РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Экономическая теория"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н., доц. Дьякова Елена Владимировна, д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Экономическая теория" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):



Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Экономическая т_С_38.05.01_во_12_ЭиМ_п42109_53182.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономическая теория".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономическая теория" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Мировая экономика и международные экономические отношения";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные экономические категории и законы

Умеет: применить основы экономических знаний для проведения анализа отрасли (рынка)с использованием экономических моделей

Имеет навыки: экономических методов анализа с целью оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного управления, а также анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства

ОПК-2 - способностью использовать закономерности и методы экономической науки при решении профессиональных задач

Место дисциплины 1С.Б "Экономическая теория" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин :

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 119 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 112 112 48 64
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 48 48 16 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7 3 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 88   48 40
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 88   48 40
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 252 119 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   3 4

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 22 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 4 6 6
Лекции (Лек) 10 10 2 4 4
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 6 6 2 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 1 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 217   77 70 70
Контрольная работа (К) 24     12 12
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 193   77 58 58
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 252 22 82 82 88
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Введение в экономическую теорию ОПК-2
2 Теоретические проблемы микроэкономики ОПК-2
3 Анализ рыночных структур ОПК-2
4 Анализ рынков факторов производства ОПК-2
5 Макроэкономика: основные показатели, структура, макроэкономическое равновесие ОПК-2
6 Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция ОПК-2
7 Макроэкономическая роль государства ОПК-2
8 Экономический рост и социальная политика ОПК-2
9 Экономическая теория мирового хозяйства ОПК-2

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 2   8
2 8 6   8
3 8 4   16
4 8 4   16
5 4 8   8
6 6 8   8
7 14 6   8
8 4 6   8
9 4 4   8
Итого 64 48   88
В т.ч. по интерактивным формам 20 6    

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1       193
2   2
3 2 2
4    
5 2  
6 2  
7 4 2
8    
9    
Итого 10 6   193
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Предмет и метод экономической теории. 2
Этапы развития экономической теории. 2
Экономические системы. 2
Товарное производство и рыночная экономика. 2
2 Спрос и предложение в механизме рынка. 2
Эластичность спроса и предложения. 2
Взаимодействие спроса и предложение. 2
Потребительское поведение. 2
3 Сущность и основные черты предприятия (фирмы). 2
Типы рыночных структур. 2
Фирма у условиях совершенной конкуренции. 2
Фирма в условиях несовершенной конкуренции. 2
4 Рынок труда. 2
Рынок земли. 2
Рынок капитала. 2
Распределение доходов. 2
Семестр № 2
5 Национальная экономика и система макроэкономических показателей. 2
Макроэкономическое равновесие. 2
6 Циклическое развитие экономики. 2
Безработица и государственная политика занятости. 2
Инфляция и механизмы ее регулирования. 2
7 Роль государства в рыночной экономике. 2
Денежная система. 2
Банковская система. 2
Монетаристская политика государства. 2
Бюджетная система государства. 2
Налоговая система . 2
Фискальная политика государства. 2
8 Экономический рост и политика государства. 2
Социальная политика государства. 2
9 Международное разделение труда. 2
Валютные проблемы мирового хозяйства. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 1
3 Фирма у условиях совершенной конкуренции. 2
Заезд № 2
5 Национальная экономика и система макроэкономических показателей. 2
6 Безработица и государственная политика занятости. 2
Заезд № 3
7 Роль государства в рыночной экономике. 2
Бюджетная система государства. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.6 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Экономическая теория: предмет и метод исследования 2
2 Общие проблемы экономического развития. Спрос и предложение в механизме рынка. 2
Поведение потребителя и производителя. 2
Фирма в рыночной экономике 2
3 Рыночная структура. Основные черты и классификация. Конкуренция, ее виды. Совершенная конкуренция, признаки.Монополия: признаки, виды. Определение цены и объема производства монополистом. Показатели рыночной власти.Ценовая дискриминация. 2
Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия.Неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукции и ее виды. Определение цены и объема выпуска монополистическим конкурентом. Олигополия. Виды олигополии. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии. 2
4 Рынки факторов производства. Цена на факторы производства. Спрос на ресурсы как производный спрос. Рынок труда. 2
Рынок капитала и процент. Рынок земли и земельная рента 2
Семестр № 2
5 Введение в макроэкономику. Предмет и методы макроэкономики. Агрегирование как метод макроэкономики. Кругооборот благ и доходов. 2
Национальная экономика. Макроэкономические показатели. 2
Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Теории макроэкономического равновесия. 2
Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике. 2
6 Циклический характер развития рыночной экономики. Цикл деловой активности. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Формы цикла. 2
Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Безработица: понятие, виды, причины. Показатели безработицы. 2
Инфляция и антиинфляционная политика. Инфляция: сущность, причины, измерение. Виды инфляции и ее социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика 2
Государственная политика в области занятости.Антициклическая политика государства 2
7 Денежная система. Деньги. Денежные эквиваленты. Функции денег. Ликвидность. Денежные агрегаты. Денежное обращение. Денежная система. Спрос на деньги. Предложение денег. Уравнение обмена. Количественная теория денег. 2
Финансовая и налоговая системы: Бюджетная система. Государственный долг.Налоги: виды, формы, функции. Налоговые реформы. Кривая Лаффера. Встроенные стабилизаторы. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства. 2
Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты. 2
8 Понятие и содержание экономического роста. 2
Социальная политика государства: Доходы населения. Распределение доходов. Уровень жизни и бедность. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Де-цильный коэффициент. Политика государства в социальной сфере. 2
Модели экономического роста. Модель Е. Домара. Модель Р. Харрода. 2
9 Особенности мирового хозяйства как предмета экономической теории: Международное разделение труда. Протекционизм. Торговый баланс. Платежный баланс. Теория сравнительных преимуществ. валют. 2
Валютные проблемы мирового хозяйства. Паритет валют. Паритет покупательной способности 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 1
2 Общие проблемы экономического развития. Спрос и предложение в механизме рынка. 2
3 Рыночная структура. Основные черты и классификация. Конкуренция, ее виды. Совершенная конкуренция, признаки.Монополия: признаки, виды. Определение цены и объема производства монополистом. Показатели рыночной власти.Ценовая дискриминация. 2
7 Денежная система. Деньги. Денежные эквиваленты. Функции денег. Ликвидность. Денежные агрегаты. Денежное обращение. Денежная система. Спрос на деньги. Предложение денег. Уравнение обмена. Количественная теория денег. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Ограниченность ресурсов. Проблема выбора оптимального решения. Рациональное поведение. Экономическая стратегия. Экономическая политика. Экономическая безопасность. Экономические законы. Экономические категории. Прямая зависимость. Внешние эффекты (экстерналии). Экономическая модель. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. 8
2 Равновесие по А.Маршаллу, Вальрасу. Парадоксы закона спроса. Эффект дохода. Эффект замещения. Кривые Энгеля. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности. Классификация фирм, их организационно-правовая форма. Экономические риски и неопределенность. Выбор в условиях неопределенности. Снижение риска. 8
3 Рыночные структуры: особенности ценообразования на рынке совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии. Модель дуополии. Ценовая дискриминация. 16
4 Рынок труда: классическая модель, кейнсианская модель. особенности труда как фактора производства. Компромисс индивида между трудом и досугом. Особенности функционирования рынка земли. Сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос на землю. Особенности функционирования рынка капитала. Капитал как фактор произодства. Виды капитала. 16
Семестр № 2
5 Общественное воспроизводство. Национальное богатство. Резидентские институциональные единицы. Нерезидентские институциональные единицы. Конечное потребление. ВНП. ВВП. Дефлятор. Методы расчета ВВП. Функция потребления. Предельная склонность к потреблению. Средняя склонность к потреблению. Функция сбережений. Предельная склонность к сбережению. Средняя склонность к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений. Модели потребления. Типы инвестиций. Факторы, определяющие динамику инвестиций. 8
6 Цикл деловой активности. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Формы цикла. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционная спираль. Адаптивные ожидания. Рациональные ожидания. Стагфляция. Динамика безработицы и инфляционных процессов в РФ 8
7 Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты. Бюджетная система. Налоговые реформы. Фискальная политика государства. 8
8 Модели экономического роста. Измерение государства в социальной сфере.Принципы распределэкономического роста. Политика ения. Неравенство в распределении. Перераспределение доходов. Социальная справедливость. Социальные гарантии. Уровень бедности. Индексация доходов. Социальное страхование. 8
9 Торговый баланс. Платежный баланс. Теория сравнительных преимуществ. Валютные проблемы мирового хозяйства. 8

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 1
1 Ограниченность ресурсов. Проблема выбора оптимального решения. Рациональное поведение. Экономическая стратегия. Экономическая политика. Экономическая безопасность. Экономические законы. Экономические категории. Прямая зависимость. Внешние эффекты (экстерналии). Экономическая модель. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. 193
Предмет и метод экономической теории
Этапы развития экономической теории
Экономические системы
Товарное производство и рыночная экономика
Экономическая теория: предмет и метод исследования
2 Равновесие по А.Маршаллу, Вальрасу. Парадоксы закона спроса. Эффект дохода. Эффект замещения. Кривые Энгеля. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности. Классификация фирм, их организационно-правовая форма. Экономические риски и неопределенность. Выбор в условиях неопределенности. Снижение риска.
Спрос и предложение в механизме рынка
Эластичность спроса и предложения
Взаимодействие спроса и предложение
Потребительское поведение
Поведение потребителя и производителя.
Фирма в рыночной экономике
3 Рыночные структуры: особенности ценообразования на рынке совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии. Модель дуополии. Ценовая дискриминация.
Сущность и основные черты предприятия (фирмы)
Типы рыночных структур
Фирма в условиях несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия.Неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукции и ее виды. Определение цены и объема выпуска монополистическим конкурентом. Олигополия. Виды олигополии. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии.
4 Рынок труда: классическая модель, кейнсианская модель. особенности труда как фактора производства. Компромисс индивида между трудом и досугом. Особенности функционирования рынка земли. Сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос на землю. Особенности функционирования рынка капитала. Капитал как фактор произодства. Виды капитала.
Рынок труда
Рынок земли
Рынок капитала
Распределение доходов
Рынки факторов производства. Цена на факторы производства. Спрос на ресурсы как производный спрос. Рынок труда.
Рынок капитала и процент. Рынок земли и земельная рента
5 Общественное воспроизводство. Национальное богатство. Резидентские институциональные единицы. Нерезидентские институциональные единицы. Конечное потребление. ВНП. ВВП. Дефлятор. Методы расчета ВВП. Функция потребления. Предельная склонность к потреблению. Средняя склонность к потреблению. Функция сбережений. Предельная склонность к сбережению. Средняя склонность к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений. Модели потребления. Типы инвестиций. Факторы, определяющие динамику инвестиций.
Макроэкономическое равновесие
Введение в макроэкономику. Предмет и методы макроэкономики. Агрегирование как метод макроэкономики. Кругооборот благ и доходов.
Национальная экономика. Макроэкономические показатели.
Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Теории макроэкономического равновесия.
Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике.
6 Цикл деловой активности. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Формы цикла. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционная спираль. Адаптивные ожидания. Рациональные ожидания. Стагфляция. Динамика безработицы и инфляционных процессов в РФ
Циклическое развитие экономики
Инфляция и механизмы ее регулирования
Циклический характер развития рыночной экономики. Цикл деловой активности. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Формы цикла.
Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Безработица: понятие, виды, причины. Показатели безработицы.
Инфляция и антиинфляционная политика. Инфляция: сущность, причины, измерение. Виды инфляции и ее социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика
Государственная политика в области занятости.Антициклическая политика государства
7 Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты. Бюджетная система. Налоговые реформы. Фискальная политика государства.
Денежная система
Банковская система
Монетаристская политика государства
Налоговая система
Фискальная политика государства
Финансовая и налоговая системы: Бюджетная система. Государственный долг.Налоги: виды, формы, функции. Налоговые реформы. Кривая Лаффера. Встроенные стабилизаторы. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства.
Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты.
8 Модели экономического роста. Измерение государства в социальной сфере.Принципы распределэкономического роста. Политика ения. Неравенство в распределении. Перераспределение доходов. Социальная справедливость. Социальные гарантии. Уровень бедности. Индексация доходов. Социальное страхование.
Экономический рост и политика государства
Социальная политика государства
Понятие и содержание экономического роста.
Социальная политика государства: Доходы населения. Распределение доходов. Уровень жизни и бедность. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Де-цильный коэффициент. Политика государства в социальной сфере.
Модели экономического роста. Модель Е. Домара. Модель Р. Харрода.
9 Торговый баланс. Платежный баланс. Теория сравнительных преимуществ. Валютные проблемы мирового хозяйства.
Международное разделение труда
Валютные проблемы мирового хозяйства
Особенности мирового хозяйства как предмета экономической теории: Международное разделение труда. Протекционизм. Торговый баланс. Платежный баланс. Теория сравнительных преимуществ. валют.
Валютные проблемы мирового хозяйства. Паритет валют. Паритет покупательной способности

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Матвеева О.А. Экономическая теория: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе по специальности "Экономическая юезопасность" /О.А.Матвеева; ФГБОУ ВО РГУПС.-Ростов на Дону. 2017. - 90 с. ЭБС РГУПС
2 Матвеева О.А. Экономическая теория: учебно-методическое пособие по подготовке к контролю результатов самостоятельной работы обучающихся в форме компьютерного тестирования специальности "Экономическая безопасность"(заочная форма обучения)/ О.А. Матвеева; ФГБОУ ВО РГУПС.-Ростов на Дону. 2017- 54 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-2 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

- антиинфляционная политика; - предмет экономической теории, история его развития; - методы экономической теории, ее структура и функции. Экономические ка-тегории и закономерности; - рынок труда: субъекты рынка труда, предложение рабочей силы, спрос на труд. Равновесие на рынке труда. Модели конкуренции и монополии на рынке труда; - история развития экономической мысли; - система национальных счетов. Валовой внутренний продукт: понятие и способы измерения; - потребности, блага: понятие и классификация. Закон возвышения потребно-стей; - понятие экономического роста. Показатели экономического роста; - ресурсы и факторы производства. Сущность производства, производительных сил. Производственные отношения; - государственная политика стимулирования экономического роста.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет экономической теории, история его развития.
2) Методы экономической теории, ее структура и функции. Экономические категории и закономерности.
3) История развития экономической мысли.
4) Потребности, блага: понятие и классификация. Закон возвышения потребностей.
5) Ресурсы и факторы производства. Сущность производства, производительных сил. Производственные отношения.
6) Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.
7) Собственность и хозяйствование. Экономическое и юридическое содержание отношений собственности. Классификация экономических и юридических форм собственности.
8) Экономические системы: понятие, классификация подходов.
9) Характеристика основных типов экономических систем: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.
10) Переходная экономика: задачи, этапы, особенности.
11) Рынок: понятие, функции и структура.
12) Спрос и величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса. График спроса.
13) Предложение и величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения. График предложения.
14) Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Равновесие по А. Маршаллу и Л.Вальрасу.
15) Эластичность: свойства, показатели, значение.
16) Излишки производителя и потребителя. Воздействие государства на равновесие: налоги, дотации, фиксированные цены.
17) Предпосылки анализа поведения потребителя. Подходы к анализу полезности. Полезность: общая и предельная.
18) Кривая безразличия: понятие, свойства, виды. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения благ.
19) Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
20) Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая «Доход - Потребление». Кривые Энгеля.
21) Кривая «цена-потребление».
22) Понятие о реальном и номинальном доходах потребителя. Эффект дохода и эффект замещения.
23) Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация фирм, их организационно-правовая форма.
24) Производство, факторы производства. Закон убывающей предельной производительности.
25) Общий, средний и предельный продукты: понятие, взаимосвязь. Стадии производства.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать правило наименьших издержек и максимизации прибыли. Выбор производственной технологии. Изокванты.
2) Раскрыть понятие изокосты ( понятие, графическое представление). Равновесие производителя.
3) Рассмотреть оптимальный путь роста фирмы. Эффект масштаба.
4) Проанализировать издержки производства и прибыль. Экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек и прибыли.
5) Раскрыть структуру и динамику издержек в краткосрочном периоде деятельности фирмы: постоянные, переменные, средние, общие, предельные. Закон убывающей отдачи.
6) Рассмотреть равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
7) Рассмотреть равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
8) Охарактеризовать основные типы рыночных структур рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
9) Проанализировать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства в условиях чистой конкуренции.
10) Охарактеризовать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства монополии. Показатели монопольной власти.
11) Охарактеризовать виды монополий: естественная монополия, административная монополия, искусственная монополия. Закон Шермана. Регулирование естественных монополий.
12) Раскрыть сущность монополистической конкуренции, ценообразование, определение оптимальных объемов производства.
13) Раскрыть сущность олигополии. Стратегическое поведение фирм: основные модели.
14) Раскрыть сущность олигополии. Ломанная кривая спроса на олигополистическом рынке.
15) Раскрыть сущность олигополии. Тайный сговор. Ценообразование по принципу «издержки плюс».
16) Рассмотреть виды ценовой дискриминации. Антимонопольное законодательство.
17) Охарактеризовать особенности факторных рынков.
18) Раскрыть характеристики рынка труда (субъекты рынка труда, предложение рабочей силы, спрос на труд). Равновесие на рынке труда. Модели конкуренции и монополии на рынке труда.
19) Раскрыть сущность заработной платы, ее виды. Безработица: причины, виды. Закон Оукена.
20) Рассмотреть распределение доходов: неравенство доходов, кривая Лоренца и коэффициент Джини.
21) Проанализировать рынок капитала: капитал и его виды. Ссудный процент. Факторы, влияющие на величину процента. Спрос и предложение капитала. Равновесие на рынке капитала.
22) Проанализировать рынок земли: особенности спроса и предложения. Рента: понятие и виды. Цена земли.
23) Раскрыть внешние эффекты (экстерналии). Отрицательные и положительные внешние эффекты (экстерналии). Интернализация внешнего эффекта.
24) Рассмотреть общественные блага, их свойства. Спрос на общественные блага, его отличие от спроса на частное благо. Общественный выбор и проблема «безбилетника».
25) Раскрыть сущность асимметрию информации и негативный отбор. Модель «рынка лимонов».

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Опреления альтернативных издержек производства.
2) Построения кривой производственных возможностей.
3) Опреления дефицита на товарном рынке.
4) Определения избыточного предложения на товарном рынке.
5) Определения эластичности проса.
6) Определения эластичности предложения.
7) Построения кривых спроса, предложения, рыночного равновесия.
8) Определения равновесной цены на товарном рынке.
9) Опреления потребительского излишка.
10) Определения величины издержек предприятия.
11) Определения предельного дохода предприятия.
12) Графической интерпретации эффекта масштаба.
13) Вычисления амортизации линейным методом.
14) Вычисления чистой дисконтированной стоимости капитала.
15) Определения отраслевого спроса на труд.
16) Определения отраслевого предложения труда.
17) Определения степени монопольной власти.
18) Вычисления показателей прибыли и издержек в условиях монополии.
19) Вычисления показателей прибыли и издержек в условиях совершенной конкуренции.
20) Вычисления показателей прибыли и издержек в условиях монополистической конкуренции.
21) Графической интерпретации модели олигополиста.
22) Графической интерпретации модели монопсониста.
23) Графической интерпретации модели двусторонней монополии.
24) Графической интерпретации модели совершенной конкуренции в условиях краткосрочного периода.
25) Графической интерпретации модели совершенной конкуренции в условиях долгосрочного периода.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Предмет макроэкономики. Взаимосвязь микро- и макроэкономики. Макроэкономика и макроэкономическая политика.
2)Особенности макроэкономического анализа. Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия.
3)Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт: понятие и способы измерения.
4)Соотношение показателей в СНС: показатели валового и чистого национального дохода, валового и чистого внутреннего продукта, личного дохода, располагаемого личного дохода.
5)Совокупный спрос и его компоненты. Величина совокупного спроса. Кривая совокупного спроса и эффекты, объясняющие ее отрицательный наклон.
6)Факторы, воздействующие на совокупный спрос.
7)Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.
8)Особенности вида кривой совокупного предложения. Классический и кейнсианский подходы к анализу совокупного предложения. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде.
9)Равновесие в модели “совокупный спрос – совокупный предложение”.
10)Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения в модели AD-AS в краткосрочном и долгосрочном периоде. Равновесный и потенциальный ВВП.
11)Понятие и виды макроэкономического равновесия.
12)Понятие экономического роста. Показатели экономического роста.
13)Факторы и типы экономического роста. Производительность труда и ее факторы.
14)Преимущества и издержки экономического роста.
15)Государственная политика стимулирования экономического роста.
16)Экономический цикл и его фазы.
17)Причины и показатели экономического цикла.
18)Виды циклов. Циклические и нециклические колебания экономики.
19)Сбережения и инвестиции. Функциональная роль инвестиций в обеспечении макроэкономического равновесия.
20)Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Экономическая активность населения России в 90-е гг.
21)Инфляция и ее измерение. Инфляция спроса и инфляция предложения. Ожидаемая и непредвиденная инфляция.
22)Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы.
23)Антиинфляционная политика.
24)Деньги: их происхождение и сущность. Функции денег.Виды денег.
25)Денежные агрегаты. Уравнение количественной теории денег. Эмиссия денег и ее последствия.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции.
2)Пассивные операции. Активные операции. Прибыль банка. Банковский мультипликатор.
3)Кредитно-денежная политика: ее сущность, цели и инструменты.
4)Виды кредитно-денежной политики.
5)Коммерческие банки и их операции.
6)Понятие государственного бюджета. Основные виды расходов и доходов бюджета.
7)Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды.
8)Концепции государственного бюджета.
9)Дефицит государственного бюджета и методы его финансирования.
10)Государственный долг и его виды.
11)Понятие фискальной политики, ее цели и инструменты.
12)Виды фискальной политики.
13)Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения.
14)Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги.
15)Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.
16)Государство как субъект экономики.
17)Государственное регулирование экономики.
18)Средства государственного регулирования экономики.
19)Доходы населения и их виды.
20)Государственное регулирование доходов.
21)Уровень жизни населения.
22)Мировое хозяйство: сущность и основные черты.
23)Мировой рынок и мировая рыночная инфраструктура.
24)Валютные проблемы мирового хозяйства. Проблемы конвертируемости валют.
25)Валютные рынки. Валютные курсы.



Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой графической иллюстрации модели кругового потока.

2)Методикой расчета добавленной стоимости.

3)Методикой расчета потребительских расходов в СНС.

4) Методикой расчета инвестиций в СНС.

5)Методикой расчета сбережений в СНС.

6)Методикой расчета ВВП по расходам.

7) Методикой расчета ВВП по доходам.

8)Методикой расчета ЧВП.

9)Методикой расчета номинальных и реальных показателей дохода и продукта.

10)Методикой расчета ценовых индексов.

11) Методикой расчета величины экспорта в СНС.

12)Методикой графической интерпретации совокупного спроса.

13)Методикой графической интерпретации совокупного предложения.

14)Методикой графической интерпретации экономического роста и экономического цикла.

15)Методикой расчета уровня безработицы.

16) Методикой расчета численности занятых.

17)Методикой расчета темпов инфляции.

18)Методикой расчета величины дохода коммерческих банков при определенных темпах инфляции.

19)Методикой расчета предложения денег.

20)Методикой расчета средней налоговой ставки на доход.

21)Методикой расчета амортизационного фонда в СНС.

22) Методикой расчета состояния государственного бюджета в СНС.

23)Методикой расчета уровня цен.

24)Методикой расчета избыточных резервов коммерческого банка.

25)Методикой расчета фактических резервов коммерческого банка.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 443 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5583-5. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Я. Иохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10758-6. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дьякова Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономическая теория". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Матвеева О.А. Экономическая теория. Учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе.О.А.Матвеева Рост.гос.ун-т путей сообщения.-Ростов на Дону. 2017. -97 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Профессиональная информационная система 1С: Предприятие О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53182.