РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Мировая экономика и международные экономические отношения"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.э.н., проф. Андреева Лариса Юрьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Мировая экономика и международные экономические отношения" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провели:

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ);

Завалий Елена Николаевна, Заместитель начальника, Северо-Кавказская дирекция управления движением структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»;

Холина Марина Григорьевна, генеральный директор, ООО АОК "Аудит-Эксперт".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Мировая э и м э о_С_38.05.01_во_4_ЭиФ_п55463_55473.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Мировая экономика и международные экономические отношения".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Мировая экономика и международные экономические отношения" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Мастер-класс профессиональной направленности", "Практикум по обеспечению экономической безопасности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: причины возникновения экономических рисков, общие методы оценки и управления экономическими рисками, процесс управления рисками

Умеет: проводить анализ возможных экономических рисков в мировой экономике и международных экономических отношениях и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности в международных экономических отношениях

Имеет навыки: нивелирования влияния экономических рисков в международных экономических отношениях, раннего предупреждения и реагирования на появление экономических рисков в мировой экономике, проведения анализа возможных экономических рисков в мировой экономике и международных экономических отношениях, их оценки, составления прогнозов динамики развития основных угроз экономической безопасности в мировой экономике и международных экономических отношениях.

ПК-32 - способностью проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности

Знает: особенности современного развития внешнеэкономических связей, перспективы развития внешнеэкономических связей, значение внешнеэкономических связей для экономики России

Умеет: анализировать состояние и перспективы внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность в мировой экономике и международных экономических отношениях.

Имеет навыки: анализа состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей и их влияния на экономическую безопасность в мировой экономике и международных экономических отношениях.

ПК-35 - способностью анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность

Место дисциплины 1С.Б "Мировая экономика и международные экономические отношения" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Статистика", "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 52 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 56   56
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 56   56
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 52 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 124   60 64
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 112   60 52
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 11 65 79
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Сущность мировой экономики и критерии группировки стран в мировой экономике ПК-35
2 Международная трудовая миграция ПК-32, ПК-35
3 Международная торговля товарами и торговля услугами ПК-32, ПК-35
4 Международное движение капитала: сущность, содержание и особенности развития ПК-32, ПК-35
5 Характеристика стран мирового хозяйства ПК-35
6 Российская Федерация в системе современных международных экономических отношений ПК-32, ПК-35

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 2   9
2 4 2   9
3 6 2   9
4 6 4   9
5 6 2   10
6 4 4   10
Итого 32 16   56
В т.ч. по интерактивным формам 16 16    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   112
2   2
3 2  
4    
5    
6    
Итого 4 4   112
В т.ч. по интерактивным формам 4 6    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Становление и сущность мирового хозяйства: 1. Эволюция мирового хозяйства . 2. Особенности и проблемы развития современной мировой экономики. Транснационализация и глобализация экономики. 2
Новые тенденции в развитии мировой экономики: 1. Строение глобальной экономической системы. 2. Мировые интеграционные процессы. 2
Международное разделение труда (МРТ) как материальная основа мирового хозяйства: 1. Сущность и типы международного разделения труда. 2. Основные показатели и современные тенденции развития международного разделения труда. 2
2 Мировой рынок и международная торговля: 1. Классические теории международной торговли. 2. Современные теории международной торговли. 3. Внешнеторговая политика государства. 2
Классические теории международной торговли. Современные теории международной торговли. Внешнеторговая политика государства. 2
3 Понятие международной трудовой миграции и ее классификация. 2
Причины и показатели международной трудовой миграции: 1. Современные особенности процесса трудовой миграции. 2. Государственное регулирование международной трудовой миграции. 3. Анализ влияния международной миграции на российский рынок труда. 2
Государственное регулирование международной трудовой миграции. Анализ влияния международной миграции на российский рынок труда. 2
4 Мировая валютная система: сущность, этапы и элементы эволюции: 1. Общая характеристика элементов мировой валютной системы. 2. Принципы функционирования парижской и генуэзской мировых валютных систем. 3. Эволюция мировой валютной системы в послевоенный период. 2
Валютный рынок: понятие, виды и современные тенденции развития: 1. Понятие и классификация валют. 2. Валютный курс и факторы, его определяющие. Валютные рынки. 2
Платежный баланс страны: 1. Общая характеристика платежного и расчетного балансов 2. Характеристика основных разделов платежного баланса. 2
5 Общая характеристика экономики развитых и развивающихся стран мирового хозяйства: 1. Экономическое развитие США. 2. Западная Европа - один из трех «Центров силы». 3. Особенности экономического развития Японии. 4. Экономические успехи Китая. 5. Мирохозяйственное положение новых индустриальных стран. 6. Экономические преобразования в постсоциалистических странах. 2
Экономическое развитие США. Западная Европа - один из трех «Центров силы». 2
Мирохозяйственное положение новых индустриальных стран. Экономические преобразования в постсоциалистических странах. 2
6 Конкурентные преимущества и недостатки российской экономики: 1. Внешняя торговля России. 2. Научно-технический потенциал России в XXI веке. 3. Участие России в международном движении капитала. 4. Место России в процессах международной миграции рабочей силы. 2
Внешняя торговля России. Научно-технический потенциал России в XXI веке. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 5
1 Становление и сущность мирового хозяйства: 1. Эволюция мирового хозяйства . 2. Особенности и проблемы развития современной мировой экономики. Транснационализация и глобализация экономики. 2
3 Понятие международной трудовой миграции и ее классификация. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Сущность и основные этапы развития мирового хозяйства. Международное разделение труда: естественное и приобретённое. Специализация и кооперация в мировом хозяйстве. Особенности становления и развития мирового хозяйства. Новые тенденции в развитии мировой экономики: транснационализация, регионализация, концепция глобальной экономической системы и её строение. Глобальные проблемы современности. Антиглобализм. 2
2 Особенности развития национальных хозяйств как субъектов мировой экономики: классификация стран в мировой экономике (по критериям ООН и МВФ). Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). G7 и G20. Новые индустриальные страны (НИС): первая волна, вторая волна, третья волна, четвёртая волна. Латиноамериканская и азиатская модель развития НИС. Модель «центр – периферия». Глобальные «Север» и «Юг». Показатели участия стран в международных экономических отношениях. 2
3 Международные экономические организации и международные институты управления мировой экономикой. Классификация и роль в мировой экономике международных организаций; ООН, МВФ, ВТО. Международные экономические организации, в которых принимает участие Российская Федерация. Участие России в ВТО – современное состояние: результаты, основные направления и договорённости. Основные этапы многостороннего регулирования мирохозяйственных связей. Ассоциации и союзы свободной торговли в современной мировой экономике. 2
4 1. Основные теории международной торговли: классические (меркантилизм; теория абсолютных преимуществ Адама Смита, теория относительных преимуществ Давида Риккардо); факторные теории (неоклассическая концепция Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева) и современные теории международной торговли (теория жизненного цикла товара, теория подобия стран, теория Майкла Портера – «ромб национальной конкурентоспособности», теорема Рыбчинского и «голландская болезнь» экономики). 2
2. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли страны: таможенные пошлины и квоты, лицензирование, режим наибольшего благоприятствования. ИНКОТЕРМС-2010. 2
5 Международная трудовая миграция: формы и современные тенденции. Положительные и отрицательные последствия для стран, отдающих и принимающих рабочую силу. Международный рынок рабочей силы и его регулирование. Государственная миграционная политика: цели и направления реализации. Направления и инструменты иммиграционной и эмиграционной политики на примере России и США. Современные мировые центры притяжения рабочей силы. 2
6 1. Международная миграция капитала: сущность и этапы эволюции международной миграции капитала. Формы международной миграции капитала – прямые и портфельные зарубежные инвестиции. Инвестиционная политика, инвестиционный климат и его параметры в Российской Федерации на современном этапе. Показатели участия страны в процессах международной миграции капитала. Отличия мирового денежного рынка и мирового рынка капиталов. Мировой финансовый рынок. Еврорынок. 2
2. Национальная, региональная и мировая валютная система и её строение: этапы эволюции мировой валютной системы – Парижская, Генуэзская, Бреттон-Вудская и Ямайская валютные системы. Европейская валютная система. Маастрихтский договор (критерии). Валютный паритет. Паритет покупательной способности. Индекс Биг-Мака. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Сущность и основные этапы развития мирового хозяйства. Международное разделение труда: естественное и приобретённое. Специализация и кооперация в мировом хозяйстве. Особенности становления и развития мирового хозяйства. Новые тенденции в развитии мировой экономики: транснационализация, регионализация, концепция глобальной экономической системы и её строение. Глобальные проблемы современности. Антиглобализм. 2
2 Особенности развития национальных хозяйств как субъектов мировой экономики: классификация стран в мировой экономике (по критериям ООН и МВФ). Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). G7 и G20. Новые индустриальные страны (НИС): первая волна, вторая волна, третья волна, четвёртая волна. Латиноамериканская и азиатская модель развития НИС. Модель «центр – периферия». Глобальные «Север» и «Юг». Показатели участия стран в международных экономических отношениях. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Особенности и проблемы развития современной мировой экономики 9
2 Транснациональные компании в мировой экономике 9
3 Международные экономические организации 9
4 1. Особенности экономического развития стран мира (по алфавиту в соответствии со списком в журнале) и последующая презентация полученных результатов. 2. Особенности денежно-кредитной (валютной политики) России на современном этапе. 9
5 Глобальные проблемы человечества и их особенности 10
6 Модели развития 1) развитых стран, 2) новых индустриальных стран, 3) стран Европы 4) Китая и Японии 10

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Особенности и проблемы развития современной мировой экономики 112
Новые тенденции в развитии мировой экономики: 1. Строение глобальной экономической системы. 2. Мировые интеграционные процессы
Международное разделение труда (МРТ) как материальная основа мирового хозяйства: 1. Сущность и типы международного разделения труда. 2. Основные показатели и современные тенденции развития международного разделения труда
2 Транснациональные компании в мировой экономике
Мировой рынок и международная торговля: 1. Классические теории международной торговли. 2. Современные теории международной торговли. 3. Внешнеторговая политика государства.
Классические теории международной торговли. Современные теории международной торговли. Внешнеторговая политика государства
3 Международные экономические организации
Причины и показатели международной трудовой миграции: 1. Современные особенности процесса трудовой миграции. 2. Государственное регулирование международной трудовой миграции. 3. Анализ влияния международной миграции на российский рынок труда.
Государственное регулирование международной трудовой миграции. Анализ влияния международной миграции на российский рынок труда
Международные экономические организации и международные институты управления мировой экономикой. Классификация и роль в мировой экономике международных организаций; ООН, МВФ, ВТО. Международные экономические организации, в которых принимает участие Российская Федерация. Участие России в ВТО – современное состояние: результаты, основные направления и договорённости. Основные этапы многостороннего регулирования мирохозяйственных связей. Ассоциации и союзы свободной торговли в современной мировой экономике.
4 1. Особенности экономического развития стран мира (по алфавиту в соответствии со списком в журнале) и последующая презентация полученных результатов. 2. Особенности денежно-кредитной (валютной политики) России на современном этапе.
Мировая валютная система: сущность, этапы и элементы эволюции: 1. Общая характеристика элементов мировой валютной системы. 2. Принципы функционирования парижской и генуэзской мировых валютных систем. 3. Эволюция мировой валютной системы в послевоенный период.
Валютный рынок: понятие, виды и современные тенденции развития: 1. Понятие и классификация валют. 2. Валютный курс и факторы, его определяющие. Валютные рынки.
Платежный баланс страны: 1. Общая характеристика платежного и расчетного балансов 2. Характеристика основных разделов платежного баланса
1. Основные теории международной торговли: классические (меркантилизм; теория абсолютных преимуществ Адама Смита, теория относительных преимуществ Давида Риккардо); факторные теории (неоклассическая концепция Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева) и современные теории международной торговли (теория жизненного цикла товара, теория подобия стран, теория Майкла Портера – «ромб национальной конкурентоспособности», теорема Рыбчинского и «голландская болезнь» экономики).
2. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли страны: таможенные пошлины и квоты, лицензирование, режим наибольшего благоприятствования. ИНКОТЕРМС-2010.
5 Глобальные проблемы человечества и их особенности
Общая характеристика экономики развитых и развивающихся стран мирового хозяйства: 1. Экономическое развитие США. 2. Западная Европа - один из трех «Центров силы». 3. Особенности экономического развития Японии. 4. Экономические успехи Китая. 5. Мирохозяйственное положение новых индустриальных стран. 6. Экономические преобразования в постсоциалистических странах.
Экономическое развитие США. Западная Европа - один из трех «Центров силы»
Мирохозяйственное положение новых индустриальных стран. Экономические преобразования в постсоциалистических странах
Международная трудовая миграция: формы и современные тенденции. Положительные и отрицательные последствия для стран, отдающих и принимающих рабочую силу. Международный рынок рабочей силы и его регулирование. Государственная миграционная политика: цели и направления реализации. Направления и инструменты иммиграционной и эмиграционной политики на примере России и США. Современные мировые центры притяжения рабочей силы.
6 Модели развития 1) развитых стран, 2) новых индустриальных стран, 3) стран Европы 4) Китая и Японии
Конкурентные преимущества и недостатки российской экономики: 1. Внешняя торговля России. 2. Научно-технический потенциал России в XXI веке. 3. Участие России в международном движении капитала. 4. Место России в процессах международной миграции рабочей силы.
Внешняя торговля России. Научно-технический потенциал России в XXI веке
1. Международная миграция капитала: сущность и этапы эволюции международной миграции капитала. Формы международной миграции капитала – прямые и портфельные зарубежные инвестиции. Инвестиционная политика, инвестиционный климат и его параметры в Российской Федерации на современном этапе. Показатели участия страны в процессах международной миграции капитала. Отличия мирового денежного рынка и мирового рынка капиталов. Мировой финансовый рынок. Еврорынок.
2. Национальная, региональная и мировая валютная система и её строение: этапы эволюции мировой валютной системы – Парижская, Генуэзская, Бреттон-Вудская и Ямайская валютные системы. Европейская валютная система. Маастрихтский договор (критерии). Валютный паритет. Паритет покупательной способности. Индекс Биг-Мака.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, А. В. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Мировая экономика и международные экономические отношения" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 43 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ПК-32 +
ПК-35 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-32 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-35 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Мировая экономика и международные экономические отношения: современные тенденции и закономерности развития;

2. Мировое хозяйство: сущность, основные этапы формирования и развития. Современное мировое хозяйство и его субъекты;

3. Международные экономические организации;

4. Формы международных экономических отношений;

5. Национальные модели экономического развития отдельных государств;

6. Особенности экономического развития новых индустриальных стран;

7. Международные организации и их роль в новых условиях мировой экономики;

8. Европейский совет по системным рискам: функции и структура;

9. Интеграционные объединения в группе промышленно-развитых стран. Европейский союз (ЕС);

10. Принципы организации и механизм функционирования ЕС;

11. Теоретические основы возникновения международных корпораций. Этапы развития ТНК;

12. Роль и значение иностранных инвестиций в экономике страны. Особенности современных стратегий ТНК;

13. Внутриотраслевые стратегии, стратегии диверсификации, стратегии транснационализации;

14. Финансово-промышленные группы в мировом хозяйстве. Роль ТНБ в мировой экономике;

15. Мировая валютная система: сущность, функции. Эволюция международных валютных систем;

16. Государственное регулирование внешней торговли товарами и услугами: формы, методы, инструменты;

17. Международный обмен технологиями как форма международных экономических отношений;

18. Международное регулирование миграционных процессов;

19. Механизмы международной передачи технологий. Торговля лицензиями;

20. Международные экономические организации и их классификация.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Абсолютные и относительные сравнительные преимущества, а также факторы, определяющие наличие тех или иных сравнительных преимуществ в экономике
2) Критерии группировки стран мировой экономики, примеры.
3) Новейшие теории международной торговли, и актуальность отражения в них основных тенденций развития мировой торговли.
4) Новый мировой порядок и его влияние на мировую экономику.
5) Определения международной экономической интеграции и характеристику ее основных форм.
6) Основные проблемы современного мирового хозяйства.
7) Основные тенденции развития мировой экономики в современных условиях.
8) Основные цели создания и преимущества международных корпораций перед компаниями, ориентированными только на внутренний рынок.
9) Особенности глобализации на современном этапе развития экономики и антиглобализм.
10) Особенности современного этапа развития мировой экономики.
11) Первые результаты участия России в ВТО: положительные и отрицательные стороны.
12) Положительные и отрицательные последствия деятельности современных ТНК для развивающихся стран.
13) Понятие глобальных проблем человечества и их особенности.
14) Предпосылки интеграционных тенденций в мировой экономике.
15) Признаки, лежащие в основе классификации международных экономических организаций и примеры.
16) Сущность глобализации, а также позитивные и негативные аспекты глобализации.
17) Сущность и основные этапы развития мирового хозяйства.
18) Сущность и особенности современного этапа международной миграции капиталов.
19) Сущность процесса транснационализации и факторы, способствовавшие возникновению ТНК.
20) Торгуемые и неторгуемые товары и услуги.
21) Характеристику процессов глобализации в современной мировой экономике.
22) Этапы мировой валютной системы (МВС) и особенностями каждой валютной системы в процессе их эволюции.
23) Экономика России в условиях «войны санкций».
24) Основные этапы интеграции в рамках ЕАЭС.
25) Данные об экономическом развитии стран НИС (ВВП, ИРЧП, инфляция, занятость, ставка рефинансирования).
26) Неравномерность экономического развития стран и регионов. Глобальные «Север» и «Юг».
27) Понятие метакорпорации и лифрексдинга.
28) Содержание понятия «Голландская болезнь» экономики и её примеры в мировой экономике.
29) Тарифные методы регулирования международной торговли.
30) Нетарифные методы регулирования международной торговли.
31) Роль золота в развитии мировой валютной системы

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Аргументировать, почему счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами являются зеркальным отражением друг друга.
2) Выделить основные виды миграции, а также сущность и главные причины международной миграции рабочей силы.
3) Выделить особенности современного МРТ по сравнению с традиционным разделением труда
4) Выделить факторы, которыми были вызваны изменения в многостороннем регулировании мировой финансовой системы.
5) Группировать национальные хозяйства по уровню экономического развития.
6) Доказать и показать на конкретных примерах, что деятельность ТНК имеет большое влияние на современные процессы в рамках мирового хозяйства; прокомментировать регулирование деятельность международных корпораций в мировом хозяйстве.
7) Классифицировать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством в настоящее время.
8) Кратко охарактеризовать нетарифные методы регулирования международной торговли.
9) Кратко охарактеризовать тарифные методы регулирования международной торговли.
10) Объяснить, в чем состоит экономическая политика протекционизма, неопротекционизма и политика свободной торговли.
11) Объяснить, почему существует неравномерность экономического развития стран и регионов.
12) Определить место, которое занимает Россия в процессе международной трудовой миграции.
13) Определить роль золота в развитии мировой валютной системы.
14) Определить роль резервных валют в мировой экономике.
15) Определить основные цели создания и преимущества международных корпораций перед компаниями, ориентированными только на внутренний рынок.
16) Охарактеризовать отличие между прямыми и портфельными зарубежными инвестициями, реальными и финансовыми.
17) Охарактеризовать трансфертное ценообразование и цели, которые преследуют международные корпорации, используя его в своей деятельности.
18) Охарактеризовать основные меры миграционной политики и государственного регулирования международной трудовой миграции в целом.
19) Представить основные социальные и экономические последствия международной трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов.
20) Привести отличия платежного, расчетного и торгового балансов.
21) Прокомментировать изменение роль МВФ в процессе формирования современной мировой экономики.
22) Охарактеризовать отличия девальвации и ревальвации, режима свободного плавания рубля, валютного коридора и валютной интервенции.
23) Раскрыть взаимосвязь и взаимовлияние платежного баланса и валютного курса
24) Сравнить понятия «мировое хозяйство» и «международные экономические отношения».
25) Выделить последствия «войны санкций» для России и мира: экономические и технологические.
26) Охарактеризовать новые индустриальные страны (страны НИС) и покажите на примерах главные факторы их экономического роста.
27) Охарактеризовать различные модели (стратегии) инвестирования, которые используют в своей деятельности современные ТНК.
28) Охарактеризовать INCOTERMS – 2010 и привести основные отличия от INCOTERMS – 2000.
29) Охарактеризовать Европейскую валютную систему и Маастрихтские критерии.
30) Охарактеризовать основные результаты участия России в ВТО: положительные и отрицательные стороны.
31) Охарактеризовать особенности развития мировой экономики на современном этапе.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Определить взаимосвязь и причины несовпадения паритета покупательной способности (ППС) и валютного курса.

2) Применить данные о критериях, по которым компании относят к международным корпорациям, а также примеры крупнейших российских транснациональных корпораций (ТНК).

3) Применить данные о паритете покупательной способности рубля к доллару США и другие способы определения паритета покупательной способности разных валют (индекс Биг-Мака).

4) Применить данные о сравнительных преимуществах российской экономики в начале XXI в.

5) Применить отличия транснациональных и многонациональных корпораций на примерах.

6) Владеть информацией о международных экономических организациях, в которых участвует Россия.

7) Идентифицировать показатели, с помощью которых можно определить степень участия страны в процессах международной миграции капиталов.

8) Применить основные положения современных теорий мировой торговли.

9) Привести различия международной миграции капиталов в предпринимательской и ссудной формах на примерах.

10) Раскрыть основные критерии соответствия корпораций транснациональным корпорациям и критериями, которые выделяют исследователи ООН.

11) Раскрыть основные направления изменения валютного курса рубля на экономику страны (потребители, экспортеры, отрасли, работающие на импортном сырье, отрасли, конкурирующие на внутреннем рынке с импортными товарами).

12) Раскрыть основные средства, помимо валютной интервенции, с помощью которых государственные органы могут повлиять на обменный курс валют, а также понятие валютного коридора.

13) Выявить особенности, которые можно выделить в деятельности ТНК на современном этапе.

14) Охарактеризовать показатели для характеристики уровня развития экономики той или иной страны.

15) Применить данные об экономическом развитии стран «Большой семёрки» (ВВП, ИРЧП, инфляция, занятость, ставка рефинансирования).

16) Раскрыть на примерах понятия «конвертируемость валют», «конвертируемая валюта», «частично конвертируемая валюта», «неконвертируемая валюта», «система фиксированных и плавающих курсов».

17) Раскрыть понятие «утечка умов» и её основные формы.

18) Раскрыть понятия «миграция населения», «трудовые ресурсы», «человеческий капитал».

19) Детерминировать, почему страны и, в частности, современная Россия, заинтересованы в привлечении именно прямых зарубежных инвестиций.

20) Представить современные мировые миграционные потоки и основные центры притяжения иммигрантов на современном этапе развития экономики.

21) Детерминировать принципы методики составления платежного баланса.

22) Детерминировать характерные черты и отличия понятий «мировой рынок» и «мировое хозяйство».

23) Детерминировать характеристики элементов национальной и мировой валютных систем.

24) Детерминировать характеристики этапов эволюции международных корпораций.

25) Дать описание представлений об инвестиционном климате и параметрах его характеристики в России на современном этапе.

26) Дать описание отличий таких международных организаций, как ООН, МВФ, ОПЕК, Парижский и Лондонский клубы кредиторов.

27) Дать характеристику основным формам объединения на рынке: конгломерат, синдикат, трест, консорциум, концерн, пул, картель, холдинг как формы образования ТНК.

28) Детерминировать роль резервных валют в мировой экономике.

29) Дать развернутую характеристику экономического развития России на современном этапе.

30) Дать развернутую характеристику экономического развития США на современном этапе.

31) Дать развернутую характеристику экономического развития ЕС на современном этапе.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-32 4 2, 3, 4, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-35 4 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Худоренко, Е. А. Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах : учебник для вузов / Е. А. Худоренко, Н. Е. Христолюбова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 266 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03656-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Михайлов, Д. М. Внешнеторговое финансирование и гарантийный бизнес : практическое пособие / Д. М. Михайлов. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 905 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-9916-1384-2. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева Л.Ю. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Мировая экономика и международные экономические отношения". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Андреева, А. В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Мировая экономика и международные экономические отношения" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 24 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip - свободно распространяемое (бессрочно); Пакет программ Acrobat Reader - свободно распространяемое (бессрочно) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

учебная мебель,.

мультимедийный проектор Nec UM330W,.

интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB),.

компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55473.