РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Статистика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация

№ 1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Квалификация выпускника "Экономист "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н., доц. Лобас Юлия Николаевна, д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Статистика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):



Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Статистика_С_38.05.01_во_34_ЭиМ_п43098_55247.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Статистика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Статистика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Эконометрика", "Экономика организации (предприятия)";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - содержание математического инструментария

Умеет: - использовать математический инструментарий для решения экономических задач

Имеет навыки: - применения математического инструментария для решения экономических задач

ОПК-1 - способностью применять математический инструментарий для решения экономических задач

Знает: - основы организации и функционирования системы государственной статистики, источники статистической информации; - виды и формы статистического наблюдения, виды группировок, приемы их построения, совокупность относительных и обобщающих показателей, методы анализа динамических (временных) рядов и построения статистических моделей взаимосвязи и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов

Умеет: - оценивать достоверность источников статистической информации; - анализировать данные отечественной и зарубежной статистики; - проводить специальные статистические наблюдения; - анализировать статистические и информационные материалы за ряд лет

Имеет навыки: - использования современных методов сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных

ПК-28 - способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает: - назначение, экономическое содержание и методику расчета показателей социально-экономической статистики; - методы исчисления основных статистических характеристик, прогнозирование на основе статистических данных

Умеет: - строить статистические модели состояния и динамики социально-экономических процессов, исчислять на их базе прогнозные оценки; - исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

Имеет навыки: - статистической оценки конъюнктуры национального рынка и его отдельных сегментов, региональных рынков, результатов корпоративной деятельности экономических агентов; - проведения исследований социально-экономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

ПК-31 - способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности

Место дисциплины 1С.Б "Статистика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.6 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 102 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16   16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 2 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 105   49 56
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 105   49 56
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 252 102 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   3 4

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 24 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 18 18 2 8 8
Лекции (Лек) 8 8 2 4 2
Лабораторные работы (Лаб) 2 2     2
Практические, семинары (Пр) 8 8   4 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 1 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 215   75 70 70
Контрольная работа (К) 24     12 12
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 191   75 58 58
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 252 24 78 84 90
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Теоретические и организационные основы статистики: сбор, систематизация и интерпретация статистических данных, необходимых для решения профессиональных задач ПК-28
2 Методы измерения массовых социально-экономических явлений: применение математического инструментария ОПК-1
3 Изучение динамики в исследовании социально-экономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности ПК-31
4 Индексный метод в исследовании социально-экономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности ПК-31
5 Социальная статистика: сбор, анализ, систематизация, оценка и интерпретация статистических данных, необходимых для решения профессиональных задач ПК-28
6 Микроэкономическая статистика: исследование микроэкономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности ПК-31
7 Макроэкономическая статистика: исследование макроэкономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности ПК-31
8 Системы показателей группировки и классификации статистической информации: применение математического инструментария ОПК-1

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4   10
2 12 4   10
3 4 4   14
4 8 4   15
5 4   4 16
6 16   6 16
7 8   2 16
8 4   4 8
Итого 64 16 16 105
В т.ч. по интерактивным формам 26      
В т.ч. практическая подготовка   8 2  

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 2 191
2   2
3 2 2
4 2 2
5    
6 2  
7    
8    
Итого 8 8 2 191
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   8 2  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Методические основы статистического наблюдения. 2
Сводка и группировка статистических данных. 2
Выборочное статистическое наблюдение. 2
Представление статистических данных. 2
2 Абсолютные статистические показатели. 2
Расчет относительных статистических показателей. 2
Расчет средних величин. 2
Вариационные ряды распределения и показатели вариации. 2
Корреляционный анализ в изучении массовых явлений. 2
Регрессионный анализ в массовых социально-экономических процессах. 2
3 Ряды динамики. 2
Расчет показателей динамики. 2
4 Индексный метод в статистике. 2
Построение индивидуальных индексов. 2
Постороение агрегатных индексов. 2
Постороение средневзвешенной формы индексов. 2
Семестр № 4
5 Статистика населения. 2
Статистика трудовых ресурсов. 2
6 Статистика основных фондов и капитальных вложений. 2
Статистика оборотных фондов. 2
Статистика производства продукта. 2
Статистика обращения продукта. 2
Статистика рабочей силы и рабочего времени. 2
Статистика оплаты труда. 2
Статистика издержек производства и обращения. 2
Статистика финансов. 2
7 Статистика объема и состава национального богатства. 2
Национальное счетоводство: система национальных счетов. 2
Статистика национального дохода и валового внутреннего продукта. 2
Статистика уровня жизни и потребеления населением материальных благ и услуг. 2
8 Группировка и классификация экономической информации: выявление статистических связей. 2
Применение индексного метода для изучения влияния факторов на изменение экономических явлений. 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 4
1 Методические основы статистического наблюдения. 2
Заезд № 5
3 Ряды динамики. 2
4 Индексный метод в статистике. 2
Заезд № 6
6 Статистика основных фондов и капитальных вложений. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
5 Расчет демографических показателей: естественного и механического движения 2
Расчет показателей воспроизводства населения. Определение перспективной численности населения 2
6 Построение балансов основных фондов и расчет показателей их состояния, движения и использования 2
Расчет показателей использования оборотных средств продукции 2
Определение влияния различных факторов на рост объема макроэкономических показателей 2
7 Расчет валового внутреннего продукта различными методами, расчет других макроэкономических показателей 2
8 Приемы группировки и классификации статистической информации при формировании макропоказателей 2
Группировка и классификация экономической информации: выявление статистических связей 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
5 Расчет демографических показателей: естественного и механического движения 2
Расчет показателей воспроизводства населения. Определение перспективной численности населения
6 Построение балансов основных фондов и расчет показателей их состояния, движения и использования
Расчет показателей использования оборотных средств продукции
Определение влияния различных факторов на рост объема макроэкономических показателей
7 Расчет валового внутреннего продукта различными методами, расчет других макроэкономических показателей
8 Приемы группировки и классификации статистической информации при формировании макропоказателей
Группировка и классификация экономической информации: выявление статистических связей

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Сводка и группировка данных статистического наблюдения. Построение типологических, структурных и аналитических группировок 2
Построение статистических таблиц. Диаграммы как вид статистического графика. Построение диаграмм 2
2 Расчет относительны величин и изучение их взаимосвязи Расчет средних величин различных видов 2
Расчет показателей вариации. Особенности расчета и свойства дисперсии. Правило сложения дисперсий. Взаимосвязи показателей вариации 2
3 Построение рядов динамики различных признаков и расчет показателей ряда. Проверка ряда на наличие тренда. Анализ сезонных колебаний 2
Множественная линейная регрессия. Нелинейная регрессия. Коэффициенты эластичночти. Множественная корреляция 2
4 Расчет индивидуальных индексов. Построение агрегатных и средневзвешенных индексов. 2
Построение индексов среднеарифметической и среднегармонической формы 2

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Сводка и группировка данных статистического наблюдения. Построение типологических, структурных и аналитических группировок 2
2 Расчет относительны величин и изучение их взаимосвязи Расчет средних величин различных видов 2
3 Построение рядов динамики различных признаков и расчет показателей ряда. Проверка ряда на наличие тренда. Анализ сезонных колебаний 2
4 Расчет индивидуальных индексов. Построение агрегатных и средневзвешенных индексов. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Статистика как наука. Предмет и задачи статистики. Методология статистики 10
2 Теоретические основы выборочного наблюдения 10
3 Прогнозирование в рядах динамики 14
4 Взаимосвязь экономических индексов 15
Семестр № 4
5 Актуальные проблемы социальной статистики и пути их решени. Проблемы организации статистического наблюдения в России на современном этапе 16
6 Многофакторный корреляционный анализ в микроэкономической статистике 16
7 Регрессионный анализ в макроэкономических исследованиях 16
8 Методы изучения стохастических связей 8

Вид обучения: 5.6 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 2
1 Статистика как наука. Предмет и задачи статистики. Методология статистики 191
Сводка и группировка статистических данных
Выборочное статистическое наблюдение
Представление статистических данных
Построение статистических таблиц. Диаграммы как вид статистического графика. Построение диаграмм
2 Теоретические основы выборочного наблюдения
Абсолютные статистические показатели
Расчет относительных статистических показателей
Расчет средних величин
Вариационные ряды распределения и показатели вариации
Корреляционный анализ в изучении массовых явлений
Регрессионный анализ в массовых социально-экономических процессах
Расчет показателей вариации. Особенности расчета и свойства дисперсии. Правило сложения дисперсий. Взаимосвязи показателей вариации
3 Прогнозирование в рядах динамики
Расчет показателей динамики
Множественная линейная регрессия. Нелинейная регрессия. Коэффициенты эластичночти. Множественная корреляция
4 Взаимосвязь экономических индексов
Построение индивидуальных индексов
Постороение агрегатных индексов
Постороение средневзвешенной формы индексов
Построение индексов среднеарифметической и среднегармонической формы
5 Актуальные проблемы социальной статистики и пути их решени. Проблемы организации статистического наблюдения в России на современном этапе
Статистика населения
Статистика трудовых ресурсов
6 Многофакторный корреляционный анализ в микроэкономической статистике
Статистика оборотных фондов
Статистика производства продукта
Статистика обращения продукта
Статистика рабочей силы и рабочего времени
Статистика оплаты труда
Статистика издержек производства и обращения
Статистика финансов
7 Регрессионный анализ в макроэкономических исследованиях
Статистика объема и состава национального богатства
Национальное счетоводство: система национальных счетов
Статистика национального дохода и валового внутреннего продукта
Статистика уровня жизни и потребеления населением материальных благ и услуг
8 Методы изучения стохастических связей
Группировка и классификация экономической информации: выявление статистических связей
Применение индексного метода для изучения влияния факторов на изменение экономических явлений

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Статистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы (заоч. форма обучения) / Ю. Н. Лобас ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 34 с. - Библиогр.: 4 назв. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-1 + +
ПК-28 + +
ПК-31 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-28 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-31 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

основные формы и виды статистического наблюдения;

ряды распределения, их графическое изображение;

статистические таблицы, их виды;

роль индексного метода в статистических исследованиях;

характеристика демографического и социально-экономического состава населения страны по данным переписей;

статистическая оценка трудового потенциала Российской Федерации;

статистическая оценка национального богатства РФ, его структуры и динамики;

особенности определения объема выпуска продукции в различных отраслях производства и секторах экономики;

характеристика методологии исчисления валового внутреннего продукта и валового национального продукта (ВВП и ВНП);

совершенствование системы показателей для оценки уровня жизни населения;

совершенствование системы показателей банковской статистики и методологии их анализа;

анализ показателей воспроизводства населения по данным переписей 1979, 1989,2002 и 2010 гг;

экономико-статистическое изучение эффективности функционирования предприятий малого бизнеса;

комплексная оценка современного состояния статистики финансов и возможности ее совершенствования;

основные методы анализа статистической информации о налогах;

особенности формирования системы статистических показателей рынка ценных бумаг и фондовых бирж;

актуальные проблемы социальной статистики и пути их решения;

проблемы организации статистического наблюдения в России на современном этапе.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет и основные категории статистики.
2) Понятие статистической закономерности и статистической совокупности.
3) Классификацию статических показателей.
4) Основные этапы статистического исследования.
5) Основы организации государственной статистики
6) Организацию государственной статистики в Российской Федерации.
7) Статистическое наблюдение как первый этап статистического исследования.
8) Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения.
9) Формы, виды и способы статистического наблюдения.
10) основы проведения выборочного наблюдения.
11) Средние величины: понятие, виды, выбор формулы расчета
12) Правила построения рядов динамики
13) Особенности расчета и свойства дисперсии
14) Правила построения рядов динамики
15) Виды и ошибки статистистического наблюдения
16) Моду и Медиану. Область их применения. Расчетные формулы
17) Показатели сезонных колебаний.
18) Понятия статистической и корреляционной связи

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Группировать статистические данные.
2) Анализировать ряды распределения.
3) Строить статистические таблицы и графики.
4) Расчитывать абсолютные величины.
5) Расчитывать относительные величины и их взаимосвязи.
6) Анализировать сезонные колебания.
7) Рассчитывать структурные средние величины.
8) Рассчитывать абсолютные и относительные показатели вариации.
9) Понимать особенности расчета и свойства дисперсии.
10) Рассчитывать индивидуальные индексы и применять в экономическом анализе.
11) Рассчитывать средние показатели динамики уровней ряда.
12) Понимать статистические характеристики рядов динамики.
13) Осуществлять проверку ряда на наличие тренда.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Группировать статистические данные.
2) Анализировать ряды распределения.
3) Строить статистические таблицы и графики.
4) Расчитывать абсолютные величины.
5) Расчитывать относительные величины и их взаимосвязи.
6) Понимать средние величины: понятие, виды, выбор формулы расчета.
7) Рассчитывать структурные средние величины.
8) Рассчитывать абсолютные и относительные показатели вариации.
9) Рассчитывать индивидуальные индексы и применять в экономическом анализе
10) Проводить анализ сезонных колебаний.
11) Рассчитывать средние показатели динамики уровней ряда.
12) Понимать статистические характеристики рядов динамики.
13) Осуществлять проверку ряда на наличие тренда.

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Общероссийские классификаторы, их применение в экономической деятельности.
2) Основные учетные категории населения.
3) Состав населения по основным учетным признакам.
4) Понятие естественного и механического движения населения.
5) Методы оценки показателей производства (цены производителей, цены конечного потребления).
6) Систему показателей механического движения населения.
7) Систему показателей естественного движения населения.
8) Основные показатели в статистике движения рабочей силы.
9) Статистические методы изучения факторов производительности труда.
10) Понятие и методы расчета трудовых ресурсов.
11) Баланс трудовых ресурсов и его значение в современных условиях.
12) Понятие экономически активного и экономически неактивного населения.
13) Понятие занятости и безработицы населения. Типы безработицы.
14) Состав экономически активного населения
15) Категории персонала основной деятельности в отраслях экономики.
16) Показатели численности работников, занятых в отраслях экономики.
17) Методы начисления амортизации.
18) Натуральную и стоимостную формы учета национального имущества и природных ресурсов
20) Понятие и типовая классификация основных фондов.
21) Виды оценки основных фондов
22) Понятие и состав оборотных фондов
23) Понятие промышленной продукции и ее видов по степени готовности
24) Категории персонала и показатели численности работников
25) Понятие производительности труда и значение ее статистического изучения
26) Понятие, формы и системы оплаты труда.
27) Стоимостной учет продукции промышленности

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) .
2) Составлять балансы основных фондов.
3) Рассчитывать показатели состояния, движения и использования основных фондов.
4) Проводить статистический анализ данных по основным фондам.
5) Рассчитывать показатели использования оборотных фондов.
6) Рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных фондов, проводить их статистический анализ.
7) Рассчитывать макроэкономические показатели производства продукта.
8) Рассчитывать специальные и стандартизированные демографические коэффициенты
9) Осуществлять учет продукции промышленности в натуральном и условно-натуральном выражении.
10) Рассчитать среднегодовую численность населения территории.
11) Проводить факторный анализ изменения объема производства продукции.
12) Проводить анализ динамики производства продукции индексным методом.
13) Рассчитывать показатели качества продукции промышленности.
14) Проводить анализ динамики качества продукции индексным методом.
15) Рассчитывать основные показатели в статистике продукции торговли и общественного питания.
16) Применять методы расчета средних показателей численности работающих.
17) Рассчитывать средние показатели численности работников.
18) Рассчитывать основные показатели в статистике использования рабочего времени.
19) Рассчитывать показатели уровня производительности труда.
20) Проводить индексный анализ динамики производительности труда.
21) рассчитывать перспективную численность населения
22) Рассчитывать показатели уровней оплаты труда, методы расчета и их взаимосвязь.
23) Применять статистические методы анализа динамики среднего уровня оплаты труда.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Классификацировать затраты на производство продукции.

2) Расчета затрат на производство и затрат на рубль продукции, оценивать их динамику.

3) Применять инструменты статистического изучения объема и структуры затрат.

4) Пользоваться источниками данных по финансовой отчетности предприятия.

5) Расчета и анализа результатов финансовой деятельности предприятия.

6) Оценки финансового состояния и показателями финансовой устойчивости.

7) Расчета и анализа системы показателей статистики финансов.

8) Расчета основных показателей статистики государственных финансов.

9) Расчета и анализа системы показателей статистики банковской деятельности.

10) Системой показателей статистики денежного обращения.

11) Расчета основных показателей статистики ценных бумаг.

12) Расчета и анализа системы показателей биржевой статистики.

13) Использования статистических методов изучения динамики цен и тарифов.

14) Применять методологические основы системы национальных счетов.

15) Расчета валового внутреннего продукта.

16) Расчета и анализа системы макроэкономических показателей.

17) Расчета и анализа системы показателей уровня жизни населения.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 3 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-28 3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-31 3 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Балдин, К. В. Общая теория статистики : учебное пособие / К. В. Балдин, А. В. Рукосуев. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 312 c. — ISBN 978-5-394-01872-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Статистика : учебник для вузов / под редакцией И. И. Елисеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 361 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04082-1. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Балдин, К. В. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник / К. В. Балдин, В. Н. Башлыков, А. В. Рукосуев. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 472 c. — ISBN 978-5-394-02108-4. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Долгова, В. Н. Социально-экономическая статистика : учебник и практикум для вузов / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 269 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01414-3. — Текст : электронный ЭБС Юрайт
3 Яковлев, В. Б. Статистика. Расчеты в Microsoft Excel : учебное пособие для вузов / В. Б. Яковлев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01672-7. — Текст : электронный ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лобас Ю.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Статистика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Тухтеева Н. Ю. Статистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / Н. Ю. Тухтеева, 2013. - 47 с.+ Э.р. НТБ ЭБС РГУПС
3 Тухтеева Н.Ю. Статистика. Тестовые задания [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Н.Ю. Тухтеева, 2010. - 88 с. ЭБС РГУПС
4 Статистика [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие для практических занятий / Ю.Н. Лобас. РГУПС: - Ростовн/Дону, 2016, ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
5 Статистика. Задание для выполнения лабораторных работ и методические указания /Ю.Н. Лобас. РГУПС:-ростов/Дону, 2016, ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 7-Zip. Программное обеспечение для архивации файлов и сжатия данных О
4 Microsoft SQL Server Express. Мощная и надежная бесплатная система управления данными, обеспечивающая функциональное и надежное хранилище данных для веб-сайтов и настольных приложений. И
5 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 55247.