РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1М.В.ДВ "Методология научных исследований"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.04.08 Финансы и кредит

Программа академической магистратуры

Финансовый контроллинг и риск-ориентированное управление

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители д.э.н., проф. Андреева Лариса Юрьевна, д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1М.В.ДВ "Методология научных исследований" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провели:

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ);

Завалий Елена Николаевна, Заместитель начальника, Северо-Кавказская дирекция управления движением структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»;

Холина Марина Григорьевна, генеральный директор, ООО АОК "Аудит-Эксперт".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1МВДВ_Методология н и_М_38.04.08_во_1_ЭиФ_п41764_55617.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Методология научных исследований".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 25.05.2018 № 11.

Целью дисциплины "Методология научных исследований" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Коммуникации в научной деятельности", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профильной направленностью магистерской программы "Финансовый контроллинг и риск-ориентированное управление".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплин "Моделирование ключевых показателей финансово-экономической эффективности", "Риск-ориентированный проектный подход";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: инструментальный и методологический аппарат исследования явлений, объектов, закономерностей в рамках экономических и финансовых отношений через их абстрактное отображение, моделирование, анализ, синтез

Умеет: производить абстрактное моделирование, анализ, синтез явлений, объектов, закономерностей в рамках экономических и финансовых отношений

Имеет навыки: комплексного исследования явлений, объектов, закономерностей в рамках экономических и финансовых отношений, интерпретации полученных результатов, установления логических связей между исследуемыми объектами

ОК-1 - способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

Знает: методы анализа и использования различных источников информации для проведения научных исследований и финансово-экономических расчетов в рамках обеспечения риск-ориентированного управления.

Умеет: анализировать и использовать различные источники информации для проведения научных исследований и финансово-экономических расчетов в рамках обеспечения риск-ориентированного управления.

Имеет навыки: анализа и использования различных источников информации для проведения научных исследований и финансово-экономических расчетов в рамках обеспечения риск-ориентированного управления.

ПК-2 - способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов

Место дисциплины 1М.В.ДВ "Методология научных исследований" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1М Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Коммуникации в научной деятельности".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 52 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   92
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 92   92
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 52 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6   6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 159     159
Контрольная работа (К) 15     15
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 144     144
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 12 2 178
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Логика, процедуры и уровни научного исследования ОК-1, ПК-2
2 Методология научного исследования в контексте философского знания ОК-1, ПК-2
3 Основные философско-методологические проблемы научных исследований ОК-1, ПК-2
4 Методологические проблемы научных исследований в области финансового контроллинга и риск-ориентированного управления ОК-1, ПК-2
5 Трансдисциплинарные методы в экономических исследованиях ОК-1, ПК-2

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   20
2 2 4   11
3 2 4   11
4 4 10   25
5 4 10   25
Итого 16 32   92
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     144
2    
3    
4   2
5   2
Итого 2 4   144
В т.ч. по интерактивным формам 2 4    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Терминология научного исследования. 2
Эмпирические уровень и процедуры научного исследования. 2
2 Система знаний о методологии научного исследования. 2
3 Мировоззрение как основа исследовательских процедур. 2
4 Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке (в области финансового контроллинга и риск-ориентированного управления ). 2
Методология креативного решения проблем. 2
5 Состояние и проблемы системного подхода. 2
Концепция трансдисциплинарной методологии. 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
1 Терминология научного исследования. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Не предусмотрено.


Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Наука как вид человеческой деятельности. Сущность и структура науки как особого вида знания. Типология научных исследований. 2
Понятие научной революции. Тенденции развития науки. Проблема, гипотеза, концепция. Научная теория. Сущность, структура и функции 2
2 Системный подход в научном исследовании. Развитие науки как реальной производительной силы. Сущность познания, характеристика и классификация познания. Характеристика уровней научного познания. Основные характеристики теоретического познания. 2
Методология социально-экономического исследования. Знание и креативность - основные черты нового социума. Переход от модели homo economicus к модели homo creator. Особенности новой и традиционной образовательных парадигм. Разработка отраслевых рамок квалификации 2
3 Анализ основных философско-методологических проблем научных исследований. Проблемы установления истинности знаний. Истина как «маркер» упорядоченности. Логический эмпиризм. 2
Законодательные основы научных исследований. Система характеристик научного исследования 2
4 Методы научного исследования и их классификация. Содержание методов научного исследования и их использование. 2
Методы системного анализа объектов исследования. Свойства систем. Специфика социально-экономических исследований. Научные методы исследования социально-экономических процессов. 2
Непарадигмальные проблемы. Подходы к решению непарадигмальных проблем. Научная постановка проблемы. Гипотезы и их роль в научном исследовании. 2
Роль эксперимента в научном познании. Основные положения и принципы установления истинности суждений. Доказательство и аргументация в контексте научного исследования. Методы креативного решения проблем. 2
Принципы и алгоритмы решения инновационных задач. Синергетика - методология самоорганизации систем и междисциплинарной коммуникации. Синектика - методология развития творческой активности личности. Коучинг - методология эффективного решения проблем. Развитие креативного потенциала организации 2
5 Теория решения изобретательских задач и ее применение. 2
Принципы и алгоритмы решения инновационных задач. Методология познания и генерации идей в образовании. 2
Методологические подходы и методы научного исследования. 2
Модель информационной единицы порядка. Модель временной (темпоральной) единицы порядка. Модель пространственной единицы порядка. 2
Мастер-класс «Особенности организации научных работы обучающихся магистратуры» 2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
4 Непарадигмальные проблемы. Подходы к решению непарадигмальных проблем. Научная постановка проблемы. Гипотезы и их роль в научном исследовании. 2
5 Модель информационной единицы порядка. Модель временной (темпоральной) единицы порядка. Модель пространственной единицы порядка. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Алгоритм проведения научного исследования. Сущность теоретических исследований. Методы проведения теоретических исследований. Сущность и виды эмпирических исследований. Методы проведения эмпирических исследований. Сущность и виды эксперимента. Основы теории эксперимента. Планирование эксперимента. Особенности проведения социального эксперимента 20
2 Философские основы трансдисциплинарности. Целостность и единство картины мира. Холизм как основа трансдисциплинарности в науке. Единоцентризм как основа трансдисциплинарной науки. Истина и справедливость в концепции единоцентризма. Трансдисциплинарность и системный подход 11
3 Законодательные акты, регламентирующие управление научной деятельностью. Нормативные документы, регламентирующие организацию фундаментальных и прикладных исследований. Акты правовой охраны интеллектуальной собственности ученых. Правовая база выполнения квалификационных исследований 11
4 Ключевые методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы. Качественные количественные методы. Детерминированные и вероятностные методы. Эволюционный метод. Роль ценностей в экономических отношениях. Основные методологические проблемы научного исследования. Онтологическая проблема исследования. Гносеологическая проблема исследования 25
5 Системно-трансдисциплинарная модель информационной единицы порядка. Категории «количество», «качество» и их мера в концепциях холизма и единоцентризма. Структура системно-трансдисциплинарной модели информационной единицы порядка. Системно-трансдисциплинарная унификация и редукция монодисциплинарной информации. Эвристические и методологические функции системно-трансдисциплинарных параметрических таблиц. Системно-трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка. Структура системно-трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка. Экспериментальная проверка системно-трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка. Системно-трансдисциплинарная модель временной единицы порядка. Структура системно-трансдисциплинарной модели временной единицы порядка. Модель мультиплекса развития. Модель инновационной карты развития. Импульсная модель развития. Модель временного цикла 25

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Алгоритм проведения научного исследования. Сущность теоретических исследований. Методы проведения теоретических исследований. Сущность и виды эмпирических исследований. Методы проведения эмпирических исследований. Сущность и виды эксперимента. Основы теории эксперимента. Планирование эксперимента. Особенности проведения социального эксперимента 144
Эмпирические уровень и процедуры научного исследования
Наука как вид человеческой деятельности. Сущность и структура науки как особого вида знания. Типология научных исследований.
Понятие научной революции. Тенденции развития науки. Проблема, гипотеза, концепция. Научная теория. Сущность, структура и функции
2 Философские основы трансдисциплинарности. Целостность и единство картины мира. Холизм как основа трансдисциплинарности в науке. Единоцентризм как основа трансдисциплинарной науки. Истина и справедливость в концепции единоцентризма. Трансдисциплинарность и системный подход
Система знаний о методологии научного исследования
Системный подход в научном исследовании. Развитие науки как реальной производительной силы. Сущность познания, характеристика и классификация познания. Характеристика уровней научного познания. Основные характеристики теоретического познания.
Методология социально-экономического исследования. Знание и креативность - основные черты нового социума. Переход от модели homo economicus к модели homo creator. Особенности новой и традиционной образовательных парадигм. Разработка отраслевых рамок квалификации
3 Законодательные акты, регламентирующие управление научной деятельностью. Нормативные документы, регламентирующие организацию фундаментальных и прикладных исследований. Акты правовой охраны интеллектуальной собственности ученых. Правовая база выполнения квалификационных исследований
Мировоззрение как основа исследовательских процедур
Анализ основных философско-методологических проблем научных исследований. Проблемы установления истинности знаний. Истина как «маркер» упорядоченности. Логический эмпиризм.
Законодательные основы научных исследований. Система характеристик научного исследования
4 Ключевые методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы. Качественные количественные методы. Детерминированные и вероятностные методы. Эволюционный метод. Роль ценностей в экономических отношениях. Основные методологические проблемы научного исследования. Онтологическая проблема исследования. Гносеологическая проблема исследования
Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке (в области финансового контроллинга и риск-ориентированного управления )
Методология креативного решения проблем
Методы научного исследования и их классификация. Содержание методов научного исследования и их использование.
Методы системного анализа объектов исследования. Свойства систем. Специфика социально-экономических исследований. Научные методы исследования социально-экономических процессов.
Роль эксперимента в научном познании. Основные положения и принципы установления истинности суждений. Доказательство и аргументация в контексте научного исследования. Методы креативного решения проблем.
Принципы и алгоритмы решения инновационных задач. Синергетика - методология самоорганизации систем и междисциплинарной коммуникации. Синектика - методология развития творческой активности личности. Коучинг - методология эффективного решения проблем. Развитие креативного потенциала организации
5 Системно-трансдисциплинарная модель информационной единицы порядка. Категории «количество», «качество» и их мера в концепциях холизма и единоцентризма. Структура системно-трансдисциплинарной модели информационной единицы порядка. Системно-трансдисциплинарная унификация и редукция монодисциплинарной информации. Эвристические и методологические функции системно-трансдисциплинарных параметрических таблиц. Системно-трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка. Структура системно-трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка. Экспериментальная проверка системно-трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка. Системно-трансдисциплинарная модель временной единицы порядка. Структура системно-трансдисциплинарной модели временной единицы порядка. Модель мультиплекса развития. Модель инновационной карты развития. Импульсная модель развития. Модель временного цикла
Состояние и проблемы системного подхода
Концепция трансдисциплинарной методологии
Теория решения изобретательских задач и ее применение.
Принципы и алгоритмы решения инновационных задач. Методология познания и генерации идей в образовании.
Методологические подходы и методы научного исследования.
Мастер-класс «Особенности организации научных работы обучающихся магистратуры»

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, О.В. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Методология научных исследований" / Ростов-н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018. (ЭБС РГУПС, кафедра) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-1 +
ПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-2 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

креативность в бизнеса. Подходы к решению нестандартных задач;

стимулирование креативности. Виды мотиваций;

источники инновации: стратегическая логика быстрого роста;

теоретические и практические знания. Формы их представления;

когнитивные знания. Производственная наука;

методология проектирования;

активизация человеческого потенциала как условие прогресса;

человеческий капитал, интеллектуальные ресурсы предприятия;

интеллектуальный капитал и интеллектуальные активы предприятия. Их использование;

производственная наука. Общие подходы в научных исследованиях;

проблемы и основные пути повышения эффективности обучения;

мезоэкономические проблемы развития экономики знаний;

общие методы проведения научных исследований;

фрагментарные знания в виде представлений, ментальных отрывочных сведений;

андрагогика - наука об обучении взрослых.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Раскрыть понятие методологии и метода исследования.
2) Раскрыть понятие инструмента, механизма и технологии научного исследования.
3) Охарактеризовать группу общенаучных и группу эмпирических методов исследования.
4) Охарактеризовать группу методов экономико-математического моделирования.
5) Раскрыть сущность и инструменты метода мониторинга.
6) Раскрыть сущность и инструменты метода научного эксперимента.
7) Охарактеризовать методы политической экономии.
8) Охарактеризовать методы рыночных теорий.
9) Охарактеризовать законы диалектики.
10) Охарактеризовать метод материалистической диалектики.
11) Раскрыть сущность системного метода.
12) Охарактеризовать аксиомы системного метода.
13) Охарактеризовать структуру, функции и строение систем в рамках системного подхода.
14) Охарактеризовать основные принципы системного-функционального метода.
15) Охарактеризовать неформализованные методы научного исследования.
16) Охарактеризовать морфологический метод в научном исследовании.
17) Охарактеризовать формализованные методы научного исследования
18) Охарактеризовать элементарные методы факторного анализа: дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов.
19) Охарактеризовать традиционные методы экономической статистики: индексы цен.
20) Охарактеризовать математико-статистические методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ.
21) Охарактеризовать методы экономической кибернетики и оптимального программирования: методы виртуальной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование.
22) Охарактеризовать эконометрические методы: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ.
23) Охарактеризовать методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графов, теория игр, теория массового обслуживания.
24) Охарактеризовать методологические основы научных исследований.
25) Охарактеризовать алгоритм научного исследования.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Доказательно обосновать единство и взаимосвязь метода и методологии.
2) Доказательно обосновать единство и взаимосвязь инструментов, механизмов и технологий научного исследования.
3) Описать технику определения объема и структуры исследования.
4) Перечислить и охарактеризовать основные черты научного стиля изложения.
5) Описать технику формирования нормативно-правовой базы исследования.
6) Формировать информационно-эмпирическую базу исследования.
7) Использовать технику и инструменты организации наблюдения (мониторинга) в научном исследовании.
8) Выявить единство исторического и логического как метод политической экономии.
9) Охарактеризовать принципы восхождения от абстрактного к конкретному.
10) Охарактеризовать сущность и функциональное поле анализа и синтеза в научном исследовании.
11) Применять исторический метод в научном исследовании.
12) Применять метод научной абстракции в научном исследовании.
13) Охарактеризовать принципы применения системного подхода в научном исследовании.
14) Охарактеризовать принципы применения системно-функционального подхода в научном исследовании.
15) Производить организация и применять метод экспертных оценок.
16) Охарактеризовать особенности шкалирования и балльно-рейтинговых систем в методах экспертных оценок.
17) Произвести организацию и применить системно-функциональный подход в научном исследовании.
18) Применить элементарные методы факторного анализа: выделение изолированного влияния факторов.
19) Применить традиционные методы экономической статистики: индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.
20) Применить математико-статистические методы: метод главных компонент.
21) Применить методы экономической кибернетики и оптимального программирования: методы системного анализа.
22) Применить эконометрические методы: методы теории производственных функций.
23) Применить методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графов.
24) Типологизировать методы научных исследований.
25) Осуществлять планирование и организацию научных исследований.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Детерминировать объект и предмет исследования.

2) Детерминировать степени научной разработанности проблемы.

3) Детерминировать доказательного обоснования актуальность темы исследования.

4) Детерминировать цели и задачи научного исследования.

5) Детерминировать теоретико-методологическую базу научного исследования.

6) Владеть методикой формирования и использования эмпирической базы исследования.

7) Владеть методикой обработки результатов, полученных в результате наблюдения в научном исследовании.

8) Применять имитационный метод в научном исследовании.

9) Применять графический метод в научном исследовании.

10) Владеть техникой проведения структурного анализа.

11) Владеть техникой проведения динамического анализа.

12) Применять экономико-статистические методы научного исследования.

13) Применять математические методы научного исследования.

14) Владеть методикой проведения функционального анализа в научном исследовании.

15) Применять метод сценариев в научном исследовании.

16) Применять аналитический метод (построение систем показателей и аналитических таблиц) в виртуальной среде.

17) Применять метод компаративного анализа в научном исследовании.

18) Применять элементарные методы факторного анализа: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, простых и сложных процентов.

19) Применять традиционные методы экономической статистики: построение рядов динамики, средних и относительных величин, группировки, графический.

20) Применять математико-статистические методы: ковариационный анализ, кластерный анализ.

21) Применять методы экономической кибернетики и оптимального программирования: методы системного анализа.

22) Применять эконометрические методы: методы теории межотраслевого баланса.

23) Применять методы исследования операций и теорий принятия решений: метод деревьев, метод нечеткой логики.

24) Применять логику научного исследования.

25) Владеть методикой организации фундаментальных научных исследований, конструкторской подготовки производства.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 1 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 1 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07187-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03635-0. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева Л.Ю. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Методология научных исследований". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Андреева, О.В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Методология научных исследований" / Ростов-н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018. (ЭБС РГУПС, кафедра) ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip - свободно распространяемое (бессрочно); О
4 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Лаборатория для научно-исследовательской работы и технологической практики Г516 - компьютерный класс:.

Мультимедийный проектор Nec UM330W.

Интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB).

Компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55617.