РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Химия" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "Химия" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
||
Специализация |
||
№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Авторы-составители к.т.н., доц. Воляник Светлана Алексеевна, к.х.н., доц. Савенкова Мария Андреевна, д.ф-м.н., проф. Мигаль Юрий Федорович, к.т.н., доц. Курень Сергей Григорьевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Химия" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Химия".
д.х.н., проф. Бережная Александра Григорьевна, зав. кафедрой "Электрохимия", ЮФУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Химия_С_23.05.06_во_1_Химия_п42719_54938.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Химия".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Химия" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Материаловедение и технология конструкционных материалов", "Экология транспорта";
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: основные химические системы, основы химической термодинамики, кинетики и химической идентификации Умеет: составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами Имеет навыки: определять тип химической связи в соединениях, судить о строении вещества и прогнозировать естественнонаучные процессы в окружаещем мире |
ОПК-2 - способностью использовать знания о современной физической картине мира и эволюции Вселенной, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы |
Знает: основные понятия и законы естественно-научных дисциплин, основы химической термодинамики, кинетики и химической идентификации Умеет: использовать современные методы расчета и анализа физико-химических параметров и характеристик Имеет навыки: планировать и осуществлять химические исследования, обрабатывать и интерпретировать результаты химического эксперимента |
ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии |
Место дисциплины 1С.Б "Химия" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 1 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
1 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 48 | 48 | 48 |
Лекции (Лек) | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные работы (Лаб) | 16 | 16 | 16 |
Практические, семинары (Пр) | 16 | 16 | 16 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
2 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 58 | 58 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 58 | 58 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 36 | 36 | |
Экзамен (Экз) | 36 | 36 | |
Зачет (За) | |||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 50 | 144 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 | 4 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
1 | 2 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 12 | 12 | 2 | 10 |
Лекции (Лек) | 2 | 2 | 2 | |
Лабораторные работы (Лаб) | 8 | 8 | 8 | |
Практические, семинары (Пр) | 2 | 2 | 2 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
2 | 2 | 1 | 1 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 121 | 60 | 61 | |
Контрольная работа (К) | 15 | 15 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 106 | 60 | 46 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | ||
Экзамен (Экз) | 9 | 9 | ||
Зачет (За) | ||||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 14 | 63 | 81 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Химическая термодинамика кинетика | ОПК-2, ОПК-3 |
2 | Реакционная способность веществ | ОПК-2, ОПК-3 |
3 | Химические системы | ОПК-2, ОПК-3 |
4 | Химическая идентификация | ОПК-2 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 4 | 6 | 15 |
2 | 4 | 4 | 4 | 14 |
3 | 4 | 6 | 4 | 14 |
4 | 4 | 2 | 2 | 15 |
Итого | 16 | 16 | 16 | 58 |
В т.ч. по интерактивным формам | 8 | 8 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 8 | 106 | |
2 | ||||
3 | 2 | |||
4 | ||||
Итого | 2 | 2 | 8 | 106 |
В т.ч. по интерактивным формам |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Энергетика химических процессов: 1) Тепловые эффекты реакции 2) Направленость химических процессов 3) Первый закон термодинамики, внутрения энергия и энтальпия. | 2 |
Скорость реакции и химическое равновесие: 1) Скорость реакции и факторы её определяющие 2) Зависимость скорости реакции от концентрации веществ. Закон действующих масс 3)Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса. Энергия активации 4) Катализаторы и каталитические системы. Колебательные реакции 5) Понятие химического равновесия и его условия 6) Константа равновесия 7) Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье 8) Фазовое равновесие. Правило фаз Гиббса. | 2 | |
2 | Строение атома. Периодическая система и периодичность изменения свойств веществ: 1) Квантово-механическая модель строения атома. Квантовые числа 2) Принципы заполнения электронных оболочек многоэлектронных атомов. Правила Клечковского, принцип Паули, правило Гунда 3) Периодический закон и периодическая система Менделеева 4) Структура периодической системы с точки зрения строения атома 5) Периодичность изменения кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств веществ. | 2 |
Химическая связь: Химическая связь, характеристики и свойства химической связи. Механизм образования и виды химической связи. Валентность и её виды. Пространственное строение молекул, гибридизация. | 2 | |
3 | Растворы и дисперсные системы. Полимеры и олигомеры: 1) Классификация и виды дисперсных систем. Понятие о коллоидных растворах. Получение и свойства коллоидных растворов. 2) Растворы неэлектролитов. Осмос. Закон Рауля и следствия из него. Способы выражения концентрации растворов. 3) Растворы электролитов. Степень и константы диссоциации. Изотонический коэффициент. Сильные и слабые электролиты. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Закон разбавления Оствальда, изотонический коэффициент, произведение растворимости. 4) Понятие полимеров и олигомеров. Методы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации 5) Свойства полимеров. Применение. | 2 |
Электрохимические системы: 1) Понятие от электродном потенциале. Шкала стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста 2) Химические источники тока. Работа гальванического элемента. Его ЭДС 3) Электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии 4) Электролиз. Анодные и катодные процессы при электролизе. Применение электролиза 5) Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. | 2 | |
4 | Предмет аналитической химии: 1) Аналитический сигнал 2) Качественный анализ 3) Количественный анализ. | 2 |
Основные химические и физико-химические методы анализа: 1) Методы обнаружения. Качественные реакции 2) Гравиметрический метод анализа 3) Титриметриметрический анализ 4) Основные принципы физико-химических методов анализа 5) Зависимость определяемой величины от концентрации вещества. Потенциометрия, колориметрия, хроматография и др 6) Физические методы анализа. Области их применения. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 1 | ||
1 | Энергетика химических процессов: 1) Тепловые эффекты реакции 2) Направленость химических процессов 3) Первый закон термодинамики, внутрения энергия и энтальпия. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Исследование тепловых эффектов химических реакций. | 2 |
Исследование скорости химических реакций. | 2 | |
Исследование химического равновесия. | 2 | |
2 | Основные классы неорганических соединений. | 2 |
Изучение окислительно-восстановительных реакций. | 2 | |
3 | Гальванический элемент и коррозия металлов. | 2 |
Исследование электродных процессов при электролизе растворов электролитов. | 2 | |
4 | Изучение свойств растворов. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | Исследование тепловых эффектов химических реакций. | 8 |
Исследование скорости химических реакций. | ||
Исследование химического равновесия. | ||
2 | Основные классы неорганических соединений. | |
Изучение окислительно-восстановительных реакций. | ||
3 | Гальванический элемент и коррозия металлов. | |
Исследование электродных процессов при электролизе растворов электролитов. | ||
4 | Изучение свойств растворов. |
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Энергетика химических реакций. | 2 |
Химическая кинетика и равновесие. | 2 | |
2 | Основные понятия и определения. | 2 |
Классы неорганических соединений. Строение вещества. | 2 | |
3 | Растворы и дисперсные системы. | 2 |
Электрохимические системы. | 2 | |
Полимеры. | 2 | |
4 | Химическая идентификация. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
3 | Растворы и дисперсные системы. | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 1 | ||
1 | Первый закон термодинамики, внутрения энергия и энтальпия. Каталитические системы, гетерогенный катализ. Химическое равновесие в гетерогенных системах. Колебательные реакции. | 15 |
2 | Химическая связь, характеристики и свойства химической связи. Механизм образования и виды химической связи. Валентность и её виды. Пространственное строение молекул, гибридизация. | 14 |
3 | Растворы неэлектролитов, способы выражения концентрации растворов. Растворы электролитов, закон разбавления Оствальда, изатонический коэффициент, произведение растворимости. Получение и свойства коллоидных растворов. Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. Полимерные материалы | 14 |
4 | Гравиметрические и объемные методы анализа. Электрохимические и оптические методы анализа. | 15 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 1 | ||
1 | Первый закон термодинамики, внутрения энергия и энтальпия. Каталитические системы, гетерогенный катализ. Химическое равновесие в гетерогенных системах. Колебательные реакции. | 106 |
Скорость реакции и химическое равновесие: 1) Скорость реакции и факторы её определяющие 2) Зависимость скорости реакции от концентрации веществ. Закон действующих масс 3)Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса. Энергия активации 4) Катализаторы и каталитические системы. Колебательные реакции 5) Понятие химического равновесия и его условия 6) Константа равновесия 7) Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье 8) Фазовое равновесие. Правило фаз Гиббса | ||
Энергетика химических реакций. | ||
Химическая кинетика и равновесие. | ||
2 | Химическая связь, характеристики и свойства химической связи. Механизм образования и виды химической связи. Валентность и её виды. Пространственное строение молекул, гибридизация. | |
Строение атома. Периодическая система и периодичность изменения свойств веществ: 1) Квантово-механическая модель строения атома. Квантовые числа 2) Принципы заполнения электронных оболочек многоэлектронных атомов. Правила Клечковского, принцип Паули, правило Гунда 3) Периодический закон и периодическая система Менделеева 4) Структура периодической системы с точки зрения строения атома 5) Периодичность изменения кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств веществ | ||
Химическая связь: Химическая связь, характеристики и свойства химической связи. Механизм образования и виды химической связи. Валентность и её виды. Пространственное строение молекул, гибридизация. | ||
Основные понятия и определения. | ||
Классы неорганических соединений. Строение вещества. | ||
3 | Растворы неэлектролитов, способы выражения концентрации растворов. Растворы электролитов, закон разбавления Оствальда, изатонический коэффициент, произведение растворимости. Получение и свойства коллоидных растворов. Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. Полимерные материалы | |
Растворы и дисперсные системы. Полимеры и олигомеры: 1) Классификация и виды дисперсных систем. Понятие о коллоидных растворах. Получение и свойства коллоидных растворов. 2) Растворы неэлектролитов. Осмос. Закон Рауля и следствия из него. Способы выражения концентрации растворов. 3) Растворы электролитов. Степень и константы диссоциации. Изотонический коэффициент. Сильные и слабые электролиты. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Закон разбавления Оствальда, изотонический коэффициент, произведение растворимости. 4) Понятие полимеров и олигомеров. Методы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации 5) Свойства полимеров. Применение. | ||
Электрохимические системы: 1) Понятие от электродном потенциале. Шкала стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста 2) Химические источники тока. Работа гальванического элемента. Его ЭДС 3) Электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии 4) Электролиз. Анодные и катодные процессы при электролизе. Применение электролиза 5) Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. | ||
Электрохимические системы. | ||
Полимеры. | ||
4 | Гравиметрические и объемные методы анализа. Электрохимические и оптические методы анализа. | |
Предмет аналитической химии: 1) Аналитический сигнал 2) Качественный анализ 3) Количественный анализ | ||
Основные химические и физико-химические методы анализа: 1) Методы обнаружения. Качественные реакции 2) Гравиметрический метод анализа 3) Титриметриметрический анализ 4) Основные принципы физико-химических методов анализа 5) Зависимость определяемой величины от концентрации вещества. Потенциометрия, колориметрия, хроматография и др 6) Физические методы анализа. Области их применения | ||
Химическая идентификация. |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Общая химия: учебное пособие по химии для студентов заочников /Ю.Ф. Мигаль, В.А. Февралева, С.А. Воляник и др; РГУПС -Ростовн/Д, 2009 -80с. (ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
2 | Химия. Учебное пособие для студентов заочной формы обучения /Воляник С.А., Доронькин В.Н. и др., 2016г, 57с. (ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
1 | |
ОПК-2 | + |
ОПК-3 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОПК-2 | 1 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | ||
ОПК-3 | 1 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
контрольные работы предусмотрены для студентов заочной формы обучения:Энергетика химических процессов Скорость реакции и методы её регулирования Химическое равновесие Строение атома и химическая связь Дисперсные системы. Растворы. Окислительно-восстановительные реакции Гальванический элемент и коррозия металлов. Электролиз. Полимеры Химическая идентификация.
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Экзамен. Семестр № 1
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1)Термодинамическая система. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.
2)Изохорные и изобарные процессы и их тепловые эффекты. Экзо- и эндотермические реакции.
3)Термохимические уравнения. Энтальпия образования.
4) Закон Н.И.Гесса и следствия из него.
5) Самопроизвольные и несамопроизвольные процессы. Энтропия.
6) Критерий самопроизвольности протекания процессов в изолированных и неизолированных системах. Энергия Гиббса.
7)Скорость химических реакций в гомогенных и гетерогенных системах.
8)Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс.
9)Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа.
10) Активные молекулы. Энергия активации. Уравнение Аррениуса.
11) Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его условия. Константа равновесия.
12) Принцип Ле Шателье. Влияние концентрации реагентов, давления и температуры на химическое равновесие.
13) Квантово-механическая модель строения атома. Принцип неопределенности Гейзенберга.
14) Квантовые числа, их физический смысл.
15) Волновые свойства электрона. Атомные орбитали.
16)Последовательность заполнения атомных орбиталей в многоэлектронных атомах. Принцип Паули.
17) Последовательность заполнения атомных орбиталей в многоэлектронных атомах. Принцип наименьшей энергии (правила Клечковского).
18) Правило Гунда. Электронные конфигурации валентных подуровней.
19) Периодический закон Д.И.Менделеева.
20) Строение Периодической системы элементов. Периодичность изменения свойств.
21) Изменение окислительно-восстановительных свойств атомов в пределах групп и периодов.
22) Энергия ионизации. Энергия сродства к электрону. Электроотрицательность.
23) Ковалентная химическая связь, её основные характеристики (направленность, насыщаемость).
24) Понятие о гибридизации.
25) Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
26) Разбавленные растворы неэлектролитов. Осмос. Закон Вант-Гоффа. Закон Рауля и следствия из него.
27) Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации и её связь с изотоническим коэффициентом.
28)Константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.
29) Ионное произведение воды. Водородный показатель.
30) Факторы, влияющие на величину электродного потенциала. Ряд стандартных электродных потенциалов. Формула Нернста.
31)Гальванический элемент и его электродвижущая сила.
32) Химическая и электрохимическая коррозия металлов.
33) Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов.
34) Дисперсные и коллоидные системы.
35)Полимеры и олигомеры.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Расcчитать длительность службы металлического оборудования при коррозии.
2) Подобрать полимерные материалы для различных производственных целей.
3)Расcчитать скорости протекания технологических процессов в широком диапазоне внешних условий.
4) Подобрать способы защиты от коррозии различного оборудования в зависимости от природы металлов и окружающей среды.
5) Рассчитать концентрации растворов различными способами.
6) Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Использование количественных методов анализа. Титрование , гравиметрия.
2) Использование качественных методов химического анализа. Качественные реакции.
3) Использование физико-химических методов анализа: потенциометрии, колориметрии, хроматографии.
4) Практическое применение электролиза. Получение катодных покрытий.
5) Получение дисперсных систем применяемых в строительстве.
6) Получение полимерных материалов применяемых в строительстве.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОПК-2 | 1 | 1, 2, 3, 4 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОПК-3 | 1 | 1, 2, 3 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Экзамен (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета). |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Пресс, И. А. Основы общей химии : учебное пособие / И. А. Пресс. — Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-93808-286-1. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
2 | Химия : Учебное пособие / Булгаревич С.Б., Воляник С.А., Доронькин В.Н. и др. РГУПС, Ростов н/Д, 2017. – 110 с. (ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Мигаль, Ю. Ф. Общая и аналитическая химия [Текст] : учеб. пособие для практ. занятий и самостоят. работы. В 2 ч. Ч. 1 / Ю. Ф. Мигаль, С. А. Воляник, М. А. Савенкова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2013. - 85 с. (ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
2 | Доронькин В.Н., Мигаль Ю.Ф., Февралева В.А. Репетиционные тесты по химии: учебное пособие. РГУПС, Ростовн/Д, 2009г., 150с.(ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Воляник С.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Химия". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Лабораторные работы по общей химии: методические указания / Мигаль Ю.Ф., Булгаревич С.Б., Февралева В.А., Савенкова М.А., Доронькин В.Н., Воляник С.А.; Рост.гос.ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. 38 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Общая химия. Учебно-методическое пособие для практических занятий студентов по дисциплине «Химия» Ю.Ф. Мигаль, С.А. Воляник, В.Н. Доронькин и др ; РГУПС. - Ростов н/Д,2017г, 123с. (ЭБС РГУПС) | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);
Лабораторное (научное) оборудование.
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 54938.