимости компании в постпрогнозный период.
21) Расчет итоговой стоимости с учетом поправок.
22) Метод капитализации дохода.
23) Сущность затратного подхода к оценке организаций.
24) Сущность сравнительного подхода: экономическое содержание, сферу применения, преимущества и недостатки.
25) Современные концепции управления стоимостью.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Раскрыть сущность оценки стоимости активов.
2) Определить, для каких целей в современной рыночной экономике необходима оценочная деятельность.
3) Раскрыть формы регулирования оценочной деятельности.
4) Дать характеристику группам стандартов в международной практике оценки.
5) Привести различия международных и федеральных стандартов оценки.
6) Определить особенности бизнеса как объекта оценки.
7) Определить какие виды стоимости, и в каких ситуациях определяет оценщик.
8) Раскрыть внешние и внутренние факторы, влияющие на стоимость бизнеса.
9) Определить на каких группах принципов базируются подходы и методы стоимостной оценки.
10) Выявить подходы и методы, использующиеся для стоимостной оценки бизнеса.
11) Дать характеристику основным типам информации, используемым для оценки бизнеса.
12) Дать характеристику основным требованиям к информации, содержащимся в федеральных стандартах оценки (ФСО).
13) Определить разделы информации, запрашиваемые оценщиком у заказчика при оценке бизнеса.
14) Дать характеристику источникам макроэкономической и отраслевой информации при оценке бизнеса.
15) Описать ключевые направления преобразования финансовой информации.
16) Определить принципы оценки, на которых базируется доходный подход.
17) Раскрыть цели, в рамках которых реализуется доходный подход оценки.
18) Раскрыть методы оценки, включаемые в доходный подход и сферу их применения.
19) Описать основные этапы оценки бизнеса методом дисконтирования денежных потоков.
20) Выявить преимущества и недостатки метода дисконтирования денежных потоков.
21) Определить основные этапы оценки бизнеса методом капитализации.
22) Выявить преимущества и недостатки метода капитализации.
23) Раскрыть принципы, на которых базируется затратный подход и основные цели его использования.
24) Описать методы оценки, включаемые в затратный подход и сферу их применения.
25) Дать характеристику основным этапам оценки бизнеса методом накопления активов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Раскрыть алгоритм определения длительности прогнозного периода и единицы его измерения.

2) Описать алгоритм идентификации положительных и отрицательных сторон метода накопления активов.

3) Раскрыть алгоритм определения основных этапов оценки бизнеса методом ликвидационной стоимости.

4) Применить методику дисконтирования денежных потоков.

5) Применить методику определения длительности прогнозного периода и единицы его измерения.

6) Применить методику капитализации денежных потоков.

7) Идентифицировать базовые принципы оценки бизнеса.

8) Применить инструментарий обоснования ставки дисконтирования.

9) Идентифицировать факторы, учитываемые оценщиком при выборе сравнительного подхода.

10) Определить положительные и отрицательные стороны сравнительного подхода к оценке бизнеса.

11) Обосновать критерии, используемые оценщиком для принятия решения о сходстве предприятий.

12) Раскрыть алгоритм проведения финансового анализа для целей сравнительного подхода.

13) Выделить особенности ценового мультипликатора.

14) Описать виды мультипликатора, используемые в процессе оценки.

15) Определить виды корректировок, применяемых к итоговой стоимости сравнительного подхода.

16) Применить методы логического анализа для обоснования итогового значения стоимости бизнеса.

17) Применить метод сопоставления по критериям для обоснования итогового значения стоимости бизнеса.

18) Применить метод анализа иерархий для обоснования итогового значения стоимости.

19) Раскрыть взаимосвязь между ценой сделки, рыночной и инвестиционной стоимостью компании в сделках по слияниям и поглощениям.

20) Раскрыть алгоритм получения оценки стоимости компании при стратегическом управлении.

21) Раскрыть специфику стратегической эффективности компании.

22) Установить взаимосвязь между управлением стоимостью и стратегией компании.

23) Определить и раскрыть перечень традиционных подходов к стратегическому управлению.

24) Определить ключевые факторы, определяющие стоимость компании.

25) Выделить источники финансирования, используемые компанией в современных условиях. Оценить влияние структуры капитала и финансового рычага на стоимость компании. Раскрыть специфику налогового щита.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 9 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-28 9 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-29 9 1, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Спиридонова, Е. А. Оценка стоимости бизнеса : учебник и практикум для вузов / Е. А. Спиридонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 317 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08022-3. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Куприянов, Ю. В. Модели и методы диагностики состояния бизнес-систем : учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов, Е. А. Кутлунин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08500-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Юдин А.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Оценка стоимости бизнеса". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Тимофеева, М. С. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Оценка стоимости бизнеса" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. С. Тимофеева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 20 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip - свободно распространяемое (бессрочно); О
4 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Мультимедийный проектор Nec UM330W.

Интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB).

Компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55559.